Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 3. Понятие характеристик внешней среды, их влияние на деятельность фирмы, примеры.

Семинар 2. Основы менеджмента.

Теоретические вопросы:

Вопрос 1. Понятия внешней и внутренней среды фирмы.

Организационная среда это элементы и факторы, которые окружают любую организацию, и влияет на процессы, которые в ней протекают. Насколько они разнообразны? Тут можно провести параллель с астрономией, факторов столько, сколько звезд на небе. И пусть это образное сравнение, но доля правды в нем есть, факторы разнообразны, и уровень и степень их влияния различна, а потому их можно выделить очень много.

В теории менеджмента принято подразделять среду организации. При этом деление проводится, как правило, на две структурные части. Это внутренняя среда организации и внешняя среда. Учитывая их название, эти две среды отличаются друг от друга как вход и выход или как верх и низ. В общем виде организационная среда выглядит как многослойный пирог.

Непосредственное и дальнее окружение представляют собой внешнюю среду организации. Далее разберем подробнее элементы организационной среды.

Внутренняя среда

Внутренняя среда – это элементы или факторы, которые находятся внутри организации. Здесь стоит говорить о родстве понятия внутренней среды и системного похода к управлению. Именно система состоит из частей, которые взаимосвязаны между собой. Точно также и внутренние переменные взаимодействуют друг с другом и дают или не дают возможность организации эффективно работать.
Основные элементы внутренней среды это собственно подсистемы внутри организации. При выделении элементов можно использовать два подхода. Общетеоретический или классический и технологический или административный.
Технологически любая организация состоит из ряда внутренних элементов, о которых говорил еще Анри Файоль. Опираясь на его виды деятельности, мы им ожжем сказать, что к элементам внутренней среды относятся:
— производственная подсистема
— коммерческая подсистема
— учетная подсистема
— подсистема безопасности
— подсистема управления.
В этом подходе можно проводить выделение элементов внутренней среды и по отделам, которые есть в организации – кадры, экономический, продаж, производственный и так далее.
Более же распространенный подход выделяет пять основных элементов внутренней среды. При этом считается, что внутренние переменные неразрывно взаимосвязаны. Эту взаимосвязь можно представить схематически.

Неразрывная взаимосвязь внутренних переменных организации

Охарактеризуем кратко перечисленные элементы внутренней среды.
Цели – это основа любой организации, это основа всего менеджмента, организации создаются для целей.
Люди – это вторая базовая основа организации, нет без человека действий даже при очень хороших целях.
Структура – это своеобразный каркас или скелет организации, расставляет все и всех по местам.
Задачи – говорят, кто и что должен делать в организации.
Технология – это процесс работы, то, как организация работает, и делают продукцию или оказывает услуги.
Таким образом, все переменные оказывают влияние на деятельность всей организации. Кроме того даже если одна переменная отсутствует, то уже и организации не будет, это и есть неразрывная взаимосвязь внутренних переменных организации. Нет людей, некому работать, нет целей, не для чего работать, нет задача, неизвестно кто и что делает и так далее.

Внешняя среда

Внешняя среда или как часто ее называют, деловая среда, находится за пределами организации. Эта среда очень разнообразна и оказывает существенное влияние на деятельность всех организаций. Влияние это может быть как положительным, так и отрицательным.
К примеру, введение продуктового эмбарго в России отрицательно сказалось на деятельности торговых сетей особенно крупных, им пришлось искать новые каналы поставок, новые продукты внутри страны. В тоже время для отечественных производителей это положительный факт, так как они могу продавать свою продукцию в большем объеме не испытывая конкуренции с иностранными производителями, прежде всего Европейскими.
Уровень и степень влияния также различна. Если конкурент предложил новый вид продукции, то организация может ответить тем же. А вот если случился экономический кризис, то здесь что-то противопоставить нечего, нудно будет приспосабливаться. Такие различия и обусловили появление двух элементов внешней среды – среды прямого воздействия и среды косвенного воздействия.
Схематически внешнюю среду можно представить следующим образом.

