Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие правила оформления контрольных и курсовых работ

МИКРОЭКОНОМИКА

Методические рекомендации бакалаврам экономики по выполнению курсовых работ

 

САМАРА 2012


 

УДК 330(07)

ББК 65.01

Э-40

 

 

Микроэкономика. Методические рекомендации бакалаврам экономики по выполнению курсовых работ. / Составители: Нестерова С.И., Широбокова Н.Н. – Самара, МИР, 2012. - 16 с.

 

Рекомендации предназначены для студентов факультета экономики и менеджмента Международного института рынка всех форм обучения направления «Экономика».

 

 

Составители: Нестерова С.И., к.э.н.; Широбокова Н.Н.

 

Печатается по решению

Учебно-методического совета

Международного института рынка

© Международный институт рынка, 2012

© Составление Нестерова С.И., Широбокова Н.Н., 2012


Темы курсовых работ

1. Экономическая теория и экономическая политика: взаимодействие и относительная обособленность.

2. Экономические ресурсы и проблема эффективности их использования.

3. Теории потребительского выбора и возможность их применения.

4. Домашнее хозяйство как субъект рынка.

5. Организационные формы предпринимательства.

6. Предпринимательские способности как особый фактор производства.

7. Издержки фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.

8. Принципы оптимизации поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции.

9. Поведение фирмы в условиях монополии. Антимонопольное регулирование.

10. Деятельность фирмы в условиях монополистической конкуренции.

11. Деятельность фирмы в условиях олигополии.

12. Ценовая дискриминация и ее основные приемы.

13. Факторные доходы в рыночной экономике и их дифференциация.

14. Взаимодействие конкуренции и монополии в современной экономике.

15. Частная собственность на землю в России: «за» и «против».

16. Предпринимательская деятельность: общие черты и российская специфика.

17. Рисковое (венчурное) предпринимательство в современной России.

18. Государственное вмешательство в экономику: объективная необходимость и границы.

19. Сущность, функции и эволюция денег в России.

20. Факторы, влияющие на спрос и предложение в условиях российского рынка.

21. Влияние эластичности спроса на поведение российских фирм.

22. Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики: цели, способы, результаты.

23. Малое предпринимательство в России.

24. Несовершенство рыночной системы хозяйства (провалы рынка) и эффективность государственного вмешательства в России.

25. Потери от монополизма: теория и российская практика.

26. Особенности поведения и регулирования российских естественных монополий.

27. Особенности поведения олигополистических фирм в России.

28. Особенности спроса и предложения на российском рынке труда.

29. Государственное регулирование российского рынка труда.

30. Концепция «человеческого капитала» и инвестиции в человеческий капитал.

31. Земельная рента: экономическая необходимость и социальная справедливость.

32. Неравенство доходов и политика перераспределения доходов в России.

33. Риск и неопределенность как источники экономической прибыли.

34. Роль информации в современной экономике и рынок информационных услуг.

 

Основные этапы выполнения курсовой работы

Процесс написания курсовой работы складывается из следующих основных этапов:

- ознакомление студентов с тематикой работ и определение темы курсовой работы, ее уточнение и согласование с научным руководителем;

- подбор необходимой литературы и одновременно разработка плана курсовой работы;

- утверждение плана курсовой работы научным руководителем;

- изучение и обработка экономической литературы, подготовка ее обзора;

- подбор статистических данных, их анализ, обобщение, составление таблиц, графиков, диаграмм;

- написание работы по главам, передача их научному руководителю на проверку;

- доработка отдельных частей курсовой работы с учетом требований и замечаний научного руководителя (повторно выполненная работа сдается научному руководителю вместе с первым вариантом и сделанными по нему замечаниями);

- завершение и оформление курсовой работы в соответствии с требованиями стандарта и настоящих методических указаний;

- сдача курсовой работы научному руководителю для оформления допуска к ее защите;

- защита курсовой работы.

