Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Синтаксические средства выразительной речи

Фонетические средства выразительности

 

 

Звукопись Орфоэпия Рифма
Ассонанс Аллитерация Звукоподражание
Созвучие гласных звуков, преимущественно ударных, особенно при неточной рифме. О. весна - без конца и без краю - Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь, принимаю... (А. Блок) /а/ - передает открытость души поэта, устремленной к весне и мечте, подчеркивает бескрайность И веют древними поверьями Ее упругие шелка. (А. Блок) /е/ закрытый гласный передает таинственность, загадочность героини стихотворения. Вид звукописи, где используются особые сочетания согласных звуков. Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой. (А.С. Пушкин) /ш/, /н/ передают звон бокалов и шипенье пунша, усиливают восприятие «картины». Тяжело - звонкое скаканье По потрясенной мостовой. (А.С. Пушкин) /н/ - повтор этого звука напоминает звучание подков скачущего по булыжной мостовой коня. Город грабил, греб, грабастал (В. Маяковский) /г, р/   Подражание звуками явле- ний словами, напоминающими их звучание. Полночной порою в болотной тиши Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. (К.Д. Бальмонт) Слова с шипящими передают шуршание камышей. Я вольный ветер, я вечно вею, Волную волны, лаская ивы, В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею, Лелею травы, лелею нивы. (К.Д. Бальмон) Повторяющиеся согласные создают звуковой образ ветра, его силу.   Наука о правильном произношении. Поэтическая орфоэпия - нормы произношения отдельных слов в поэтическом произведении. По дороге зимней скучной /чн/ Тройка борзая бежит; Колокольчик однозвучный Утомительно гремит (А. С. Пушкин) (Индивидуальные особенности авторского произношения) Гремит музыка полковая (А. С. Пушкин) (Исконное ударение в иноязычном слове под влиянием акцентных норм русского языка переместилось). Фонетические созвучия концов стихов. Я научилась просто, мудро жи ть, Смотреть на небо и молиться Бо гу, И долго перед вечером броди ть, Чтоб утомить ненужную тревог у. (А. Ахматова) Анафора -повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или прозаической фразы. Как ни гнетет рука судьбины, Как ни томит людей обман, Как ни браздят чело морщины... (Ф. Тютчев) Эпифора - повтор одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда. Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

Лексические средства выразительности

Метафора   Метонимия Синекдоха Эпитет Сравнение Олицетворение Гипербола Литота
Перенос свойств одного предмета на другой по принципу сходства или контраста. Бывают простые и развернутые. Простая построена на сближении предметов или явлений по одному какому-либо общему признаку. Нос корабля, заря жизни, говор волн. Эта прядь такая золотая, Разве не от старого огня? (А. Блок) Развернутая построена на различных ассоциациях по сходству.. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. (М.Горький) Пить чашу жизни (М.Лермонтов) Метафора содержит только то, с чем сравнивается. Замена прямого наименования переносным. Основана на взаимосвязи предмета. «Читать Белинского», «все флаги в гости будут к нам», «фарфор и бронза на столе», «Я три тарелки съел» Связываются пары понятий: часть-целое; вещь-материал; содержимое содержащее; носитель, свойства - свойство; творение - творец.   Название части (меньшего) вместо целого (большего) или наоборот. Борода! Что ты все молчишь? (А. П. Чехов) И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. (М. Ю. Лермонтов)   Определение, выделяющее, подчеркивающее один из признаков предмета, явления. И вдруг темнел, переполнялся, бурным. Гремящим шумом Звучный грот. И вспыхивая таким лазурным Огнем его скалистый свод. (И. Бунин) Лес, точно терем, расписной. Лиловый, золотой, багряный. Веселой пестрою стеной Стоит над светлою поляной. (И. Бунин) Голубые сны — божественно--целительное лекарство, пусть и временное. (Г. Троепольский)   Сопоставление двух явлений по сходству и различию: Анчар, как грозный человек (А.С. Пушкин) Раненым медведем мороз дерет. (Н. Асеев) Защурив глаза, я вижу, как в комнату льется солнце; Широкая золотая полоса, похожая на новенькую доску, косо влезает в комнату, и в ней суетятся золотники. (И.С.Шмелев) Правда дороже золота. (Пословица)     Перенос свойств живого на неживое или перенос человеческих свойств на животных. Выжженная солнцем трава глядит уныло, безнадежно: хоть и будет дождь, но уже не зеленеть ей... Лес стоит молча. неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками или ждет чего-то. (А.П. Чехов) На родину тянется туча. Чтобы только поплакать над ней. (А. Фет) Вешних дней минутны грозы, Воздух чист. И., роняют тихо слезы Ароматные цветы Намеренное преувеличение. Прием гиперболы используют в пословицах, поговорках, изречениях, в обрисовке характеров. Стоит лодырь у ворот, Широко разинув рот, И никто не разберет, Где ворота, а где рот. (Частушка) Глаза как блюдце. Редкая птица долетит до середины Днепра. (Н.В. Гоголь) Я видывал, как она косит: что взмах - то готова копна. (Н.А. Некрасова)   Чрезмерное преуменьшение. И шествуя, важно, в спокойствии чином Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах, а сам с ноготок! (Н. А, Некрасов) Мальчик с пальчик.

