Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таможенно-правовые нормы и отношения

Норма таможенного права - это установленное или санкционированное государством правило, направленное на регулирование отношений в сфере таможенного дела. Необходимо, чтобы нормы таможенного права обеспечивали интересы участников таможенно-правовых отношений, в том числе внешнеэкономических отношений, и государства.

Как и любым правовым нормам, нормам таможенного права характерны следующие признаки:

1) исключительной юрисдикции Донецкой Народной Республики на ее таможенной территории;

2) законности;

3) признания равенства и правомерности интересов всех субъектов хозяйствования, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также граждан;

4) гласности;

5) исключительной компетенции;

6) равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод;

7) единства системы таможенных органов и централизованного руководства;

8) профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов;

9) единообразия правоприменительной практики при проведении таможенного контроля;

10) совершенствования таможенного контроля, внедренияпрогрессивных методов таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах - торговых партнерах Донецкой Народной Республики.

Любая правовая норма отличается единством, целостностью и неделимостью. Для нее характерна особая структура, т. е. специфическая компоновка содержания, связь и соотношение ее элементов. Структура таможенно-правовых норм традиционна и содержит три самостоятельных элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию.

Правоотношения в сфере таможенного дела регулируются нормами различной право-отраслевой принадлежности — нормами конституционного, административного, гражданского, уголовного и ряда других отраслей.

Таможенно-правовые нормы различны по своей предметной направленности. По этому критерию они подразделяются на материальные нормы и нормы процессуальные. Материальные таможенно-правовые нормы (их большинство) закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность субъектов таможенно-правовых отношений. Процессуальные таможенно-правовые нормы определяют порядок и условия реализации прав, обязанностей и ответственности участников таможенно-правовых отношений, установленных нормами материального таможенного права.

Действие норм таможенного права Донецкой Народной Республики по кругу лиц предопределено, по существу, территориальным аспектом их действия.

Иными словами, нормы таможенного права распространяются на всех лиц, находящихся на таможенной территории Донецкой Народной Республики, где они действуют, а в ряде случаев — и на лиц, находящихся за пределами этой территории. Исключение составляют лишь случаи, прямо оговоренные в законе. Так, например, в определенной части нормы таможенного права не распространяются на лиц, обладающих иммунитетами. Под иммунитетами в таможенном праве понимаются изъятия определенного рода лиц и их имущества из сферы принудительного воздействия со стороны таможенных органов ДНР.

Таможенно-правовые отношения — это урегулированные таможенно-правовыми нормами общественные отношения, стороны которых выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных таможенно-правовыми нормами.

Таможенно-правовые отношения являются разновидностью управленческих отношений, основываются на принципах власти и подчинения и носят публично-правовой характер. Одной стороной этих отношений всегда выступает государство. Участники этих отношений не состоят в юридическом равенстве, которое характерно для гражданско-правовых отношений,

По различным критериям классификации таможенно-правовые отношения следует подразделять: на материальные и процессуальные; на первичные и вторичные; на возникающие в момент, до и после фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; на порождаемые правомерными и неправомерными фактами; и на иные виды.

 

          2.2. Система и источники таможенного права ДНР

Таможенная политика Донецкой Народной Республики представляет собой систему принципов и направлений деятельности в сфере обеспечения своих экономических интересов и безопасности с помощью таможенно-тарифных и нетарифных мероприятий регулирования внешней торговли, а также посредством применения мер, направленных на борьбу с контрабандой и нарушениями таможенных правил.

Таможенное законодательство Донецкой Народной Республики состоит из Конституции Донецкой Народной Республики, Закона «О таможенном регулировании», иных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики, а также международных договоров Донецкой Народной Республики, регулирующих вопросы осуществления таможенного дела.

