Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отмывание денег: транснациональный характер и региональные особенности




Во второй половине 90-х годов основными источниками незаконных доходов являлись торговля наркотиками и финансовые преступления: банковское мошенничество, подлог, обман в сфере вложений в ценные бумаги, злостное банкротство и др. Операции организованной преступности являются одним из существенных источников "грязных" денег. Криминальные группы, организованные в Италии, Японии, Колумбии, Нигерии, России, в странах Восточной Европы и Ближнего Востока, принимают участие в различных видах преступной деятельности. Помимо торговли наркотиками, они получают доходы за счет предоставления займов на кабальных условиях, игорного бизнеса, мошенничества с ценными бумагами, проституции, торговли оружием и людьми, угона автомобилей и многих других способов.

В некоторых странах преступные группировки, занимавшиеся ранее только торговлей наркотиками, начали диверсифицировать свою деятельность, осваивать другие незаконные способы извлечения доходов, влекущие менее тяжкое наказание. Значительные капиталы в наличной или другой форме поступают в банки европейский стран из стран бывшего СССР и Восточной Европы.

Страны Азии. В странах Азии используется ряд характерных для этого региона методов, что связано, во-первых, с существованием здесь крупных центров производства наркотиков – государства Золотого треугольника (Бирма, Таиланд, Лаос) и Золотого полумесяца (Афганистан, Иран); во-вторых, с широким использованием систем параллельных платежей как для законных, так и для незаконных операций; в-третьих, с использованием наличных расчетов при осуществлении крупных сделок; в-четвертых, с деятельностью криминальных китайских и японских групп. Основную часть отмываемых капиталов составляют доходы от торговли наркотиками, а также от деятельности организованной преступности, контрабанды оружия, золота и перемещения подпольных иммигрантов.

В некоторых государствах отмечалось увеличение объема контрабанды наличных денег и банковских документов на предъявителя. Широко используются телеграфные переводы, параллельные услуги по переводу средств и счета на третьих лиц в финансовых институтах. Для отмывания капиталов привлекаются профессионалы (адвокаты), используются казино, фальшивые счета или аккредитивы. Доходы от незаконной деятельности продолжают вкладываться в ценное имущество и недвижимость.

Латинская Америка и страны Карибского бассейна. По данным GAFI, в этом регионе во второй половине 90-х годов объем отмывания капиталов значительно возрос, что связано с расширением торговли наркотиками, криминальной деятельности организованных группировок и контрабанды.

Страны Карибского бассейна служат важным транзитным пунктом для перевоза наркотиков из Латинской Америки в США. Здесь учреждены многочисленные банки и финансовые институты экстерриториального подчинения. Даже после издания законов, направленных против отмывания денег, такие факторы, как либеральное законодательство в области учреждения компаний и ведения коммерческой деятельности в свободных (оффшорных) зонах, делают этот район благоприятным для отмывания капиталов. Здесь зарегистрированы десятки тысяч фирм, служащих прикрытием для нелегальной деятельности.

В последнее время отмечается тенденция к расширению операций российских криминальных организаций по отмыванию денег, полученных от рэкета, проституции, продажи оружия и кражи интеллектуальной собственности. По имеющимся сведениям, русские преступные группировки могут заключать союзы с другими группировками, действующими в регионе, в том числе с итальянской мафией и колумбийскими картелями. Это явление представляет собой значительную угрозу целостности банковской системы региона.

Серьезной проблемой является перемещение отмываемых капиталов между Мексикой и США, в том числе посредством контрабанды валюты из США, телеграфных переводов, использования транзитных счетов, которые позволяют банку выписать чеки за границей от имени своего филиала, а затем оплатить их через счет банка-корреспондента в США. Чеки, выданные со счета, открытого мексиканским банком в банке США, широко используются для регистрации отмытых капиталов в США, так как их не нужно декларировать. Обменные пункты, открытые вдоль всей границы США, часто используются для отмывания капиталов, так как, обменивая валюту и осуществляя телеграфные переводы, они могут "растворить" средства, имеющие незаконное происхождение, в законных сделках.

Средний Восток и Африка. Эксперты GAFI отмечают ограниченность информации об отмывании денег в странах Среднего Востока и Африки. В странах Персидского залива более всего распространено использование для отмывания капиталов банковской системы и рынка золота. В остальных странах Среднего Востока серьезная угроза начинает исходить от русских криминальных группировок, которые, по некоторым данным, пытаются отмывать свои деньги именно здесь.

В странах Южной и Восточной Африки наиболее распространенными методами отмывания являются покупка и перепродажа товаров, контрабанда наличных денег, покупка недвижимости (казино или высококлассных отелей), создание частных банков и обменных пунктов, деятельность которых, как правило, не регламентируется.

В Западной Африке особую активность проявляют преступные нигерийские группировки, занимающиеся международной торговлей наркотиками и крупномасштабными мошенническими операциями.

Отмывание капиталов остается очень серьезной проблемой как в странах – членах GAFI, так и в других странах. Определить объем отмываемых капиталов достаточно трудно, хотя, по мнению экспертов, речь идет о сотнях миллиардов долларов год. Для получения более точной оценки необходимо проводить полное комплексное исследование.

