Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Музей шоссе Линкольна / Lincoln Highway Experience (проект) Жилой комплекс Дилворт Хаус (проект).




Именной указатель

к конспекту лекций по дисциплине Основы Архитектурно-конструктивного проектирования

1. Хесира, (Хесире)

 
 

Один из первых деятелей, упоминаемых в истории архитектурного творчества. Жил и работал в 28 в до н.э авторитетный жрец, архитектор. Сохранилось его изображение на стенах собственной гробницы.

 

2. Имхотеп

Древнеегипетский зодчий, жрец, медик, 27 в. до н. э. Имхотеп спроектировал первую ступенчатую пирамиду — пирамиду Джосера, а также комплекс архитектурных сооружений, окружающих пирамиду. Имхотеп выступает в качестве основоположника архитектурной традиции всего Древнего царства, строившейся на использовании пирамидальной формы в проектировании царских захоронений. Кроме того, есть основания считать Имхотепа также

 
 

Имхотеп Пирамида Джосера в Саккаре

изобретателем колонны в зодчестве.

3 .Сенмут

 
 

Древнеегипетский архитектор 15 в. до н. э. Служил при дворе царицы Хатшепсут и воздвиг храм, носящий ее имя.

Сенмут Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.

4. Тутмес

 
 

Древнеегипетский скульптор, 14 в. до н. э. "Начальник скульпторов" при дворе фараона Аменхотепа IV. Т. исполнил портреты Аменхотепа IV и его супруги Нефертити.

Тутмес Скульптурный портрет царицы Нефертити

5. Аристид Фиванский

Древнегреческий художник, сын Аристида Старшего, ученик Никомаха, 4 в до н. э. На своих картинах умело передавал чувства и эмоции людей. Написал картины: "Битва с персами" - для элатейского тирана Мнасона, "Разрушенный город и умирающая мать и дитя", увезенную Александром Македонским в Пеллу, "Просящий", "Больной", "Трагический актер с мальчиком", "Тесей и Ариадна", купленную Атталом для Пергама и увезенную впоследствии в Рим, и др. (все произведения мастера известны только по описаниям).

6. Агесандр


Древнегреческий скульптор, 1 в до н. э. В своих работах восхваляет красоту человеческого тела, стремясь в скульптуре передать гибкость и подвижность. Наиболее известны работы: скульптурная группа Лакоон, Афродита Милосская.

Агесандр Лакоон

Агесандр Афродита Милосская

7. Пракситель

Древнегреческий скульптор,4 в до н. э. Автор одной из самых известных женских статуй — статуи Афродитты Книдской (ок. 340 г. до н. э.), греки специально ездили в Книд, чтобы полюбовалься ею. Скульптор изобразил богиню красоты после купания. У ее ног сосуд для воды, в руке — покрывало. Впервые скульптура показывала обнаженное женское тело с таким совершенством, что оно стало эталоном красоты на многие века. Другая работа Праксителя, «Гермес с младенцем Дионисом», сохранилась в оригинале.

 

Пракситель Афродита Книдская

ПраксительГермес, держащий на руках Лисипп Апоксоимен

маленького Диониса

8. Лисипп

Древнегреческий скульптор, 4 в до н. э. Сделал полторы тысячи статуй, но грекам больше других нравился его «Апоксоимен» («обскребывающийся»). Атлет изображен после борьбы, скребком он счищает с себя масло и песок, приставший к телу. Эта скультура по-настоящему объемна. Если смотреть на скульптуру слева, то «Апоксоимен» кажется спокойным и уравновешенным, если справа — то видна некоторая усталость атлета.

9. Иктин

Древнегреческий архитектор 2-й половины 5 в. до н. э. Строил Парфенон (447-438 до н. э.; совместно с Калликратом) и одеон Перикла в Афинах, храм Аполлона в Бассах (около 430 до н. э.), где впервые появляется коринфская капитель и ордер используется в качестве тектонического декора, Телестерион в Элевсие (430-е гг. до н. э.; достроен в конце 5 в. до н.э. в измененном виде). Иктин новаторски применял традиционные средства ордерной архитектуры для создания новых образов. Его архитектуре присущи пластичность органичность соединения дорических и ионических форм.

