Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация этнических конфликтов




Существует несколько типов классификаций этнических конфликтов. В отечественной литературе они подробно проанализированы В.А. Тишковым (см.: Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. – М., 1997). По форме проявления принято различать латентные (скрытые) и актуализированные (открытые) конфликты. Латентные конфликты могут существовать десятилетиями и более и перерастать в открытые лишь в определенных общественных условиях. Как правило, латентные конфликты непосредственно не создают угрозы для жизнедеятельности людей, и именно в этой форме конфликты лучше всего пытаться урегулировать. Однаконедооценка латентных конфликтов, зачастую рассматриваемых как рядовое хулиганство, может иметь серьезные последствия. Грань между латентной и актуализированной формой конфликта может быть хрупкой. Возможной триггерной точкой (спусковым крючком) перерастания одной формы в другую часто является хулиганское действие (избиение, ограбление, поджег и пр.).

Межэтнические конфликты можно также классифицировать по характеру действий конфликтующих сторон (насильственные или ненасильственные). В свою очередь, насильственные конфликты проявляются в форме: региональных войн, т.е. вооруженных столкновений с участием регулярных войск и использованием тяжелых вооружений; кратковременных вооруженных столкновений, продолжающихся несколько дней и сопровождающихся жертвами. Такие столкновения еще принято называть конфликтами-бунтами, конфликтами-погромами.

Насильственные конфликты проявляются в виде региональ­ных войн или кратковременных открытых столкновений с участием регулярных войск, а также боевых действий ополченцев. Такие конфликты сопровождаются погромами, поджогами, взрывами, захватами заложников, потоками беженцев и вынужденных переселенцев.

Другие конфликты по форме их проявления можно отнести к невооруженным. Среди них выделяются институциональные формы конфликта, когда в противоречие приходят нормы конституций, законодательства, реализующие интересы конфликтующих сторон. Другой формой невооруженных конфликтов являются митинги, демонстрации, голодовки, акции гражданского неповиновения.

Формы ненасильственных конфликтов имеют своим последствием психологическое напряжение, фрустрацию в этнических группах, миграциями в поисках лучшей жизни. Насильственные конфликты сопровождаются жертвами, потоками беженцев, принудительными депортациями, вынужденными переселениями с целью сохранения жизни и здоровья.

Другой тип классификации конфликтов – по основным целям, выдвигаемым конфликтующими сторонами. В этом случае выделяются статусные этнические конфликты, возникающие в результате стремления этнической общности повысить свое положение (статус) в федеральной системе. По своей сути конфликты этого типа сводятся к борьбе этнических групп за конфедеративную форму устройства государства. К этому же типу конфликтов можно отнести и этнические движения за создание своих национальных образований. В первом случае примером такого рода этнического конфликта было стремление Татарстана подняться до уровня союзных республик, а во втором – движение ингушей за создание собственного национально-государственного образования, своей республики.

Э. А. Панин и А. А. Попов предложили разделять этнические конфликты на три категории: 1) конфликты стереотипов; 2) конфликты идей; 3)конфликты действий. Первый тип этой классификации подразумевает такой характер конфликта, когда конфликтующие этнические группы еще не четко осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «недружественного соседа», «нежелательной группы». Характерной чертой второго типа этой классификации является выдвижение тех или иных притязаний. В этом случае в средствах массовой информации, в литературе и других средствах коммуникации начинает обосновываться «историческое право» какого-либо этноса на самостоятельную государственность или на территорию другой этнической группы. Третий тип конфликта – конфликт действий – означает проведение митингов, демонстраций, пикетов, открытых столкновений со своими оппонентами и органами власти. (источник: Садохин А. П. Этнология М.:-Альфа-М ИНФРА-М, 2004)

 

Все приведенные типологии имеют достаточно условный характер, поскольку, как правило, любой этнический конфликт (точнее социальный конфликт с этнической составляющей) одновременно объединяет не одну причину, цель и форму.

Формы и способы регулирования этнических конфликтов

Выйти из ситуации конфликта – проблема, требующая серьезных усилий специалистов и органов власти, общественных организаций, «символьных» фигур и наконец материальных затрат. Обобщая опыт урегулирования этнических конфликтов, У. Юри (один из основателей и заместитель директора Программы по теории и практике переговоров Гарвардского университета) предложил свою технологию возможных действий, состоящую из десяти различных вариантов.

Ученый сравнил этнический конфликт с пожаром и поэтому назвал в качестве первой задачи предотвращение конфликта. Пока есть возможности не допустить столкновений на этнической почве, следует их использовать в полной мере.

