Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимодействие цвета и формы




Описанные закономерности восприятия цвета убеждают в том, что объёмно-пространственная форма, решенная в цвете, способна вызвать ощущение новой формы. Мы можем наблюдать при этом трансформацию величины, геометрическом вида, массы.

Полихромия, построенная на темных, холодных цветах, скрадывает величину формы. Светлые теплые цвета зрительно увеличивают форму. Различный геометрический вид объёмной формы требует определенного цветового решения. Для шара, например, обладающего непрерывной единообразной поверхностью, характерна одноцветность. У цилиндра кривая и плоская поверхности дают возможность развития 2 - 3-цветной полихромии.

Геометрический вид формы оказывает воздействие на восприятие сочетаний цветов. Примем одно и то же нюансное сочетание цветов для окраски параллелепипеда и многогранника. Сравнение этих геометрических тел при равных условиях освещения покажет, что на гранях параллелепипеда такое же сочетание цветов воспринимается как более контрастное. Это происходит за счет более резкой тени на затененной грани параллелепипеда, нежели на гранях, образующих тупой угол у многогранника.

Надо сказать, что характер светотени влияет на восприятие сочетаний цветов объёмно-пространственной формы. Сильная светотень может разрушить полихромию. Цвета становятся белесоватыми при большой яркости освещения. В тени же ощущение цвета пропадает в связи с малой освещенностью. Выявляет полихромию средняя освещенность, дающая слабую светотень. И обратная связь: малоактивная полихромия ненасыщенных цветов воспринимается как принадлежащая форме с сильной светотенью, т. е. нюансная полихромия может зрительно усилить рельеф за счет создания впечатления более сильной светотени. Активная полихромия воспринимается как принадлежащая форме с незначительной светотенью. Иначе говоря, активная окраска может нивелировать форму.

Фактура может оказывать определенное действие на полихромию. Нюансная полихромия может быть усилена действием фактур, если светлому цвету соответствует фактура, а тёмному - гладкая поверхность (в противном случае нейтрализуется выразительность полихромной формы). Для контрастной полихромии характерна гладкая фактура.

Архитектурные объёмы воспринимаются в пространстве. В зависимости от положения в пространстве активность полихромии может значительно меняться. При увеличении дистанции наблюдения активность полихромии понижается, цвета приобретают холодный оттенок. При уменьшении дистанции наблюдения активность полихромии возрастает, цвета приобретают теплый оттенок.

В свою очередь, активность полихромии может говорить о незначительном расстоянии между наблюдателем и полихромией формой, а неактивная холодная полихромия читается зрителем как удаленная. При комбинации форм в" пространстве можно пользоваться этим обстоятельством для иллюзорных эффектов.

Современный архитектор при сознательном использовании полихромии как активного элемента архитектурной формы должен реализовать се формообразующее действие. Архитектор может программировать эффекты полихромии: в нужной мере зрительно расчленять поверхности, определенным образом видоизменять объемы и трансформировать пространство. Заметим, что если формообразующие эффекты полихромии зачастую используются во фронтальных архитектурных композициях (фасад здания, стенопись), то использование их в объёмных композициях встречается гораздо реже в силу несравненно большей сложности. Особенно сложным является использование цвета как формообразующего средства в архитектурных ансамблях.

Полихромия развивает пластику стены. Начнем с того, что стенопись, примененная в архитектурной композиции, может производить различный пластический эффект. Используя нюансную пли контрастную полихромию стенописи, монументалист добивается или сохранения нерушимости стенной поверхности, или её рельефного характера, или даже зрительного её разрушения. Древние фрески при всей своей чарующей красочности не разрушают плоскость стены, криволинейные поверхности сводов продолжают жить под красочными сценами библейских сюжетов.

Полихромная орнаментальная отделка стен среднеазиатских мечетей создает дополнительную пластику, подобную рельефу. Это особенно наглядно ощущается при сравнении стен, облицованных керамикой, со стенами ее утратившими. Здания барокко и классицизма в России демонстрируют бесконечные примеры дополнительного развития пластики фасадов путём сопоставления насыщенных цветов плоскости фасада (красного, голубо-зелёного, кобальтово-синего, жёлтого) с белыми колоннами и деталями обрамления окон.

Стенописи выдающихся мастеров монументального искусства Мексики (Диего Ривера, Ороско, Сикейрос, О. Горман) - мощное средство трансформации объема сооружения или его интерьера. Соотношения цветовых масс придают стенам пространственный характер и скрадывают реальные углы их сочленений. Живопись выступает в качестве элемента новой архитектурной формы.

