Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Трансформация стимулов во внутренние концепты, представления




 

Установление любого символического порядка предполагает наличие определенных предпосылок и осуществление конкретных процедур. Предпосылки связаны с побуждением людей преодолеть ситуацию неопределенности, хаоса, трансформировать её в условия, благоприятные для взаимоприемлемого социального взаимодействия или эффективного действия. Прежде всего необходима значимая с этой точки зре­ния совокупность элементов, или сегментов реальнос­ти, внутри которых можно проводить сходства и раз­личия по общим для них основаниям. Далее, устанав­ливаются типы изменений, которые могут претерпевать такие элементы, и выделяются желательные, нежела­тельные и нейтральные изменения. Затем определяет­ся порог соотнесения элементов ситуации между со­бой и с элементами других ситуаций, выше которого фиксируется различие, а ниже которого — подобие. Наконец, фиксируются устойчивые связи между эле­ментами, которые объединяют выделенные сходства, различия, изменения в самотождественную целост­ность, способствующую эффективному действию или взаимодействию.

Согласно структуралистским представлениям, по­рядок — это то, что задается людьми в вещах и ситуа­циях как их внутренний закон, как скрытая сеть отно­шений между ними и человеком, её устойчивое струк­турное выражение, представленное в символической форме. Концептуально порядок отождествляется с «пустыми» структурами, которые могут быть абстра­гированы из множества культурных явлений и стано­вятся основанием для отнесения их к определенному классу или форме (например, структуры мифа, волшеб­ной сказки, обряда инициации, табуирования и т. п.).

Социокультурный опыт людей кодируется в мими­ке, жестах, телодвижениях, в интонациях и словах, в формулах, образах, вещах. Областями существования этих проявлений являются вербальная и невербальная межличностная коммуникация, письменные тексты, сфера невербальных эстетических объектов.

Взаимопонимание между людьми обусловливает­ся тем, насколько они владеют как родным языком, так и навыками оперирования кодами других симво­лических областей. Такое владение является значимой характеристикой того, что называется культурной компетенцией.

Процессы порождения символов и оперирования ими описываются с помощью таких категорий, как коды, трансформации, кодирование, декодирование, вербальные и невербальные знаковые структуры.

Формирование представлений. Предполагается, что все живые существа обладают трансформацион­ными механизмами, переводящими значимые для ин­дивида и рода переживания во внутренние концепты, представления, а затем в знаки и символы, имеющие внешнее выражение и доступные для восприятия дру­гими. Соответственно можно выделить несколько ти­пов таких механизмов. Первый тип связан с преобра­зованием «объективных» событий в переживания живых существ, в информацию, воспринимаемую ими. Второй тип связан с разделением этой информации на значимую — индивидуально или коллективно — и не­значимую, или шум. Третий тип обусловливает разра­ботку элементов значимой информации, связанную с наделением их весом, интерпретацией применительно к ситуации, ценностью в качестве стимула к действию. Четвертый тип активизирует операции построения и реализации программы действий и ситуации.

Таким образом, можно сказать, что каждое живое существо живет в двух параллельных мирах. Один из них составляют «реальные», «объективные», незави­симо от каждого отдельного индивида происходящие события, составляющие условия, окружение, динамич­ное поле его существования. Другой состоит из пото­ка восприятия индивидуально и социально значимых событий и их внутреннего упорядочения. При каж­дом переживании человеку приходится проводить различие между значимыми и незначимыми его ком­понентами.

На этой основе формируются классификации си­туаций, определяемых пересечением внешних событий и их внутреннего признания в качестве значимых. Эти ситуации расчленяют жизненный поток на дискретные осмысленные целостности, оформляющиеся в опреде­ленные представления. Таким образом, складываются внутренние критерии для отнесения событий обоих уровней к установленным классам.

В структуралистской трактовке формирования представлений значительное место занимает концепция субъективности, исходящая от М. Хайдеггера. Он называет субъективностью ту часть психики, которая фиксирует ощущения и восприятия элементов внеш­них воздействий и психических состояний как суще­ствующих, то есть воспроизводящихся и значимых для того, кто имеет с ними дело. Хайдеггер называет такие феномены экзистенциалами и считает их «не априор­ными формами разума или безличными формами ин­тенций, оставляющими за скобками (внешний) мир», но «жизненными формами», возникающими с необхо­димостью «в мировом взаимодействии»[53]. Согласно Хайдеггеру, такую конституирующую функцию в мире субъективность может осуществить только благодаря своей «фактичности», проявляющейся перед лицом смерти, где становится видна её исходная открытость, порождающая способность человека к трансцендиро-ванию любого непосредственного опыта. В принципе можно сказать, что эта способность актуализуется в любой пограничной ситуации перехода от одного уров­ня отношений людей с окружением к другому по цепи: восприятие — переживание — представление — фор­мирование знаков — знаковое выражение.

Сфера представлений порождает свою собствен­ную структуру: она организует составляющие её сле­ды переживаний и в свою очередь организуется ими, их логикой, их связями с порождающими их импульса­ми. Она не сводима ни к реальности как таковой, ни к миру символов. Её можно отнести к промежуточному между ними уровню воображения, где презентируются связи, отношения между реальностью и символом, обозначаемым и обозначающим. Такому уровню соот­ветствуют свои оперативные единицы — образы — и свои механизмы внутренней организации — ассоциа­ция, примыкание, комбинаторика, различение, шкали­рование и т. п. Их действие обусловливает отбор и «сортировку» импульсов и переживаний, разделение и соединение «внешнего» и «внутреннего». Именно на этом уровне устанавливаются своеобразные правила перцепции (восприятия) и соответствующих ей оцени­вания и переоценки. Здесь помещается источник фор­мирования новых или отбора из имеющихся знаков и символов для выражения представлений в интерсубъ­ективной, культурно приемлемой форме.