Защищенная курсовая работа студенту не возвращается и хранится на кафедре экономики. Выполненная и защищенная с положительной оценкой курсовая работа является допуском к экзамену по учебной дисциплине «Микроэкономика».

Структура курсовой работы

Курсовая работа должна охватывать в комплексе вопросы теории и их практическую реализацию, рассматривать проблему в историческом аспекте ее возникновения и развития, учитывать различные подходы к ее решению экономистами разных школ и направлений.

В основе содержания работы должны лежать труды российских и зарубежных экономистов, экономические программы правительства, законодательные акты и решения, принимаемые в стране. Следует стремиться к аргументированному раскрытию содержания вопросов. Текст работы должен быть результатом самостоятельной проработки материалов, а не монтажом выдержек из различных источников. Необходимо добиваться логически увязанного изложения вопросов темы, не допускать повторений, противоречий в суждениях.

Титульный лист - первый лист курсовой работы - заполняется в соответствии с ГОСТом по форме, приведенной в Приложении А.

Содержание (план работы) является вторым по счету листом в курсовой работе. Его оформление должно соответствовать стандарту, т.е. включать все утвержденные научным руководителем разделы и подразделы курсовой работы с указанием страниц.

После Содержания, с нового листа следует Введение.

Главное назначение Введения состоит в кратком обосновании выбора проблемы исследования. В общем случае Введение должно включать:

- обоснование актуальности выбранной темы, т. е. степень ее значимости в данный момент и в данной ситуации для определенных экономических субъектов, для экономики страны или мирового хозяйства;

- определение цели и задач исследования. Цель работы должна быть сформулирована четко и лаконично, соответствовать выбранной теме исследования, отражать те действия, которые студент должен предпринять для написания курсовой работы. Поставленные задачи должны уточнять цель, конкретизировать ее, а, следовательно, соответствовать разделам и подразделам плана;

- характеристику теоретической и методологической базы исследования. Здесь кратко перечисляются экономические школы, теоретические направления экономической мысли, которые легли в основу написания работы;

- описание объекта исследования (представляет собой краткую характеристику социально-экономического процесса или явления, создавшего проблемную ситуацию, исследуемую в работе);

- краткий аналитический обзор использованной литературы по теме. Он включает перечень фамилий отечественных и зарубежных экономистов, внесших наибольший вклад в исследование данной проблемы. Обзор литературы должен показать умение студента систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное и определять главное в современном состоянии изученности темы;

- перечень использованной информационной базы по теме исследования. Необходимо перечислить источники получения студентом статистических и аналитических материалов, документы законодательных и исполнительных органов власти; данные, опубликованные в периодических изданиях.

Объем текста Введения должен составлять не более 2-х страниц.

После Введения с нового листа следует первая часть курсовой работы.

Первый раздел (теоретическая часть) представляет собой анализ различных теоретических взглядов российских и зарубежных исследователей по теме курсовой работы. При рассмотрении каждого направления необходимо делать ссылку на его автора и источник, где данные идеи нашли отражение. При этом следует учитывать, что рассмотрение любой проблемы невозможно без отражения истории исследуемого вопроса, его развития, характеристики современного состояния. Здесь же необходимо дать определения основных понятий темы, показать подходы различных авторов к трактовке их сущности.

Содержание текста должно соответствовать заголовкам подразделов, причем каждый последующий подраздел должен логически вытекать из предыдущего и быть его продолжением. В целом все подразделы теоретической части должны полностью раскрывать первый раздел работы.

Для наглядности представленного в работе материала можно использовать структурно-логические схемы, иллюстрирующие общее и отличительное в подходах авторов, показывающие историю развития вопроса.

Объем первого раздела должен составлять 10 – 12 страниц.

Второй раздел курсовой работы, который также начинается с нового листа, являясь логическим продолжением первого раздела, должен служить своеобразной иллюстрацией практической реализации изученных теоретических подходов по теме исследования.