Среда прямого воздействия – это факторы в непосредственной близости от организации, которые влияют на нее непосредственно, но и организация на такие факторы также влияет. Получаем взаимовлияние фактора на организацию и организацию на фактор.
Элементы внешней среды организации прямого воздействия:
— конкуренты – предлагают аналогичную продукцию, отвлекают на себя наших возможных потребителей, предлагают им более интересную продукцию;
— потребители – те, кто приносит нам основную прибыль, покупают нашу продукцию, но могут и уйти от организации вслед за конкурентами;
поставщики – дают возможность работать организации, предоставляя необходимые материалы, но могут и не предоставить и тогда у организации возникнут трудности, к поставщикам относят и организации инфраструктуры;
— трудовые ресурсы – самый уникальный фактор, присутствует и во внутренней среде и во внешней, в данном случае это те, кто в организацию может прийти, влияют уровнем квалификации или наоборот ее отсутствием, улучшая или ухудшая эффективность работы компании;
— законы и органы государственного регулирования и контроля – устанавливают правила игры всех организаций, обязывают выполнять их и наказывают за несоблюдение норм законодательства.
Среда косвенного воздействия – это макро факторы оказывающие влияние на деятельность организаций, не всегда сразу, однако сами организации ничего противопоставить им не могут. Косвенная среда заставляет организацию играть по правилам среды. Организация может спрогнозировать и подготовиться или уже приспосабливаться к изменениям. Ну а если не вышло, то значит, организацию ждет разрушение.
Основные элементы среды косвенного воздействия и их влияние на организацию:
— экономическая среда – влияние экономических процессов
— политическая среда – влияние политических процессов и преобразований
— научнотехническая среда – влияние новых технологий и инноваций
— социокультурная среда – влияние общества, моды в обществе, культурного уклада
— природная среда – влияние различных природных факторов и техногенных
— международная среда – влияние событий протекающих в жизни мирового сообщества.

Итого можно сделать вывод, что внешняя среда организации оказывает серьезное влияние на все процессы, протекающие в жизни любых организаций. Современный менеджмент говорит о необходимости постоянно и систематически собирать и анализировать данные о внешней среде.
Процесс сбора информации о среде и особенно ее анализа для современного управления крайне важен, все это дает поле для дальнейших управленческих процедур и действий.

 

 


 

Вопрос 2. Раскройте содержание и смысл учёта менеджером каждого из факторов внутренней среды фирмы, примеры.

На деятельность организации, кроме внешней, влияет и ее внутренняя среда. Внутренняя среда каждой организации формируется под влиянием переменных, которые оказывают непосредственное влияние на процессы, которые в ней происходят.

Известны разные подходы к структурированию внутренней среды организаций.

Обыкновенно выделяют пять переменных: цели организации, ее структура, технология, рабочие задачи и люди, которые осуществляют выполнение этих задач путем применения соответствующей технологии в пределах существующей структуры с целью достижения поставленных целей.

Вместе с тем существуют представления о внутренней среде организации как совокупности ее структуры (включая разделение труда), ресурсов (в широком понимании, включая трудовые и технологические процессы) и организационной культуры.

Таким образом, основными элементами внутренней среды организации являются:

· цель деятельности организации;

· организационная структура;

· система технологий, которые используются;

· ресурсы;

· кадровый состав и организационная культура.

Рассмотрим эти элементы более детально и установим, каким образом они между собой связаны.

Цели. Процесс управления направлен на достижение целей, стоящих перед организацией и отражающих ее идеальное или желаемое в будущем состояние.

Цели менеджмента организации определяют концепцию ее развития и основное направление деловой активности: это или желаемое состояние объекта управления или конечный результат, который намечается получить за счет соответствующих усилий, ресурсов и в определенные сроки.

Успешное управление организацией возможно при условии, когда цели организации отвечают определенной совокупности требований.

1. Цели должны быть конкретными, понятными исполнителю и однозначно сформулированными.

2. Цели должны быть реальными, достижимыми в данных условиях.

3. Цели должны быть гибкими, способными к корректировке в соответствии с быстро изменяющимися условиями деятельности организации.

4. Цели должны быть известными, близкими для большинства членов организации, признаваемыми как личные.

5. Цели должны быть совместимыми друг с другом во времени и пространстве и отражать совместимость интересов общества, коллективов и индивидов во избежание конфликтных ситуаций.

6. Цели не должны носить разрушительный характер.