Иктин Парфенон Иктин План Парфенона

10. Калликрат

Древнегреческий архитектор середины 5 в. до н. э. Построил Парфенон (447—438 до н. э.; совместно с Иктином) и маленький ионический храм Нике Аптерос (проект 449 до н. э., окончен около 420 до н. э.) на Акрополе.

Калликрат Храм Ники Аптерос, Афинский Акрополь Поликлет. Дорифор

 

11. Поликлет

Древнегреческий скульптор, 2-ая половина 5 в. до н. э. Сделал важный шаг в «оживлении» скульптуры. Его «Дорифор» («Копьеносец») стоит легко и непринужденно, держа копье на плече. Поза атлета совершенно естественна. Секрет в том, что Поликлет открыл закон движения тела: если напряжена левая нога, то в движении находится правая рука, и наоборот.

 

 

12. Фидий

Древнегреческий скульптор, 5 в до н. э. Фидий работал над украшением фриза Парфенона, также воздвиг 12-метровую статую богини Афины Парфенос, стоявшую в боьшом зале Парфенона. Лицо и руки богини были выточены из слоновой кости, а одежду и оружие покрывали тонкие золотые пластинки. Позже великолепную статую увезли в Константинополь, где она погибла при пожаре.

Фидий, Статуя Афины Мирон, Дискобол Мнезикл,Пропилеи Афинского Акрополя

Парфенос

13. Мирон

Древнегреческий скульптор, 5 в. до н. э. В статуе «Дискобол» Мирон мастерски передает движение, скульптору удалось запечатлеть момент равновесия, показав в неподвижной статуе две фазы движения: предшествующую и будущую, диск вот-вот вырвется из рук атлета. Творчество Мирона было целиком подчинено основной идее греческого скульптурного искусства — показывать совершенство человека через гармонию движения человеческого тела.

 

14. Мнезикл

Древнегреческий архитектор, 5 в. до н. э. Мнезикл воздвиг ворота Афинского Акрополя - Пропилеи. Они состояли из крытых глубоких ворот, образующих пять разделенных колоннами проходов, картинной галереи слева и небольшого помещения с правой стороны. К Пропилеям снизу вел широкий подъем без ступеней, по которому двигалась торжественная процессия в день праздника Великих Панафиней. Не имела ступеней и широкая средняя часть ворот, служившая для проезда колесниц и всадников. Лестницы существовали лишь в боковых проходах. Мнезикл впервые смело совместил в своей постройке дорический и ионический ордера. Торжественность и внушительность внешних дорических колонн открывалась глазам подходящего к Пропилеям человека. Но, войдя под кровлю ворот, он оказывался среди изящных и легких ионических. Чтобы сгладить переход от одного ордера к другому, зодчий в основании дорических колонн сделал квадратные выступы, напоминающие базы. Введением ионического ордера он усложнил и обогатил впечатление от архитектурного образа Пропилеи. Разные размеры колонн дорического ордера — крупных в центре Пропилеи и небольших в боковых частях — также помогают разнообразию.

 

15. Витрувий Поллион

Римский архитектор, инженер, теоретик архитектуры второй половины 1 века до н. э. Трактат «Десять книг об архитектуре» является единственной сохранившейся античной работой об архитектуре и по свидетельству самого Витрувия на тот момент единственной книгой об архитектуре на латыни. Автор обобщил в трактате опыт греческого и римского зодчества, рассмотрел комплекс сопутствующих градостроительных, инженерно-технических вопросов и принципов художественного восприятия. Витрувий первый из теоретиков архитектуры высказал теорию о возникновении архитектуры. Он поставил проблему золотой середины между теорией и практикой, описал основные понятия эстетики, описал соответствие масштабов здания масштабу человека. Это теория более-менее удержалась до 19 в. Ветрувию принадлежит формула архитектуры: «Польза, прочность, красота».