Вторым необходимым действием заинтересованных в разрешении конфликтов сторон он назвал организацию дискуссий. Сама возможность конструктивного обсуждения проблем уже способствует снижению напряженности. Но для полноценной дискуссии необходимо, чтобы были представлены все имеющие­ся точки зрения, включая самые радикальные, и чтобы обсужде­ние велось в рамках определенных правил, принятых сторонами. Важнейшими из них служат требования не обвинять оппонентов и избегать личных нападок.

Третий способ действий состоит в том, чтобы способствовать высказыванию обид в контролируемой обстановке, что предполагает при обсуждении конструктивных планов на будущее анализировать и прошлые обиды. Следующим необходимым шагомназвано содействие процессу совместного решения проблем. Оно предусматривает согласование интересов, выход за рамки жестких позиций и обращение к мотивировкам, лежащим в основе позиций сторон. Затем важным действием является определение общей цели; чтобы процесс переговоров был продуктивным, общая цель не должна замыкаться только на проблемах самого конфликта. Далее существенное значение имеет содействие взаимному проявлению доброй воли.

Необходимой в процессе переговоров и совместного разреше­ния конфликта является выработка проектов взаимных соглашений. Важное прикладное значение имеет институционализация процесса решения проблем и переговоров. Она имеет особое зна­чение в связи с тем, что решить сразу все конфликты невозможно, они будут возникать вновь и вновь. Поэтому необходимо создать институты, которые содействуют поиску решений и процессу переговоров. Существенную помощь в урегулировании конфликтов может оказать привлечение внешних ресурсов для формирования стимулов к сотрудничеству. Под внешними средствами понимаются не только финансовые ресурсы, но неправительственные организации, университеты и фонды, у которых накоплен опыт урегулирования этнических конфликтов. Наконец, У. Юри призывает: « Учите других тому, что узнали сами ».

По мнению Р. Дарендорфа, для регулирования конфликта важны три обстоятельства:

- Наличие целостных предпосылок. Каждая сторона конфликта должна признать наличие конфликта. Разрешение конфликта невозможна, если одна сторона не признает существование своего оппонента.

- Степень организованности сторон. Чем более они организованы, тем легче добиться консенсуса.

- Конфликтующие стороны должны принять «правила игры» только при их соблюдении возможен процесс переговоров. Равенство возможностей сторон.

Также для нас важно замечание Р. Дарендорфа о том, «что в основе конфликта лежат и политические факторы: борьба за власть и авторитет. Конфликт может возникнуть в любом сообществе, социальной группе, где есть условно «господствующие и подчиненные». Причина конфликта – стремление к доминированию. Но стремление к доминированию не стоит воспринимать как «естественные инстинкты».

На уровне межличностного общения с представителями других народов, нужно исходить из аксиомы, что культуры всех народов равноценны, культура не может быть лучше или хуже, все культуры уникальны и ценны для человечества (кто сказал, что культура управления автомобилем выше чем культура управления собачьей упряжкой…?! (Социология межэтнической толерантности / отв. ред. Л.М. Дробижева. ‑ М.: Изд-во Института социологии РАН, 2003). Представители разных народов смотрят на мир через призму собственных этнокультурных воззрений и представлений. Принцип: «в чужой монастырь со своим уставом не ходят» в нашем случае будет определенно верным.

Удачный пример социальной рекламы, ориентированной на укоренение в обществе культуры толерантности, приведен в статье профессора Елены Бурлиной, размещенной на сайте Московского бюро по правам человека. Речь идет о немецком плакате, формирующем повседневную толерантность, созданном в конце 1960-х гг. во Франкфурте – на - Майне. Плакат публикуется в современных школьных учебниках, наличествует в музейных витринах и на уличных рекламных тумбах. К его созданию приложили силы философы, культурологи и активисты молодежных движений того времени. Глубокий смысл изложен всего в семи строчках, написанных как бы от руки:

«Твой Иисус — еврей,

Твой автомобиль — японский,

Твой кофе — бразильский,

Твои цифры — арабские,

Твои буквы — латинские,

Твоя демократия — греческая,

Твой сосед после всего этого лишь иностранец?»

Как отмечает профессор Бурлина, концепция плаката состоит в том, чтобы показать, что человек всегда пользуется повседневными трудами других народов. И если даже твой символ веры был рожден другим народом, то можно ли при этом свысока или косо смотреть на иностранцев и представителей других культур? (Тишков В.А., Шабаев Ю.П. Этнополитология: политические функции этничности. М.: Издательство Московского университета, 2013)

Наша современная жизнь пронизана взаимозаимствованиями абсолютно во всех ее сферах. Мы используем культурные и материально-технические достижения других народов и наций. Глупо изобретать собственную пиццу или пасту, если ее давно и хорошо делают итальянцы; а японские автомобили завоевали всеобщее признание… И таких примеров в нашей повседневной жизни становится все больше и больше!

