Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Письменный тип речи и его лингвистические особенности (синтаксические и лексические).




Письменная форма языка имеет длительную историю. Она с трудом завоевала себе право на существование в качестве общенародного средства общения.

По свидетельству А.Мейе, древние народы, пользовавшиеся индо-европейским языком-основой, вообще не имели письменности и, когда они столкнулись с народами, у которых письменность уже существовала, избегали ею пользоваться.

Условия, в которых проводилось общение в письменной форме, определили синтаксическое и лексическое своеобразие норм этого типа речи, органически отличающее его от устного типа, из которого он возник.

Письменность вызвала к жизни основные научные понятия о самом языке. Так, понятие «прямая речь», например, возникло только при анализе письменного типа речи.

Письменный тип общения используется тогда, когда собеседник физически отсутствует. Поэтому сам характер общения исключает диалогическую форму речи. Речь становится монологической. Следовательно, монолог можно рассматривать как одну из ведущих черт письменного (литературно-книжного) типа речи.

Другая характерная особенность письменного типа речи выводится из следующих условий. Процесс формирования мысли протекает в условиях, в которых возможно мысль отчеканить, обработать. Кроме того, стремление к точной передаче мысли при невозможности использовать такие выразительные средства как мимика, жест, интонация, требует четкой отработки деталей. Поэтому характерными особенностями письменного типа речи являются точность, развернутость, полнота выражения мысли, которые достигаются различными средствами. Вначале о синтаксических средствах.

1) Одно из таких средств – наличие большого количества определений, оборотов, определительных придаточных предложений, обстоятельственных слов, которые служат для подробного описания ситуации. Например: Slowly and deliberately, and smiling to herself Suelaine finished drinking the liquor in her glass. (Caldwell)

2)Использование предложений сложной структуры с подчинительной связью. Письменная речь изобилует соединительными словами, оборотами, союзами, которые редко употребляются в устном типе речи. Это – moreover, in addition, furthermore, likewise, similarly, nevertheless, on the contrary, however, presently, eventually, to begin with, in conclusion, consequently, accordingly, therefore, as a result, it follows that, in fact, in other words, in connection with, hereinafter, henceforth и др. Такая развернутая система союзной связи, появившаяся в связи с развитием письменного типа речи, привела к тому, что в современном английском языке характерным для этого типа речи стало подчинение.

3)Следующим синтаксическим средством, служащим полноте выражения мысли в письменном типе речи, являются удлиненные фразы, которые более типичны, чем короткие высказывания. Единицы больше, чем предложение называются сверхфразовыми единствами. Они состоят из ряда предложений, связанных как структурно с помощью местоимений, глагольных форм в определенном времени, так и семантически (речь идет об одной мысли, идее). Например: Guy glanced at his wife’s untouched plate. “If you’ve finished, we might stroll down. I think you ought to be starting”. She didn’t answer. She rose from the table. She went into her room to see that nothing had been forgotten and then side by side with him walked down the steps. (Maugham)

4) В письменном типе речи употребляется целый ряд фраз, которые называются книжными «расточителями пространства» (space – wasters) и которым в языке соответствуют более простые по структуре синонимы: despite the fact (although),

in the matter of (about), a long period of time (a long time), in the capacity of (as), resembling in nature (like), reach a decision (decide) и др.

5)Письменная речь отличается своей логической последовательностью и завершенностью. Поэтому для синтаксиса письменной речи характерно более или менее четкое деление отрезков мыслей, оформляемых в виде абзаца, которые иногда нумеруются (например, в стиле деловых документов).

Письменная речь может быть оформлена в виде статьи, письма, трактата, делового документа, официальной информации, сообщения, доклада, художественного описания (авторская речь в художественных произведениях) и т.д.

 

 

6. Типы лексических значений слова.

Подобно другим лингвистическим дисциплинам стилистика имеет дело с лексическими, фразеологическими, грамматическими и фонетическими данными языка. Однако существенная разница между стилистикой и другими лингвистическими дисциплинами состоит в том, что стилистика изучает не отдельные лингвистические единицы, а их стилистическую функцию. Стилистику интересует экспрессивный потенциал этих единиц и их взаимодействие в тексте для выражения мыслей и эмоций. Стилистика интерпретирует соотношение (оппозицию) между контекстуальным значением слова и его основным, денотативным значением. Соответственно, стилистика прежде всего занимается изучением коннотативного значения.