Леонардо да Винчи. Человек по Витрувию

16. Виньела, Джачинта -архитектор, теоретик архитектуры Ренессанса

(середина 16 в.), автор трактата о пяти ордерах

17. Альберти Леон Батиста -теоретик и видный деятель архитектуры

Ренессанса

18. Палладио, Андреа -теоретик и видный деятель архитектуры

Ренессанса

19. Сансовино - теоретик и видный деятель архитектуры

Ренессанса

20. Аполлодор Дамасский

Древнеримский архитектор, 1 в. до н. э. Известен как автор Пантеона — храма всех богов в Риме. В своей архитектуре одним из первых использовал купольные перекрытия и арки в качестве несущих конструкций.

Аполлодрр Дамасский. Пантеон в Риме, внешний вид Аполлодор Дамасский. Пантеон в Риме, интерьер

21. Исидор из Милета (работал вместе с Анфимием из Тралл)

22. Анфимий из Тралл

Византийские архитекторы, воздвигшие Храм Святой Софии в Константинополе 532-537 гг. Храм представляет собой новый вид храма — купольную базилику, этот тип храма оказывается более вместительным и приспособленным к многосложной церковной обрядовости. Здесь находят воплощение две идеи: могущество христианства и зависимость церкви от императорской власти. Византийские храмы предназначались для молитвы верующих, поэтому главным становится внутреннее убранство помещений.

Исидор из Милета и Анфимий из Тралл. Храм Святой Софии в Стамбуле Исидор из Милета и Анфимий из

Тралл. Храм Святой Софии,

интерьер.

23. Браманте - архитектор итальянского Возрождения

24. Фиорованте А. - византийский архитектор, автор

Успенского собора в Москве (в Кремле), 15 век

25. Микелоцци -архитектор периода Возрождения, автор ряда

дворцовых зданий в Византии

26. Постник, Барма

27. Виньола, Джакомо

Архитектор из Болоньи, 1507-1573 гг. Его центральные произведения — церковь Иль-Джезу в Риме и вилла Фарнезе в Капрароле — открыли путь к формированию стиля барокко. На протяжении трёхсот лет европейские архитекторы изучали ордерную систему по трактату Виньолы «Правила пяти ордеров архитектуры» (1562).

Виньола. Церковь Иль-Джезу в Риме Альберти. Палаццо Ручеллаи во Флоренции

28. Альберти Леон Батиста

1404-1472 гг. итальянский ученый, гуманист писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения. Альберти первым связно изложил математические основы учения о перпективе. Как первый теоретик итальянского искусства Возрождения известен сочинением «Десять книг о зодчестве» (1452), и небольшим латинским трактатом «О статуе» (1464).

Альберти-архитектор оказал большое воздействие на формирование стиля Высокого Возрождения. Вслед за Филиппо Брунеллески развивал античные мотивы в архитектуре. По его проектам был построен палаццо Ручеллаи во Флоренции (1446—1451).

 

29. Палладио Андреа

1508-1580 гг. великий итальянский архитектор позднего Возрождения. Основоположник палладианства и классицизма. Как теоретик архитектуры Палладио написал ряд литературных произведений: «Римские древности» — своеобразный путеводитель по римским руинам; «Четыре книги об архитектуре» и др., что сделало классический язык архитектуры общедоступным и универсальным, и сыграло исключительную роль в развитии архитектурных идей барокко и классицизма в 17 и 18 вв.

Как архитектор воздвиг множество вилл, общественных и религиозных строений близ Венеции: вилла Ротонда, собор Сан-Джоржо Маджоре и др.

Палладио. Собор Сан-Джоржо Маджоре в Венеции Палладио. Вилла Ротонда близ Венеци

30. Сансовино

Скульптор и архитектор эпохи Высокого Возрождения, 1486-1570 гг. Внес особый вклад в современный облик Венеции: создал статуи Марса и Нептуна для Дворца Дожей, библиотеку и лоджетту на площади Сан-Марко.

Сансовино. Лоджетта на площади Сан-Марко в Венеции

31. Браманте

Крупнейший представитель архитектуры Высокого Возрождения, 1444-1514 гг. Начал строительство собора Святого Петра в Ватикане. Другие выдающиеся работы Браманте — круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта-Мария-делла-Паче и фасад палаццо Канчеллерия (1499—1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме.