Следовательно, вся работа по выработке системы целей организации является важнейшим элементом искусства управления, исходным моментом в деятельности менеджера.

В системе целей организации следует различать общие (глобальные) и специфические (локальные) цели.

В основе системы целе лежит миссия – понятие, отражающее основное предназначение организации в экономике и обществе. Она отражает смысл существования организации, являясь глобальной целью. Сегодня в качестве миссии чаще всего рассматривается удовлетворение тех или иных общественных потребностей.

Локальные цели – это долговременные цели, подчиненные миссии организации. Они отражают концепцию развития фирмы и разрабатываются на длительную перспективу. К ним относятся общеорганизационные цели, раскрывающие и конкретизирующие содержание миссии.

Общеорганизационные цели могут быть ориентированы, например, на достижение финансовой устойчивости, на обеспечение оптимальной рентабельности, на разработку новых направлений развития организации.

Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом производственном подразделении фирмы, например:

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛЮЧЕВАЯ ЦЕЛЬ
Маркетинг Выйти на первое место по продаже продукции А на рынке.
Производство Достичь наивысшей производительности труда при производстве всех или отдельных видов продукции; снизить издержки производства.
НИОКР Завоевать лидирующие позиции по разработке и внедрению в производство новых видов продукции.
Финансы Сохранять и поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов.
Персонал Обеспечить условия для развития творческого потенциала работников и повышения их заинтересованности в работе.
Менеджмент Определить главные области управленческого воздействия и приоритетные задачи, обеспечивающие получение запланированных результатов.

В реальных условиях эти цели должны быть конкретизированы и количественно измерены с помощью соответствующих показателей.

1. По степени важности для организации цели разделяются на стратегические и тактические (текущие).

Стратегические цели ориентированы на решение перспективных масштабных проблем и для их реализации требуются большие затраты (обновление производственной базы, выход на международные рынки, достижение первенства в своей сфере деятельности).

Тактические цели являются промежуточными по отношению к стратегическим, отражают отдельные этапы их достижения.

2. По содержанию цели делятся на технологические, экономические, производственные, административные, маркетинговые, научно-технические, социальные.

К технологическим целям можно отнести компьютеризацию, внедрение гибких, ресурсосберегающих и экологически чистых технологий.

Примером экономических целей является укрепление финансовой устойчивости организации, увеличение прибыльности, повышение рыночной стоимости капитала, ускорение его оборачиваемости.

Производственные цели могут состоять в выпуске определенного объема товаров и услуг, повышении их качества, снижении себестоимости.

Административные цели предполагают, например, достижение высокой управляемости организацией, надежного взаимодействия между сотрудниками, хорошей дисциплины, слаженности в работе.

Маркетинговые цели связаны с завоеванием тех или иных рынков сбыта, с привлечением новых клиентов или покупателей, с продлением жизненного цикла товаров и услуг, достижением лидерства в ценах.

Научно-технические цели ориентируются на создание и внедрение в производство новых и усовершенствование существующих образцов продукции, доведение их до уровня требований мировых стандартов.

Социальные цели сосредоточены на создании благоприятных условий труда, жизни и отдыха работников, на повышении их образовательного и квалификационного уровня, налаживании отношений социального партнерства.

3. По форме выражения можно говорить о целях, выраженных в количественных и качественных показателях.

Система целей организации имеет иерархический характер. Для четкого представления основных задач организации используют метод "дерева целей", в котором каждая низшая цель является средством реализации ближайшей высшей цели. При этом в организации выделяются структурные единицы, ответственные за достижение результатов. Количество и состав структурных единиц зависит от трудоемкости и объема работ по достижению цели: это могут быть микроструктуры (рабочие места или должности), мезоструктуры (отделы, цехи, участки), макроструктуры (самостоятельные подразделения, например, входящие в концерн).

Построение "дерева целей"помогает согласовать деятельность подразделений организации при решении конкретного задания, связанного с ее развитием. Оно позволяет представить полную картину взаимосвязей будущих событий.

Структура.

Для обеспечения достижения целей организации, необходимо соответствующим образом скоординировать деятельность ее элементов (подразделений, отдельных людей), именно для этого организация и выстраивает свою структуру.