Семантическая структура слова состоит из его грамматического значения (глагол, существительное, прилагательное) и его лексического значения. Многие стилистические средства основаны на своеобразном использовании лексических значений. Термин «лексическое значение» слова объединяет: 1) предметно-логическое значение;

2) назывное; 3) коннотативное. Имеется еще одно – контекстуальное значение, которое придается слову контекстом, т.е. индивидуальным употреблением, но которое не входит в семантическую структуру слова.

I. Предметно-логическое значение – это выражение словом общего понятия о предмете или явлении через один из признаков, который стал «представителем» всего понятия. Этот тип значения называют в лингвистической литературе терминами денотативное,основное значение, прямое значение или номинативное значение.

В процессе своего исторического развития слово может обрастать дополнительными производными предметно-логическими значениями. Так, например, heavy, основное предметно – логическое значение которого «тяжелый», имеет также значение «сильный»-

heavy rain; «толстый» о материи – heavy cloth; «трудный» - heavy task, «высокий, большой» - heavy price и т. д. Это есть явление полисемии (многозначности), когда слово имеет кроме основного предметно-логического значения еще ряд предметно-логических значений, связанных единым семантическим стержнем и различаемых в слове характером его употребления в контексте. Таким образом, каждое многозначное слово имеет основное и производные предметно-логические значения. Они в совокупности образуют смысловую (семантическую) структуру данного слова.

Переносное (образное) значение слова, если оно широко употребляется, также рассматривается как частный случай полисемии: fox – «хитрый человек».

Предметно-логическое значение может изменяться вместе с изменением понятия о предмете или явлении. Например, слово deer обозначало «животное вообще», позднее получило название «олень»; слово citizen раньше означало «городской житель», а затем - «гражданин», а слово clerk, имевшее раньше только одно значение «священник», затем последовательно означало «ученый, грамотный, чиновник, служащий».

Предметно-логические значения могут быть свободными или связанными. Свободные - существуют в слове вне зависимости от сочетания этого слова с другими словами, e.g. room – комната. Связанные - появляются как производные от основного значения только в определенных сочетаниях: move and make room for me (значение - «место»), there is always room for improvement (значение – «возможность»).

Предметно-логические значения слова (основные, свободные и связанные) представляют собой постоянную и устойчивую семантическую структуру слова на данном этапе развития лексической системы.

Однако в языке появляется необходимость выразить новое понятие и поэтому либо возникает новое слово, либо старое обрастает новым значением. Если это новое значение очень близко по содержанию к уже устоявшемуся значению данного слова, то оно не образует нового значения, а лишь сообщает новый оттенок значения. Так, слово collaborator («сотрудник») после 2-й мировой войны приобрело оттенок значения «изменник родины» в связи с тем, что это слово использовалось для обозначения тех, кто сотрудничал с гитлеровской администрацией.

Оттенки значения – это дополнительные предметно-логические значения, еще не полностью закрепившиеся в словарном составе и тесно связанные с основным значением. Они входят в смысловую структуру слова.

Вместе с тем, многие слова в связи с особыми условиями употребления приобретают в контексте такие значения, которые не входят в их смысловую структуру. Эти значения имеют преходящий характер и возможны только в условиях данного контекста. Они называются контекстуальными. E.g. at the door of each job (job ‘контора, учреждение’); the dawn of her new life seemed to break cold and grey (слово dawn получает новое метафорическое значение ‘начало’). Контекстуальные значения чаще встречаются в стиле художественной речи.

II. Назывное значение. Есть существенная разница между словами типа pen, distance, т.е. именами нарицательными, с одной стороны, и словами типа Harry, Thomas, London, т.е. именами собственными, с другой. В имени нарицательном заключено, кроме частного, отдельного также общее понятие о предмете, явлении. В собственном имени заключено только понятие единичности. Отсюда и различие в функциях. Имена нарицательные называя обозначают, имена собственные только называют.

Назывным значением обладают слова, которые называют один предмет, лицо или

географическое понятие, определяя его из ряда таких же предметов, лиц и т.д.