 

 

Синтаксические средства выразительной речи

 

Риторический вопрос Риторическое восклицание, обращение Синтаксический параллелизм Инверсия Градация Антитеза Оксюморон
Фигура, в которой в форме вопроса содер- жится утверждение. Вопрос не требует ответа. Простят ли чистые герои? Мы их завет не сберегли? (З.Гиппиус) Богатство хорошо иметь; Но должно ль им кому гордиться сметь? В собольей дурака я шубе видел, Который всех людей, гордяся, ненавидел. В ком много гордости, известно то, что тот, Конечно, скот. (А.П. Сумароков) На кого не действует новизна? (А.П. Чехов) Фигура, в которой в форме восклицания содержится утвержде- ние, - риторическое восклицание. О! Как легко! Как грудь свободно дышит! Широкий горизонт расширил душу мне. (А. Майков) То было в утро наших лет- 0 счастие! о слезы! О лес! о жизнь! о солнца свет! О свежий дух берез! (А.К. Толстой) Риторическое обращение фигуры, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, лицу отсутствующему, что усиливает выразительность речи. Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А.С. Пушкин) Друзья мои! Прекрасен наш союз. Он, как душа, неразделим и вечен (А.С.Пушкин) Сходное построение смежных предложений прозаического текста, стихотворных строк. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет. (В.Лебедев-Кумач) Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы. (В. Брюсов) Алмаз шлифуется алмазом, строка диктуется строкой. (С. Поделков) Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок для выразительности речи. 1) = ___ 2) ---управл. ел. 3)ос 4) обр.дейст: др.ч.р. врем. прич., места цели прич. услов. цели уступ. усл. уступ. Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника. привычного к опаснос- тям с детства. (Коптяева) Мы щуку с яиц согнали, мы Волгу толокном замесили. (Салтыков-Щедрин) меры и степени Сначала очень была огорчена. Расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости. Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В. Солоухин) Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека, тебя вижу: бедно, разбросано, неуютно в тебе... (И.В. Гоголь) Милая, добрая, старая, нежная, С думами грустными ты не дружись. (С. Есенин) Противопоставление образов, понятий и т.д. Основана на употреблении антонимов. Смерть и бессмертье, жизнь и погибель и деву и сердцу никто. (М. Лермонтов) Расстаться казалось нам трудно, но встретиться было б трудней. (М. Лермонтов) Мне грустно потому, что весело тебе. (М. Лермонтов) Сочетание, в котором соединяются не совместимые понятия, получается новый смысл. Есть тоска веселая в алостях зари. (С. Есенин) Порой влюбляется он часто в свою нарядную печаль. (М. Лермонтов) Из ненавидящей любви, из преступ- лений, исступлений — возникнет праведная Русь. (М. Волошин)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...