Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Й уровень (эзотерическая психология)




 

4. Внутренние конфликты и про­тиворечия

5. Психологические методы осоз-навания личных Эго (методы Г. Гурджиева и института "Арики-тренинг" (США)

Основными направлениями в учебных курсах различных эзотерических школ и групп являются:

<> эзотерические основы мироздания;

0 всеобщие космические законы (перевоплощения, кармы, цикличности, жертвы и т.д.);

0 космические структуры, управляющие жизнью планеты (Шамбала, Космический Разум, люциферианская система);

0 0 о о
 

0 умение жить по космическим законам; смысл жизни и смерти человека; посмертное существование человека; духовная эволюция планеты;

 

эзотеризм в мировых религиях, эзотерический анализ ре­лигий 5-й белой расы (ведантизм, браманизм, буддизм, религии Египта, христианство, еврейские эзотерические течения);

 



Глава III


Теоретическая модель эзотеризма как культурно-исторического феномена


 


       
 
   
 

с
 

О история тайных сект;

О практика духовного и физического самосовершенствования;

О эзотерическое объяснение экстрасенсорных способностей

человека и паранормальных явлений; О эзотерическая астрология, магия, хиромантия, нумерология; О эзотерическая психология;

О ознакомление с трудами Н.К. и Е.И. Рерихов, Е.П. Бла-
ватской, А. Безант, А. Бейли, Р. Штейнера, Г. Ауробиндо,
О. Раджниша, Р. Генона, Г. Гурджиева, Эль Мория, К. Кас-
танеды и др.

Как видно из тематики и данного перечня направлений учебных курсов, в понятие эзотеризма включаются разнообраз­нейшие знания и представления. Ядром философского понимания сущности эзотеризма как явления культуры является, на наш взгляд, определение его как связующего звена между основными культурными формами и имеющего ярко выраженную специфику познания мира.

С одной стороны, эзотеризм признает априорными знания, полученные путем откровений. Этот подход характеризует эзоте­ризм как религиозно-философское миросозерцание, своеобразную духовно-идеологическую систему. Современные эзотерики счита­ют, что только 30 % всех достигнутых успехов цивилизации в лю­бой сфере антропогенной деятельности следует отнести за счет полученных на современном уровне знаний. Остальные 70 % — за счет чисто высокоразвитого интуитивного искусства восприятия1.

С другой стороны, эзотеризм соотносится с наукой, так как часто придерживается научного метода — эмпирического, постро­енного на опыте и умозаключениях. Тайные "науки" активно ис­пользуют открытия общедоступных наук и дисциплин. Эзотеризм претендует (и это ему в основном удается!) на место золотой сере­дины между искусством, наукой и религией (см. схему 7 на с. 165).

1 См.: Орлов В.Г. "Биоэнергетический баланс открытых систем в
физическом пространстве". М., Изд. МАИ, 1995.


 

Религия
 
ЭЗОТЕРИЗМ
наука

Ис кусство Философия

Схема 7. Место эзотеризма среди основных форм познания мира.

Формирование эзотерическое знания не исчерпывается осо­бым типом восприятия, но включает в себя исходную мифологи­ческую структуру, технику так называемой "трансиндукции", практические сведения о лекарствах, минералах, растениях, ме­таллах, человеческой психологии и физиологии, движении планет, биоритмах и т.д. В основе мировоззрения того или иного вида эзотеризма всегда лежит определенная мифологическая парадиг­ма. Особую роль играет понимание природы как упорядоченного и организованного целого со своим смыслозадающим центром, который выступает как образ Великого духа, Абсолюта, Единого, Всевышнего и т.д.

Таким образом, несмотря на разнообразие конкретных про­явлений, форм и видов, мы приходим к выводу о единой культур­но-исторической сущности эзотеризма и его месте в общекультур­ном поле на стыке между искусством, религией и наукой, глубо­ких социально-психологических и гносеологических корнях.

Завершая в основном построение теоретической модели эзотеризма как культурно-исторического феномена, следует отме­тить, что несмотря на некоторые недостатки, неточности, она все же выполняет роль методологического средства в идеализации, систематизации, выделении сущностных характеристик исследуе­мого нами объекта и как рабочий инструмент философского и культурологического анализа весьма удобна.

 


 



 



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...