Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация методов психологии труда

Прежде чем говорить о классификации методов психологии труда, дадим определения терминам, описывающим категориальный аппарат понятия «методы психологии»[1]:

Методы психологии – это приемы и средства, при помощи кото­рых происходит получение достоверных фактов и сведений, используемых далее для построения научных теорий и разработки практичес­ких рекомендаций.

Значение того или иного психологического метода зависит от его валидности и надежности, от возможности его примене­ния, часто связанной с трудоемкостью овладения данным методом, временем и уровнем сложности его реализации, а также временем и сложностью расчета и интерпретации полученных результатов.

Валидность метода отражает его адекватность и действенность, ха­рактеризует точность измерения данным методом психического свой­ства, а также насколько психологический метод адекватен исследуемой проблеме. Валидность метода определяется корреляцией его резуль­татов с другими критериями измеряемого свойства. Проверка валид­ности метода называется валидизацией.

Надежность метода связана с постоянством и устойчивостью ре­зультатов, получаемых при помощи данного психологического мето­да. Надежность метода определяется путем установления корреляции между результатами первого и повторного применения данного мето­да или путем сопоставления данных, полученных при помощи данно­го метода, и результатов, полученных при помощи другого, эквивален­тного метода.

Трудоемкость овладения методом проявляется в том, какое время требуется для овладения данным методом специалистом-психологом или специалистом из другой, смежной профессиональной области. Трудоемкость метода проявляется также и в том, какой уровень ква­лификации необходим для специалиста, реализующего данный метод. В некоторых случаях овладение методом требует сравнительно не­значительного времени и общей профессиональной квалификации специалиста. В других случаях для овладения методом необходи­мы дополнительный период стажировки и высокий уровень специаль­ной квалификации психолога.

Например, при овладении методами опроса и анкетирования яв­ляется достаточным обучение специалиста в отечественном высшем учебном заведении психологического или социологического профи­ля. При овладении методом психоанализа необходима специальная многолетняя стажировка психолога в соответствующем психоанали­тическом центре за пределами России.

Трудоемкость метода проявляется также в уровне сложности его реализации и количестве времени, необходимого для нее. Так, некото­рые опросные методики занимают незначительное время и содержат простые, однозначно понимаемые обследуемым человеком вопросы и варианты предлагаемых ответов, из которых он должен выбрать один, соответствующий его позиции и мнению. Такие же методики, как MMPI или тест Т. Лири, содержат несколько десятков вопросов, не имеющих готовых ответов, и требуют значительного времени и уси­лий обследуемого для формулирования собственных ответов.

Кроме того, трудоемкость психологического метода определяется еще и тем, насколько сложным выступает способ анализа и расчета полученных результатов. Многие валидные и надежные психологиче­ские методы имеют нетрудоемкую форму анализа результатов. К таким методам можно отнести, например, дифференциально-диагностиче­ский опросник, направленный на выявление сферы предпочтений че­ловека (автор Е.А. Климов), уже много лет очень популярный среди психологов-диагностов.

 

Психология труда как отрасль психологической науки использует весь арсенал общепсихологических методов, на­полняя их специфическим содержанием[2]. Это обусловлено особенностями объекта и целями исследования. Помимо об­щепсихологических методов, психология труда применяет ряд специфических приемов изучения поведения человека в условиях трудовой деятельности. Большинство методов используются в трех самостоятельных планах:

▪ для психологического анализа профессиональной дея­тельности;

▪ для проведения разнообразных прикладных исследова­ний (профотбора, профессиональной консультации, рацио­нализации труда и отдыха и т. д.);

▪ для исследования личности конкретного работника, его способностей, мотивации, состояний.

Существует несколько классификаций методов психоло­гии труда, которые предлагают практически одинаковый набор методов и критерии их группировки. Обобщая их, можно предложить классификацию методов психологии труда, которая включает две больших категории методов:

 

 

группа неэкспериментальных методов, представляющая собой целенаправленное изучение профессиональной дея­тельности в естественных условиях   группа эксперимен­тальных методов, включающая целенаправленное изучение организации условий и способов выполнения деятельности

 

В первую группу входят два основных метода: метод на­блюдения и метод опроса, а также ряд дополнительных ме­тодов и вспомогательных средств.

Вторая группа включает эксперимент в двух своих разно­видностях: лабораторный и естественный (производствен­ный), а также метод тестов.

