Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Альтернативные политические силы




Кроме отмеченных выше политических идеологий, либеральной и социальной, существуют и другие идеологии, пусть и не так широко представленные в настоящее время. Рассмотрим шансы этих идеологий на способность быть глобально-доминирующими.

Идеология национализма, идеи которой обращаются вокруг доминантного положения какой-то нации или народа.

Эта идеология не может быть объединяющей в большинстве государств, так как редко какое государство имеет однородный национальный состав. Эта идеология в силу своей специфики не может быть глобальной. Если данная идеология становится доминирующей в государстве, то это порождает фашиствующее отношение государства к своим соседям. Такой сценарий уже был пройден в 20-м веке, и будем надеяться, что человечество получило к этому иммунитет. Национализм не может стать глобальной доминирующей идеологией.

Фундаментализм на основе какой-либо глобальной религии.

Времена сильного христианского фундаментализма остались глубоко в прошлом. Восточные религии по своей сущности не направлены на глобальное господство. Мусульманский фундаментализм, какой бы силой он не обладал, это удел отдельных государств. Тогда как на мировой арене он встречается со все еще сильным христианством, иными глобальными религиями. Плюс необходимо отметить существование глобального атеизма, сила которого как функция от повышения уровня образованности общества, росла в 20-м веке. Следует отметить, что через знания люди также могут прийти к Богу, однако при этом снижается уровень агрессивности, и человеку становится доступен плюрализм идеологий, а не только фундаментализм одной из выбранных религий.

Идеология бережного отношения к природе, или идеология "зеленых".

Действительно, к природе нужно относиться бережно. Однако, извлечение прибыли какого-либо производства действительно находится в противоречии с требованиями минимизации отрицательного воздействия этого производства на природу. Возросшие требования "зеленых" к воздействию на природу автоматически приводит к выводу производства в местности, где эти требования не действуют.

Кроме того, только глупец может ныне не обращать внимания на реальные экологические проблемы. И получать продукты питания и иные блага цивилизации люди не перестанут. Поэтому "зеленые" занимают такую политическую нишу, которая дает возможность извлекать прибыль и создавать рабочие места. Когда с этим начинаются трудности, власть "зеленых" заканчивается.

Направление трансформации политической парадигмы

Рассмотрим, в какую сторону происходит изменение политической парадигмы.

Обратим внимание на то, кто является основными функционерами в тех или иных основных политических силах. Это члены так называемых "политических элит". Ярко выраженный пример - это российская политическая жизнь, где основную политическую силу представляют чиновники и крупные капиталисты. Аналогичная картина видна и в развитых зарубежных странах.

В США основные политические партии выглядят как клубы по интересам, в которых основными функционерами являются люди, работающие во власти и крупные бизнесмены.

Итак, основные политические силы состоят из групп людей, которые в силу своей профессиональной деятельности и источника доходов заинтересованы в сохранении своей власти, а также, что немалованно, в воспроизводстве этой власти. Для таких людей утрата власти может означать передел собственности, политические и уголовные преследования.

Такие политические силы реализуют авторитарную политическую идеологию. Таких людей можно назвать автократами, а политический режим, ими реализуемый - автократическим, т.е. стремящимся законсервировать свое влияние во власти и не допустить к власти других людей, играющих по иным правилам.

Авторитаризм присущ изначально большинству развивающихся стран, где не существует системы прозрачных "социальных лифтов". А в настоящее время и в политически развитых странах, в связи с утратой основ политического соперничества основных противоборствующих сил, начинают формироваться авторитарные политические системы. Необходимо также отметить, что авторитаризм является исторически опробованной политической системой, и видимо является естественной, а значит генетически обусловленной, формой организации больших человеческих сообществ.

Однако, при условии демонтажа "социальных лифтов" политическая элита с необходимостью будет вырождаться, и в среднесрочной перспективе обязательно утратит главенствующее положение в обществе, возможно в пользу другой авторитарной политической элиты. Если не обеспечит ранее их физическое уничтожение. В этом случае народ ждет невеселая участь.