Структура организации – это совокупность элементов и взаимосвязей между ними, которая дает возможность наиболее эффективно превращать входные ресурсы в конечный продукт и достигать поставленных целей.

Выбор типа организационной структуры, зависит от многих факторов: целей организации, ее специфики, которая требует выполнения тех или иных видов работ, технологи и, которая используется для преобразования ресурсов в конечный продукт, масштабов деятельности организации.

Структура организации имеет в своей основе разделение труда, т.е. выделение для выполнения определенных видов работ специально подготовленных людей или подразделений. Такое разделение труда назывется специализацией и может касаться работы с людьми (например, мастер), машинами (рабочий) и с информацией (специалист, руководтель). Соответственно виду работ, которые и определяют сущность разделения труда, выделяется та или иная структура: производственная и организационная.

Производственная структура организации представляет собой совокупность и взаимосвязи входящих в нее производственных подразделений.Производственная структура организации обусловлена горизонтальным разделением труда, а именно решением задач, связанных с машинами, оборудованием, инструментами, сырьем и другими средствами производства.

Вертикальное разделение труда отделяет работу по изготовлению продукции от работ по управлению и позволяет создать организационную структуру управления организацией, состоящую из нескольких уровней.

Организационная структура управления – это состав, взаимосвязи и соподчиненность подразделений аппарата управления, выполняющих различные функции по управлению организацией. Она отражает как горизонтальное (по функциональный задачам) так и вертикальное (по уровням Управления) разделение труда.

Производственная структура рассматривается как управляемая, а организационная структура управления – как управляющая подсистема организации. Подразделения производственной и организационной структур образуют функциональные подсистемы, к которым принадлежат маркетинг, управление инновациями, производством, персоналом и т.п.

Технология. Структура организации в значительной мере зависит от того, на какой технологии базируется процесс преобразования ресурсов в готовую продукцию.

Технология – это совокупность определенных последовательных операций, производимых над ресурсами в ходе получения продуктов, способ преобразования входных элементов (материалов, сырья, информации и т.п.) в конечные (продукт, товар, услуга).

Технология представляет собой сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих им технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях.

Задачи и технология тесно связаны между собой. Выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на входе, в форму, получаемую на выходе. Технологии оказывают сильнейшее воздействие на управление и организационную эффективность.

Британская исследовательница управления Д. Вудворд разделила производственные технологии на три категории:

1. Единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство, где одновременно изготавливается только одно или малая серия одинаковых изделий. Суперкомпьютеры, космические корабли, мебель и одежда, изготовляемые по индивидуальным заказам, могут служить примерами использования таких технологий.

2. Массовое или крупносерийное производство применяется при изготовлении большого количества изделий, которые идентичны друг другу или подобны. Такой тип производства характеризуется механизацией и автоматизацией, использованием стандартных деталей и конвейерным способом сборки. Почти все потребительские товары изготавливаются на основе таких технологий.

3. Непрерывное производство использует автоматизированное оборудование, на котором круглосуточно изготавливается одинаковый по характеристикам продукт в больших объемах. Примерами такого производства могут служить переработка нефти, работа электростанций.

Классификация технологии по Томпсону. Социолог и теоретик организаций Д. Томпсон разработал классификацию технологий с разделением на три категории:

1. Многозвенные технологии характеризуются серией взаимозависимых задач, которые должны выполняться последовательно. Сборочные линии массового производства являются типичным образцом такого вида технологии. Каждая операция по сборке автомобиля должна выполняться в определенной последовательности.

2. Посреднические технологии характеризуются тем, что отдельные подразделения организации имеют относительную самостоятельность в выполнении работ, поскольку они выполняют задачи, которые не пересекаются между собой (например, деятельность отделений банков, которые связывая вкладчиков с заемщиками, привлекают ресурсы с одного источника, но не взаимодействуют друг с другом);.

3. Интенсивная технология характеризуется применением специальных приемов, навыков или услуг для производства товара, а также многосторонними обоюдными связями между исполнителями с целью обеспечения качества выполняемой работы. Например, привлечение для производства многих узких специалистов (консалтинг, инжиниринг).

Многозвенные технологии во многом эквивалентны технологиям массового и некоторым формам непрерывного производства, а интенсивные технологии эквивалентны индивидуальным технологиям. Посреднические технологии, в известной мере, занимают промежуточное место между индивидуальными технологиями и технологиями массового производства.

