Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выбор события для дальнейшего описания




ВВЕДЕНИЕ

 

Теория журналистики – довольно молодая наука, она официально оформилась только в прошлом веке, несмотря на свое долгое существование. Именно поэтому актуальным является изучение жанровых особенностей. Выяснив, что вкладывается в понятие «репортаж» в современном мире, можно проследить тенденции развития в журналистике, потому что репортаж является одним из самых популярных, востребованных информационных жанров, вследствие чего он непрерывно меняется, приобретая новые черты и разделяясь на подвиды, в которых уже сложно узнать традиционный репортаж. Актуальность работы также заключается в том, что отсутствует единое понятие интерпретации данного журналистского жанра. Каждый из прочитанных мною ученых наполняет это понятие различным содержанием, что вызывает некоторые сложности при изучении.

В данной работе я постаралась выделить особенности жанра и собрать их воедино, чтобы сложилась общая картина положения репортажа в современном мире. Моя цель - наиболее полно раскрыть значение этого термина, показать особенности репортажа с разных сторон и особенности деятельности журналиста, который работает в данном жанре.

Я ставлю перед собой следующие задачи:

· Вывести понятие репортажа, исходя из обобщения работ известных теоретиков журналистики;

· Показать, какие события достойны того, чтобы описываться в данном жанре;

· Рассказать о методах сбора информации репортером, какие из них являются общими, а какие необходимы только для некоторых видов репортажа;

· Выделить основные виды репортажа;

· Рассказать о том, с чем зачастую путают репортаж, в силу некоторых схожих черт, и как различать эти жанры;

· В итоге я хочу рассказать о работе журналиста в современном издании, что отличает деятельность репортера от журналистов, работающих в других информационных жанрах.

Предметом изучения, как можно понять из вышесказанного, является информационный жанр журналистики – репортаж. Объектом изучения стал репортаж именно на страницах современной печати, потому что темы «телерепортаж» и «радиорепортаж» настолько обильны, что могут стать объектом другого полного исследования, поэтому я не стала включать их в свою работу.

Теоретической базой для данного исследования послужили работы известных российских теоретиков журналистики, особенно хотелось бы выделить Ким М.Н., Шостак М.И., Мельник Г.С, Тепляшину А.Н. и Лазутину Г.В. и Тертычного А.А..

Пользуясь методами выборки наиболее релевантной информации, сравнения полученных данных, анализа работ вышеперечисленных авторов, а затем обобщением полученных данных, мне удалось вывести общую картину современного состояния репортажа.

Данная тема способна постоянно сохранять свою новизну, так как информационные процессы в современном мире проходят очень быстро, и так же быстро происходит изменение внутри жанров. Именно этот показатель требует более подробного рассмотрения жанровых особенностей, которые постоянно приобретают или теряют какие-либо черты, которые являются жанрообразующими. Поэтому при наличии сильной теоретической базы, обеспеченной учеными, которые следят за изменением жанровой системы и при условии постоянного обновления и обнародования полученных сведений, репортаж можно изучать ежегодно, выделяя при этом новые черты.

 

ПОНЯТИЕ РЕПОРТАЖА

 

Понятие «репортаж» возникло в первой половине XIX в. Происходит оно от французского слова reportage, которое в свою очередь походит от латинского reporto – сообщать, передавать. Первые репортажи появились в газетах Англии, Франции, Германии, США, а во второй половине XIX ст. – в России. Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и т.п. Позднее такого рода «репортажи» стали называть «отчетами». А «репортажами» начали именовать публикации несколько иного плана, а именно те, которые по своему содержанию, форме похожи на современные очерки. Так, выдающиеся западные репортеры Джон Рид, Эгон Эрвин Киш, Эрнест Хемингуэй, Юлиус Фучик и др. были скорее очеркистами, нежели репортерами. Как раз западные очерки, с точки зрения их «имени», и являются генетическими предшественниками и ближайшими «родственниками» нынешнего репортажа.

Для начала надо узнать, что же такое современный репортаж.

