Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические материалы по теме




 

Рис. 21. Схема основных связей в лимбической системе. (А – круг Пейпеца, Б – круг через миндалину, ГТ/МТ – мамиллярные (сосцевидные) тела гипоталамуса, СМ – средний мозг)

 

Занятие 15. физиология базальных ганглиев

Цель занятия

1. Изучить роль различных отделов базальных ганглиев в жизнедеятельности организма.

2. Выявить структурно-функциональные связи базальных гангиев с другими областями мозга.

3. Знать последствия нарушения нормального функционирования базальных ганглиев.

План занятия

1. Вместе с преподавателем разобрать наиболее сложные вопросы и задачи по изучаемой теме.

2. Ответить на вопросы преподавателя.

3. Дать ответы на вопросы тест – карты, решить самостоятельно задачи, предложенные преподавателем.

Основная литература

1. Физиология человека. Указ. соч. С.112-118.

2. Физиология человека /Под. ред. Г.И.Косицкого. Указ. соч. С. 140-142.

3. Общий курс физиологии человека и животных. Указ. соч. С. 228-230.

4. Котляр Б.И., Шульговский В.В. Указ. соч. С 162-167.

5. Смирнов В.М., Яковлев В.Н. Указ.соч. С. 186-190.

6. Шульговский В.В. Указ. соч. С. 148-152.

7. Лекции.

 

Дополнительная литература

1. Костюк П.Г. Физиология центральной нервной системы. Киев. Изд-во «Вища школа». 1977г. 318 с.

2. Леках В.А. Ключ к пониманию физиологии. М.: Едиториал УРСС, 2002. 360 с.

3. Эккерт Р., Рэнделл Д., Огастин Дж. Физиология животных. Механизмы и адаптация. В 2-х т. М.: «Мир». 1991.

 

Методические указания

Необходимо вспомнить расположение всех структур, входящих в состав базальных ганглиев. Обратите внимание на структурно-функциональное взаимодействие базальных ганглиев со средним мозгом, таламусом и корой полушарий. Разобрать значение их в реализации двигательной функции организма.

Время для самоподготовки – 4 часа

Структура темы

1. Функциональные связи базальных ганглиев.

1.1. Связи базальных ганглиев с корой.

1.2. Связь базальных ганглиев с таламусом.

1.3. Связь базальных ганглиев со средним мозгом.

1.4. Связь базальных ганглиев с ретикулярной формацией.

2. Функции отдельных образований базальных ганглиев.

2.1. Функции полосатого тела.

2.1.1. Функции хвостатого ядра.

2.1.2. Функции бледного шара.

2.1.3. Функции скорлупы.

2.2. Функции миндалевидного ядра.

Вопросы для самоконтроля знаний

1. Назовите наиболее древнюю в филогенетическом плане структуру базальных ганглиев.

2. Какие структуры базальных ганглиев входят в состав стриопаллидарной системы?

3. Какие симптомы наблюдаются при повреждении полосатого тела?

4. Каковы причины возникновения болезни Паркинсона?

5. Какая структура базальных ганглиев участвует в формировании саккад?

6. В регуляции каких процессов кроме двигательных участвуют базальные ганглии?

 

Занятие 16. физиология коры больших полушарий

Цель занятия

1. Изучить сложное строение новой шестислойной коры больших полушарий.

2. Выявить структурно-функциональные отличия вторичных и третичных зон коры от первичных.

3. Знать функциональную специфику различных зон коры полушарий большого мозга человека.

План занятия

1. Вместе с преподавателем разобрать наиболее сложные вопросы и задачи по изучаемой теме.

2. Ответить на вопросы преподавателя.

3. Дать ответы на вопросы тест – карты, решить самостоятельно задачи, предложенные преподавателем.

Основная литература

1. Физиология человека. Указ. соч. С. 129-143.

2. Физиология человека /Под. ред. Г.И.Косицкого. Указ. соч. С. 142-148.