Одним из путей исследования процесса отмывания денег является рассмотрение этого процесса в международном масштабе, где в качестве важнейших его участников выступают крупнейшие группы организованной преступности.

Операции организованной преступности являются одним из существенных источников "грязных" денег. Криминальные группы, организованные в Италии, Японии, Колумбии, Нигерии, России, в странах Восточной Европы и Ближнего Востока, принимают участие в различных видах преступной деятельности. Помимо торговли наркотиками, они получают доходы за счет предоставления займов на кабальных условиях, игорного бизнеса, мошенничества с ценными бумагами, проституции, торговли оружием и людьми, угона автомобилей и многих др. способов.

В некоторых странах преступные группировки, занимавшиеся ранее только торговлей наркотиками, начали диверсифицировать свою деятельность, осваивать другие незаконные способы зарабатывания денег, влекущие менее тяжкое наказание. Представители многих европейских стран отмечали, что значительные капиталы в наличной или другой форме поступают в их банки из стран бывшего СССР и Восточной Европы.

Китайские триады хорошо обосновались во многих городах Запада: Амстердам, Лондон, Нью-Йорк, Сан-Франциско и Ванкувер. Эти банды занимаются ввозом героина, вымогательством, незаконным игорным бизнесом и эксплуатацией проституции. Вся эта деятельность высокоприбыльна, но об отмывании денег триадами относительно мало известно. Деньги часто инвестируются местными бандами в тех же общинах, где они и зарабатываются, без изощренного процесса расслоения. Другой причиной является то, что неформальная банковская система китайских общин действует настолько хорошо, что средства, переводимые в международном масштабе для оплаты наркотиков или в других целях, редко всплывают на поверхность.

Колумбийские картели получили репутацию как группы, определяющих стандарты в отмывании денег. Объем проводимых операций и необходимость в переброске крупных сумм денег по всему миру превратили их в экспертов почти в каждом известном способе отмывания. Характерная черта их методологии – почти полное отделение процесса распространения наркотиков от отмывания доходов. Одно время преобладали свои "домашние отмыватели" денег, но сейчас прослеживается общая тенденция в использовании услуг посторонних подрядчиков. Эти подрядчики создают уровень изоляции между картелем и незаконным происхождением его доходов. Они часто образуют другой изоляционный слой в фазе размещения денег посредством их обработки через пункты обмена валют перед тем как следующий финансовый подрядчик получает их и занимается последующим расслоением и интеграцией.

Колумбийские наркокартели используют для отмывания капиталов такие методы, как оплата посредниками картеля американского экспортера наркодолларами и расчет с импортерами в колумбийских песо; расчеты с экспортерами наркодолларами в оффшорной зоне; использование фальшивых импортно-экспортных деклараций и других коммерческих документов; осуществление операций с денежной наличностью в сотрудничестве с коррумпированными служащими банков.

Соблюдение тайны банковских вкладов в оффшорных зонах защищает вложенные деньги, а отсутствие таможенного контроля не позволяет реально использовать закон, предписывающий декларирование ввоза в зону денег на сумму более 10 тыс. долл. "Отмыватели" капиталов могут купить товары в оффшорной зоне и перепродать их оптовым торговцам по цене, составляющей 70- 80% от их номинальной стоимости, что позволят избежать таможенного досмотра. Затем они помещают полученные песо в банки и переводят их на счета, открытые на подставных лиц в своих странах. В свободных зонах получило распространение отмывание денег с помощью чеков, выписанных на предъявителя. Кроме того, целый ряд банков перекуплены и контролируются колумбийскими картелями, которые контрабандным путем переводят деньги и чеки для размещения в этих банках.

Сицилийская мафия начала заниматься крупномасштабным отмыванием денег по крайней мере с 80-х годов (дело "Пицца коннекшн" – отмывание доходов от торговли героином в Северной Америке). Было установлено, что в этом и других подобных случаях для международной перекачки миллионов долларов использовались счета дилеров по торговле движимым и недвижимым имуществом, ценными бумагами в швейцарских банках. Однако последний анализ показывает особенную опасность итальянской организованной преступности, наподобие широко известных групп Каморра и Ндрангета, которые, как и колумбийские картели, возвращают отмытые деньги обратно в страну и используют их для роста экономической власти преступных групп в местном и национальном масштабе.

Появились заявления об инвестициях итальянских групп организованной преступности в странах Восточной Европы в игровой и туристический бизнес, и похожи, что такие инвестиции становятся неизбежными. Однако естественные рамки этих инвестиций могут быть заложены в характере боссов организованной преступности. В своей "домашней" обстановке боссы мафии привыкли к успеху как результату своей способности к запугиванию, насилию, связям в политических кругах, а не честного и напряженного труда. Наиболее характерной чертой в деятельности групп организованной преступности является вымогательство, так как менталитет мафии предопределяет существование за счет других граждан, а не за счет своего труда или даже инвестиций своего капитала на обычном рынке, где он может подвергаться определенному риску. Обстановка честной конкуренции в рамках хорошо регулируемой экономики значительно ограничивает размеры подобных инвестиций.