В нем как в прикладной или аналитической части должна быть отражена взаимосвязь теоретических выводов, сделанных в первом разделе работы, с методами хозяйствования, с принимаемыми законами, с разрабатываемыми экономическими программами, с осуществляемыми реформами. Здесь необходимо проанализировать связь исследуемой проблемы с другими cтoронами экономической жизни, с социальными проблемами. В данном разделе необходимо использовать статистические данные или другой фактический материал, отражающий практическую деятельность хозяйствующих субъектов.

Фактические данные, цифровую информацию следует обработать, сгруппировать, поместить в таблицы, провести их анализ, определить процентные соотношения, сопоставить и описать. На их основе составляются графики, диаграммы, схемы, с помощью которых можно проиллюстрировать изложенный материал.

В третьем разделе курсовой работы необходимо отразить мнения современных экономистов, политических деятелей, предпринимателей, касающиеся решения проблем или разработки предложений по совершенствованию экономических отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в той сфере деятельности, которая раскрывается студентом в курсовой работе. В некоторых случаях логичнее не выделять данный раздел отдельно, а включить его в работу в виде подраздела второй главы.

Объем второго и третьего разделов должен составлять 12 – 15 страниц.

Итоговым разделом курсовой работы является Заключение, которое также начинается с нового листа. Заключениепредставляет собой выводы, сделанные самостоятельно студентом, по каждому из написанных разделов курсовой работы. По первому разделу - это обобщение теоретических направлений проблемы с указанием ведущих экономистов, исследующих ее. Выводы должны быть сделаны в логической последовательности изложения материала по подразделам данной части работы. По второму разделу – краткое изложение результатов анализа существующей практики по исследуемому вопросу, их критическое осмысление. По третьему разделу – формулирование предложений по решению поставленной проблемы.

Объем заключения – 1 - 2 страницы.

Список использованных источников должен включать только те источники, которые были проработаны при выполнении курсовой работы и на которые имеются ссылки в тексте работы. Данный список должен включать не менее 12 литературных источников, в том числе действующие законодательные акты, регулирующие экономические отношения по исследуемой проблеме, решения правительства, статистические справочники, монографии, публикации в периодической печати и другие материалы. Рекомендуется при изучении той или иной статьи, монографии, статистических данных сразу же выписывать полное их наименование и указывать страницу, если есть ссылка на данный источник в тексте работы.

Приложения необходимы в том случае, если в курсовой работе использована большая по объему информация, на основе которой были сделаны таблицы, построены графики, диаграммы, содержащиеся в тексте внутри разделов и подразделов работы. В этом случае исходная информация в виде таблиц или иных документов помещается в приложения в порядке использования этих данных в тексте работы. Тут же приводятся выдержки из законодательных актов, на которые имеются ссылки в работе. Необходимо иметь в виду, что все приложения должны быть помещены после списка источников, пронумерованы, а таблицы, в которых содержится исходная информация, должна иметь заголовки и ссылки на источник.

 

Общие правила оформления контрольных и курсовых работ

Требования к оформлению курсовой работы аналогичны требованиям, предъявляемым к оформлению выпускной квалификационной работы.

Текст работы печатается через 1,5 интервала на одной стороне листа белой бумаги (формата А4). Размер шрифта – 14 или 12, тип – Times New Roman. Параметры страницы:

- поле сверху и снизу - 2 см;

- поле слева - 3 см;

- поле справа - 1,5 см.

Абзацный отступ (красная строка) - 1,0 см. Выравнивание абзацев производится по ширине страницы. Сокращения слов допускаются только общепринятые (РФ, ЦБР, СНГ, др.).

Текст документа должен быть кратким, четким и не допускать различных толкований.

Если в документе принята особая система сокращений слов или наименований, то должен быть приведен перечень принятых сокращений, который помещают в конце работы после приложений.