Ресурсы. Все формальные организации характеризуются наличием определенных ресурсов, которые нужны для их деятельности, в процессе которой организация превращает ресурсы для достижения своих целей как, например, выпуск продукции или же предоставление услуг. К таким ресурсам принадлежат: люди (человеческие ресурсы), капитал (финансовые ресурсы), материалы (материальные ресурсы), технология (технологические ресурсы), информация (информационные ресурсы) и т.п.

Ресурсы как фактор внутренней среды тесно связаны с процессами, которые происходят в организации. Для их осуществления нужно иметь все виды ресурсов (персонал, материалы, денежные средства, информацию) в количестве, которое обеспечивает решение поставленных целей и задач. Кроме этих видов ресурсов, большое место занимают т.н. "неосязаемые" ресурсы – особые знания, общественная поддержка, имидж, политика предприятий и пр.

Особенностью данного фактора является его прямая связь с внешней средой, которая выступает здесь источником получения всего необходимого. Отсюда понятна связь между состоянием ресурсного обеспечения и качеством процессов, которые происходят в организации. Она очевидна через такие параметры, как например, общий уровень образования в стране, состояние здоровья населения, технологическое развитие, системы и размер оплаты труда и т.п.

Кадровый состав и организационная культура. Стержнем внутренней среды организации являются человеческие ресурсы. Существует три аспекта рассмотрения персонала как внутренней переменной организации:

а) поведение отдельных людей;

б) поведение людей в группах;

в) поведение руководителя в роли лидера и его влияние на поведение отдельных людей и групп.

Культура организации – это совокупность разделяемых членами коллектива организации ценностей, убеждений, традиций и норм, которые влияют на поведение отдельных индивидов и групп, а соответственно и на процессы, которые происходят в организации, и результаты совместной работы.

Внутренние факторы обычно называют социотехническими подсистемами организации, потому что они имеют социальный компонент (людей) и технический компонент (другие внутренние переменные).

Все внутренние факторы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Изменение одного из них в определенной степени влияет на все другие. Совершенствование одной переменной, например, такой как технология, не обязательно может вести к повышению производительности, если эти изменения отрицательно сказываются на другой переменной, например, людях.

Внутренние факторы определяются самой организацией и могут быть изменены менеджером. Анализ внутренних факторов среды организации производится с целью выявления тех изменений, которые произошли внутри организации в результате реализации её предыдущего стратегического плана.

Оценка внутренних факторов организации производится разными методами, но наиболее часто используют методы анализа жизненного цикла продукта, продуктово-портфельной матрицы, матрицы анализа конкурентов и пр. Для оценки изменений во внешней и внутренней среде, которые следует учесть при разработке стратегии, применяется SWOT-анализ. Количественная оценка влияния этих факторов осуществляется на базе балльной экспертной шкалы.

 

Вопрос 3. Понятие характеристик внешней среды, их влияние на деятельность фирмы, примеры.

Основные понятия при ответе на этот вопрос: внешняя среда организации, среда прямого и косвенного действия, характеристики среды.

Понимание важности оценки внешней среды при управлении деятельностью предприятия окончательно сформировалось в конце 50-х гг., так как внешнее окружение организации все больше становилось и является по сей день источником многих проблем руководителей. Организация, как открытая система зависит от поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей.

В общем внешнюю среду организации можно охарактеризовать как всю совокупность факторов, влияющих на деятельность организации, а именно: потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, а также наука, культура, состояние общества и природные явления.

Поскольку факторы внешней среды имеют различную силу влияния на организацию, их разделяют на прямые и косвенные факторы, а всю внешнюю среду на среду прямого и косвенного действия.

Потребители - это те лица, которые заинтересованы или могут быть заинтересованы производимыми организацией товарами или услугами. Известный специалист в области управления П. Друкер считал, что единственная подлинная цель любого бизнеса - это создание потребителя. Необходимость удовлетворять потребности покупателя влияет на процессы внутри организации, так как количество потребителей определяет, в конечном итоге, необходимые производственные ресурсы, а характеристика потребителей (какие они) - необходимый ассортимент товаров и услуг и их качество. Принципиально всех потребителей можно разделить на четыре большие группы:

· конечные потребители, или население;

· промышленные потребители, представители различных отраслей хозяйства;

· посредники или торговые организации, которые приобретают товар для перепродажи;

· государство, как хозяйствующий субъект.

