Осенняя операция в ущелье реки Варфад в сентябре 1985 года

Из воспоминаний Науменко Владимира, в 1984-86 г. бойца 3-й ПЗ ММГ-1 Мургабского погранотряда:

Сергей Городецкий и Володя Ширшов служили на 3-й ПЗ ММГ-1 Мургабского ПО и погибли действительно 7 сентября 1985 г. Я был в той группе. Операция проводилась в ущелье реки Варфад. Высаживались мы туда из к. Ванч. Наша группировка гоняла банду Абдул-Вахида, а в соседнем ущелье за хребтом КСАПовская группировка гоняла Абдул-Рашида. В тот день объединенная группа ребят из нашей заставы, ДШМГ и сарбозов возвращалась из соседнего ущелья с прочески. Выходили в ущелье Варфада по самому берегу реки, протекавшей по линии границы.

До Союза было метров 100 не больше. Когда отошли от реки и стали подниматься по склону, попали под плотный огонь с нескольких точек сразу. За несколько минут 11 раненых, убитых правда не было. Мы тогда с ребятами стояли на базовой площадке в глубине ущелья. Утром по рации получили сообщение, что наши возвращаясь с прочески попали в засаду. Из тех кто был на площадке тут же организовали группу прикрытия и мы человек 15 побежали к месту боя. Сергей тогда не должен был идти, но парень на которого пал выбор, смозолил ногу и Сергей пошел с нами, сам вызвался.

Когда прибежали на место - бой уже кончился и вертушки увезли раненых. Оставшаяся группа ребят расположилась внизу у реки, а мы остались выше на скалах, прикрывая их сверху. Дело было уже к вечеру и с темнотой мы стали рассредоточиваться, чтобы перекрыть пути отхода духам. Группа в 7 человек стала выходить к реке и по пути нарвалась на засаду. Вот тогда и погибли Сергей Городецкий Володя Ширшов. Нас тогда тоже здорово обложили, но потом духи отошли. Через неделю в этом же месте парень из нижней группы пропал без вести. Пошел утром умываться к реке и не вернулся. До ближайшей точки было рукой подать. Дали команду на сбор, а его нет, только ремень и панама на берегу. Мы тогда целый день окрестности прочесывали, но его не нашли. До Союза от того места было не более 400 метров. Из какого он был подразделения и как звали не знаю. По слухам так и пропал, хотя считается, что пропавших без вести у нас нет.

Потом, в октябре 1985 из Ишкашима наша группировка действительно вылетала на Зардев, кажется это было 6 октября...

Из воспоминаний бойцов ДШМГ КВПО (Восточной ДШМГ)

Из воспоминаний Ушкалова Павла Дементьевича, в июне 1983 - апреле 1985 гг. начальника штаба ДШМГ КВПО:

...в районе Варфада 11.09.1985 г. мы потеряли рядового Голышина В.А. Мы потеряли его при переправе через бурную горную речку. Вода понесла его тело до реки Пяндж, в которую впадала эта речка. А в Пяндже даже БТР уносило навсегда без следов. Там же в районе Варфада 07.09.1985 г. на проческе был тяжело ранен начальник штаба ДШ капитан Мясников Сергей (одна пуля попала в грудь, пробила легкое, вторая попала в руку), вместе с ним был ранен пулеметчик, пытаясь вытащить их из-под огня, был тяжело ранен в обе ноги врач ДШ старший лейтенант Жамянов Валера. Надо сказать, что благодаря развернутому вблизи границы в Ванче госпиталю, были спасены многие жизни.

Из воспоминаний Селезнева Олега, в 1985 г. пулеметчика ДШМГ КВПО:

2 сентября 85 г. ДШ КВПО начало операцию на Ванче. Высаживались у к. Варфадак. 7.09.1985 2-я ДШПЗ попала в засаду на подъеме из к. Кавида. Потеряли 13 человек раненными и двое погибли из 1-й ММГ, которая пыталась нас деблокировать - Ширшов и Городецкий.

11.09.1985 ушел открывать арык и не вернулся Голышин Валера стрелок 2-й ДШПЗ.

Из воспоминаний Мансурова Данила Ниловича, в 1985 г. минометчика ДШМГ КВПО:

Я, Мансуров Данил Нилович. Мин. взвод. Призыв - осень 1983 г.

В начале осени 1985 г. во время одной из операций теснили духов из ущелья к реке Пяндж. Были очень напряженные дни и в один из дней, ближе к вечеру, мы, заняв позиции у кишлака или местности под названием "Ласточкино гнездо" в переводе на русский язык (в точности названия не уверен, но в голове крутится это словосочетание), некоторое время лупили по зеленке и пещере на склоне, оттуда, в свою очередь, отвечали и по нам. Во время боя кто-то из наших заметил, что под нами есть какая-то огневая точка. Промелькнула мысль: "Вдруг духи"? Сплошной линии фронта не было, передвигались отдельными группами, но контакт держали и визуальный, по возможности.