 

Обоснованным будет рассмотрение м етодов исследования профессиональной психологии, которая является составляющей психологии труда[3] (табл. 1).

Таблица 1

Классификация методов профессиональной психологии в зависимости от задач исследования

Задача исследования Группа методов исследования Конкретные методы исследования
Описание профессионального становления личности Генетические методы ▪ лонгитюдный метод ▪ биографический метод ▪ каузометрия ▪ психобиография ▪ метод анамнеза
Характеристика профессий Праксиметрические методы ▪ анализ заданий ▪ изучение документации ▪ трудовой метод ▪ наблюдаемый опрос
Измерение профессионально значимых признаков Психометрические методы Тесты: ▪ специальных способностей ▪ достижений ▪ опрсники интересов ▪ диагностики обучаемости
Объяснение профессионального становления личности Экспериментальные методы Эксперименты: ▪ естественный   ▪ лабораторный ▪ моделирующий       ▪ формирующий
Обработка методов исследования Методы математической обработки Анализ: ▪ дисперсионный ▪ корреляционный ▪  факторный

 

5.2. Эмпирико-познавательные методы [4]

Наблюдение ( является классическим методом психологии) может рассматриваться либо как деятельность, либо как методика, либо как процедура или как метод. Если рассматривать наблюдение как деятельность, работу, то его можно определить как специально организованное установление фактов, опирающееся функции органов чувств человека (как субъекта познания) и не предполагающее специального создания условий для провоцирования изучаемых процессов. В этом смысле наблюдение является общенаучным средством движения от незнания к знанию. И не только общенаучным, но и «общепрактическим», если бы было такое слово. Очевидно, что многие виды практической (разъяснительной, обучающей, коррекционной, консультатив­ной) работы психолога в области труда ведутся под контролем наблюдения.

Едва ли когда удастся указать какую-либо научную или прак­тическую профессию, в которой работнику не нужно было бы следить за ходом дела, объектом труда, устанавливать факты, характеризующие этот объект, его состояния, изменения. В случаях, когда работник пользуется инструментами, технически­ми средствами в этих целях, наблюдение все равно имеет место в той или иной форме. Даже «чистый» и глубоко убежденный в исключительности своего занятия экспериментатор не перестает быть в то же время и наблюдателем. Меняется только структура наблюдения (предметом наблюдений могут стать эксперименталь­ная установка, приборы, индикаторы и пр.).

Наблюдение и эксперимент (опыт) как основные общенауч­ные способы движения от незнания к знанию различаются прежде всего, как известно, по признаку вмешательства субъекта позна­ния в условия возникновения и протекания изучаемых явлений, процессов. Если человек провоцирует, вызывает изучаемые явле­ния, события – это эксперимент, если только использует скла­дывающиеся ситуации – наблюдение. Следует сразу же огово­риться, что признак строгости, корректности способа движения от незнания к знанию не является, вообще говоря, неотъемле­мым качеством эксперимента. Легко убедиться, что экспери­мент, даже обставленный весьма внушительной техникой, может оказаться весьма нестрогим, а наблюдение, наоборот, может быть весьма строгим (если хорошо определены и скрупулезно фиксируются изучаемые признаки исследуемого объекта).

Будет ли наблюдение научным или практическим, это зависит от того, в решение каких задач оно включено. Следует иметь в виду, что практическое наблюдение может быть очень высокого качества по параметрам истинности, объективности, систематичности, полноты, а также напряженности и ответственности деятельности. Так, например, летчик-наблюдатель лесного хо­зяйства проверяет систему альтернатив, гипотез: есть ли призна­ки пожара или нет их. Если есть, то действительно ли это пожар или, быть может, это большой костер, разведенный туристами, или случайный выброс, например дыма на промышленном пред­приятии, и т.п.? Если пожар, то каковы его характер, площадь, координаты? Корректность результатов наблюдения здесь имеет большое и разностороннее значение (экономическое, социаль­ное, ибо пожар – это не только материальные потери, но, воз­можно, и потери человеческого здоровья и жизней).

Практическое наблюдение, проводимое непсихологом, может иметь и психологическое содержание. Например, линей­ный инспектор службы безопасности движения может проверять следующие предположения (по поведению автомашин на дороге): не оказался ли за рулем просто неопытный водитель, или водитель в нетрезвом или возбужден­ном состоянии, или угонщик, не привыкший к данной машине, или неопытный, но самоуверенный, потерявший бдительность водитель и пр.

