Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные виды нарушений нормативных положений медицинским персоналом СМП




Все виды указанных нарушений подразделяются на 3 группы:

Группа А. Нарушения морально-этических правил.

Группа Б. Нарушения юридических норм.

Группа В. Нарушения смешанного характера (морально-этические +юридические).

К группе А относятся: (по нашей [5] классификации с учетом степени тяжести ошибок, 1998 г.):

• нарушения элементарных норм куль туры и профессионального поведения;

• конфликтные взаимоотношения между работниками ССМП;

• обоюдная конфронтация между врачом (фельдшером) ССМП и больным (спровоцированная: бригадой СМП или больным, его родственниками);

• обоюдная конфронтация между работниками ССМП и других ЛПУ (с провоцированная: медработниками ССМП, медработниками ЛПУ);

• некоторые виды ятрогений (лечебного и психологического характера).

К группе Б относятся: нарушения прав пациентов, перечисленные в статьях «основ законодательства об охране прав граждан», М., 1993 № 5487-1.

К группе В относятся:

• сочетание указанных видов этико-деонтологических нарушений между собой, с дефектами ЛДП и (или) нарушениями юридического характера (различной степени тяжести).

 

Права пациента (статья 30).

При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:

1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

2) выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

3) обследование, лечение и содержание в условиях, с ответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;

5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со статье 61 настоящих «Основ»;

7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со статьей 32 настоящих «Основ»;

8) отказ от медицинского вмешательства в соответствии со статьей 33 настоящих «Основ»;

9) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии здоровья в соответствии со статьей 31 настоящих «основ», а также выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

10) получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;

11) возмещение ущерба в соответствии со статьей 66 настоящих «Основ» в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;

12) допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;

13) допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний рас порядок больничного учреждения.

В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему отказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации либо в суд. (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 № 15-ФЗ).

Кроме прав пациент имеет обязанности [21]:

1) проявлять в общении с медицинским персоналом уважение;

2) сообщать врачу всю информацию, необходимую для постановки диагноза и лечения;

3) после дачи согласия на медицинское вмешательство – неукоснительно выполнять все предписания;

4) соблюдать правила внутреннего распорядка ЛПУ;

5) сотрудничать с врачом при оказании медицинской помощи;

6) немедленно информировать врача об изменениях своего здоровья;

7) немедленно обращаться к врачу при подозрении на наличие заболевания, представляющего опасность для массового распространения;

8) не предпринимать действий, способных нарушить права других пациентов.

 

Виды ответственности медицинских работников

А.П.Зильбер подразделяет ответственность на следующие виды.

«Прямо или косвенно все виды ответственности, кроме моральной, входят в юридическую ответственность, которую можно определить как государственное принуждение к исполнению требований права» [22].

Административная ответственность – вид юридической ответственности за административный проступок (правонарушение), расцениваемый не столь строго, как это делает Уголовный кодекс. Тем не менее, в Российском законодательстве существует и рассмотрение административных проступков судьями по административному и исполнительному производству при городских и районных судах.

Дисциплинарная ответственность – форма воздействия на нарушителей трудовой дисциплины в виде дисциплинарных взысканий: замечания, выговора.

Гражданская, или гражданско-правовая, ответственность – это вид юридической ответственности, при которой к правонарушителю применяются меры воздействия, установленные законом или договором. Эти меры включают возмещение убытков, уплату неустойки, штрафа, пени, возмещение причиненного морального и иного вреда. В отличие от уголовной ответственности, гражданская ответственность распространяется не только на физические лица (граждане), но и на юридические лица (учреждения).

Гражданская ответственность регулируется Гражданским кодексом (ГК) Российской Федерации [24].

Уголовная ответственность – это вид ответственности, который регулируется Уголовным кодексом (УК). Часть статей УК посвящена медицине, в том числе профессиональной ответственности медицинских работников [24].

Концепция «Информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство» и специфика догоспитального этапа СМП

Определения

В «Основах концепции прав пациента в Европе» – использованы следующие термины:

 

Пациент(ы)

Здоровый (здоровые) или больной (больные) потребитель (потребители) медицинских услуг.

 

Любое обследование, лечение или иное действие (в т.ч. транспортировка в стационар - примечание автора), преследующее профилактическую диагностическую, лечебную или реабилитационную цель, выполняемое врачом или иным производителем медицинских услуг. (Декларация о политике в области обеспечения прав пациента в Европе от 18.01.08).  
Медицинское вмешательство

Nв!

Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства в соответствии со ст.32 «Основ» является согласие гражданина. В связи с этим возникают два правовых аспекта, определяющих и линию поведения медицинских работников в принятии решений, и меру их ответственности (с учетом конкретных ситуаций):

1) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство (да);

2) отказ гражданина от медицинского вмешательства (нет), от предоставления информации об его болезни и мероприятиях лечебно-диагностического процесса (в т.ч. отказ от осмотра) в соответствии со ст.33 «Основ».

Фактически речь идет о юридическом акте оформлении 2-х стороннего договора о согласии («акцепте») пациента с предложенными условиями (врачом) оказания медицинской помощи («оферта»), предусматривающими не только согласие, но и отказ от «акцепта» (ГК РФ, 2003, ст. 435, 438).

Необходимость решения указанных проблем возникает уже с первого контакта с больным и остается актуальной на протяжении всего периода осуществления бригадой СМП лечебно-диагностического процесса (ЛДП).

Прежде всего, следует выделить следующие приоритетные задачи, с решением которых сталкивается врач (фельдшер) в ходе выполнения вызова:[Р.2.1.]:

1) нуждается ли больной в оказании экстренной помощи.

2) необходимость проведения лечебно-диагностических мероприятий.

3) тактический выбор – госпитализировать больного или оставить дома?

4) конфиденциальность сведений (врачебная тайна) о состоянии его здоровья (заболевания). Разрешение (запрещение) гражданина на передачу этой информации.

Выяснив, что больной нуждается в оказании экстренной медицинской помощи, врач должен поставить его об этом в известность и приступить к последовательному (или параллельному) решению задач 2) и 3).

 
 
Медицинская информация, сообщаемая больному, должна быть краткой, понятной, щадящей (не травмирующей психику больного и окружающих) и содержать сведения, которые могут повлиять на его решения, а не носить характер «санитарно-просветительной работы».


Nв!

 

 

При этом необходимо:

- во-первых, задать вопрос: согласен ли пациент на проведение того или иного медицинского мероприятия;

-во-вторых, получить ответ: « да » (согласие) или « нет » (отказ).

Примечание 1. Отказ пациента, как и согласие, должен быть: действительным, добровольным, информированным, не противоправным.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...