Североамериканские группы организованной преступности – относительно незначительные игроки в международном отмывании денег. Местные гангстеры активно пользуются в фазе расслоения преимуществами налоговых гаваней и законами о банковской тайне, но США и так представляют собой огромный преступный рынок, и здесь до сих пор достаточно возможностей для инвестиций, что большая часть преступных доходов не уходит за пределы экономики страны за исключением случаев оплаты за импорт наркотиков или транзитных сделок по отмыванию денег.

4.5 Предупреждение отмывания денег. Политика "знай своего клиента". Программа внутреннего соответствия

Одним из самых важных приемов, посредством которого финансовое учреждение может надеяться не оказаться вовлеченным в противозаконные действия, является обеспечить для себя четкое и ясное понимание видов деятельности подобных "клиентов". Принятие для себя финансовыми учреждениями принципов, называемых "Знай своего клиента", показало себя исключительно эффективным средством заблаговременного выявления подозрительных действий со стороны таких "клиентов".

Хотя ни законодательство, ни правила этого не требуют, совершенно необходимо, чтобы финансовые учреждения принимали для себя такие принципы или порядок "Знай своего клиента" в качестве гарантии немедленного выявления и распознавания подозрительных действий в стенах этого учреждения или с его участием. Концепция "Знай своего клиента" по своей окончательной структуре не является детально разработанной, и в силу этого каждое финансовое учреждение может избрать для себя такой порядок, какой наиболее подходит для его конкретного вида деятельности. Тем не менее, эффективная политика "Знай своего клиента" должна быть основана, как минимум, на четком определении общих подходов руководства и на конкретном распределении ответственности.

Задачи политики "знай своего клиента":

· политика "Знай своего клиента" призвана повысить вероятность того, что финансовое учреждение действует в соответствии со всеми применимыми законоположениями и правилами и следует разумным и общепризнанным банковским подходам.

  • политика "Знай своего клиента" призвана снизить вероятность того, что финансовое учреждение может стать жертвой противозаконных действий своих "клиентов".
  • политика "Знай своего клиента", если она эффективна, защитит доброе имя и финансовую репутацию финансового учреждения.
  • политика "Знай своего клиента" не должна ни в коей мере отрицательно сказываться на отношениях финансовой организации с ее хорошими клиентами.

Сущность политики "знай своего клиента"

При выработке эффективной политики "Знай своего клиента" важно помнить о том, что внешнее впечатление может быть обманчивым. Потенциальные клиенты финансового учреждения могут на первый взгляд производить впечатление вполне законопослушных, хотя на самом деле они занимаются противозаконной деятельностью посредством этого финансового учреждения. С другой стороны, финансовое учреждение может отказаться иметь дело с законопослушными клиентами, поскольку какие-то элементы их деятельности расцениваются как имеющие преступный оттенок. Не менее важно отдавать себе отчет в том, что различные влияния, оказываемые на исходно законопослушных клиентов, могут превратить их в нарушителей.

В настоящее время не существует предписанного законодательно порядка, требующего проведения политики "Знай своего клиента" или определяющего сущность такой политики. Вместе с тем, в целях выработки и проведения в жизнь реальной и приносящей подлинную пользу политики финансовым учреждениям следует внедрить следующие принципы в свою практику ведения дел:

· финансовым учреждениям следует предпринимать разумно обоснованные попытки определения подлинной "личности" всех клиентов, обращающихся к банку за его услугами;

  • финансовым учреждениям следует проявлять особую тщательность в определении истинных владельцев всех счетов, а также тех, кто пользуется услугами банка по безопасному хранению ценностей;
  • от всех новых клиентов должны быть получены данные, указывающие на их личность;
  • от тех клиентов, которые собираются заниматься крупными операциями, должны быть получены доказательства, подтверждающие или удостоверяющие их личность;
  • финансовые учреждения должны обращать внимание на любые необычные операции или на операции, которые непропорциональны известной деловой деятельности клиента.

Неотъемлемым компонентом эффективной политики "Знай своего клиента" является полноценная осведомленность обо всех операциях, выполняемых клиентами соответствующего финансового учреждения. В этой связи необходимо, чтобы установленный учреждением порядок действий по принципу "Знай своего клиента" давал возможность сбора достаточной информации для формулирования "оперативного профиля" каждого из клиентов. Основополагающей задачей установления такого порядка является возможность финансового учреждения предсказывать с относительной уверенностью, какими видами операций определенный клиент будет скорее всего заниматься. На этой основе должны быть разработаны и реализованы внутренние системы для отслеживания фактически производимых операций, так чтобы определять случаи выполнения клиентом операций, которые не соответствуют его сформулированному "оперативному профилю".

Политика "Знай своего клиента" должна включать в себя порядок, согласно которому требуется оценка каждого клиента в тот момент, когда он устанавливает свои отношения с данным финансовым учреждением, в целях предотвращения любой возможности открытия фиктивных счетов. В дополнение к этому программа профессионального обучения и повышения квалификации сотрудников банка должна включать в себя примеры таких форм поведения или действий клиента, которые могут подсказать целесообразность проведения расследования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...