Воспользуемся определением, которое выделили Мельник и Тепляшина:

Репортаж – это «оперативная форма эмоционального, наглядного изображения события, участником которого был сам автор».[1]

Кройчик Л.Е. дает следующее определение репортажу:

Репортаж – «публицистический жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора – очевидца или участника события». [2]

Туманов считает, что определение репортажа должно звучать так:

Репортаж – «это информационный жанр, который достоверно, выразительно и динамично рисует картину события через непосредственное восприятие автора, обязательно присутствующего на месте действия и создающего "эффект присутствия" для читателей. В основе репортажа всегда лежит новизна события»[3]

Из всего вышесказанного можно вывести общее понятие репортажа:

Репортаж – это информационный жанр журналистики, который является оперативным и показывает событие, участником которого был сам автор, в его динамике.

Основные черты репортажа

 

Репортаж является самым популярным жанром. Это объясняется тем, что он достаточно подробно рассказывает об окружающей действительности, рассматривая ее со всех сторон: как с точки зрения человека, принимающего участие в каком-либо событии, так и со стороны организаторов, так как репортер зачастую берет у них интервью.

«Журналистский репортаж, помимо исходного требования фикса­ции непосредственных наблюдений очевидца или участника события требует той структурной строгости и цельности воп­лощения итогов наблюдения в тексте, которая переводит его в особый способ выражения из совокупности того или иного числа авторских заметок, необходимой "цепочки" впечатле­ний, суммы эпизодов. Жанр репортажа требует достаточно строгой фокусировки точки зрения наблюдателя, искусного отбора и взаимоподчинения деталей наблюдения с одновре­менной передачей "сиюминутных" ощущений и ассоциаций наблюдателя-автора. В таком сочетании достаточно противо­речивых требований кроется, по нашему мнению, творческий "нерв" специфических сложностей репортажного жанра».[4]

А теперь немного подробнее.

Наглядность. Она достигается за счет совокупности выразительных приемов. Для того, чтобы создать так называемый «эффект присутствия», репортеры в своих материалах используют массу выразительных средств. Читатель должен представлять себе событие так, как будто он сам на нем побывал.

Подробности используются для создания общего фона. Описываются детали местности, характеры персонажей и т.д. Но главное не переусердствовать, потому что репортаж описывает событие в его динамике, а не застывший пейзаж или характер человека – это удел очерка. Все представленные детали и персонажи должны быть связанны только с событием, не в коем случае не уводить от него.

Документализм отражения действительности. Здесь, как и с подробностями, главное вовремя остановиться, чтобы репортаж не превратился в отчет. Документализм придает максимальную достоверность. [5]

Хронологичность событийного ряда. Это является очень важным фактором. Последовательность событий позволяет создать эффект плавного течения материала, сокращает возможность применения игры фактов. Для сравнения, в аналитическом материале автор сам выбирает, какие факты ему оглашать, а о каких умолчать. У репортера тоже есть такая возможность, но если он заиграется, то материал потеряет свою достоверность.

Активная роль личности репортера. Я бы выделила эту черту как основную, отличающую репортаж от остальных информационных жанров. Во-первых, читатели видят событие глазами человека, который его описывает, т.е. получается довольно субъективная точка зрения. Во-вторых, репортер может пользоваться таким методом сбора информации, как эксперимент, результат которого зависит не только от внешней ситуации, а еще и от целей которые ставит перед собой журналист (о методах сбора информации репортером я расскажу немного позже).