Браманте. Двор палаццо Канчеллерия в Риме

32. Микелоццо

1396—1472 гг., итальянский архитектор и скульптор эпохи Раннего Возрождения. Создал классические типы итальянского дворца — монументального здания с аркадным внутренним двором и ордерным декором на фасадах: Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции (1444—1460); построил ряд вилл вблизи Флоренции.

Микелоццо. Дворец Медичи-Риккарди Микелоццо. Дворец Медичи-Риккарди, внутрений двор.

33. Фиораванти, Аристотель

Византийский архитектор, 15 в. Стоил в Риме, Болоньи, Милане. Был приглашен в Москву для строительства Успенского собора в Кремле. Собор считают синтезом двух культур — русской и итальянской. Приняв древний тип русского пятиглавого крестово-купольного храма как канон, Фиораванти отмечает его чертами этетики итальянского Ренессанса. Здесь нет характерного для итальянской архитектуры декорирования орденами, напротив, почерпнутые из владимирских храмов украшения в виде аркатурно-колончатых поясов. Успенский собор — усыпальница русских царей.

Фиораванте. Успенский собор в Москве Постник и Барма. Храм Василия Блаженного в

Московском Кремле

34. Постник и Барма

Русские зодчие, 16 в. Создатели Покровского собора в Московском Кремле (Храма Василия Блаженного). Собор был основан в честь победы войска Ивана Грозного под Казанью в 1552 г. В строительстве собора использованы только два материала: кирпич и белый камень. Богатство облика и разноцветье куполов достигается применением пяти профилей в обработке кирпича. В 17 в. храм был расписан красками, каким и дошел до нас.

35. Еропкин Петр Михайлович

1698-1740 гг. Русский архитектор, в 1716-1724 гг. обучался в Италии. С 1737 был главным архитектором «Комиссии о Санкт-Петербургском строении». Руководил составлением генерального плана Петербурга, разработал проекты планировки и застройки его центральных районов, закрепив три главных лучевых проспекта, и наметил пути дальнейшего развития города. По проектам Еропкина были позднее возведены: Лютеранская церковь (Кирочная д. 8), каменные палаты Волынского и знаменитый Ледяной дом.

Еропкин П. М. План Петербурга

36. Жан-Батист Леблон

Французский архитектор и мастер садово-парковой архитектуры, 1679-1719 гг. С 1716 г. и до смерти— главный архитектор Санкт-Петербурга, автор Генерального плана 1717 года и «образцовых» домов, принимал участие в строительстве и обустройстве парка в Петергофе.

Леблон.Чертеж «образцового» дома

37. Киавери

1689—1770 гг., итал. архитектор, работал в России с 1718 по 1727. Его творчество относилось к периоду позднего барокко. Киавери сыграл решающую роль в возведении здания Кунсткамеры на стрелке Васильевского о-ва (1724—27). Вследствие использования некачественных материалов своды и стены башни в центре здания грозили обрушиться. Киавери разобрал почти достроенную башню до фундамента и по своему проекту выстроил заново, благодаря чему здание сохранилось до нашего времени.

38. Матарнови

Работавший в Петербурге немецкий архитектор и скульптор, 18 в. В 1718 году Маттарнови приступил к постройке Кунскамеры, которое после его смерти продолжили другие архитекторы. Участвовал в строительстве и отделке Меньшиковского дворца, а также Летнего Дворца Петра I в Летнем саду.

Маттарнови Г. И. Здание Кунскамеры в Петербурге Растрелли Ф. Б. Смольный собор

39. Растрелли, Бартоломео

1700 — 1771 гг., русский архитектор, итальянец по происхождению, глава русского барокко середины 18 в. Автор множества построек Петербурга и пригородов: в 1747-1752 гг. работал над постройкой Большого дворца в Петергофе, перестроил также Большой (Екатерининский) дворец (1752-1757) в Царском Селе, венчают творчество Растрелли Смольный монастырь (1748-1754) и Зимний дворец (1754-1762) в Петербурге, которые он задумал как грандиозные, замкнутые в себе городские ансамбли.