3. Общий курс физиологии человека и животных. Указ. соч. С. 231-250.

4. Котляр Б.И., Шульговский В.В. Указ. соч. С 168-184.

5. Смирнов В.М., Яковлев В.Н. Указ.соч. С. 190-208.

6. Шульговский В.В. Указ. соч. С. 59-69, 168-178.

7. Лекции.

 

Дополнительная литература

1. Костюк П.Г. Физиология центральной нервной системы. Киев. Изд-во «Вища школа». 1977г. 318 с.

2. Леках В.А. Ключ к пониманию физиологии. М.: Едиториал УРСС, 2002. 360 с.

3. Эккерт Р., Рэнделл Д., Огастин Дж. Физиология животных. Механизмы и адаптация. В 2-х т. М.: «Мир». 1991.

 

 

Методические указания

Необходимо вспомнить расположение долей, основных борозд и извилин в коре больших полушарий, а также локализацию основных функций в коре. Обратите внимание на структурно-функциональную единицу коры – колонку. Подробно разберите отличия проекционных от ассоциативных зон коры больших полушарий конечного мозга.

Время для самоподготовки – 4 часа

Структура темы

1. Физиологические особенности новой коры больших полушарий.

1.1. Морфофункциональная организация коры больших полушарий.

1.1.1. Строение шестислойной коры (неокортекса).

1.1.1.1. Основные клетки коры и особенности их строения.

1.1.1.2. Колончатая организация коры.

1.1.2. Гистологические особенности отдельных областей коры.

1.1.2.1. Цитоархитектонические карты коры.

1.2. Проекционные и ассоциативные зоны коры.

1.2.1. Функции, расположение и особенности строения первичных сенсорных зон коры.

1.2.2. Функции, расположение и особенности строения первичных моторных зон коры.

1.2.3. Структурно-функциональные особенности и локализация вторичных сенсорных зон коры.

1.2.4. Структурно-функциональные особенности и локализация вторичных моторных зон коры.

1.2.5. Связь моторных и сенсорных зон с чувствительными и двигательными путями.

2. Электрические явления в коре головного мозга.

2.1. Электроэнцефалография.

2.1.1. α-ритм.

2.1.2. β-ритм

2.1.3. Тета-ритм.

2.1.4. Дельта-ритм.

2.2. Метод вызванных потенциалов.

2.2.1. Природа первичного ответа.

2.2.2. Природа вторичного ответа.

2.2.3. Использование метода в исследованиях физиологии высшей нервной деятельности.

Вопросы для самоконтроля знаний

1. Как называется элементарная функциональная единица коры больших полушарий?

2. Чем отличается кора гиппокампа и островковой доли от коры лобных, височных, теменных и затылочных отделов?

3. Что отражает запись электроэнцефалографа?

4. Какой ритм электрических колебаний будет зарегистрирован от головного мозга активно-бодрствующего человека?

5. В чём функциональное отличие первичных зрительных зон от вторичных?

6. Где располагается первичная двигательная зона коры?

7. Какой слой шестислойной коры наиболее выражен в области верхней теменной дольки?

Задачи для самоконтроля

1. Человек упал и ушиб голову. При этом у него «посыпались искры из глаз». На какую часть головы пришелся удар?

2. При регистрации ЭЭГ у человека в одном случае альфа-ритм отсутствовал, в другом он был четко выражен. Как различалась частота пульса в этих двух состояниях?

3. В коре существуют полимодальные нейроны. Они могут отвечать на раздражения разных модальностей, например, зрительное, слуховое, тактильное. Такие нейроны в основном находятся в ассоциативной зоне и осуществляют интегративную функцию. Как установить в эксперименте полимодальность нейрона или группы нейронов?

4. Можно ли зная каковы размеры проекционных зон различных участков тела в соматосенсорной области коры, судить о количестве тактильных рецепторов в этих участках?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...