Классификацию источников права принято проводить по признакам их правовых свойств — по юридической силе нормативно-правовых актов. В этой связи источники таможенного права можно расположить в следующей последовательности:

— международно-правовые договоры и иные соглашения по таможенному делу, эти акты по юридической силе стоят выше актов внутреннего законодательства Республики;

— Конституция, нормы которой являются нормами прямого действия и закрепляют исходные начала и основные принципы таможенного дела в ДНР;

Ряд статей Конституции ДНР содержит общие нормы, имеющие таможенную направленность. К ним можно отнести следующие:

-о признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

-об официальном опубликовании для всеобщего сведения любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина;

-о праве на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности;

-о запрете экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию;

-об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Многие другие нормы Конституции ДНР, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, которые непосредственно относятся к таможенному регулированию:

-о признании и гарантировании прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики.

Исключительно важное значение для таможенного права имеет положение Закона «О международных договорах Донецкой Народной Республики» (Принят Постановлением Народного Совета 29 июня 2015 года, далее – Закон «О международных договорах») о том, что международные договоры Донецкой Народной Республики наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором Донецкой Народной Республики установлены иные правила, чем предусмотренные действующим законодательством Донецкой Народной Республики, то применяются правила международного договора – ч. 1,2 ст. 4 Закона «О международных договорах».

Положения официально опубликованных международных договоров Донецкой Народной Республики, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Донецкой Народной Республики непосредственно – ч. 3 ст.4 Закона «О международных договорах».

В ст.20 Закона «О международных договорах» разработан порядок присоединения к международным договорам (в том числе к межведомственным) как способ выражения согласия на его обязательность для Донецкой Народной Республики. Данный порядок применяется в случаях, когда Донецкая Народная Республика не участвовала в переговорах в ходе его заключения и не являлась участником договора с самого начала.

В случае если международный договор Донецкой Народной Республики содержит иные правила осуществления таможенного дела по сравнению с теми, которые предусмотрены Законом «О таможенном регулировании», применяются правила соответствующего международного договора Донецкой Народной Республики – данная норма указана в Законе «О таможенном регулировании» в ч. 6 ст.1.

Исходя из этого, можно констатировать, что международные договоры и соглашения, касающиеся таможенных вопросов, являются важнейшими источниками таможенного права ДНР. В настоящее время существует множество международных договоров и соглашений, касающихся таможенных вопросов, среди них особое место занимают таможенные конвенции.

Закон «О таможенном регулировании в Донецкой Народной Республике» №116-IНС от 25 марта 2016 года.

Закон был принят Постановлением Народного Совета 25.03.2016 г., вступил в силу 26.04.2016г. По своему объему состоит из 29 разделов, 48 глав, 436 статей.

Нормы, положения и термины, используемые в Законе, приведены в соответствие с законодательными актами ДНР. В Законе, помимо общих положений, раскрываются понятия и структура таможенных органов ДНР, виды таможенных режимов, а также регулирование вопросов, связанных с применением таможенных режимов, порядок пропуска через таможенную границу ДНР товаров и иных предметов (включая положения о таможенных процедурах и таможенном оформлении). В Законе особое внимание уделено оценочной деятельности для органов доходов и сборов и производства различных видов экспертиз.

До определения общей концепции административного законодательства, порядка практической реализации отдельных положений КоАП, принятия окончательного варианта Кодекса об административных правонарушениях Донецкой Народной Республики, административную ответственность за нарушения таможенных правил устанавливают положения Закона ДНР «О таможенном регулировании» (раздел XXIII).

Следует отметить, что за контрабанду наличных денежных средств и (или) денежных инструментов в крупном, особо крупном размере или группой лиц установлена уголовная ответственность (ст.224 УК ДНР).

Постановлением Совета Министров ДНР №19-29 от 16.10.2015 г. (с изменениями и дополнениями) утверждено Временное положение о таможенном тарифе Донецкой Народной Республики (вступило в силу 01.01.2016 г.). Основной целью данного Положения было установление Таможенного тарифа и определение ставок таможенных пошлин при ввозе на таможенную территорию ДНР субъектами хозяйствования товаров, транспортных средств и иных предметов. В нем урегулированы следующие вопросы: понятие таможенного тарифа, таможенной пошлины, условия освобождения от обложения пошлиной.