 

Растрелли Ф. Б. Зимний дворец

40. Трезини, Доменико

1670-1734 гг., русский архитектор, швейцарец по происхождению. С 1703 г. работал в России. По проектам Трезини заложены Кронштадт и Александро-Невская лавра. Крупнейшие сооружения: Петропавловский собор и Петровские ворота в крепости, здание Двенадцати коллегий (совместно с Земцовым М. Г.). Постройки Трезини отличаются чёткостью планов, скромным декоративным убранством, сочетанием строгих ордерных элементов с барочными деталями.

Трезини. Петропавловский собор

41. Чевакинский Савва Иванович

1709-1774(1780) гг. Русский архитектор, яркий представитель Петровского барокко. При императрице Елизавете Петровне был назначен генеральным архитектором Царского Села, работал над перестройкой Кунскамеры, начал строительство проекта Новой Голландии, автор особняка Шереметевых на Фонтанке, Итальянского дома. Наиболее выдающаяся работа архитектора — Никольский морской собор (1753-1762 гг.)

Чевакинский С. И. Никольский собор Валлен Деламот. Арка Новой Голландии

в Санкт-Петербурге

42. Валлен Деламот

1729 -1800 гг., французский архитектор, первый профессор зодчества в Петербургской Академии Художеств. Является основоположником русского классицизма. Деламот, приехавший из Франции, обогатил Петербург крупнейшим торговым зданием - Гостиным двором на углу Невского проспекта и Садовой улицы. Величественную арку складов на острове Новая Голландия также возвел Деламот. Этот шедевр запечатлен во многих произведениях петербургских художников, как один из символов города. Малый Эрмитаж на Невском проспекте 32-34,костел Святой Екатерины с огромной аркой, начатой Деламотом и вершенный Ринальди.

 

43. Тома де Томон

1760-1813гг., русский архитектор. Француз по происхождению. Академик петербургской Академии Художеств (1800). В своих произведениях Тома де Томон творчески перерабатывал приёмы античного зодчества на основе традиций русского классицизма. Для произведений характерны подчёркнуто укрупнённые формы, придающие сооружениям мощь и монументальность, строгая простота объёмно-пространственных решений, лаконизм декоративной обработки фасадов и интерьеров. Работы: амбары Сального Буяна (1805—18; не сохранились), Биржа (1805—1810) в Петербурге; мавзолей в Павловске (1805—1808), Колонна Славы в Полтаве (бронза, гранит, 1811; скульптор Ф. Ф. Щедрин), госпиталь в Одессе (1806—1821), образцовые (типовые) проекты казённых и жилых зданий для городов России (1806—1807).

Тома де Томон. Здание Биржи в Санкт-Петербурге Тома де Томон. Мавзолей в Павловске

44. Карл Иванович Росси

1775-1849 гг. русский архитектор, представитель позднего русского ампира в архитектуре. Создал первые примеры открытых, тесно связанных с общей планировкой города архитектурных ансамблей. Подчёркнуто триумфальный характер сооружений Р. отражал патриотические идеи величия России — победительницы в Отечественной войне 1812.

После сооружения живописного дворцово-паркового комплекса на Елагином острове (1818—22) Росси осуществил строительство величественного Михайловского дворца (1819—25; ныне здание Русского музея) и торжественного ансамбля Михайловской площади (ныне Площадь Искусств), и Михайловской улицы, соединяющей её с Невским проспектом. В 1819—29 Р. возвёл ансамбль Главного штаба, смело решив трудную композиционную и планировочную задачу и создав триумфальный въезд на Дворцовую площадь: Росси изменил направление Морской улицы, ориентировал её на центр Зимнего дворца и перекрыл мощной двойной аркой. В 1816—34 создал один из наиболее значительных ансамблей Петербурга, возникший в связи с постройкой Александрийского театра, и состоящий из Театральной улицы (ныне улица Зодчего Росси) и двух прилежащих площадей. Отличающиеся грандиозным размахом, ясностью объёмно-пространственной композиции, разнообразием и органичностью решений, петербургские ансамбли Р. составили вершину градостроительного искусства русского классицизма.