Наиболее важные результаты наблюдений документируются, отражаются в протоколах, технических записях (видео, кино и т.п.).

Метод наблюде­ния, по крайней мере в психологии труда, является и исторически, и логически, и по месту, которое он занимает в работе специалиста, базовым по отношению к остальным методам сбора эмпирических данных. Все остальные методы этого рода, как экспериментальные, так и неэкспериментальные, возникают как своего рода полезные деформации метода наблюдения.

Все методы сбора эмпирических данных имеют признаки, свойственные наблюдению. В частности, это пять важных тре­бований:

объективности,

систематичности,

• предварительной программы,

• учета внешних и внутренних условий активности исследуемого,

фиксации полученных результатов.

В рамках каждого метода структурируются методики – систе­мы материально представленных средств. Они должны включать следующие составляющие:

• некоторое исходное теоретическое представление об изучаемой реальности, выраженное на понятном для специалистов языке;

• программу исследования в виде общего его плана и перечня единиц рассмотрения с указанием их признаков;

• описание требований к процедуре проведения исследования как деятельности, к организации работы исследователя, включая описание возможных ошибок, изложение правил, советов, предостережений;

• описание и фактическое наличие необходимых вещественных средств (начиная от бланка протокола и карандаша при про­стейшем наблюдении и кончая сложными приборными комп­лексами, сооружениями);

• описание порядка первичной обработки и представления эмпи­рических данных в определенных показателях. Вопросы интер­претации, истолкования этих данных уже выходят за рамки собственно методики их сбора в том смысле, что собирать может один человек, а интерпретировать – другой. Это может быть принципом исследования и (или) реализа­цией «принципа незнания», гарантирующего беспристраст­ность сбора и разбора (анализа) данных.

Ниже кратко охарактеризованы специфические особенности некоторых психологических методов сбора эмпирических данных.

Эксперимент [5] – это метод психологического исследования, при по­мощи которого целенаправленно и продуманно создается искусствен­ная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается. Основное достоинство эксперимента заключается в том, что он позволяет сделать надежные выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, тем самым науч­но объяснив происхождение изучаемых явлений и событий.

Различают такие виды эксперимента, как лабораторный экспери­мент, формирующий эксперимент и естественный эксперимент.

В ходе лабораторного эксперимента при помощи специальной измерительной аппаратуры исследуется отдельный психический процесс. Например, предметом исследования могут выступить объем, точность и механизм восприятия человека или время реакции человека на статичные или движущиеся объекты. Как правило, лабораторный эксперимент направ­лен на выявление, измерение и оценку психологического процесса в том виде и на том уровне развития, на котором он находится в деятельности испытуемого человека в данный момент. Лабораторный эксперимент, тем самым, это точная фиксация и количественная оценка развития процесса или функции во время исследования.

Формирующий эксперимент строится таким образом, чтобы произ­вести изучение выделенной психологической функции или процесса в ходе их развития. Следовательно, в начале формирующего эксперимен­та производится констатирующая диагностика уровня развития психо­логической функции, затем реализуется развивающая или формирую­щая программа педагогических или психологических воздействий на данную функцию, и только после этого осуществляется повторное кон­статирующее психодиагностическое исследование того уровня развития, который был достигнут в результате целенаправленного воздействия. Формирующий эксперимент строится на основе разработанного перед началом эксперимента понятия о формируемом свойстве или функ­ции. Так, основоположником научной школы развивающего обучения В. В. Давыдовым была разработана концепция учебной деятельности, а затем построена программа учебных предметов для младших школь­ников, направленная на развитие у них учебной деятельности.

Применение формирующего эксперимента основано на положении о том, что развитие психических функций и процессов, в целом пси­хики человека является естественно-искусственным. Естественную компоненту в ходе развития психических явлений составляют воз­растные и индивидуальные процессы внутреннего развития челове­ка. Искусственная компонента задается обществом и социокультур­ными требованиями: необходимостью посещения ребенком школы, обучением его по определенным школьным предметам, выполнением им требований школьной дисциплины и проч.