Одним из важных вопросов в сфере таможенного дела является государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.

Приказом Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики от 14.12.2016г. №367 утвержден Порядок учета лиц, осуществляющих операции с товарами в таможенных органах Донецкой Народной Республики (с изменениями и дополнениями). Он определяет процедуру постановки на учет лиц, осуществляющих операции с товарами.

19.10.2015 года приказом №370 (с изменениями и дополнениями) Министерства доходов и сборов ДНР утверждено Временное положение «О порядке аккредитации субъектов внешнеэкономической деятельности и регистрации внешнеэкономических договоров (контрактов) субъектов Донецкой Народной Республики». Данное Положение было разработано с целью контроля, осуществляемого над всеми видами внешнеэкономических сделок, в нем определен порядок получения аккредитации субъектов ВЭД и проведение регистрации внешнеэкономических договоров (контрактов).

Кроме вышеуказанных нормативных правовых актов, в ДНР действуют и иные документы, в том числе приказы Министерства доходов и сборов, регулирующие отдельные таможенные нормы.

Временный порядок пропуска грузов, подконтрольных Службе ветеринарно-санитарного контроля и надзора через границу ДНР, утвержден совместным Приказом Министерства агропромышленной политики и продовольствия ДНР и Министерства доходов и сборов ДНР от 23.06.2015 г. №153/205. Данный Порядок регулирует ввоз, вывоз или транзит через территорию ДНР животных, продуктов, сырья животного происхождения и других грузов, подлежащих обязательному ветеринарному контролю.

Временный порядок таможенного контроля и таможенного оформления транспортных средств, перемещаемых гражданами через таможенную границу Донецкой Народной Республики, утвержден Приказом Министерства доходов и сборов ДНР от 14.08.2015 №281 (с изменениями и дополнениями), распространяется на транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Донецкой Народной Республики гражданами, которые не являются субъектами ВЭД, ввозимых для свободного обращения (в том числе с целью разукомплектования на запасные части), а также ввозимые на территорию ДНР и вывозимые за ее пределы (в том числе временно).

Порядок учета лиц, осуществляющих операции с товарами в таможенных органах Донецкой Народной Республики, утвержден Приказом Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики от 14.12.2016 г. № 367 (с изменениями и дополнениями), разработан в соответствии с требованиями Закона ДНР «О таможенном регулировании в Донецкой Народной Республике» и определяет процедуру постановки на учет лиц, осуществляющих операции с товарами. Под учетом лиц понимается комплекс организационно-правовых и контрольно-инспекционных мер, в целях идентификации субъектов хозяйствования, юридических лиц, физических лиц-предпринимателей, перевозчиков, таможенных брокеров, создания базы данных о лицах, осуществляющих операции с товарами и информирования в части своевременного выбора и применения форм и методов таможенного контроля.

Порядок проведения экологического и радиационного контроля таможенными органами в пунктах пропуска, на таможенных постах и в зонах таможенного контроля на территории Донецкой Народной Республики утвержден Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 26.04.2017 № 6-3. Разработано с целью регламентации деятельности таможенных органов и установления общих требований осуществления экологического и радиационного контроля транспортных средств и всех грузов (товаров), средств защиты растений, стимуляторов их роста, удобрений, всех видов диких животных, водных живых ресурсов и растений, зоологических, ботанических, минералогических коллекций, охотничьих трофеев.

Порядок создания и функционирования зон таможенного контроля, утвержден Приказом Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики от 23.11.2016 № 338 (с изменениями и дополнениями). Определяет порядок создания зон таможенного контроля, обозначения границ зоны таможенного контроля, ликвидации зон таможенного контроля, а также режим зоны таможенного контроля.

Приказ «Об утверждении форм процессуальных документов» от 03.05.2016 г. №120.

Приказ «Об утверждении перечня оснований таможенного досмотра и форм актов» от 09.11.2016 г. №326.

Приказ «Об утверждении порядка заполнения и оформления пассажирской таможенной декларации» от 09.11.2016 г. №325 (с изменениями и дополнениями).