Росси К. И. Александрийский театр в Санкт-Петербурге

Росси К. И. Русский музей в Санкт-Петербурге

45. Джакомо Кваренги

Русский архитектор, представитель классицизма, работавший в духе палладианства. Первая работа Кваренги — здание Английского дворца в Петергофе. В Санкт-Петербурге Кваренги построил здания Эрмитажного театра (1783—1787), Академии наук (1783—1785), Мариинская больница для бедных (1803—1805), здания Екатерининского института благородных девиц (1804—1807) и Смольного института благородных девиц (1806—1808).

 

Кваренги Дж. Академия Наук

46. Антонио Ринальди

Итальянский архитектор, работавший в России с 1751 г. В 1768 году Ринальди начинает строить Мраморный дворец. Заканчивает его он к 1785 году. Одновременно с Мраморным дворцом архитектор строил дворец в Гатчине (для графа Орлова). Совместно с Валлен Деламотом строит костел святой Екатеригы на Невском проспекте. На всех зданиях спроектированных Антонио Ринальди можно увидеть его фирменный автограф - скрещённые пальмовая и лавровая ветви. Примечательной особенностью в его работе является использование редко применяемых в оформлении зданий материалов. Так при строительстве Мраморного дворца он использовал русский мрамор добываемый в карьерах близ Ладожского и Онежского озёр. При постройке дворца в Гатчине был применён пудожский известняк, что придало строению оригинальный запоминающийся облик.

Ринальди А. Мраморный дворец

 

47. Стасов Василий Петрович

1769-1848 гг., русский архитектор, основоположник русского стиля в архитектуре. Постройки Стасова отличаются представительностью, торжественностью архитектурных форм. Развивая идеи русского ампира, Стасов часто обращался к строгим формам дорического ордера. Наиболее известны его петербургские работы: Троице-Измайловский собор, Нарвские триумфальные ворота, Московские триумфальные ворота, также комплекс зданий Академии Наук на Васильевском острове.

Стасов В. П. Троице-Измайловский собор Стасов В. П. Московские триумфальные ворота

48. Старов Иван Егорович

1745-1808 гг., русский архитектор, выпускник Академии Художеств, представитель среднего классицизма. В 1776-1790 годах Иван Старов занимался строительством нового Свято-Троицкого собора в Александро-Невском монастыре. В 1782 году для князя Потёмкина он начал строительство Таврического дворца. С 1786 года Старов являлся главным архитектором "Конторы строений Её Императорского Величества домов и садов".

Старов И. Е. Таврический дворец Захаров А. Д. Адмиралтейство в Петербурге

49. Захаров Андреян Дмитриевич

1761-1811 гг., русский архитектор, студент, позднее преподаватель Академии Художеств. В 1805 году Александр I назначил Захарова главным архитектором Адмиралтейств-коллегии. Благодаря этому назначению зодчий смог создать своё самое известное здание в Санкт-Петербурге - здание Адмиралтейство. Оно стало единственным сооружением архитектора, дошедшим до наших дней без изменений. В этой же должности архитектор создал ряд проектов для Кронштадта, в том числе Андреевского собора.

50. Воронихин Андрей Никифорович

1759-1816 гг., русский архитектор. К работам Воронихина относятся здание Горного Университета, Строгановские дачи и Казанский собор, здание которого имеет огромное градостроительное значение. Это необычное для русской архитектуры здание трехнефной базилики с куполом на среднокрестии. Купол победно возвышается над центральным портиком, а многоколонные крылья охватывают и формируют предхрамовую площадь, раскрытую на проспект.

Воронихин А. Н. Казанский собор

51. Монферран Огюст

1786 — 1858 гг., русский архитектор, представитель русского классицизма, ампира. Наиболее значительные произведения: второй проект Исаакиевского собора и Александрийская колонна на Дворцовой площади.

Воронихин А. Н. Казанский собор, план Монферран О. Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

52. Тон Константин Андреевич

1794-1881 гг., русский архитектор. Автор многочисленных архитектурных проектов во многих городах России, придворный архитектор Николая I, ректор Императорской Академии Художеств. Особенно он известен своими работами в Санкт-Петербурге и в Московском Кремле, и своим главным детищем — храмом Христа Спасителя в Москве.

