Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практические рекомендации родителям младших школьников.

1. Родителям важно учитывать, что педагоги «не видят» гипердинамического синдрома и не воспринимают его как заболевание. Поведение ребенка с СДВГ

напоминает им поведение ребенка невоспитанного, педагогически запущенного, отстающего в развитии. Не стоит обижаться, лучше предоставить педагогу

необходимую информацию.

2. Необходимо наладить постоянный доброжелательный контакт с педагогом. Если у ребенка намечаются хоть какие-либо сдвиги, следует попросить педагога

сообщить ему об этом. Это очень важно для поддержания самооценки и формирования мотивации к обучению. Было бы неплохо, если бы педагог правильно

«настраивал» других детей в классе по отношению к ребенку с СДВГ.

3. Близким важно рационально организовать школьную и домашнюю жизнь ребенка. Распорядок дня и дисциплина являются настоящим лекарством.

4. Ребенку нужны ежедневные прогулки и занятия спортом.

5. Ребенку требуются твердо фиксированные домашние обязанности.

6. Чрезвычайно полезно ежедневно вечером подводить итоги, обсуждать достижения, планировать завтрашний день.

7.Важно делать уроки по расписанию и под контролем (но уроки делает он сам), это не позволит ему отвлекаться. Таким образом, с ребенком нужно «сидеть», в одиночестве качественно делать уроки он не сможет.

8.Правильная последовательность выполнения заданий для ребенка с СДВГ отличается от стандартной: лучше начинать с легкого задания, затем переходить к более сложному, заканчивать нужно также легкими заданиями.

9.Стоит свести до минимума объем скучной и нудной работы.

10. Общаясь с ребенком, нужно использовать короткие инструкции (конкретные и не более 10 слов).

11. Нельзя требовать от ребенка внимательности, аккуратности и усидчивости одновременно.

12. Важно правильно мотивировать ребенка. Вместо общих фраз, запугивания предстоящими трудностями жизни (что ведет к стрессовому состоянию, снижает самооценку), следует четко обозначить свою личную мотивацию («Мне надо», «Я хочу»).Можно предупредить ребенка о возможных конкретных последствиях поступков.

Не стоит «покупать»: ребенок учится для себя, а не для родителей. Задача родителей на этом этапе- удержать хотя бы минимальный интерес к процессу обучения.

 

13. В школе ребенка с СДВГ привлекает возможность общения, он любит общественные мероприятия. Попросите педагога давать ребенку больше поручений, связанных с физической активностью.

14. Если ребенок не усваивает программу, срочно принимайте меры. Спросите у педагога, что конкретно не получается, попросите письменно изложить замечания. Следует обратиться к психологу для исследования интеллекта малыша. Не стоит соглашаться на домашнее обучение: ребенку нужен коллектив, у него изначально присутствует склонность к инфантильному социальному поведению, которая нуждается в коррекции.

15.Следует найти позитивный ресурс ребенка (то, что он делает хорошо, что ему нравится) и обеспечить претворение ресурса в досуг, хобби. Важно находить повод повышать самооценку ребенка.

16. Нужно поощрять ребенка в его попытках «взять» высоту, а неудачи воспринимать с юмором.

17.Важно учитывать, что похвала и порицание на ребенка с СДВГ действуют сильнее, чем на обычного ребенка.

18.Необходим тактильный контакт: прикосновения помогают ребенку снимать эмоциональное напряжение.

19.Следует постоянно развивать волевые качества ребенка, такие как самостоятельность, инициативность, пунктуальность, ответственность за порученное дело.

Эта воспитательная задача является долговременной и чрезвычайно важной. В развитии волевых качеств и поддержании позитивной самооценки поможет спорт, особенно командные его виды, где нужно действовать по правилам и согласовывать свою деятельность с другими игроками. Такие дети ориентированы на ассистирующую помощь взрослого, поэтому важно приучать ребенка самому занимать себя, планировать и организовывать свою деятельность. Вместе с тем, следует помнить, что учебную деятельность ребенка нужно все-таки контролировать.