«Репортаж, например, может быть о спортивном поединке, о полете в космос, о пожаре – но обязательно о событии, точнее, о ходе события». [6]

Не стоит забывать, что репортаж – информационный жанр, который несет новую, новостную информацию, поэтому черты репортажа будут схожи с чертами новости. Итак, что именно делает материал интересным для публики и сближает его с остальными информационными жанрами:

· Своевременность. Ощутимая важность оперативной подачи материала;

· Близость ситуации целевой аудитории конкретного издания;

· Явная значимость события для всех (тема «преодолевающая границы»)

· Эффект «эмоционального толчка»;

· Конфликтность происшествия или его особая яркость;

· Связь происшествия с «известным именем»;

· «Человеческий интерес»: какие-то обстоятельства события, к которым человек ИЗНАЧАЛЬНО неравнодушен (жизнь, смерть, любовь, дети и т.д.)[7]

«Значение информационных жанров в том, что они выступают основными носителями оперативной информации, позволяющей аудитории осуществлять своего рода постоянный мониторинг наиболее значимых, интересных событий в той или иной сфере действительности».[8]

В современных периодических изданиях репортаж можно найти в газете «Комсомольская правда», «Московский комсомолец”, “Труд”, “Аргументы и факты”, “Вокруг света” и др.

Следует заметить, что вышеперечисленные издания публикуют материалы согласно своему профилю и, исходя из этого, получается разная тематика репортажей.

В «Комсомольской правде» чаще можно найти репортажи вида «испытано на себе» или «смена профессии», в газетах «Труд» и «АиФ» можно прочитать событийные репортажи, описание концерта, постановки или встречи чиновниками, в журнале «Вокруг света» мы увидим публикацию о чем-то чуждом нашей культуре, например, о бразильском карнавале.

ВЫБОР СОБЫТИЯ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ОПИСАНИЯ

Выбор факта, который становится центром описания, является сложным моментом. Например, важным является то, что произошло внезапно или то, что затрагивает большинство читателей, несмотря на их социальный статус и прочие показатели неоднородности аудитории. Существенно и то, и другое, и еще ряд аспектов.

Выбор должен быть обоснован. «Известен так называемый пассивный выбор. Критерии при этом слабо обоснованы или вообще просто привычны. Такое обоснование читатели не замечают, никак не реагируют или реагируют одинаково безразлично». [9]

Разделить факты на важные и неважные не так-то просто, как это кажется на первый взгляд. Если сконцентрировать внимание не на тех фактах, то материал будет казаться искусственным или даже заказным. Для этого нужно уметь замечать действительно важные детали. А как их найти в потоке информации?

Важно то, что небезразлично читателю. Для этого необходимо уметь ставить себя на чужое место. Также необходимо уточнять свою тему, чтобы не «съехать» на факты, не относящиеся к проблематике.

Итак, при выборке фактов нужно думать о том, входит ли данная тема в специфику издания, соответствует ли она вкусам целевой аудитории. Существенным оказывается критерий «интересно-неинтересно».

«Факты в репортаже образуют информационное ядро, которое, в свою очередь является основой репортажного события».[10] Именно исходя из того, что факты даются не в замороженном состоянии, а в динамике, плотность материала получается не такая уж и большая. Факты в репортаже чаще всего представлены в виде общих чисел, округленных данных, обобщенных мнений. Они составляют документальный фон всего материала. С помощью фактов, как говорит Ким, автор создаёт эффект доверия к материалу, причем автор может не только давать факты, но и комментировать их, оценивая со своей точки зрения.

У репортера должен быть определённый талант выделять из потока событий:

· Факты «перспективные», т.е. такие, к которым удастся вернуться ещё не раз. Возможно, они дадут повод для аналитического материала, или событие, основанное на данном факте, будет широко освещаться в прессе параллельно с данной публикацией.

· Факты «оглушительные». С ними надо быть осторожнее, потому что они могут завести в дерби «желтухи». К тому же необходимо тщательно проверять информацию, потому что «шумящие» факты окружены слухами, и для того, чтобы докопаться до истины надо проделать немалую работу.

Внимание репортёра должно концентрироваться на самом событии вне его окружения, связей, территории, а иногда даже вне его предыстории. Репортерство тем и отличается от других видов журналистики, что показывает только фрагмент жизни, а не сопоставляет их в панораме и не рассматривает их как общественную тенденцию. Репортер нацелен лишь на «кусочек жизни», что показывает характер именно сегодняшнего дня, замкнутый сам в себя.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...