Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Третья функция направлена на обеспечение продуктивных взаимоотношений между педагогом и учащимися.




Речь педагога исполняет роль регулятора этих отношений. На взаимоотношения влияет и то, как учитель обращается к ученикам, приветствует их, предъявляет свои требования, дела ет замечания, высказывает пожелания.

Замечено, что чаще всего обижаются не на смысл слов пре подавателя, а на то, каким тоном они произносятся. Это особен но важно, когда исправляется ошибка, делается замечание. То и другое нельзя делать по ходу, бесстрастным тоном и тем более замечание не может звучать обидно. Оно делается вежливым тоном, в котором должно чувствоваться искреннее желание по мочь молодому человеку лучше справится с заданием, подбод рить его. Спокойный, уверенный тон старшего обладает цели тельными свойствами. И, наоборот, раздраженный голос озлоб ленного преподавателя передает его стрессовое состояние уча щимся.

Если бы преподаватели следили за тем, каким тоном они раз говаривают с учащимися и контролировали свой тон речи, они могли бы гораздо легче добиться уважения, добрых отношений, высокой дисциплины. А.С. Макаренко одним из показателей педагогического мастерства считал умение произнести слова «подойти ко мне» с десятками нюансов в голосе.

Многое зависит от индивидуального стиля общения (устра шение, заигрывание, дружеское расположение и пр.). Примером мастерства в использовании речи как регулятора общения слу жит опыт А.С. Макаренко, который строил свои отношения с


воспитанниками на основе принципа: «Как можно больше тре бований к человеку и как можно больше уважения к нему».

Знание основных функций речи учителя позволяет выделить и ее специфические особенности. Для того чтобы способство вать успешному выполнению педагогических задач, речь учите ля должна соответствовать определенным требованиям (комму никативным качествам).

Прежде всего, требование правильной речи педагога обеспе чивается ее нормативностью, т.е. соответствием речи нормам современного литературного языка: акцентологическим (пра вильное произношение), грамматическим (изменение слов и их сочетаний в предложении). Важно следовать точности слово употребления, а также заботиться о выразительности речи (её образности, эмоциональности, яркости).

Особое внимание важно уделять вопросам чистоты речи, так как наиболее частые ошибки связаны с использованием по второв, топтанием на месте, использованием водянистых, не несущих информации фраз. Часто образованные люди позволя ют себе включать в речь слова-паразиты: «значит», «так ска зать», «вот». Нередко в речи встречаются тавтология и просто ненужные, лишние слова («хронометраж времени», «сервисное обслуживание», «целиком и полностью», «конкретный факт», «обмен имеющимся опытом»). Ниже приведены примеры ха рактерных ошибок педагогов. «Двойка по контрольной постав лена благодаря твоей невнимательности» – неправильное ис пользование предлога «благодаря», который употребляется в основном для указания причины, вызвавшей положительный результат; здесь лучше употребить предлог «из-за». «Выдающий учёный» (вместо «выдающийся учёный»). «Книга появилась в свет в 1997 г.» – ошибочное совмещение в одном выражении компонентов двух фразеологизмов: «выходить в свет» и «появ ляться на свет». Правильно сказать – «книга вышла в свет».

Не всегда соответствует требованиям и терминологическая культура педагога. Типичными ошибками в толковании и ис пользовании терминов является неправильное их понимание. Знание научного содержания терминов, овладение навыками их доступного объяснения учащимся – один из показателей про фессиональной культуры педагога. Нужно развивать в себе по требности в постоянном изучении терминов с точки зрения их происхождения, словообразования, уместности использования.


В противном случае происходит искусственное усложнение ре чи иностранными и малоупотребительными словами. Когда преподаватели забывают, что выступают не для демонстрации своих достоинств, а для слушателя, возникает опасность гности ческого барьера общения.

Иногда наблюдается и другая крайность, связанная с избыт ком нелитературных жаргонных выражений. М.И. Станкин в своей книге «Профессиональные способности педагога» приво дит пример лекционного выступления известного педагогиче ского работника. Правильная, дельная по содержанию лекция не воспринималась аудиторией, в зале не смолкал смех. Причина – жаргонизмы выступающего. Учителей, участников семинара, он называл семинаристами; школьников, занимающихся в кружках и секциях, – секционерами; метод целостного обучения – цели-ковым; ребят делил на хорошистов и плохистов, учителей-совместителей называл позвоночниками.

Формы педагогической речи

Существует две разновидности устной педагогической речи – монолог и диалог, которые имеют свои специфические формы. Для монолога это: рассказ, лекция, комментарий, толкование, оценочное суждение. Диалогическая речь чаще всего представ лена в форме беседы. Кроме этого часто возникают ситуации, требующие обмена приветствиями, оценками, репликами при встрече. В этих случаях формы устной речи редко существуют автономно, в чистом виде. Наиболее распространенные формы речи представлены на рисунке 9.1.


РЕЧЬ

диалог

рассказ лекция комментиров. толкование беседа

Рис. 9.1. Формы педагогической речи


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...