В 20-м веке, с повсеместным развитием демократических принципов формирования власти (т.е. выборных механизмов с широким или вообще отсутствующим избирательным цензом), появились и стали развиваться политические идеологии и политические силы, построенные на принципе, отличном от авторитарного. Это принцип главенства какой-либо Идеи и стремление улучшить благосостояние либо качество жизни широкого круга граждан с помощью претворения этой Идеи в жизнь.

Авторитарная идеология имеет в качестве Идеи собственное сохранение во власти, а благосостояние или качество жизни должно улучшиться только у ограниченной группы людей - автократов.

Вспомним основные Идеи и политические силы, культивирующие эти Идеи.

1. Коммунизм/социализм. Социалистические и коммунистические партии в государствах по свему миру.

2. Национализм/нацизм/фашизм. Националистические политические движения, как в западных, так и восточных странах.

3. Экологизм. Политические движения в западных странах, где наблюдались реальные экологические проблемы.

4. Политические идеи, основанные на противодействии и отрицании. Например пиратские партии - против копирайта, идея чучхе как изоляционистская идея.

5. Социал-демократические идеи - бОльшая управляемость государства со стороны граждан.

Каждая Идея несет в своей основе некоторую модель, концепцию политического устройства, в той или иной степени детализации и возможной практической реализуемости. Такие политические режимы можно назвать концептуальными, а политическую систему - концептуализмом.

Итак, будущая политическая жизнь видится как противоборство автократии и концептократии. Причем автократическая идеология является более простой, понятной и доступной, а различные конптуалистические идеологии более сложны и идеологически противоречивы между собой. В связи с этим обстоятельством, в парадигме противостояния этих двух политический направлений автократия выглядит заведомо сильнее и жизнеспособнее.

В поисках будущего

Социологические исследования показывают, что молодые люди, молодежь, желают работать чиновниками или хотя-бы в Газпроме. Этот факт демонстрирует признак окончательное формирование автократического круга в нашей стране. Самая большая российская партия практически не имеет внятной идеологии. Увы, единственная идеология данной партии - автократическая. Со всеми вытекающими последствиями.

Но какая идеология, политическая сила сможет сплотить людей, объединить их под своей идеей и направить на решение вызовов нового времени, решение действительно глобальных проблем, самой главной из которых является обеспечение устойчивого развития общества, государства и всего Человечества?

Новая идеология должна удовлетворять требованиям нового времени:

1. Быть концептуалистической, т.е. группироваться вокруг какой-то идеи. Автократическая идеология направлена исключительно внутрь себя и не способна решать реальные серьезные задачи.

2. Иметь объединяющий, а не сегрегационный характер. Дело в том, что сегрегация, в широком смысле этого слова, присутствует практически в любой концептуалистической идеологии. Идеология, претендующая на ведущую роль в будущем, должна быть избавлена от сегрегационной составляющей, хотя бы в своем ядре. Она должна быть по своей сути объединяющей для различных людей, а не разделяющей их. Принцип "разделяй и властвуй" уже не работает в демократической среде.

3. Быть близкой широким слоям населения, а не ограничиваться каким-либо одним социальным классом. Антипример - партия "Яблоко", Демвыбор России, "Союз правых сил".

Следствие из п.2,3 - идеология должна иметь глобальный характер, быть потенциально применимой в совершенно разных странах.

4. Показать людям возможность светлого будущего. Показать путь, пройти по которому человечеству будет под силу. Не должно быть ничего сверхъестественного и утопически-невыполнимого.

Совершенно ясно, что ни одна из ныне существующих идеологий не подходит на роль идеологии будущего.

Источники новой идеологии

В чем может быть найдена основа новой идеологии, каковы ее источники?

В любой экономической формации существуют исходные предпосылки для создания различных благ - товаров и услуг. В любой экономической формации старше традиционного общества с натуральным хозяйством, существует рынок как средство обмена товарами и услугами, и общественное разделение труда для повышения эффективности производства.