20.Другое важное направление компенсирующего развития – повышение способностей к социальному прогнозированию: вследствие высокой импульсивности таким детям трудно представить последствия собственных поступков, разобраться в мотивах поведения окружающих.

21.Родителям следует вступить в клуб для родителей, где можно найти единомышленников, обмениваться опытом, получать поддержку.

22.Хотелось бы отметить, что дети легко соглашаются на все предлагаемые взрослыми мероприятия, но усилия родителей должны быть длительными и настойчивыми. Важно помнить, что быстрых результатов при работе с такими детьми они не увидят.

В средней школе число обращений за консультативной помощью и психологической поддержкой заметно падает. В подростковом возрасте основное внимание родителей, педагогов, специалистов, оказывающих помощь детям, следует обратить на компенсацию импульсивности, помощь в первичной профессиональной ориентации. В большинстве случаев нужен текущий контроль учебной деятельности ребенка (в интересах стабилизации успеваемости). Это обусловлено тем, что волевая сфера все еще продолжает быть незрелой. В исследованиях показано, что для этого контингента сохраняется повышенный риск формирования расстройств поведения. Возможны осложнения возрастных особенностей развития. Сохраняющаяся незрелость эмоционально-волевой сферы обусловливает повышенную внушаемость

детей, их склонность к риску, недальновидность.

Число обращений за профессиональной помощью семей старшеклассников единично. К этому времени, при условии адекватного психолого-педагогического и воспитательного подхода к ребенку, основные проявления СДВГ уже компенсированы. На передний план выходят проблемы профессиональной ориентации.

В целом, дети с СДВГ представляют собой группу риска, как в плане адаптации к учебному процессу в школе, так и в плане формирования различных отклонений поведения, нарушений процесса социализации. В сравнении со сверстниками, эти дети имеют худшие условия для осуществления задач индивидуально-личностного развития. В значительной степени это обусловлено и специфическим отношением к ним взрослых, большим количеством негативной обратной связи со стороны родственников и педагогов. Именно этим детям нужна индивидуализация учебного процесса и амортизирующая помощь семьи. Значительной остается и потребность воспитывающих их взрослых (и родителей, и педагогов) в организации длительной, системной помощи, возможно, в недалеком будущем, в рамках

специализированных центров и целевых государственных программ.

9.Программы психологической коррекции проявлений СДВГ.

В настоящее время постоянно идет поиск новых средств и методов, которые позволили бы детям успешнее адаптироваться в образовательной и социальной среде, компенсировать имеющиеся у них отклонения в индивидуально-личностном развитии. Оказание помощи детям с СДВГ и их семьям проводится по двум направлениям. Одно из них предполагает

использование современных нейропсихологических подходов, другое основано на привлечении моделей и методов арт-терапии.

По мнению психологов, традиционные методы коррекции и развития перестают соответствовать характеру онтогенеза современных детей. С учетом специфики детской популяции, в основной своей массе имеющей те или иные признаки неврологической патологии, необходимо внедрять в повседневную практику технологии нейропсихологической коррекции, использующие процесс формирующего обучения.

Такими известными авторами, как СеменовичА.В.,СиротюкА.Л., Пылаева Н.М., Ахутина Т., предложен метод замещающего онтогенеза[1, 9, 10, 11].

Метод направлен на активацию подкорковых образований головного мозга, развитие подкорково-корковых интеграций, меж- и внутри-полушарных связей, формирование оптимального функционального статуса лобных отделов мозга как основы произвольной саморегуляции ребенка. Используя различные средства психологического воздействия специалисты влияют на мозговую организацию психических процессов. Предполагается активация трех функциональных блоков мозга (теория Лурия А.Р)

:блока регуляции тонуса и бодрствования («я хочу»);блока приема, переработки и хранения информации («я могу»);блока программирования, регуляции и контроля(лобные отделы мозга, «я должен»).Это направление в практической работе представлено моделями нейропсихологической коррекции СДВГ.