Данный перечень актов управления Министерства доходов и сборов не является исчерпывающим.

Необходимо отметить, что в области государственного контроля и надзора за перевозками опасных грузов и редких видов животных и растений существует ряд важных международных соглашений, которые Донецкой Народной Республике еще только предстоит ратифицировать, среди них:

Конвенция о международной торговле дикими видами фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), которая вступила в силу после ратификации десятью государствами 1 июля 1975 г. В настоящее время членами СИТЕС являются более 167 стран. СССР стал стороной Конвенции в 1976 г., Российская Федерация заявила о продолжении выполнения обязательств бывшего СССР в части выполнения СИТЕС с 1 января 1992 г.

"Базельская конвенция «О контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением". В 1997г. Конвенцию ратифицировало уже 110 государств, включая Россию.

Комплексный характер таможенного права обусловливает использование отдельных норм, которые содержатся в актах иных отраслей права. Так обстоит дело с ответственностью за преступления в таможенной сфере, ответственность за совершение которых предусмотрена Уголовным кодексом (УК) ДНР.

Так, УК устанавливает следующие составы преступлений, связанных с перемещениями наличных денежных средств, наркотиков, оружия, боеприпасов и т.д.:

- контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов;

- незаконные экспорт из Донецкой Народной Республики или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники;

- невозвращение на территорию Донецкой Народной Республики культурных ценностей;

- уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица.

Постановлением Совета министров Донецкой Народной Республики N2-22 от 27.02.2015 г. «О временном порядке применения на территории Донецкой Народной Республики Кодекса Украины об административных правонарушениях», определено, что до принятия Кодекса об административных правонарушениях Донецкой Народной Республики на территории ДНР применяется Кодекс Украины об административных правонарушениях (КоАПУ), введенный в действие Постановлением Верховного Совета Украинской ССР №8073-10 от 07.12.1984 г. с изменениями и дополнениями, вступившими в силу от 16.11.2013 г., в части, не противоречащей Закону «О таможенном регулировании».

Глава 42 указанного Закона устанавливает административную ответственность за нарушение таможенных правил.

Следует также сказать и о действии таможенного законодательства во времени. Согласно положениям ст. 4 Закона, нормы законов Донецкой Народной Республики, которые смягчают или отменяют ответственность лица за нарушения таможенных правил, предусмотренных настоящим Законом, имеют обратное действие во времени, то есть их нормы распространяются на правонарушения, совершенные до принятия этих законов. Нормы законов Донецкой Народной Республики, которые устанавливают или усиливают ответственность за такие правонарушения, обратного действия во времени не имеют.

Акты таможенного законодательства, согласно ст.2, законы Донецкой Народной Республики, а также нормативные правовые акты Совета Министров Донецкой Народной Республики и республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела, по вопросам таможенного дела, вступают в силу со дня их официального опубликования, если иное не предусмотрено Законом или иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.

Официальным опубликованием нормативного правового акта республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела, по вопросам таможенного дела, после процедуры его обязательной государственной регистрации в республиканском органе исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере юстиции, считается опубликование его полного текста на официальном сайте республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела, если иное не предусмотрено законами Донецкой Народной Республики.

Закон Донецкой Народной Республики или другой нормативный правовой акт по вопросам таможенного дела, который вступает в силу со дня официального опубликования, считается действующим с 00 часов дня, следующего за днем официального опубликования указанного закона Донецкой Народной Республики или нормативного правового акта.

 Если для вступления в силу нормативного правового акта законом Донецкой Народной Республики или другим нормативным правовым актом по вопросам таможенного дела установлен определенный срок со дня его официального опубликования, определенный в днях, этот срок начинается с 00 часов дня, следующего за днем официального опубликования указанного закона или нормативного правового акта, и заканчивается в 24 часа последнего дня соответствующего срока.

 Если день вступления в силу закона Донецкой Народной Республики или другого нормативного правового акта по вопросам таможенного дела определен конкретной датой, этот закон или нормативный правовой акт считается действующим с 00 часов указанной даты.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...