Нумерация страниц – сквозная по порядку. Порядковый номер страницы печатается в середине верхнего поля страницы. Первой страницей считается титульный лист. Вторым листом является содержание, далее следуют остальные части курсовой работы. Обратите внимание, что на первых двух листах нумерация не проставляется. Таким образом, нумерация в печатной работе начинается с третьей страницы – введения.

Для того чтобы этого добиться, перед 3 страницей необходимо вставить «разрыв раздела»: «Вставка» «Разрыв» «Новый раздел» – «Со следующей страницы» или «На текущей странице». Далее следует поставить нумерацию страниц: «Вставка» «Номера страниц» «Положение» - «Вверху страницы» «Выравнивание» - «От центра» «ОК». Далее перейдите в верхний колонтитул 3 страницы и отщелкните опцию «Как в предыдущем». После этого перейдите в колонтитул второй страницы и удалите там ее номер. Выйдите из колонтитула.

Рисунки, таблицы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию. Номера страниц ставятся также на листах приложений и списках сокращений.

Слово «Содержание» записывают в виде заголовка по центру с прописной буквы жирным шрифтом. Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы за исключением названий глав, которые можно писать заглавными буквами.

Текст работы разбивается на главы и параграфы, имеющие порядковые номера и заголовки, записанные с абзацного отступа.

Главы, как и параграфы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.

Заголовки глав и параграфов следует печатать с прописной буквы. Точка в конце заголовков не ставится. Точка в конце номеров глав ставится, а в конце номеров параграфов не ставится. Переносы в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Если заголовок не умещается на строке, его переносят на следующую строку, выравнивая текст по первой букве предыдущей строки.

Заголовки должны четко и кратко отражать содержание глав, параграфов.

Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 1 строчному интервалу (1 пустая строка). Расстояние между заголовками главы и параграфа - 1 строчный интервал (1 пустая строка).

Каждую главу (но не параграф) следует писать с новой страницы.

Заголовки и номера глав располагаются слева с абзацного отступа и пишутся прописными (заглавными) буквами жирным шрифтом.

Порядковый номер главы формируется в пределах всего документа и обозначается арабскими цифрами без точки.

Названия глав не должны повторяться. Ни одна из глав не может быть названа так же, как работа в целом.

Если сразу за названием главы идет название параграфа, то между ними выдерживается 1 пустая строка.

Названия и номера параграфов пишутся жирным шрифтом, строчными буквами, размещаются слева страницы с абзацного отступа. Первая буква названий - прописная (заглавная).

Порядковый номер параграфа формируется в пределах главы и состоит из номера главы и номера параграфа, разделенных точкой. В конце номера параграфа точка не ставится. Если заголовок не умещается на строке, его переносят на следующую строку.

Послеи перед названием параграфа выдерживается 1 пустая строка.

Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления.

Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или строчную букву, после которой ставится скобка.

Каждое перечисление записывают с абзацного отступа.

Обратите внимание, что при использовании многоуровневых списков «-» или буквы, показывающие наличие списка второго уровня, ставятся под первой буквой фразы первого уровня.

К иллюстрациям относятся графики, диаграммы, все рисунки (кроме таблиц).

Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Иллюстрации могут быть расположены как по тексту документа, так и в его конце.

Иллюстрации располагаются по центру страницы.

Подписи располагаются под иллюстрацией также по центру страницы.

Подпись под иллюстрацией содержит слово «Рисунок», номер, дефис и название. После номера рисунка точка не ставится.

Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах каждой главы. В этом случае номер состоит из номера главы и порядкового номера иллюстрации в пределах главы (но не параграфа), разделенного точкой. Тип нумерации должен быть одинаковый по всему тексту работы. Перед каждым рисунком в тексте должна быть на него ссылка (см. рис. 2.1).

Обратите внимание, что рисунки не должны содержать рамок, для чего необходимо либо сделать их обрезку, либо, если рисунок был создан в Excel, при построении диаграммы во вкладке «Вид» окна «Формат области построения диаграммы» выбрать «Рамка» «Невидимая» «ОК».

