Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Другие нарушения прав потребителей




Преступления против прав потребителей характеризуются высокой латентностью. Наряду с преступлениями правоохранительными и контролирующими органами отмечается значительный масштаб нарушений законодательства о защите прав потребителей, в частности Закона о правах потребителей. Рассмотрим наиболее типичные нарушения.

Наиболее высокой является удельный вес нарушений прав потребителей в сфере торговли. И он имеет тенденцию к увеличению. В 1995 г. нарушения в этой сфере составили 34,1%, в 1996 г. – 60%, а в 1997 г. – 63,1% от общего количества нарушений. На втором месте по количеству нарушений остается сфера коммунальных услуг, нарушения в которой составили в отчетном периоде 12,7% от общего количества нарушений. В 1997 г. по сравнению с 1996 г. значительно возросло количество нарушений, выявленных в сфере платных медицинских услуг – в 2,4 раза. Это в определенной мере объясняется массовыми проверками, проводившимися территориальными управлениями по заданию ГАК России. Удельный вес нарушений прав потребителей при продаже товаров составляет около 20% от всех нарушений в последние годы. Рассмотрим типичные нарушения.

Широкое распространение получили нарушения, связанных с реализацией товаров с истекшим сроком годности. Несмотря на законодательный запрет реализации такой продукции, в ГАК России и его территориальные управления поступали предложения от Госкомрезерва России, Госкомсевера России, администрации Камчатской области и др. о предоставлении органам по контролю и надзору права вносить изменения в установленные изготовителями сроки годности.

Красноярский городской центр санитарно-эпидемиологического надзора продлевал сроки реализации продукции с истекшим сроком годности (масло животное, консервы рыбные). Прокуратурой вынесено представление о недопущении подобных нарушений.

При проверке ЗАО "Гигант", крупнейшего оптового предприятия, ГАК установил факты реализации ряда продовольственных товаров с истекшими сроками годности с разрешения Приморского краевого Центра санэпиднадзора.

В 1998 г. территориальными управлениями ГАК России было выявлено 11937 нарушения статей Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", связанных с обеспечением безопасности и качества товаров, работ, услуг, что составляет 20,6% от общего количества выявленных нарушений. Из них:

· 53,4% нарушений выявлены по признакам ст. 4 (качество товара, работы, услуги),

  • 29,1% – ст. 7 (право потребителя на безопасность товара, работы, услуги) и
  • 17,5% – ст. 5,6 (установление сроков службы, сроков годности, гарантийного срока и обеспечение ремонта и технического обслуживания).

Наибольшее количество нарушений связано с предоставлением потребителям ненадлежащей информации об изготовителе (исполнителе, продавце) и товарах (работах, услугах). В 1998 г. территориальными управлениями ГАК России было выявлено 20991 нарушение прав потребителей при предоставлении им информации. В 1995 г. эти нарушения составили 13%, в 1996 г. – 32% – в 1997 г. – 41% от всех нарушений. От 43% до 90% от общего количества выявленных нарушений по предоставлению информации составило отсутствие документального подтверждения происхождения товаров.

Количество нарушений значительно во всех видах деятельности. Наиболее высокий процент нарушений при предоставлении информации отмечается в сфере гостиничного обслуживания, медицинских услуг, туристско-экскурсионных услуг; торговли, общественного питания. К наиболее характерным нарушениям относятся (в процентах к общему числу обследованных учреждений):

1. Отсутствие необходимой и достоверной информации о:

· местонахождении учреждения – 8,7;

  • государственной регистрации – 47,9;
  • режиме работы – 13,5;
  • наличии лицензии – 43,5;
  • квалификации и сертификации специалистов – 57,9;
  • перечне услуг – 11,6;
  • прейскуранте цен – 12,6;
  • калькуляции цен – 62,3;
  • условиях предоставления и получения услуг – 40,3;
  • правилах предоставления платных медицинских услуг – 55,7;
  • контролирующих органах – 69,1;
  • органах по защите прав потребителей – 80,4.