Основная литература.

1.Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2001

2. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы / Пер. с нем. - М.: "РОССПЭН", 2002

3.Н.М. Лебедева Введение в этническую и кросс-культурную психологию.-М., 1998

4.Садохин А. П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. – М.: КИОРУС, 2014.

5.Садохин А. П. Этнология М.:-Альфа-М ИНФРА-М, 2004

6.Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений: Учеб. Пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999

7.Смит Э. Д. Национализм и модернизм. М.: Праксис, 2004.

7.Социология межэтнической толерантности / отв. ред. Л.М. Дробижева. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2003

8.Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Аспект Пресс,2004.

9.Тишков В.А., Шабаев Ю.П. Этнополитология: политические функции этничности. М.:Издательство Московского университета, 2013

10.Тишков В.А., Шнирельман В.А. Этничность и религия в социальных конфликтах. М.: Наука, 2012

11.Триандис Гарри К. культура и социальное поведение. М.: Форум,2007 12.Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения/ Пер. с англ. А. Гореловой; Предисл. В. А. Кременюка. М.: Наука, 1992

Дополнительная литература.

1. Гулиев М.А., Коротец И.Д., Чернобровкин И.П. Этноконфликтология. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д, 2007

2. Дедов Н.П., А.В. Морозова, Суслова Т.Ф. Социальная конфликтология. М.: Академия, 2002

3. Дробижева JI. Российская и этническая идентичность: противостояние или совместимость // Россия реформирующаяся — М., 2002.

4. Ильюшенко В. Ксенофобия и политика в современной России /Противодействие ксенофобии и этнической дискриминации. Ч.1.М., 2005

5. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. М., ООО «ПЭР СЭ», 2002

6. Малашенко А. В. Заметки по национальному и иным вопросам // Дружба народов. — 2015. — № 3.

7.Малькова В. «Не допускается разжигание межнациональной розни.» М.: Academia, 2005

8. Маргинальность в современной России: Коллективная монография / Е. Балабанова, М. Бурлуцкая, А. Демин и др. — М.: Московский общественный научный фонд, 2000

9. Мукомель В. И. Российские практики в сфере профилактики ксенофобии и дискриминации // Толерантность против ксенофобии / Под ред. В. И. Мукомеля и Э. А. Паина. М., Институт социологии РАН, Academia, 2005

10. Нации и национализм, М.: Праксис, 2002.

11. Паин Э.А. Этнополитический маятник: динамика и механизмы этнополитических процессов в постсоветской России. М., 2004

12. Садохин А.П. Этнология. Учебный словарь. Калуга, ИД «Эйдос»,2001

13. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998

14.Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. – М.: Русский мир,199715.

15. Шнирельман В.А. Порог толерантности. Идеология и практика нового расизма. т.1.М.: Новое литературное обозрение,2011

16. Шнирельман В. Очарование седой древности: Мифы о происхождении в современных школьных учебниках // "Неприкосновенный запас", №5(37), 2004.

17. Шнирельман В. Ценность прошлого: этноцентристские исторические мифы, идентичность и этнополитика // Реальность этнических мифов М.: Гендальф, 2000.

 

 

Информационные ресурсы

www.tolerance

www.medialaw.ru

http://www.iea.ras.ru – сайт Института этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо- Маклая РАН – ведущего в России исследовательского центра в области этнологии, социально-культурной и физической антропологии

http://journal.iea.ras.ru – журнал «Этнографическое обозрение».

http://www.ethnonet.ru/ru -электронный журнал «Этно-журнал» http://valerytishkov.ru - персональный сайт В.А.Тишкова - директора Института этнологии и антропологии РАН, профессора, президента общественной Академии педагогических и социальных наук, вице-президента Международного союза антропологических и этнологических наук, член-корр. РАН

Литература на иностранных языках

1. Brubaker R. Myths and Misconceptions in the Study of Nationalism // John Hall (Ed.), The State of the Nation -Cambridge: UK, 1998.

 

2. Freeden M. Ideologies and Political Theory: A Conceptual Approach Clarendon Press, Oxford. 1996

 

3. Freeden M. Is Nationalism a Distinct Ideology? // Liberal Languages: Ideological Imaginations and Twentieth-century Progressive Thought Princeton University Press, 2004

 

4. Kohn H. Nationalism, its Meaning and History -Princeton, 1955

 

5. McLuhan M. Culture is Our Business, NY Toronto, 1970

6. Oxford English Reference Dictionary, 1996.-P.1672

 

7. Snyder J., Ballentine K. Nationalism and the marketplace of ideas //International Security, 1996, 21 (2)

 

8. Schmemann S. The World: Grand Illusions; What's Wrong With This Picture of Nationalism // The New York Times, 21 февраля, 1999

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...