Как правило, данные представляемые на рисунке, имеют одинаковые единицы измерения, поэтому их можно указать только в названии рисунка через запятую. В этом случае оси могут не иметь подписей.

Для большей информативности рисунка, если это не затрудняет его восприятие, столбцы и сегменты диаграмм могут иметь числовые подписи. В этом случае рекомендуется округлять значения до 1 или 2 знаков после запятой.

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц.

Таблица располагается по ширине окна (Таблица Автоподбор Автоподбор по ширине окна).

Название таблицы пишется над таблицей в ее левом верхнем углу без абзацного отступа.

Названиетаблицы содержит слово «Таблица», номер, дефис, само название. Название таблицы может быть размещено на двух строках (но не более). При этом продолжение названия на следующей строке должно начинаться на уровне первой буквы первой строки названия.

При переносе таблицы на следующую страницу шапку таблицы следует повторить, а сверху должно быть написано «Продолжение табл.» с номером (выравнивается по правому краю).

Если шапка таблицы громоздкая, разрешается в начале таблицы после шапки добавить строку с указанием номеров столбцов по порядку, а при переносе таблицы на следующую страницу не повторять шапку, а указать нумерацию столбцов.

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах главы. В этом случае номер состоит из номера главы и порядкового номера таблицы в пределах главы (но не параграфа), разделенного точкой. Стиль нумерации должен быть одинаковым во всем документе.

На все таблицы документа должны быть приведены ссылки в тексте документа, при ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера (например, см. табл. 2.1 или см. табл. 1).

Цифры, имеющиеся в таблице, выравнивают по правому краю, текст – по левому. Шапка таблицы выравнивается по центру.

Включать в таблицу малоинформативные столбцы (например, номер по порядку) не следует.

Если номер по порядку необходим (на него делаются ссылки в тексте работы или самой таблицы), соответствующий столбец можно добавить.

Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

В графах таблицы нельзя оставлять свободные места. Если данные отсутствуют, то ставится «-» или слово «нет».

Текст таблицы может печататься 12 шрифтом, даже если основной текст работы набирается 14.

Обратите внимание, что все рисунки и таблицы должны сопровождаться пояснениями и выводами.

Студенческие работы не должны содержать сканированных рисунков и таблиц.

Если все данные, представленные в таблице, имеют одну и ту же единицу измерения, то ее целесообразно указывать только в названии таблицы через запятую.

В том случае, если единицы измерения содержащихся в таблице показателей различны, их указывают в колонке с наименованием показателя через запятую. Введение дополнительного столбца «Единица измерения» нецелесообразно.

До названия таблицы и после нее, а также до рисунка и после его названия необходимо выдерживать одну пустую строку. Между рисунком или таблицей и их названиями пропускать строку не нужно.

В формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами.

Пояснения символов формулы могут быть даны либо в тексте, либо сразу за формулой. Пояснения каждого символа дается с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Пояснение начинается со слова «где».

Формулы нумеруются арабскими цифрами. Допускается нумеровать формулы в пределах главы. В этом случае номер состоит из номера главы и порядкового номера формулы в пределах раздела (но не параграфа), разделенного точкой.

Ссылка в тексте на формулу содержит номер формулы в скобках. Например, отражено в формуле (2.1).

Формулы располагаются по левому краю страницы с абзацного отступа.

Номер формулы записывается в круглых скобках и помещается на уровне строки формулы (если формула на нескольких строках, то на уровне последней сроки) около правого края страницы.

Далее следует запятая и со следующей строки слева после слова «где» идет расшифровка всех входящих в формулу показателей. Каждый показатель описывается с новой строки и выравнивается по предыдущему показателю.

При написании формул рекомендуется использовать редактор формул («Вставка» «Объект» «Microsoft Equation»). Для удобства использования его рекомендуется вывести на панель инструментов («Сервис» «Настройка» «Вставка» «Редактор формул» (перетащить мышью, удерживая нажатой ее левую кнопку, на нужное место панели инструментов)).