Исходные предполылки - это существование средств труда, предметов труда и людей, поставляющих услуги труда. Производные предпосылки - это накопленный капитал для более мобильного обслуживания закупок, и услуги предпринимательства как готовности рисковать при организации процесса производства благ. Все эти предпосылки существовали издревле, были описаны классиками марксизма и служили базой для идеологии коммунизма еще с конца 19 века.

Но какие качественные изменения в процессе производства прошли со времени расцвета марксизма? Существует ли качественное отличие нынешнего производства от производств конца 19 века?

На протяжении 20-го века росла сложность производства. Конечно, и сейчас метла дворника метет таким же образом, и гвозди забиваются молотком. Однако подавляющее большинство производств не смогли бы существовать с технологиями работы вековой давности (напр. хлебопекарни, металлопрокат, не говоря уже об автомобилях или компьютерах). В 20-м веке огромными темпами росла технологическая составляющая практически любого типа производства. Информация, а точнее технология как ее формализованная и адаптированная для производства часть, стала играть в 20-м веке определяющую роль в производстве благ.

Действительно, если есть капитал, средства производства и наемные работники, но нет технологии, либо наемные работники не могут постичь этой технологии, производство блага наладить не получится. Следовательно, не получается извлекать прибыль из всего накопленного, и не получается платить заработную плату наемным работникам.

Технология в 21 веке становится ключевым фактором создания общественно-полезных благ, наравне со средствами производства, накопленными капиталами и рабочей силой.

Несомненно, и до 19 века технологии имели влияние на производственные процессы. Но имеющееся в настоящее время разнообразие и количество потребных технологий не идет ни в какое сравнение с потребностями производства в исторический период нового времени.

Кроме развития технологий, к концу 20-го века произошли 2 очень важных события, влияющие на жизненный цикл технологий и их применение в производстве.

Первое - эволюционное. Решение задач обязательного образования и всеобщей грамотности, которые были инициированы в начале 20-го века, привело к действительному росту средней грамотности. И основная масса населения имеет образование среднее и выше среднего. Заметная часть экономически активного населения имеет высшее образование. Широким массам населения, в силу образованности, технологии стали доступны для применения.

Второе - революционное. Буквально в последнем десятилетии 20-го века сформировался феномен глобальной информационной сети - Интернет, с ее феноменальной возможностью практически мгновенного (дни) и безграничного распространения информации, включая и технологии.

Дадим определение технологии: Технология - это знания, применяемые человеком для совершения процесса создания продукции, работы, услуги. Без применения технологии будет создан результат труда иного качества или количества (за определенный промежуток времени), либо вообще не будет создан.

Рассмотрим свойства технологии.

1. В отличие от капиталов, денег и трудовых ресурсов технология является копируемой. Практически нет принципиальных трудностей в копировании технологии, аналогичных, например, удвоению капиталов или трудовых ресурсов.

2. Технология появляется от человека, т.е. является продуктом его деятельности. Однако технология является отделяемой от своего автора, в отличие от услуги труда, не отделяемой от самого трудящегося.

3. Технология для своего применения и получения прибыли требует наличия на производстве человека, которому была бы данная технология доступна для понимания и использования.

Итак, эволюционные и революционные изменения в человеческом обществе в течение 20-го века привели к массовому появлению людей, способных создавать новые технологии, а также людей, способных видоизменять и применять их в приложении к конкретным технологическим процессам.

Такие люди могут сказать: "Я знаю как это можно сделать" и "Я могу это сделать". Причем эти люди подтверждают свои слова на практике. Следует отметить, что такой "человек технологический" может быть найден в любой общественно-полезной отрасли, может заниматься любым общественно-полезным занятием.

Человек технологический может быть врачом - он использует технологии для лечения, поэтом - знает как писать стихи, музыкантом - знает как появляется музыка, программистом - знает как научить компьютер работать, химиком - знает как получить нужное вещество, слесарем - знает как соединить две трубы, воспитателем детского сада - знает как помочь ребенку сформироваться человеком.

Человеком технологическим может считаться каждый, кто создает общественно-полезный продукт и привносит в общество что-то новое. Исключение составляют люди, паразитирующие на человеческом сообществе. Деятельность которых не приносит пользу обществу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...