Естественный эксперимент был разработан А. Ф. Лазурским[6] и со­стоит в том, что ребенка специально и целенаправленно (т.е. экспери­ментально) помещают в ту естественную среду его жизнедеятельности, в которой, по мнению психолога, у него происходит наиболее интен­сивное развитие исследуемой психологической функции. Например, поскольку в процессе игровой деятельности осуществляется развитие социальных навыков общения детей, при изучении социального ком­понента деятельности детям предлагается заняться игрой. В ходе иг­ровых взаимодействий детей осуществляется исследование развития у них навыков общения и социального взаимодействия.

Метод беседы применяется при изучении ин­дивидуальной психологической структуры труда, при изучении профессий, некоторых функциональных состояний людей в труде, личных профессиональных планов (в системе профконсультации при выборе профессии или вынужденной перемене труда), при оценке рабочих мест (в системе их эргономической проработки) и т.д. Беседа обычно применяется в сочетании с другими методами.

Предмет рассмотрения здесь – высказывания, их содержа­ние, выразительные средства речи, динамические ее характерис­тики (темп, ритм).

Основные требования к беседе как методу:

• наличие нежесткой, гибкой программы, но заранее продуман­ной (с мысленным «проигрыванием» возможных вариантов ее развития), позволяющей оперативно строить общение в зави­симости от высказываний испытуемого, его реакций, состоя­ний;

• наличие специального доверительного социального контакта психолога с испытуемым;

• беседа не должна вырождаться в устную анкету (или опрос). Вопросы должны естественно вытекать из контекста общения и, возможно, перемежаться с высказываниями психолога и о себе. Тем более беседа не должна вырождаться в допрос (вслед­ствие, например, тенденции инициатора беседы к доминиро­ванию в ходе общения);

• вопросы не должны ставиться во внушающей, «подсказываю­щей», «подталкивающей» форме;

• вопросы должны ставиться не столько в прямой форме, сколько в косвенной, провоцирующей свободное вы­сказывание. Например: «А что если бы...?», «Как Вы думае­те...?», «Что бы нужно сказать о Вашей профессии школьни­кам...?» и т.п.;

• система вопросов должна допускать взаимопроверку ответов, (спрашивать о чем-то одном в разных контекстах, разными словами);

• ход беседы должен как-то фиксироваться (по соображениям этики, условиям общения и при согласии рес­пондента-испытуемого, звуко- или видеозапись. При прото­колировании – дослов­но без малейшего редактирования. Иногда, чтобы не сковывать испытуе­мого, беседу протоколируют после ее завершения;

• беседа не обязательно происходит одномоментно, но может складываться из обмена репликами, разобщенными во времени и пространстве. Если беседа проводится в рабочее время, то она не может не быть фрагментарной, поскольку занятый работой испытуемый, как правило, не может надолго отвлекаться от дела. А проявлять назойливость со стороны исследователя в таких случаях бестактно.

интервью [7] (устный опрос) применяется в тех случаях, когда же­лательно вести наблюдение за поведением и реакциями отвечающего человека. В данном случае специально фиксируются такие моменты беседы, как время обдумывания ответа, переспрашивание и уточне­ние вопроса, возгласы и оценки отвечающего, длительное молчание и отказ от ответа. Ответы опрашиваемых людей и их поведение во многом зависят от установления во время беседы психологического контакта и доверия между спрашиваемым и отвечающим, от инди­видуальных особенностей отвечающего, его стремления к открытости и искренности. Устный опрос бывает информативным, если беседуют мужчина и женщина, подростки примерно одного возраста, организо­вана неформальная, позитивная психологическая атмосфера, имеется продолжительное время для беседы.

анкета [8] (письменный опрос) позволяет охватить большое количество людей, но не обладает такой глубиной и подробностью в получении инфор­мации, как устный опрос. Получаемые в результате анкетирования данные имеют несколько нивелированный характер, содержат мини­мум индивидуальных характеристик и больше относятся к социоло­гическим, нежели к психологическим данным. Однако стандартизиро­ванный письменный опрос, или анкетирование, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и ограниче­ны достаточно узкими рамками, более экономичен по времени и мате­риальным затратам, нежели свободный устный опрос (беседа).

