Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что означает «сунна» праведных халифов?




 

Теперь обратим внимание на смысл упомянутого хадиса: «Вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем. Держитесь за это “коренными зубами” и избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение!»
Ученые разногласили в понимании этого хадиса, в котором наряду с Сунной посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) содержится веление следовать сунне праведных халифов после него.
Группа ученых говорила, что «сунной праведных халифов» является лишь то, что они делали в соответствии с Сунной пророка (мир ему и благословение Аллаха), ибо никто после пророка (мир ему и благословение Аллаха) не имеет полномочий устанавливать и узаконивать что-то в религии. Ибн Хазм сказал: “Что касается слов пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем», то мы знаем, что он не повелевал нам кроме того, что было нам под силу. Но мы находим, что праведные халифы после пророка (мир ему и благословение Аллаха) разногласили в вопросах. В таком случае нам остается только три вещи, среди которых нет четвертой:
Либо мы берем все, в чем они разногласили, а это невозможно и никто не в состоянии этого сделать, так как в этих разногласиях есть противоположные вещи…
Либо для нас является дозволенным взять то, что мы пожелаем, а это является выходом из Ислама. Ведь такое подразумевает, что религия Аллаха Всевышнего вверена нашему выбору, и тогда каждый из нас будет считать дозволенным, что пожелает и запретным, что пожелает…
И если эти два варианта мы посчитали недействительным, тогда у нас остается третий вариант, а это взять то, в чем единогласны праведные халифы. А это будет как раз в том, в чем единогласны с ними и прочие сподвижники, да будет доволен ими всеми Аллах, следовавшие Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Также, веление пророка (мир ему и благословение Аллаха) следовать сунне праведных халифов не лишено двух важных положений:
Либо пророк (мир ему и благословение Аллаха) дозволил установить то, чего не установил он, а это то, чего не скажет мусульманин. Ведь кто дозволит это, тот впадет в неверие и станет вероотступником, чье имущество и кровь будет дозволенным. Вся религия – это либо обязательность или нет, либо запретное, либо дозволенное, и нет в религии других разделов. И кто дозволяет, что у праведных халифов есть сунна, которую не узаконил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), тот посчитал дозволенным запрещать то, что не было запретным при пророке (мир ему и благословение Аллаха), пока он не умер, или дозволять то, что он запретил, или вменять в обязанность то, что он не вменил. Кто дозволяет что-то из этого, тот неверный и многобожник по единогласному мнению всей общины без разногласий! Поэтому эта сторона также недействительна.
А что касается веления следовать сунне халифов в том, что соответствовало Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха), то мы так и говорим, и по-другому нельзя понимать этот хадис вообще”. См. “аль-Ихкам фи усуль аль-ахкам” 6/76-78.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Что касается Сунны праведных халифов, то под этим подразумевается лишь то, что они совершали из Сунны пророка (мир ему и благословение Аллаха)! Ничто не может быть в религии обязательным, кроме того, что сделал обязательным пророк (мир ему и благословение Аллаха); запретным, кроме того, что он запретил; желательным, кроме того, что он сделал желательным; порицаемым, кроме того, что он сделал порицаемым и дозволенным, кроме того, что он сделал дозволенным!” См. “Маджму’уль-фатауа” 1/282.
Имам ас-Сан’ани сказал: “Смысл слов «сунна праведных халифов» только их путь, соответствующий пути пророка (мир ему и благословение Аллаха) в вопросах джихада с врагами, укрепления обрядов религии и т.п. И этот хадис общий, включающий в себя любого праведного халифа, и не ограничивается двумя шейхами (Абу Бакром и ‘Умаром). И известно из законоположений шариата, что праведный халиф не имеет право что-то устанавливать, на чем не был пророк (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Субулю-Ссалям” 1/493.
Шейх Салих ибн Мухаммад аль-Фуляни сказал: “Говорится: «Сунна посланника, Абу Бакра и ‘Умра» для ясности, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) умер, а они были на его Сунне. И так следует понимать хадис: «Вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем». Нет у халифов сунны, которой следует следовать, кроме того, на чем был посланник (мир ему и благословение Аллаха)!” См. “Икъаз аль-химам” 23.