Список использованных источников включает в себя всю литературу, на которую есть ссылки в тексте, а также важнейшие источники, которые были так или иначе использованы, хотя и не приведены в ссылках и примечаниях. Все приведенные цитаты, цифровые данные, полученные другими авторами, должны иметь ссылку на источники. Ссылки даются внутри текста. После упоминания источника в квадратных скобкахставят порядковый номер, под которым этот источник значится в списке использованных источников. Например, [1].

Все источники должны быть перечислены в алфавитном порядке и пронумерованы. Первыми в списке приводятся официальные нормативно-правовые документы (сначала – Конституция, Кодексы и федеральные законы, затем – указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и т.д.), затем - монографии, учебники, учебные пособия, журнальные и газетные публикации, справочники, статистические сборники, после них - Интернет-источники. Список использованных источников должен обычно содержать не менее 12 наименований.

В Библиографическое описание книги включаются:

- фамилия и инициалы автора (если таковой имеется);

- полное название книги;

- после косой черты – данные о редакторе (если есть, то пишется слова «Под ред.», инициалы и фамилия редактора) и точка;

- после тире – название города, в котором издана книга и точка;

- после двоеточия – название издательства (без кавычек);

- после запятой – год издания и точка;

- после тире - количество страниц или диапазон страниц (можно не указывать).

При использовании статьи из книги или издания необходимо указать:

- фамилию и инициалы автора;

- название статьи;

- после двух косых линий – название издания, где она помещена и точка;

- после тире – год издания и точка;

- после тире – номер и точка.

При использовании Интернет-источников необходимо указать автора (если есть), название статьи, поставить точку, после которой указать страницу сайта, откуда позаимствован материл.

Приложения целесообразно создавать для размещения громоздких таблиц, статистического материала, описания методики расчета, исторических справок, отчетов исследований, анкет и т.п. Такой материал, помещенный непосредственно в основную часть, затруднил бы чтение работы. Обычно в тексте достаточно лишь сослаться на подобную информацию, включенную в приложение.

Следует подчеркнуть, что любые таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.п., приводимые в основной части или выносимые в приложения, должны активно «работать», т.е. на них надо ссылаться для облегчения понимания идей автора, его аргументации.

Приложения оформляются как продолжение печатной работы, включаются в нумерацию всей работы и размещается после списка литературы.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы.

Сверху по центру страницы проставляется номер страницы.

Обозначениеприложения начинается со слова «Приложение» и буквы русского алфавита (выравнивание – по правому краю).

Обозначают приложение заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ъ.

Заголовок приложения размещается сверху в центре страницы под обозначением. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в работе.

Рисунки и таблицы каждого приложения имеют отдельную для каждого приложения нумерацию арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например – Рисунок А.1 или Таблица А.1.

Оформление рисунков и таблиц приложений аналогично их оформлению в основной части работы.

При оформлении элементов текста следует учесть, что точка не ставится в обозначениях системы мер (мм, кВ, мА), в условных сокращенных обозначениях (б/у, х/б). Если общепринятого сокращения не существует, то точка в сокращении ставится (кв.м, эл. прибор). Точка ставится в сокращениях и т.д., и т.п. Точки также не ставятся в конце заголовков и отделенных от текста подзаголовков, колонтитулах, заголовках и строках таблиц, подписях под рисунками, схемами и диаграммами.

Для написания текста не применяйте эффектов подчеркивания (Underline) и курсива (Italic). Однако курсив может использоваться при написании формул.

Если надо выделить текст, используйте эффект выделения жирным шрифтом (Bold).

Имена переменных, пишущиеся латиницей, выделяют курсивом (курсивом не выделяют греческие символы, а также формулы химических соединений, хотя при их написании используются символы латиницы).


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...