9.1.Основные сведения о программе нейропсихологической коррекции проявлений СДВГ младших школьников.

Подход показал высокую эффективность и реализуется в ГБОУ ЦДК СПб для психологической коррекции проявлений СДВГ младших школьников. Так, программа

А.Л. Сиротюк включает комплекс упражнений, направленных на улучшение деятельности ряда нарушенных у детей с СДВГ зон мозга

[10]. Среди них следующие группы.

РАСТЯЖКИ нормализуют тонус мышц. Наличие избыточного тонуса проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушениях сна,

отставании в формировании активного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

ритмируют организм, развивают самоконтроль и произвольность. Единственным ритмом, которыми произвольно управляет человек,

являются ритмы дыхания и движения. Однонаправленные и разнонаправленные ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ И ЯЗЫКА развивают межполушарное взаимодействие, активизируют процесс обучения, поскольку черепные нервы, идущие от продолговатого мозга (тройничные, лицевой, отводящие, глазодвигательный) соединяются с глазом. Большая часть двигательной коры полушарий участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти и глаз, формирующих речь.

КОРРЕКЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ ТЕЛА И ПАЛЬЦЕВ развивают межполушарное взаимодействие, снимают синкинезии (ошибочные движения) и мышечные зажимы. Центром тонкой моторной координации является лобная доля мозга, отвечающая также за внутреннюю речь и самоконтроль.

ПЕРЕКРЕСТНЫЕ (РЕЦИПРОКНЫЕ) ДВИЖЕНИЯ активизируют образование и миелинизацию большого количества нервных путей, связывающих полушария мозга,

что улучшает деятельность вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ - это репрезентация в уме несуществующего объекта, явления или события (образы бывают зрительные, слуховые, знаковые, осязательные,

обонятельные). Обеспечивается деятельностью обоих полушарий головного мозга, что интегрирует работу мозга.

РЕЛАКСАЦИЯ развивает самоконтроль и самосознание.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ используются для целенаправленной коррекции дефицитарных функций. Они включают в себя упражнения для развития внимания,

произвольности и самоконтроля; элиминации гиперактивности, импульсивности; формирования способностей к купированию негативных эмоций (гнева, агрессии,

тревоги, напряжения).

КОММУНИКАТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ позволяют развивать навыки общения. Индивидуальные упражнения направлены на углубление контакта с собственным телом, выражение состояний и отношений; парные упражнения способствуют расширению способности чувствовать, понимать и принимать партнера; групповые упражнения через организацию совместной деятельности развивают навыки взаимодействия в коллективе.

Большое внимание уделяется ГРУППОВЫМ ПРАВИЛАМ, РИТУАЛАМ, поскольку они формируют внутренний контроль.

Групповой работе предшествует индивидуальная и работа в парах.

Для усиления эффекта коррекционного воздействия и стабилизации результатов за рамками реализации коррекционно-развивающей программы целесообразно организовывать работу с родителями. Нужны индивидуальные и групповые тематические консультации, в ходе которых родители получают сведения о синдроме дефицита внимания и гиперактивности у детей, информацию о программе нейропсихологической коррекции данного синдрома, формируют представления о внимании и его роли в учебной деятельности, способах развития волевых качеств ребенка, методах регуляции эмоциональных состояний, стилях воспитания, принципах

компетентного общения с ребенком, основных направлениях и формах повышения его адаптационного потенциала. Целью подобного взаимодействия является повышение психологической и воспитательной компетентности родителей, улучшение отношений с детьми, выработка стратегии и тактики оптимального взаимодействия с ребенком, программы дальнейшей индивидуальной помощи ему. Сами родители, как правило, испытывают потребность в специальном обучении приемам релаксации и купирования «острых» эмоций, развитии навыков самоконтроля.