Для получения достоверной информации[9] с помощью ме­тода анкетирования необходима правильная организация исследования:

- наличие вступительной статьи с изложением целей и за­дач исследования и инструкций по заполнению анкеты;

- правильная формулировка вопросов. Они должны быть однозначно понимаемы, касаться конкретных аспектов по­ведения и деятельности работника, не содержать малоупотребляемых иностранных слов и узкоспециальных терминов, не носить внушающего характера, предполагать равновероятность выбора всех предложенных вариантов ответа;

- подготовка анкеты, которая легко читается, на­печатана без помарок и исправлений, удобно графически оформлена с выделением соответствующих разделов.

Отбор испытуемых для проведения анкетирования дол­жен соответствовать целям и задачам исследования. Он может быть случайным, когда анкета выдается каждому рабо­чему на предприятии, или проведенным в соответствии с оп­ределенными критериями, когда выбирается определенный контингент (например, молодые рабочие до 25 лет).

метод изучения документации [10] - это способ сбо­ра объективной информации о процессе труда, трав­матизме, составе работающих, их профессиональной подготовке и квалификации. Эту информацию извле­кают из следующей документации:

- технологических карт, характеризующих последо­вательность действий работников, способы их вы­полнения, требования к качеству работы;

- технических характеристик оборудования, аппара­туры и приборов, определяющих психофизиологи­ческую и психологическую нагрузку на человека;

- сведений о возрасте, стаже, образовании, профес­сиональной подготовке, квалификации работников, текучести кадров, ее причинах и др.;

- информации о производственных авариях и трав­матизме, а также о состоянии здоровья работни­ков.

Из профессионально ориентированной документа­ции по заранее составленной программе извлекают информацию, необходимую для работы с персоналом: планирования повышения квалификации, профилакти­ки текучести кадров, проведения аттестации, профес­сиональной экспертизы, определения профпригодно­сти и др.

метод экспертной оценки [11] - системати­зированный опрос компетентных лиц или опытных специалистов по определенным вопросам с представлением их обоснованных выводов и рекомендаций. Может быть врачебно-трудовая, судебная и психоло­гическая экспертиза.

   Метод экспертных оценок, или экспертизы [12] предполагает разнообразные методы, приемы, методики, но общим их признаком является преимущественное использование внутрен­них средств деятельности. Выделим варианты этого метода.

1) Индивидуальная психологическая экспертиза. Специалист-психолог, используя доступную информацию и логические сред­ства, должен построить заключение (о психологических причинах определенной аварии, достоинствах и недостатках рабочего места, личных качествах выбирающего профессию или профес­сионала и т.п.). Результатом экспертизы может быть и прогнозная оценка – о возможных неблагоприятных влияниях особенностей рабочего места, предметных или социальных, организационных условий труда на того или иного человека или группу людей. Экспертная оценка называется здесь индивидуальной потому, что субъектом ее является один-единственный специалист, в то время как объектом оценки оказывается не обязательно один че­ловек или одна производственная ситуация, а множество людей, ситуаций.

Применение метода экспертизы переплетается с применением других методов сбора данных (проведением допол­нительных бесед, опросов, наблюдений, экспериментов).

2) Психологический консилиум. В этом случае специалист-пси­холог, вырабатывающий заключение, опирается на согласован­ное мнение группы коллег, к которой обращается в связи с тем, что затрудняется решать поставленную задачу индивидуально (понятно, что применение этого варианта ограничено – не всегда психолог работает в окружении коллег). Простейший вариант консилиума – коллективное обсуждение задачи, ситуации, казуса, оснащения рабочего места, средств, стиля деятельности профес­сионала (или бригады) и пр. Задача руководителя обсуждения – добиться максимально согласованного мнения группы экспертов (консенсуса).