А ‘Али аль-Къари, поясняя этот хадис, сказал: “Т.е. они (праведные халифы) не поступали, кроме как в соответствии с моей Сунной. И их причисление к Сунне было по причине их знания о ней, либо по причине ее избрания и извлечения из нее пользы”. См. “Миркъатуль-мафатих” 1/199.
Шейх аль-Мубаракфури сказал: “Под «сунной праведных халифов» имеется в виду только то, что соответствует Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Тухфатуль-ахуази” 3/50.
Шейх аль-Альбани сказал: “У халифов нет сунны, которой нужно следовать, кроме того, на чем был пророк (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 1/51.

Другие же ученые считали, что слова и поступки четырех праведных халифов являются доводом, а иначе не было бы смысла в хадисе проводить деление, и упоминать после Сунны пророка (мир ему и благословение Аллаха) сунну праведных халифов. Однако эти ученые разногласили, являются ли доводом сунна халифов в случае, когда они единогласны в каком-либо вопросе, или же когда кто-то из них сказал что-то, что не опровергал никто другой?
Ученые этого мнения в качестве довода приводили также сообщения о том, что сами сподвижники называли поступки халифов "сунной". ‘Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) говорил: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) подвергал наказанию (выпившего вино) сорока ударами, и Абу Бакр велел сорок, а ‘Умар говорил восемьдесят. Все это Сунна, однако (сорок) предпочтительнее для меня”. Муслим 1707.
Эти ученые говорили, что в этом сообщении ‘Али называет поступок ‘Умара сунной. Имам ан-Науауи в отношении этого асара о словах ‘Али: «Все это Сунна», сказал: “Смысл этого: Поступок пророка (мир ему и благословение Аллаха) и Абу Бакра является Сунной, на которую следует опираться. Также и поступок ‘Умара сунна, однако поступки пророка (мир ему и благословение Аллаха) и Абу Бакра любимей для меня”. Затем ан-Науауи сказал: “В этом указание на то, что поступки сподвижника являются сунной, в соответствии с которой следует поступать, и это соответствует словам пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «Вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем»”. См. “Шарх Муслим” 12/217.
Также в качестве довода они приводили сообщение, в котором говорилось, что Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) давал фатуа о том, что женщина во время развода с выкупом должна выжидать три цикла (‘идда), а когда ему сказали: “Поистине, ‘Усман давал фатуа о том, что цикл один”. Ибн ‘Умар вернулся от своего мнения и сказал: «‘Усман – лучший из нас, и знающей нас». Ибн Аби Шейба 4/85. Иснад этого асара достоверный.

Что касается того, что у праведных халифов есть «сунна», которой необходимо следовать, то это также передается от имама ахлю-Сунна уаль-джама’а – Ахмада бин Ханбаля. Абу Дауд рассказывал: “Я слышал, как Ахмада не раз спрашивали: “Поступки Абу Бакра, ‘Умара, ‘Усмана и ‘Али являются сунной?” Он отвечал: “Да, на основании хадиса: «Вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем»”. См. “аль-Масаиль” 369.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Если кто-то будет противоречить мнению праведных халифов, то мнение халифов будет решающим, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем»”. См. “Маджму’уль-фатауа” 32/347.
Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) связал сунну праведных халифов со своей Сунной и повелел следовать этому, и велел настолько строго следовать этому, что сказал даже вцепиться в это зубами. К этому имеет отношение то, относительно чего они давали фатуа, что установили для общины, даже если от пророка (мир ему и благословение Аллаха) не было по этому поводу ничего, потому что это будет и его Сунной. Это включает в себя то, относительно чего дали фатуа все они, или большинство из них, или некоторое из них. Ведь в хадисе сказано о сунне праведных халифов, а известно, что они ничего не могли установить и быть праведными халифами сразу все вместе в одно время. Поэтому стало известно, что установленное каждым из них в его правление – является сунной праведных халифов”. См. “И’лям аль-мууаккъи’ин” 4/140.