2. Предоставление платных медицинских услуг без оформления договора. Договор в письменной форме не заключается в 62,2% обследованных учреждений, в том числе по формам собственности медицинских учреждений:

· в 48,4% учреждений федеральной собственности;

  • в 52,1% учреждений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
  • в 55,0% муниципальных учреждений;
  • в 73,0% учреждений частной формы собственности.

При заключении договора в письменной форме:

индивидуальный договор составляется в 34,1% учреждений;

договор присоединения используется в 65,9% учреждений.

3. Отсутствие при заключении договора в письменной форме:

· реквизитов учреждения – 19,0%;

  • сроков оказания услуг – 26,3%;
  • объявления стоимости услуг – 14,7%;
  • условий оплаты – 23,1%.

Ответственность исполнителя в соответствии с законодательством не предусмотрена в более чем в половине договоров. Около 4% от общего числа выявленных нарушений связано с включением в договор условий, ущемляющих права потребителей (навязывание дополнительных услуг, обусловливание получения потребителем одних услуг обязательным получением других, в том числе и через заключение в принудительном порядке договора добровольного страхования и др.).

4. Невыдача потребителям документов, подтверждающих прием наличных денег за оказываемую услугу:

· не выдается никакого документа – 7% (такое нарушение было выявлено в медицинских учреждениях только частной формы собственности);

  • выдается документ, не являющийся документом строгой отчетности (бланк квитанции N 16-00-30-35 от 20.04.95 по оплате медицинской услуги утвержден Минфином России) – 20%. Это нарушение характерно для медицинских учреждений всех форм собственности.

5. Предоставление платных медицинских услуг без лицензии:

· не имеют лицензий 8,6% проверенных медицинских учреждений;

  • лицензии находятся в стадии оформления – 10,0%.

В ходе обследования были выявлены случаи оказания платных медицинских услуг лицами, длительное время не проходившими повышения квалификации, предоставление платных медицинских услуг работниками лечебных учреждений в основное рабочее время, предусмотренное для ведения бесплатного приема больных в рамках обязательного медицинского страхования.

Потребителю весьма сложно отстоять свои права, в том числе и в суде, поскольку высока стоимость проведения экспертизы оказанной услуги, не всегда бывает объективным экспертное заключение в силу высокой корпоративности медицинских работников. Возникают большие трудности в доказательстве причинной связи между врачебным воздействием и наступившими последствиями.

Основными нарушениями при оказании услуг телефонной связи являются:

· предоставление телефонной связи по спаренной схеме без согласия пользователя или с применением систем уплотнения;

  • не обоснованные ссылки на отсутствие технической возможности установки телефона;
  • отключение телефона за неуплату абонентской платы, междугородных и международных разговоров без предварительного уведомления;
  • выставление счетов на оплату и отключение телефона в случае неоплаты счетов при несостоявшихся разговорах;
  • взимание платы за расшифровку счета за международные и междугородние телефонные разговоры (код города, дата, продолжительность);
  • взимание платы за установку телефона в зависимости от различных правовых оснований (наличие прописки, приобретение в собственность квартиры, внеочередная установка и др.);
  • определение тарифов за различные услуги – переименование абонента при переезде, обмене, наследовании и др.;
  • отсутствие информации об очередности услуг, наличии льгот, вводимых новых тарифах и переходе на новую систему оплаты услуг;
  • влияние применения современных технических средств (факсы, автоматические определители номера (АОН) и др.) на качество основной услуги – телефонной связи.

Почти во всех регионах России при проверке торговых организаций снимались с реализации технически сложные товары бытового назначения из-за отсутствия сертификатов соответствия, подтверждающих безопасность изделий, а также предъявления незаверенных копий сертификатов. Торговые организации продавали указанные товары без технических паспортов и инструкций по их эксплуатации, в том числе и без перевода на русский язык. Отмечены случаи реализации товаров без гарантийных обязательств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...