метод анализа ошибок Метод критических инцидентов. Метод разработан американ­ским психологом Джоном Фланаганом в начале 50-х гг. XX в. Суть метода состоит в том, что психологи проводят опрос работников изучаемой профессии, просят их опи­сать критическую ситуацию в работе и ее исход. Инцидентом мо­жет стать любая, поддающаяся наблюдению и анализу человече­ская деятельность, позволяющая по особенностям ее осуществле­ния сделать определенные выводы о работнике. Критическим ин­цидент становится в том случае, если цель деятельности четко представлена наблюдателю и определены последствия трудового поведения (успешные, неуспешные). Сами описания не должны содержать истолкований с использованием научно-психологиче­ской терминологии, допускается обычный, житейский язык. Осо­бо обращается внимание на то, чтобы как можно более точно и полно была описана сама ситуация. Каждое описание должно со­держать: описание профессиональной ситуации и предпосылки поведения работника, конкретизированные во времени и в про­странстве; точное описание действий работника, которые счита­ются эффективными или неэффективными для данной ситуации; последствия поведения работника; зависимость результатов дей­ствий от работника или от внешних причин. Накапливается банк такого рода описаний. Критерий достаточности – появление не более двух-трех новых, по сути, сюжетов на каждые 100 разных ситуаций. Далее карточки с описанием ситуаций предлагают экс­пертам для группировки по критерию причин проблем и субъект­ным факторам успеха в их разрешении. Метод получил признание в работах по профотбору, профобучению, в составлении программ профессиональных тренингов, в работах по аттестации персонала и других направлениях. В исследованиях военных летчиков в 1940-е годы, к примеру, было собрано свыше 700 критических инциден­тов, далее они были разбиты на 24 группы индивидуально-лично­стных свойств, составивших основу профессиональных требований к специалисту, а также базу подбора психодиагностических мето­дик для профотбора летчиков.

метод анализа продуктов (результатов) деятельности [13] заключается в психологическом изучении результатов труда испыту­емых: различных поделок, технических устройств, про­изводственных изделий, чертежей и т.п. По качеству продуктов деятельности можно сделать заключение об уровне развития профессионально важных качеств испытуемого: аккуратности, ответственности, точнос­ти. Анализ количества и качества изделий, изготовлен­ных в течение определенного промежутка времени, позволяет обнаружить продолжительность врабатывания, период наивысшей производительности труда, время наступления утомления и сделать выводы о наилучшем режиме труда.

Поскольку очень часто психолога может интересовать область потенциальных возможностей чело­века, занятого тем или иным трудом, нецелесообразно всегда ограничиваться рассмотрением только лишь продуктов деятель­ности человека по обязательному заданию. Если же речь идет о ситуации выбора профессии, то тем более важно анализировать продукты не только собственно труда человека, но решительно все результаты его преднамеренной активности.

Продукты деятельности могут быть не только вещест­венными, но и информационными, процессуальными, могут представлять собой некоторые временные функциональные эффекты. Областью существования продуктов может быть и внутренний мир человека (скажем, продуктом труда воспитателя может быть некоторое новое отношение ребенка к тем или иным сторонам действительности, новые представления о мире, при­ращения к самосознанию и т.п.). Продукты деятельности можно разделить на две группы:

Материальные, материализованные, документально фиксированные продукты работы Функциональные (процессуальные) продукты деятельнос­ти
▪ продукты сельского хозяйства, лесного хозяйства, строитель­ства, промышленности, народных художественных промыслов и т.п. ▪ созданные работником инструменты, приспособления, вари­анты оформления рабочего места ▪ составленные документы, деловые записи (например, в сменных журналах и пр.), докладные записки, распоряжения, приказы, планы, отчеты, методические разработки, публикации, рукописи, компьютерные програм­мы, и другие проявления письменной речи; заявки на изобрете­ния и пр. ▪ результаты изобразительного, графического труда (чертежи, схемы, карты, рисунки, эскизы, шрифты, гравировки и пр.) ▪ результаты труда по упорядочению вещественных и информа­ционных материалов (набранные тексты, если речь идет об операторе фотонаборного аппарата, наборщике; подобранные информационные материалы, библиографические указатели и пр.) ▪ общественное настроение в контактном коллективе, создавае­мое тем или иным его членом или руководителем, "психологи­ческий климат" в группе (бригаде, экипаже, экспедиции, от­ряде и подобном сообществе). Это делается средствами лично­го примера, генерированием напряженности, конструктивны­ми предложениями, «миротворческими» функциями, интрига­ми и пр. ▪ устные выступления на производственных совещаниях, доклады, лекции, циклы лекций и другие акции, формирующие образ мыслей людей (а также и приращения к этому образу мыслей, если его удается зафиксировать), акты делового обще­ния (начиная от реплик и кончая поступками в критических ситуациях), Факты активного участия в совещаниях, совеща­тельных органах, акты обмена опытом (или утаивания опыта), консультирования, наставничества в широком смысле и вы­полнения других педагогических, организаторских функций, инновации

 

Анализ продуктов деятельности как метод целесо­образно использовать при исследовании обучаемости профессии. Поскольку результаты профессиональной деятельности различны, требуется определение количественных характеристик и оценка качественных пока­зателей, в том числе новизны и индивидуальности.