Тон К. А. Храм Христа Спасителя в Москве

53. Штакеншнейдер Андрей Иванович

1802-1865 гг., русский архитектор. Многочисленные произведения Штакеншнейдера очень разнообразны в отношении стилей, которые он, однако, не соблюдал в полной строгости, внося в них, с целью достижения пущей роскоши, произвольные изменения и прибавки, эклетически смешивая. Наиболее известные работы: Мариинский дворец, Ново-Михайловский дворец, дворец Белосельских-Белозерских.

Штакеншнейдер А. И. Дворец Белосельских-Белозерских

54. Шехтель, Федор (Франц) Осипович

1859-1926 гг., русский архитектор, представитель нового модерна в русской архитектуре. Спроектированный им особняк Рябушинского (1910) стал своеобразным «архитектурным манифестом», провозгласившим новый стиль в России. Этот особняк не имеет прообраза в предыдущей архитектуре. Не менее известная работа — Ярославский вокзал в Москве.

Шехтель Ф.О. Особняк Рябушинского в Москве

55. Шретер

1839-1901 гг., русский архитектор немецкого происхождения, профессор Института Гражданских Инженеров. Представитель рационального направления эклектики. Зарекомендовал себя добросовестным мастером, стремящимся «строить солидно, а вместе с тем экономно». Кроме постройки многих частных домов, в которых он первый в России стал облицовывать фасады, без штукатурки, обожжённым в сильном огне кирпичом и естественным камнем («кирпичный стиль»), им проявлена обширная деятельность по разным другим строительным предприятиям. Он принимал большое участие в сооружении дворца великого князя Владимира Александровича (ныне Дом учёных). В 1887 году Шретер построил здание «Русского для внешней торговли банка» (Б. Морская ул., 32).

Шретер. Здание банка на Большой Морской

56. Щуко, Владимир Алексеевич

Русский и советский архитектор, 1878-1839 гг., академик. Автор многих доходных домов в Петербурге, автор русских павильонов в Риме и Турине, церквей, пропилеи у Смольного и др.

57. Гельфрейх Владимир Алексеевич

1885-1967 гг., советский архитектор, Герой Социалистического Труда (1965). Учился в петербургской АХ (1906—14). Будучи студентом, начал работать с В. А. Щуко, а с 1918 до 1939 они выступают как соавторы ряда общественных сооружений в Ленинграде (пропилеи у Смольного, 1923—25), Москве (новое здание Библиотеки СССР им. В. И. Ленина, 1928—40). Участвовал в строительстве сталинских высоток, вместе с Минкусом построил здание Министерства иностранных дел в Москве.

Гельфрейх и Минкус. Здание МИД в Москве

58. Щусев, Александр

Русский и советский архитектор, 1873-1949 гг., автор Казанского вокзала в Москве, Мавзолея Ленина, многих культовых зданий.

Щусев А. В. Казанский вокзал в Москве

 

 

59. Косяков Василий Антонович

(1862—1921) Архитектор (гражданский инженер), художник, педагог, директор Института гражданских инженеров (1905—1921), строитель соборов в Санкт-Петербурге, Кронштадте, Петергофе и др. Проектировал в византийском и псевдорусском стиле. Развил тип однокупольного византийского храма с четырьмя апсидами, использованный им во многих постройках.

Косяков В. А. Морской собор в Кронштадте

60. Лидваль Федор Иванович (Фредрик) Иванович

(1870 – 1945) Русский архитектор, швед по происхождению. Учился в петербургской АХ (1890—96) у Л. Н. Бенуа. Академик архитектуры (1909). Работал главным образом в Петербурге; после 1917 уехал в Швецию. С начала 1900-х гг., избрав близкий к северно-европейскому вариант стиля "модерн", строил доходные дома и банки. Постройки этого периода отличаются тонким фактурно-цветовым сопоставлением различных материалов, общей живописностью объёмно-пространственной композиции, удобной планировкой помещений [жилой дом на Кировском проспекте, см. ст. Ленинград,; дома на улицах Желябова и Софьи Перовской] В сооружениях конца 1900—10-х гг., знаменующих переход к неоклассицизму, использовал декоративные мотивы ренессанса и отчасти русского классицизма, свободно их варьируя и сохраняя свойственную позднему "модерну" графичность и лёгкость архитектурных деталей (Азовско-Донской банк, ныне Центральный телефонный переговорный пункт, 1907—09; гостиница "Астория", 1910—14; бывший дом Нобеля на улице Карла Маркса, начало 1910-х гг.).

