Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Экстралингвистические факторы




Явления вне языковой действительности, в которых протекает общение и под влиянием которых происходит отбор и организация речевых средств, то есть речь приобретает свои стилевые черты.

1) Сфера общения

2) Форма мышления

· Логико-понятийное

· Образное

3) Функция языка

· Контакто-устанавливающая

· Информационная/когнитивная

· Коммуникативная

· Фатическая

· Эстетическая

· Мета-языковая – функция языка, направленная на описание самого себя.

· Эмотивная

4) Ситуация общения

· Официальная

· Не официальная – ТОЛЬКО В РАЗГОВОРНОМ СТИЛЕ!!!

5) Тип содержания (тема)

6) Цель общения

· Общая

· Индивидуальная (для 1 субъекта)

Тема №8: Научный стиль

Свойства:

1) Точность

2) Сжатость

3) Однозначность

4) Объективность

5) Абстрактность

6) Логичность

7) Богатство содержания

Главная задача – передача и получение информации. Личное начало сведено к минимуму, характерные черты – бéзобразность и объективность.

Эволюция: 18 век – имя автора, как гарантия достоверности. 19 век – элементы художественного стиля. 20 век – в научном стиле исчезает авторское «я» и научные произведения обрастают ссылками.

Образ автора в научном стиле:

Уверительный – научный стиль полон абстракций, которые развиваются из исходных положений данной науки, следовательно автор старается побудить читателя с доверием отнестись к сказанному им. Приемы:

1) Фиксация примеров

2) Обилие модальных слов

3) Появление логики рассуждения

Лексика научного стиля

1) Нейтральная и обще-научная, на фоне которой выделяются термины.

2) Преобладание отвлеченной лексики над предметной.

3) Лексика научного стиля замкнута, поэтому для нее не характерно использование разговорной, оценочной и эмоционально-экспрессивной лексики.

4) Использование лексических единиц с обобщающим значением.

Морфология научного стиля

1) Именной строй речи

2) Большая часть существительных – отглагольные.

3) По степени абстрактности форма среднего рода кажется наиболее обобщенной.

4) Падежные формы – родительный падеж. При употреблении трех и более слов в Р.п. возникает генетивная цепочка.

5) Единственное число в значении множественного.

6) Глаголы теряют свое лексическое значение и чаще всего выступают как связки.

7) Преобладает настоящее вневременное.

8) Форма краткого прилагательного для обозначения постоянного признака.

9) Безсубъективность повествования – 3 лицо.

Важно: в научном стиле нет местоимений первого лица единственного числа!

Синтаксис научного стиля

1) Преобладают сложные предложения или простые осложненные конструкции.

2) Сложноподчиненные предложения с придаточными:

· Причинно-следственные

· Изъяснительные

· Определительные

· Условные

3) Характерны двусоставные конструкции с прямым порядком слов.

4) Составные сказуемые.

5) Левое распространение (правое распространение воспринимается легче)

Важно: левое распространение характерно ТОЛЬКО (!!!) для научного стиля!

6) Односоставные конструкции характерные для научного стиля:

· Неопределенно-личные

· Безличные

7) Метатекстовые конструкции характерные для научного стиля:

· Предложения в тексте, которые предваряют структуру текста либо напоминают об уже пройденном материале.

· Вводные слова, указывающие на связь между предложениями и частями текста.

Подстили научного стиля

1) Научно-деловой и научно-технический подстиль – стандартизованные описания научных и технических достижений. Основа текстов – языковые средства научного стиля, но унификация формы сближает их с произведениями делового стиля.

2) Учебно-научные работы – научная информация учебного или методического характера. Промежуточное звено между научным и научно-популярными текстами.

3) Научно-публицистические тексты совмещают в себе черты научного и публицистического стилей. Особенности сходны со спецификой научно-популярных работ.

4) Научно-популярный подстиль публицистические статьи на научные темы, Экстралингвистической основой научно-популярного изложения является научность в сочетании с доступностью.

Способы популяризации

1) Тематическая редукция – свертывание информации, не являющейся актуальной для конкретной читательской аудитории.

2) Уменьшение плотности информативности – обращение к имеющемуся опыту читателя, переход от абстрактного к более конкретному путем объяснения.

3) Создание наглядности – использование средств как внешней визуальной, так и внутренней наглядности.

4) Создание оценочности.

5) Создание динамичности.

6) Субъективация повествования – выражение личностного начала (авторское «я») – использование открытых авторских включений (местоимение «я»; личные глагольные формы) и средств образности.

Тема №9: Официально-деловой стиль

Периоды развития

1) Доприказный (документы монгольского и домонгольского времени):

· Межфеодальные договоры

· Клятвы

2) Приказная канцелярия 15 века. Приобретает классический вид в 17 веку. Формируется система жанров научно-делового стиля.

3) Канцелярия 12 коллегий. Большое количество заимствований, исчезновение личности. Основная государственная бумага – табель о рангах. Реализация стиля за счет языковых средств, композиции текста, делений на разделы, шрифтовых выделений.

Лексика официально-делового стиля

1) Основная часть – нейтральные и обще-книжные единицы, на фоне которых выделяется терминология официально-делового стиля.

2) Нейтральные по стилистической окраске, но ставшие приметой стиля слова.

Важно: официально-деловой стиль обладает самой закрытой лексикой!

3) Характерно употребление архаичной лексики.

Морфология официально-делового стиля

1) Именной строй речи

2) Отглагольные существительные

3) Нанизывание родительного падежа (генетивная цепочка)

4) Глаголы пассивны, носят связочный характер, употребляются в настоящем времени.

5) При назывании лица употребляются существительные, обозначающие предмет по признаку через действие.

Важно: отсутствуют местоимения первого и второго лица!

Синтаксис официально-делового стиля

1) Максимально стандартизированные синтаксические конструкции с отыменными предлогами.

2) Инфинитивные и безличные предложения с долженствованием.

3) Прямой порядок слов.

4) Пассивные конструкции и обороты для компрессии текста.

Тема №10: Публицистический стиль

Автор прямо отождествляет себя с получателем массовой коммуникации. Автор формирует свой образ так, будто он служит всему обществу и человеку в частности. Он не навязывает и не принуждает.

У публицистического текста несколько авторов, автор – коллективен. Яркое выражение авторской индивидуальности.

Ипостаси автора:

1) Социальная личность – имеет право на оценку. Журналист, как часть общества.

2) Конкретный человек – субъективная модальность.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.