Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из древнерусской литературы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Казанская средняя общеобразовательная школа

 

Рассмотрено На заседании МО Протокол № ______   _____________2017 г. Согласовано Заместитель директора школы по УР МАОУ Казанская СОШ ________ Барнёва Н.Н. ______________2017 г. Утверждено приказом № __ от_____2017 г.  

 

 

Рабочая программа

Учебного предмета «Литература»

Для 5 класса основного общего образования

Первухиной Елизаветы Васильевны,

Учителя русского языка и литературы

 

 

С. Казанское, 2017 год.

Пояснительная записка

 

Рабочая образовательная программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с:

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2010 года №1897 (редакция от 29.12.2014 года) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

- Основной образовательной программой МАОУ Казанская СОШ;

- Примерной образовательной программой по литературе.

Содержание образования по предмету «Литература»

Введение

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.

Виды деятельности учащихся:

Беседа-дискуссия о роли книги в современной жизни и её месте среди других источников информации. Выразительное чтение статьи учебника «К читателям», беседа «Писатели о роли книги», эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному.

Устное народное творчество

Фольклор — коллективное устное народное творчество.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колы­бельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народ­ное творчество (развитие представлений).

Виды деятельности учащихся:

Актуализация сведений о фольклоре, полученных в начальной школе. Чтение и обсуждение фольклорных произведений. Выявление роли фольклора в жизни наших предков. Сообщения об исполнителях фольклорных произведений.

Актуализация знаний о малых жанрах фольклора, известных из начальной школы. Объяснение происхождения и форм бытования и развития двух основных ветвей словесного искусства – фольклорной и литературной.

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистиче­ские). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неисся­каемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.

Виды деятельности учащихся:

Актуализация полученных в начальной школе представлений о сказках. Чтение статьи учебника «Русские народные сказки». Выделение в ней жанровых особенностей сказок. Групповая работа с иллюстративным материалом из раздела «Продолжаем знакомство с фольклором» по общему плану. Чтение статьи учебника «Жанры народных сказок», толкование структурных элементов сказок. Выразительное чтение сказки. Личное отношение к прочитанному (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения).

Выявление в сказках разных видов художественных образов (образ человека, образ природы, образ животного, образ предмета). Сопоставление вариантов сказок. Презентация и защита собственных иллюстраций к сказке, рецензирование иллюстраций к сказкам из практикума «Читаем, думаем, спорим…».

Устные и письменные сопоставления иллюстраций разных художников к сказкам.

Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Составление характеристики главного героя сказки. Групповые мини-исследования: поиск и изучение слов и выражений, в которых даётся оценка героев. Презентация и защита иллюстраций к сказке.

Составление плана характеристики сказочного героя и рассказ о нём по плану.

Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устные рассказы о собирателях фольклора и о жанровых особенностях сказок. Чтение статьи учебника «Из рассказов о сказочниках». Нравственная оценка героев сказок.

Из древнерусской литературы

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.)

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальные представления).

Виды деятельности учащихся:

Изучение статьи учебника «Из древнерусской литературы». Составление плана статьи с указанием основных этапов развития древнерусской литературы.

Выразительное чтение и пересказ фрагментов летописи. Устное рецензирование выразительного чтения и пересказов одноклассников. Комментирование незнакомых слов и понятий с помощью словарей и справочной литературы. Сопоставление летописного сюжета с иллюстрацией.

Из литературы XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало лите­ратурной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотво­рения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

Виды деятельности учащихся:

Выразительное чтение статей учебника «Михаил Васильевич Ломоносов» и «Сподвижник просвещения».

Устные рассказы о Ломоносове (по группам). Пересказ фрагментов публицистического и научно-популярного текстов. Обсуждение иллюстративного материала к коллективному проекту. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.

Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть). Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Поиск в стихотворении юмористических элементов. Чтение и обсуждение статьи учебника «Роды и жанры литературы».

Из литературы XIX века

Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)

Иван Андреевич Крылов Краткий рассказ о басно­писце (детство, начало литературной деятельности).

«Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представ­лений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литератур­ной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальные пред­ставления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюже­тов, образов и событий народных сказок, мотивы и сю­жеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богаты­рях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Виды деятельности учащихся:

Выразительное чтение басен разных баснописцев. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Чтение и обсуждение статьи учебника «Русские басни». Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Пересказ фрагментов публицистического текста. Сопоставление фрагментов басен с иллюстрациями.

Выразительное чтение басни (в том числе по ролям и наизусть). Составление характеристик героев басни. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Прослушивание и рецензирование актёрского чтения басни. Работа со словарём литературоведческих терминов (басня, аллегория, мораль).

Представление инсценировок по басням Крылова и рецензирование выступлений.

Рецензирование актёрского чтения. Работа со словарём литературоведческих терминов. Выявление основных черт жанра баллады. Выразительное чтение баллады (в том числе наизусть).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Составление плана (цитатного плана) баллады. Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

Изучение статей учебника «Рифма. Способы рифмовки» и «Ритм. Стихотворная и прозаическая речь».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...