Аналогичную работу целесообразно проводить с педагогами. Им требуется информация о сущности и основных проявлениях СДВГ, эффективных методах работы с гиперактивными учениками. Положительные отклики получила предлагаемая педагогам до начала и после окончания курса коррекционно-развивающих занятий авторская методика экспертной оценки поведения и учебной деятельности детей в школе (см. Приложение 1). В перечень оцениваемых качеств, особенностей учебной деятельности и поведения ребенка в школе вошли: дисциплинированность, способности к обучению, состояние здоровья, общительность, импульсивность,

внимательность на уроке, способности к регуляции эмоциональных состояний, умение планировать, осуществлять текущий и итоговый контроль учебной деятельности, (не)конфликтность. Использовалась десятибалльная шкала с размахом оценок в две единицы (9-10, 7-8, 5-6, 3-4, 1-2).

Такое психологическое сопровождение детей позволяет облегчить их адаптацию к учебному процессу, дисциплинарным и режимным требованиям школы, способствует

нормализации отношений со сверстниками и взрослыми, создает условия для более гармоничного развития личности.

9.2.Использование методов арт-терапии для психологической коррекции проявлений СДВГ у детей.

Программы нейропсихологической коррекции СДВГ показывают высокую эффективность, но имеют ряд ограничений. Они подходят для работы с детьми

до 10 лет. Кроме того, относительно мало внимания уделяется раскрытию творческого потенциала детей, повышению их самооценки. В этой связи хотелось бы акцентировать внимание на возможностях арт-терапии, которая рассматривается специалистами в качестве перспективного психологического подхода к коррекции и компенсации проявлений СДВГ у детей.

По мнению специалистов, арт-терапия в узком смысле представляет собой направление в психотерапии, психологической коррекции и реабилитации, основанное на занятиях клиентов (пациентов) творчеством [5, 8]. Арт-терапия в широком контексте является методом, использующим творческую деятельность для решения различных психологических задач. Достоинствами арт-терапии является то, что она:

- предоставляет возможность участвовать каждому независимо от возраста и способностей;

- позволяет активизировать внутренние механизмы регуляции, самопомощи и исцеления (творчество рассматривается как одно из основных средств психологической

поддержки детей с СДВГ);

- дает возможность выражать себя в атмосфере доверия, внимания к внутреннему миру человека;

- позволяет испытывать позитивные эмоции, формировать более активную жизненную позицию;

- задействует общение на невербальном уровне;

- является не только средством коррекции, но и развития, в том числе познавательных и творческих способностей (креативности);

- продукты творчества могут использоваться для исследования настроения, состояний, а также для оценки эффективности коррекционных программ;

- показана высокая эффективность использования арт-терапевтических методов для диагностики и коррекции суицидальных тенденций и агрессивности детей и подростков;

- существуют стандартизированные методы (графические тесты Р. Сильвер адаптированы в России; предполагают пятибалльную оценку по шкалам «эмоционального содержания» и «образа Я»);

- возможны индивидуальные и групповые формы занятий.

Установлено, что творческая деятельность помогает детям с СДВГ, импульсивным и агрессивным детям, развивать коммуникативные навыки и способности к контролю над сильными чувствами[5,8]. У детей и подростков, которым сложно описать свое состояние словами, рисунки могут заменять язык и являться основным инструментом восприятия, переработки и передачи разных представлений. Арт-терапия ориентирована на процесс психического развития ребенка, то есть приведения его к состоянию большей зрелости, гармоничности и жизнестойкости.

Программы арт-терапевтической профилактики и коррекции могут быть основаны на использовании разных форм творческого самовыражения и

изобразительных средств: графика, живопись, лепка, коллаж, фотография. Они могут дополняться средствами музыкальной и драматической экспрессии, элементами литературного творчества, движения и танца. Арт-терапия может осуществляться как в индивидуальном, таки в групповом вариантах – студийном, тематическом и динамическом.