Статистическая обработка результатов такого ана­лиза крайне затруднена. Речь скорее идет о психоло­гической интерпретации полученных данных в форме описания профессионального профиля. Возможно при­менение данного метода при исследовании продуктов труда предшествующих поколений и реконструкции на этой основе профессионального облика работников предшествующих эпох.

трудовой метод [14] - это метод исследования про­фессии непосредственно на рабочем месте. Психолог, осваивая и выполняя профессиональную деятельность, совмещает в одном лице исследователя и работника. В основе данного метода лежит самонаблюдение. В отечественной психологии трудовой метод изучения про­фессий рассмотрен в работах И.Н. Шпильрейна (1925), Е.А. Климова (1974), Ю.В. Котеловой (1986). Достоинство этого метода заключается, по мнению Е.А. Климова, в том, что достигается доскональное знание профессии «изнутри», что крайне обостряет наблюдательность исследователя. Метод включает анализ условий тру­да, выделение физических и умственных действий и операций, характеристику психической напряженно­сти, рассмотрение взаимоотношений между работни­ками. Изучение профессий осуществляется по зара­нее разработанной программе, после каждого дня ра­боты заполняется протокол по стандартизированной схеме.

Применение трудового метода оправданно при исследовании профессионального обучения на рабо­чем месте и профессиографии несложных видов тру­да. Использование этого метода требует много време­ни. В настоящее время трудовой метод изучения про­фессий уже не применяется.

алгоритмический метод (подробно рассматривается в лекции 7 как один из методов профессиографии).

метод обобщения независимых характеристик [15] используется при описании профессионально важных качеств конкретного про­фессионала. Его сущность заключается в получении информа­ции о личности из разных источников, которыми могут быть руководители организации или подразделения, коллеги, под­чиненные, в силу тех или иных обстоятельств хорошо знающие изучаемого специалиста. Психолог рассматривает в качестве экспертов таких людей, которые, не будучи психологами, могут быть ис­точником сведений, представляющих ценность для психолога. Экспертам в количестве 5-7 чело­век предлагается оценить ту или иную особенность личности по предложенной шкале. При этом оценка данной черты дол­жна опираться на предложенную им систему жизненных по­казателей, представляющих собой описание типичных ситуа­ций из жизни и деятельности данного человека, в которых эта черта проявляется. Разработка такого подробного списка не требует от экспертов специальных знаний, психологическую интерпретацию их суждении дает психолог. Полученные бал­лы от каждого эксперта усредняются путем подсчета средне­арифметической оценки.

Например, нужно отобрать для изучения группу выдающихся ра­ботников того или иного профиля. Естественно, что соответствующая инфор­мация находится в сознании руководителей соответствующих тру­довых коллективов, товарищей по работе, которые в данном случае могут быть «источниками» эмпирически обоснованных оценок соответствующих лиц по уровню профессиональной ква­лификации. Если изучаются руководители, то в число таких «источников» уместно отнести и их подчиненных.

Метод анамнеза, БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД сводится (в контексте нашей науки) к сбору данных об истории развития данного человека как субъекта труда. Это бывает необходимо для обоснования оценок устойчи­вости мотивов, для демаскировки некоторых способностей и дру­гих личных качеств, не обнаруживающихся, например, в наблю­даемой деятельности. Анамнез может пролить свет на объяснение поступков, может быть полезен для построения прогнозов разви­тия личности, для обоснования наиболее эффективных средств воспитательного воздействия на определенного человека и т.д. В методологическом плане этот метод реализует принцип изучения психики в развитии.

Предметом рассмотрения являются высказывания, докумен­ты, вещи, характеризующие испытуемого. Высказывания испы­туемого о событиях своего прошлого объединяют иногда поняти­ем «субъективный анамнез». Высказывания же о нем других лиц и характеризующие его документы обозначают как «объективный анамнез». «Субъективный» здесь надо понимать в значении «субъектный», а отнюдь не обязательно как «ненадежный», «неистинный». Точно так же и высказывания сторонних лиц, кото­рые тоже ведь являются субъектами, не обязательно будут непре­менно «объективными» в смысле «беспристрастными», «истин­ными». Все эти слож­ности надо восприним

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...