С наступлением сумерек бой стих. Мы до утра решили остаться: позиция выбрана удачно, соломы было много, на которой можно удобно и мягко спать. Начались приготовления: кто, когда будет спать и кто, когда будет бдить и т.д. Вдруг, ком. взвода старший лейтенант Лагунов Валерий Владимирович, собрав всех, озвучил новую задачу: ниже по склону, смертельно ранены два бойца из мангруппы, необходимо спуститься вниз по тропе, обнаружить и поднять их к нам на площадку. Передвигаться нужно крайне осторожно, потому что духи могут устроить засаду. Выслушав командира, сразу, особо не задумываясь, изъявили желание пойти: Рахаев Валерий, я, Геннадий Драпун и Олег Ладыгин. Всем нам до увольнения в запас оставалось два-три месяца. Перечисление поименное не случайно, потому что именно в таком порядке и выдвинулись. Было очень страшно. По крутой узкой тропе шли в темноте, не представляя, что нас ждет впереди. Сразу скажу, все обошлось, сделали две ходки, где-то за часа полтора управились. Обнаружили их на небольшой площадке. Первый был парень рослый, рыжий. Лицо его почему-то запомнил. Потом кто-то мне скажет, что он с Нижнего Тагила, по-моему в кармане нашли какую-то бумагу, пока мы ходили за вторым. Мы вчетвером его еле-еле донесли, спотыкаясь, падая и замирая, потом снова поднимаясь. Второго несли тоже тяжело, он похоже не сразу погиб - был теплый. Хоть он и ростом был поменьше, просто мы очень устали. Они до утра лежали на нашей площадке, а мы в это время продолжали жить - спали, охраняли, ели, перешептывались о чем-то, наблюдали.

Я до сих пор не знаю, почему они остались там одни. Кто был еще в этой боевой группе? Кто командовал этими бойцами? Ребята, кто, что знает об этой истории - прошу высказаться. Я мог что-то упустить, что-то недосказать. Как запомнил это событие, именно так и попытался изложить его в своем рассказе.

Из воспоминаний Ионова Юрия Николаевича, в 1985 г. минометчика ДШМГ КВПО:

Хочу добавить к воспоминаниям Данилы. Что-то могу тоже не вспомнить.

В тот раз с утра в том месте при подъеме с кишлака попала в засаду 2-я застава (об этом писал Олег), нас во главе с командиром минометного взвода Логуновым В.В. послали на подмогу. На сборы времени не было. Мы налегке, прихватив только боеприпасы, спустились к месту боя. Заняли позицию на "Ласточкином гнезде". Данила вспомни - это мы место так назвали. Уж очень скала похожа на Крымскую была. Пока постреляли, борты побомбили склоны и пещеры, к вечеру команда поступила - выставить засады на тропах. Время было сумерки, но видимость была нормальная. Меня, Костю Важенина и еще несколько молодых бойцов послали в засаду по верхней тропе. По центральной шли с мангруппы. Пройдя по верхней тропе метров 50-100 по нам начался обстрел. Молодым мы дали команду пока укрыться за камнем, а мы с Костей подползли на край, чтобы увидеть, откуда по нам стреляют. У меня в начале было впечатление, что по нам стреляют свои с центральной тропы, приняв нас за басмачей. К сожалению, такое бывало, когда приезжали на операции с союза бойцы и не сразу могли сориентироваться где кто. Но заметили, что обстрел ведется со скал, которые были прямо над центральной тропой. Мы заняли оборону и стали стрелять по скалам, откуда шел обстрел. Затем стрельба закончилась.

Костя Важенин, что бы узнать обстановку один спустился к "базе", мы стали ждать его с указаниями. Костя через некоторое время вернулся и сказал, что ребята, которые пошли по центральной тропе попали в засаду. 1-го и 3-го ребят с ММГ, которые пошли по центральной тропе убили. Команда - всем сгруппироваться снова в "Ласточкином гнезде". Когда мы спустились, ребят уже вынесли с поля боя. Данила ты прав - фамилию Городецкий мы там знали. Он рыжеволосый был. 2-м шел пулеметчик ММГ, он стал белым как лунь.

Ночь прошла, на утро местных ашнаков набрали и отправили к басмачам. Те пришли и говорят - никого нет. Пошли проверить, точно нет. Там тропа вдоль Пянджа, они по ней похоже и ушли ночью. Подымались к "Ласточкиному гнезду" по тропе, где в засаду попала вторая застава. Много крови на камнях было, обрывки маскхалатов и т.д. Пришли на "Ласточкино гнездо", погибших привязали к жердям и так подняли на горы, где их смог забрать борт.

Из воспоминаний бойца ДШМГ КВПО Щепилова Игоря Борисовича в «Истории ДШМГ КВПО»

В начале сентября начался очередной этап операции на Ванче. Были и многочисленные прочески, на одной из них наша группа прошла практически все ущелье с самого верха до Пянджа, через речку Союз. Остановились у кишлака, переночевали. В этом месте собралась вся 2-я застава ДШ, и застава ММГ. Утром поступил приказ - «подняться наверх», стали подниматься. В этот момент, пропустив головной дозор, «духи» открыли огонь по основной группе, тогда было ранено 13 человек, среди них и начальник 2-й заставы Сергей Мясников, доктор Валера Жамьянов, пулеметчик, Карпов Сергей, и другие ребята, всех бортами перебросили в Ванч, благо там разместили передвижной госпиталь. Ночью на тропе погибли двое бойцов из ММГ, а «духи» ушли. Мы спустились в низ и несколько дней стояли в блоке. Однажды утром ушел открывать арык и не вернулся Валера Голышин. Искали его трое суток, облазили всю речку. Поскольку течение было очень сильное, приходилось обвязываться ремнями от автоматов, но тело так и не нашли. Помню, прилетали офицеры с большими звездами, всё выясняли, есть ли в ДШ дедовщина, больше всего досталось Славке Волкову.