 

Доходный дом И. Б. Линдваль Доходный дом Э. Л. Нобеля, Лесной пр. Толстовский дом,

Каменноостровский проспект фасад на Фонанку

 

 

Толстовский дом, улица Рубинштейна Фрагмент дома, улица Рубинштейна

61. Алексе́й Фёдорович Бубы́рь

16 марта 1876 года, деревня Алексеевка Павлоградского уезда Екатеринославской губернии — 1919 год, Украина) — русский архитектор, гражданский инженер, представитель русского (северного) модерна. Автор гражданских и промышленных зданий в Санкт-Петербурге, Ревеле и Сочи, а также ряда конкурсных проектов. Работал с Н. В. Васильевым и Л. А. Ильиным.

Бубырь является автором таких зданий, как доходный дом Латышской церкви (Загородный пр., 64, 1910—1912), доходный дом Визлер (Ковенский пер., 23, 1911—1912), доходный дом Капустина (наб. р. Фонтанки, 159, 1910—1912), доходный дом Багровой (Заячий пер., 6, 1912), доходный дом (ул. Марата, 30, 1912—1915), жилой комплекс Бассейного товарищества собственных квартир (ул. Некрасова, 58-60, 1912—1914), дом Р. А. Дидерихса (Большой пр. ПС, 104, 1912—1914), здания Главной палаты мер и весов (Московский пр., 19, 1913—1914).

 

 

 

 

 

62. Васильев Николай Васильевич

В сентябре 1896 года он поступил в Институт гражданских инженеров. Во время учёбы Васильев достигал заметных успехов. В 1899 году его наградили "премией имени инженера-архитектора Н. А. Курвоазье за лучший проект по сельскохозяйственной архитектуре. В 1901 году при выпуске из Института Николай Васильев получил серебряную медаль. По окончании Института гражданских инженеров Николай Васильев поступил в мастерскую Л. Н. Бенуа, из которой в 1904 году был выпущен со званием художника-архитектора. В 1906 году вместе с А. Ф. Бубырём зодчий построил собственный доходный дом А. Ф. Бубыря (Стремянная ул., 11). В дальнейшем эти архитекторы неоднократно работали вместе.

Васильев построил "Новый Пассаж" на Литейном проспекте (дом №51). Это торговое здание стало единственной постройкой, созданной архитектором за время его службы в Канцелярии по учреждениям императрицы Марии.

 

63. Бенуа Николай Леонтьевич (1813–1898)

Профессор архитектуры, архитектор Высочайшего Двора. Родился в Петербурге, первоначально обучался в Петропавловской школе, а в 1827 году был принят в Академию художеств по классу архитектуры на казенный счет. Через 9 лет окончил курс по первому разряду, был удостоен большой золотой медали за проект училища правоведения, что давало право на пенсионерскую поездку за границу.

Три года Николай Леонтьевич работал чертежником у профессора К.А.Тона, сначала в Петербурге, а затем в Москве при сооружении храма Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца и Малого театра.

Построил в Петергофе ряд сооружений (придворные конюшни, вокзал, фрейлинский дом, почту), Летний театр в Павловске, церковь «Крылечко» в Успенском монастыре (Тихвин), католическую церковь на кладбище Выборгской стороны, частные дома в столице.

Из его работ в России следует отметить церковь в имении графини Шереметевой в селе Высоком, Смоленской губернии, швейцарский домик в Кускове.

После постройки петергофских конюшен Бенуа был назначен архитектором Петергофа, а спустя два года – членом общего присутствия правления 1-го округа путей сообщения и архитектором Министерства государственных имуще

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...