Важной составляющей внешней среды являются конкуренты. Каждый руководитель должен осознавать, что если он не будет удовлетворять своих потребителей также эффективно (с определенными качеством и ценой), как и его конкуренты, то долго предприятие в рыночных условиях существовать не сможет. Под конкурентами подразумеваются не только те компании, которые предлагают такие же товары, но с другой маркой, но и компании, выпускающие заменители. Таким образом, у любой организации существуют два вида конкурентов:

· прямые конкуренты - производители аналогичных товаров (например, Coca-Cola и Pepsi-Cola);

· косвенные конкуренты - производители заменителей (например, Coca-Cola и сок Добрый).

Для ведения хозяйственной деятельности каждой компании нужны внешние поставки: сырье, материалы, трудовые ресурсы, капитал. В этом случае возникает прямая зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих поставки указанных ресурсов. На рынке закупок организацию больше всего интересуют условия получения ресурсов, а именно: цена, качество и условия поставки (сроки, объемы, условия платежа и т. д.). Именно эти тенденции на рынке закупок влияют на общий товарооборот предприятия.

Некоторые общественные организации также оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятий. Особенно это воздействие усилилось за последние годы. Хорошо известно влияние профсоюзных организаций, которые борются за права работников, тем самым устанавливая баланс отношений между собственниками и наемными рабочими. Расширяется влияние организаций, борющихся за права потребителей и за экологическую чистоту. Так, например, в 1992 г. в России был принят Закон о защите прав потребителей, который усилил позиции общественных организаций, защищающих права потребителей на покупку качественных товаров и на получение достоверной информации.

Государство оказывает воздействие на организации преимущественно через законодательное регулирование деятельности. Количество и сложность законов, непосредственно посвященных бизнесу, резко возросли. Претерпевают изменения различные формы отчетности предприятий и организаций, изменяется налоговое и таможенное регулирование. Состояние законодательства характеризуется сложностью и подвижностью, а зачастую даже неопределенностью. Неопределенность сегодняшнего влияния государственных органов на бизнес проистекает из того, что требования одних организаций вступают в противоречие с другими, и в то же время за многими организациями стоят правительственные органы, которые принудительно обеспечивают выполнение таких требований.

Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать непосредственного и немедленного влияния на деятельность, но, тем не менее, в перспективе могут сказываться на ней. Здесь речь идет о состоянии экономики в целом, научно-техническом развитии, социокультурных и политических изменениях.

Экономические факторы

Факторы в экономической окружающей среде должны постоянно оцениваться, т. к. состояние экономики влияет на цели фирмы и способы их достижения. Это темпы инфляции, международный платежный баланс, уровни занятости населения, ставки кредитования бизнеса и т. д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия. Так, колебания курса доллара относительно валют других стран могут стать причиной обретения или потери крупных сумм денег.

Политические факторы

Для бизнеса имеет большое значение политическая стабильность в обществе. От этого зависит уровень притока инвестиций и другого рода ресурсов в определенный регион. Отношение административных органов власти к бизнесу выражается в установлении различных льгот или пошлин, которые либо развивают бизнес в регионе, либо вытесняют сто, создавая неравноправные условия для различных организаций. Также используются приемы лоббирования интересов определенных промышленных групп в правительственных учреждениях, что также оказывает влияние на весь бизнес в целом.

Социокультурные факторы

При организации деятельности нельзя не учитывать ту культурную среду, в которой она происходит. Речь идет, прежде всего, о преобладающих в обществе жизненных ценностях и традициях. На этой основе базируется стандарт поведения. Известно принципиальное отличие американского и японского стандартов. В первом случае стандарт выражен в "индивидуалистическом" подходе к организации, а во втором - в "семейном" подходе. Отсюда нормой поведения в одном случае является стремление к карьерному росту с регулярной сменой мест работы (в США считается, что человек должен менять работу раз в несколько лет), в другом - человек работает в организации всю жизнь, относясь к начальнику как к отцу, которого надо слушать.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...