В ГБОУ ЦДК методы арт-терапии показали высокую эффективность при работе с проблемами агрессивного поведения детей, а использование метода фотографии оказалось наиболее перспективным при работе с подростковыми группами.

Заключение.

Хотелось бы отметить, что, несмотря на большой интерес специалистов к данной проблеме, значительное количество публикаций, наличие вполне приемлемых для решения практических задач научных разработок, методов помощи детям с СДВГ, проблема нормализации их индивидуально-личностного развития, их адаптации в школе далека от решения. Развитой и внедренной в педагогическую практику на государственном уровне системы помощи таким детям все еще не существует. Между тем, представители данной группы обладают высокими компенсаторными возможностями, для включения которых необходима целенаправленная помощь специалистов (врачей, психологов, логопедов, педагогов) и правильно ориентированных, компетентных родителей. Этим детям нужна индивидуализация учебного

процесса и амортизирующая помощь семьи. Значительной остается и потребность воспитывающих их взрослых (и родителей, и педагогов) в организации системной помощи.

Список литературы.

1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. – СПб.: Питер, 2008. – 320 с.

2. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 96 с.

3. Досани С. 52 способа преодоления дефицита внимания и гиперактивности у детей. Лечить или воспитывать? / Пер. с англ. – М.: Центрполиграф, 2010. – 221 с.

4. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.: «Школа-Пресс», 2001. – 128 с.

5. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. – М.: «Когито-центр», 2014. – 197 с.

6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001. – 190 с.

7. Мурашова Е.В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 176 с.

8. Мэрфи Д., Пейсли Д., Пардоу Л. Арт-терапевтическая группа для импульсивных детей. В сб. Арт-терапия – новые горизонты / Под ред. А.И.Копытина. – М.:

«Когито-центр», 2006. – 336 с.

9. Сиротюк А.А. Обучение с учетом психофизиологии. Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2001. - 128 с.

10. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.:

ТЦ Сфера, 2002. – 128 с.

11. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2008. – 474 с.

12. Фесенко Е.В., Фесенко Ю.А. Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей. – СПб.: Наука и Техника, 2010. – 384 с.

13. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. – СПб.: Речь, 2003. – 384 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методика экспертной оценки педагогом поведения и особенностей учебной деятельности ребенка в школе.

ИНСТРУКЦИЯ: Вам предлагается, используя формализованный опросник, оценить некоторые индивидуальные качества, особенности учебной деятельности и

поведения ребенка в школе. Каждому из приведенных качеств (особенностей поведения) соответствуют пять определений, отражающих возможный спектр его

выраженности у ребенка. Выберите по каждому качеству (особенности поведения) какой-либо вариант определения, наиболее точно характеризующий оцениваемого

ребенка и обведите соответствующий балл в кружок. Помните, что все оценки должны объективно отражать выраженность оцениваемого качества, нельзя

сознательно завышать или занижать оценки.

ПЕРЕЧЕНЬОЦЕНИВАЕМЫХ КАЧЕСТВ, ОСОБЕННОСТЕЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ

1. ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ

9-10 - является образцом соблюдения дисциплины, самый дисциплинированный ученик в классе

7-8 - дисциплину соблюдает неукоснительно, один из самых дисциплинированных учеников в классе

5-6 - дисциплинированный ученик, от остальных учеников класса ничем не отличается

3-4 - недостаточно дисциплинирован, были отдельные случаи нарушения правил поведения в школе

1-2 - характеризуется как систематический нарушитель дисциплины, мешает вести урок, самый недисциплинированный ученик в классе

2. СПОСОБНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ

9-10 - блестящие способности к обучению, самый способный ученик в классе

7-8 - высокие способности к обучению, один из самых способных учеников в классе

5-6 - хорошие способности к обучению, среди остальных учеников

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...