Как правило, назывные значения закрепляются за словами в результате сложного процесса развития языка и общества.

Часто предметно-логическое значение превращается в назывное: Smith – от smith («кузнец»); Chester – от castra (лат. «лагерь»); примеры из русского языка: Кузнецов, Вера, Надежда, Любовь, Пятигорск, Челябинск («челяба» по башкирски «дыра»).

Есть и обратный процесс. Слова, имеющие назывное значение, могут приобретать и предметно-логическое значение: dunce («тупица») - от Duns Scotus; hooligan - от Hooligane (фамилия одной лондонской семьи); boycott - от имени собственного Boycott;

quixotic («донкихотствующий») - от Don Quixote; sandwich – от Sandwich (фамилия картежника); makintoch – от Makintosh (фамилия изобретателя).

III. Коннотативное значение. Оно связано с условиями и участниками общения. Туда входят эмоциональный, оценочный, экспрессивный и стилистический компоненты значения. Коннотация является факультативной. Все её компоненты могут выступать вместе или в разных комбинациях или вообще отсутствовать.

Эмоциональная коннотация реализует в слове выражение эмоций, ощущений, субъективной оценки. Она может существовать в слове самостоятельно, а может – наряду с предметно-логическим значением.

При сравнении слов с одинаковым или близким предметно-логическим значением особенно наглядно проявляется их эмоциональная окраска. Например, возьмем ряд слов: to pass away – to die – to join the silent majority – to kick the bucket. Здесь все лексические единицы имеют одно и то же предметно-логическое значение («умереть»), вместе с тем первое словосочетание выражает официальную торжественность, второе – эмоционально нейтрально, третье – передает фамильярность, четвертое – близко к брани.

Слова, обозначающие чувства, почти всегда наряду с предметно-логическим значением несут также и эмоциональное значение (love, anger, hatred, etc).

Некоторые лексические единицы не выражают понятия, а обладают только эмоциональным значением. Это междометия: alas, oh, ah, gosh («боже!», «черт возьми!»), gee («вот так так!», «вот здорово!», «фу ты!», «ого!»), pooh (безразличие, насмешка).

Определенные формально- структурные элементы также передают только эмоциональное значение. К ним относятся: - y, - ie (girlie, birdie, sonny), - let (ringlet, streamlet) со значением уменьшительности..

Некоторые субъективно-оценочные прилагательные широкой семантики могут приближаться в своих значениях к междометиям: dreadful, terrible, wonderful, awful, nice, great, horrible и др. Например, в предложении “He classified him as a man of monstrous selfishness” предметно-логическое значение прилагательного monstrous затемнено эмоциональным значением этого слова.

Кроме прилагательных широкой семантики, к словам, которые имеют тенденцию терять свое предметно-логическое значение и обретать сильное эмоциональное значение, относятся также бранные слова, проклятия, клятвы: damn («черт побери»), bloody («проклятый»), hell, upon my word («честное слово»)и др.

Контекст, как правило, выявляет как денотативное, так и основные типы коннотативного значения, за исключением стилистической коннотации. Роль контекста в области стилистической коннотации мала, так как слово обладает абсолютной стилистической окраской, которая закрепляется за словом вследствие частого употребления слова в определенной функциональной сфере и уже в словаре можно обнаружить пометы vulg., arch., sci., и т.д. Слово обладает стилистической коннотацией, если оно ассоциируется с определенным функциональным стилем. Главная функция стилистического компонента значения – информировать читателя о сфере применения слова. Таким образом, стилистическая часть лексического значения слова – это дополнительная информация о речевой ситуации и цели коммуникации.

Абсолютная стилистическая окраска слова образует ряды стилистических синонимов в языке, а именно, слова (или словосочетания) близкие по значению, но употребляющиеся в разных стилях речи. Например:

Нейтральные enemy nonsense -

Книжные adversary bombast -

Официальные opponent - -

Поэтические foe - -

Спец. термин - - legality

Разговорные - rot, bosh, stuff fair play

Фамильярные - fiddlesticks square deal

Вульгарные - wish-wash -

Ряды стилистических оппозиций могут образовывать не только отдельные слова, но и отдельные синтаксические конструкции, например:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...