Имам аш-Шаукани говорил: “Что касается установленных праведными халифами вещей после пророка (мир ему и благословение Аллаха), то это следует принимать исходя из веления пророка (мир ему и благословение Аллаха). Ведь следовать сунне праведных халифов и их велениям повелел нам сам пророк (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “аль-Къауль аль-муфид фи адилля аль-иджтихад уа-ттакълид” 25.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Слова и поступки праведных халифов считаются доводом, как сказал пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем». Абу Дауд 4607, ат-Тирмизи 2676, Ибн Маджах 42.
Сунна – это путь, который включает в себя как слова, так и дела. Под «праведными халифами» речь идет о четырех халифах: Абу Бакре, ‘Умаре, ‘Усмане и ‘Али, да будет доволен ими Аллах. Они были выделены по той причине, что другие халифы не были выделены. Поистине, относительно этих четырех халифов есть единогласное мнение, что они и есть праведные халифы, ведомые прямым путем. Если они сойдутся на каком-либо вопросе, то их мнение без сомнений является доводом. Также если каждый из них скажет то, чему не будет противоречить другой, то и это является доводом. Особенно если речь идет об Абу Бакре и ‘Умаре, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) выделял их конкретно, сказав: «Следуйте за теми двумя, которые будут после меня: Абу Бакром и ‘Умаром». Ахмад 5/385, ат-Тирмизи 3663.
А также говорил: «Если вы будете повиноваться Абу Бакру и ‘Умару, то последуете прямым путем». Муслим 681.
Он также сказал: «Вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем». Абу Дауд 4607, ат-Тирмизи 2676, Ибн Маджах 42.
Однако слова праведных халифов могут быть доводом при условии: Чтобы их слова не противоречили тексту Корана и Сунны, а иначе необходимо брать шариатский текст. Сунна пророка (мир ему и благословение Аллаха) превосходит иное, и поэтому он сначала сказал: «Вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов». Нельзя ставить чье быто ни было мнение, выше мнения пророка (мир ему и благословение Аллаха)!
Является ли доводом мнение других сподвижников? В этом вопросе было разногласие среди ученых. Среди них были те, кто сказал, что их слова не довод, поскольку они не защищены от ошибок, ошибались и бывали правыми, и приводили в доказательство Коран и Сунну так же, как и другие. Довод только в словах безошибочного пророка (мир ему и благословение Аллаха)! Однако если сподвижники сказали что-то, то их мнению отдается предпочтение перед мнением кого-либо после них, хоть их мнение не довод.
Однако правильное мнение в том, что слова сподвижника являются доводом, и причин на это три:
Во-первых, их вероубеждение было самым правильным, а это одна из причин соответствия истине.
Во-вторых, они были лучшим поколением и были самыми знающими о шариате, были ближе всех к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и лучше всех понимали значение слов Аллаха и Его посланника.
В-третьих, в их время не было нововведений и различных мнений, однако они были все на прямом пути. Ведь известно, что когда распространяется следование страстям, то увеличиваются и заблуждения. А в их время такого не было, а было возвращение к Корану и Сунне. По этим причинам их мнение является доводом, и это говорил имам Ахмад.
Но, является ли доводом мнение любого из сподвижников, даже если речь идет о каком-то бедуине, который пришел, принял Ислам и вернулся? Является ли доводом слова такого над словами имамов мусульман после сподвижников? Ответ: Нет. Поистине, смысл слов: «Слова сподвижников довод» имеются в виду те, кто был из числа муджтахидов из сподвижников, кто обладал знанием. А что касается человека, который пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха), принял Ислам, а потом вернулся, неся с собой один, два хадиса, то его мнение не довод. Однако то, что он передает, конечно же принимается. Поэтому слова: «Мнение сподвижников довод» не в любом случае, а касается именно факъихов из числа сподвижников.
Важно то, что слова сподвижника будут доводом при условии, чтобы ему не противоречил никто из других сподвижников. Если же будет разногласие между ними, то необходимо выбирать более правильное мнение. Также важно, чтобы мнение сподвижника не противоречило тексту Корана и Сунны. Если же мнение кого-либо из них противоречит этому, то тогда их слова не довод по единогласному мнению, однако они имеют оправдание за ошибку. Вопрос: А если сподвижник противоречит тому, что сказал кто-то из четырех праведных халифов? Ответ: Отдается предпочтение правильному и словам четырех халифов”. Сл. «Шарх Манзума усуль аль-фикъх» № 7.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...