Соответственно представления работают как ме­ханизмы идентификации и оценки переживаний, пси­хических состояний, внешних воздействий с точки зрения индивидуальной, а также социальной значимо­сти. В представлении выделяются следы тех элементов обозначаемого, которые характеризуют его специфич­ные устойчивые черты, его самотождественность. Со­отнесение последующих восприятий с подобного рода чертами составляет процедуру установления сходства между воспринимаемыми объектами или психически­ми состояниями.

В то же время «зазор» между реальностью и её следами в представлении можно считать тем «мес­том», где осуществляется работа воображения, связан­ная с отбором и коррекцией этих следов в качестве компонент представления. И здесь возникают свои проблемы.

«Фантазмы». Любое переживание человека фикси­руется в его внутреннем мире как чередование образов. Эти единицы выделяются в качестве основы для фор­мирования представлений и символов. Но их не следу­ет смешивать с символами, поскольку, в отличие от последних, образы проживаются «сами для себя», пред­ставляя ощущения и восприятия индивида, порождае­мые внешними воздействиями и внутренними состоя­ниями. При порождении внутренними состояниями организма они могут представлять соответствующие переживания, не соотносимые ни с какими внешними стимулами, внешними обозначаемыми. В психоанализе считается, что такие образы представляют собой про­дукт их бессознательной организации, «фантазмы». Чтобы понять процесс их формирования, нужно обра­титься к механизмам функционирования воображения по отношению к бессознательному.

Действия этих механизмов можно представить следующим образом. Индивид переживает некоторое психическое или соматическое состояние, не находя­щее выхода в реальной активности или нормализации организма. Такие переживания и составляют оператив­ное условие порождения фантазмов, которые выража­ют эти неосознаваемые состояния, представляют их в качестве внутренних концептов. В процесс формиро­вания включаются механизмы памяти, ассоциаций, комбинаторики при отборе «материала» для представ­ления и механизмов вытеснения, замещения, компен­сации для придания ему формы. Соответственно пони­мание смысла фантазма достигается не через поиск «первичной сцены» реальности, внешних воздействий, обусловивших возникновение представления и его символизации. Происходит обращение к ядерной схе­ме внутриличностного состояния, инициировавшей пе­реживание, которое может найти выражение лишь через фантазию и воображение.

На индивидуальном уровне формирование фантаз­мов происходит за счет того, что К. Касториадис назы­вает «радикальным воображением», характеризующим область несуществующего, не имеющего соответствия во «внешнем» мире. Такое представление может вы­полнять две важных для структурирования человеком своей знаковой, символической среды функции. Во-первых, стимулировать комбинаторную активность на уровне «позитивных», соответствующих «внешним обозначаемым» представлений в проблемных ситуаци­ях, когда на уровне воображения следует предвари­тельно «проиграть» альтернативы их определений и подходов к их решению. Фантазмы в этом случае спо­собствуют расшатыванию, а порой и разрушению ус­тойчивых схем связей между обозначающими, пере­ставшими отвечать реальным процессам. Во-вторых, дать выход неосуществляемым желаниям, неосознава­емым состояниям, переживаниям, не выразимым в языке имеющихся в культуре привычных символов. В этом случае воображение становится полем форми­рования индивидуально специфичных представлений, где концентрируются следы самых интимных пережи­ваний индивида, его внутренних состояний, прямо не обусловленных воздействием внешнего окружения.

Такие представления, хотя и не имеют внешних обо­значаемых, тем не менее становятся стимулами для порождения обозначающих, знаков для их презентации вовне.

Как отмечает К. Касториадис, эта область фантазмов «проявляется как основа возможности и единства всего того, что делает неповторимость субъекта чем-то гораздо большим, чем чисто комбинаторной неповтори­мостью, и всего того в жизни субъекта, что указывает за пределы специфики черт его реальности и истории»[54].

Обобщая сказанное выше, можно сформулировать концепцию представления следующим образом.

Представление формируется в том пространстве, которое находится между воспринимаемой частью окружения и воспринимающим и структурируется связями между теми имманентными свойствами эле­ментов, окружения, которые доступны постижению воспринимающего, и теми способностями восприни­мающего, которые обеспечивают ему возможность вос­принимать и контролировать эти элементы. Представ­ление в этом случае есть выделение части окружения или потока переживаний в качестве объекта, иденти­фицируемой целостности на основе обращенности определенных их элементов к индивидуальному позна­вательному усилию. Таким образом, формирование представления имеет двойную обусловленность. С од­ной стороны, это характеристики компонент окружа­ющего мира, значимые для существования в нем чело­века. С другой стороны, это особенности трансформа­ций, преобразований внешних воздействий на человека и его психических состояний в устойчивые, распозна­ваемые, воспроизводимые внутренние концепты, соот­ветствующие ситуациям его взаимодействия с окру­жением.

Поскольку ощущения не исчерпываются теми, что укладываются в образы и представления, можно пред­положить наличие внутрииндивидуального «простран­ства», области переживаний, которые остаются неорганизованными ни на индивидуальном, ни тем более на культурном уровне. Они составляют своеобразное внекультурное поле психической активности. Вос­приниматься могут определенные неотрефлексированные психические процессы или состояния. Объектом индивидуальных переживаний могут стать встречи с такими реальными феноменами, которые признаны в культуре как несуществующие или не имеющие зна­чения. В то же время подобные явления не перестают воздействовать на людей и могут иметь для них разру­шительные последствия. Поэтому при изучении дина­мики формирования и существования представлений такие области реальности следует принимать во внима­ние как источники изменений и сдвигов на этом уровне трансформаций обозначаемого в обозначающее.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...