Полихромия может формировать объем архитектурного сооружения. Впечатление неповторимости архитектурной формы Покровского собора в Москве во многом обязано им­провизации полихромии стен, шатровых покрытий, куполов. Благодаря цветовому решению монолитная масса собора получает новый пластический характер.

Знаменитое русское двуцветие в архитектуре, о котором шла речь выше, относится не только к решению пластики стен, но и к формированию архитектурных сооружений и целых ансамблей (Новодевичий монастырь, Донской монастырь в Москве). Объём мавзолея Гур-Эмир в Средней Азии достигает своей выразительности в значительной степени в силу развития контраста крупных цветовых отношений. Основная масса сооружения, вырастая из земли, связывается с ней цветом, а голубой купол, облицованный керамической плиткой, не столько принадлежит объёму сооружения, сколько синеве неба. Он изыскан и лёгок благодаря цветовому строю.

Полихромия нередко выступает в качестве основного приема при организации пространства архитектурного ансамбля. К примеру, древние азиатские города Хива, Бухара воспринимаются как единые организмы в силу того, что объединяются.цветом: большая часть построек выполнена из одного материала - глиняного кирпича-сырца. Они выглядят скульптурным развитием рельефа. Голубые блестящие купола и цветные минареты, являясь акцентами, организуют пространство городов.

Ансамбли кремлей многих русских городов получают несравненно большую выразительность в результате развития полихромии. Так, в архитектурном ансамбле Московского Кремля основная цветовая тема - красная периферия стены и белый центр (Ивановская площадь с белокаменными соборами и белой колокольней Ивана Великого).

Ансамбль Дворцовой площади в Ленинграде обращён к активной плоскости Зимнего дворца, где на голубом фоне стены выделяются нарядные белые детали. Дуга здания Главного штаба образует площадь, которую венчает Александрийский столп. Выполненный из глыбы красного гранита, он выглядит звучным акцентом в симфонии лёгкого жёлто-белого окружения. Значительная роль цвета в оформлении этого ансамбля не подлежит сомнению.

При цветовом решении объема взаимоотношения с геометрическими характеристиками архитектурной формы могут быть двоякими: либо архитектурная полихромия полностью подчиняется структуре формы, либо контрастирует с ней, развиваясь самостоятельно. В первом случае возникает формообразующий эффект, подчёркивающий и выявляющий массы, геометрию и структуру формы. Во втором случае первоначальная форма может визуально измениться.

Постройки периода классицизма могут служить убедительным примером подчинения полихромии ордерной структуре фасадов. Цветовое решение жилого дома на Васильевском острове в Ленинграде (см. приложение табл. 6) также демонстрирует тот случай, когда полихромия развивается в соответствии с формой. Темный цвет углубленных плоскостей фасада и светлый - выступающих его частей развивают в данном случае пластику фасада.

В колористике нового города Рив-де-л'Этан-де-Берр на юге Франции читаются черты оп-арта, перенесенные в архитектурное окружение (см. табл. 6). Контрастные соотношения цветов имитируют квадратные и круглые оконные проёмы, расчленяют плоскости торцовых стен, создают различные ритмы, визуально обогащающие архитектуру. Однообразие метрического чередования оконных проёмов, жёсткая система лоджий; «сухость» объёмно-пространственного решения нивелируется цветовой темой. Другим примером развития пластического решения архитектуры с помощью цвета могут служить жилые дома юго-западного района Ленинграда. Отдельные панели здания нюансно выделяются цветом, создавая эффект легкой тени, упавшей на плоскость освещённой стены.

И в том и в другом случае цвет имеет самостоятельное значение в архитектуре жилых домов. Не разрушая объёма, он развивает заданную структуру форм.

Тенденция полной независимости цветовой темы от характера формы активно развивается в зарубежной архитектурной практике. Примером реализации этой концепции является жилой район Дефанс в Париже, строящийся по проекту французского архитектора Aillaud E. и колориста Rieti F. (см. приложение табл. 6). Полихромия зданий жилого района Дефанс не подчеркивает их пластических особенностей, скорее, противоречит их конструктивной сути, визуально разрушает их геометрическую форму. Цветовые сочетания трансформируют объемы зданий, визуально объединяют их с рельефом, организуют единое сложное внешнее пространство. Очертания пятен цвета на поверхности зданий ассоциируются с элементами природного пейзажа - синевой неба, облаками, кронами деревьев. Выбор цветовой палитры идет от природных цветов - голубых, серебристых, зеленоватых, коричневых, охристых.

Приведенные примеры показывают, что сознательное использование формообразующего действия цвета открывает возможность управления зрительным восприятием архитектурной формы и архитектурных пространств городской среды.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...