Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие сектора общественного питания и развлечений.




 

Главный объект общественного питания - человек во всех аспектах своего физического, психического и общественного проявления. Основная задача общественного питания - максимальное удовлетворение потребностей человека в пище и создание условий для отдыха. Питание человека существенно влияет на его здоровье, работоспособность и продолжительность жизни. Отдых снимает утомление и восстанавливает силы. Общественное питание - неотъемлемая часть образа жизни современного человека.

В последние годы и десятилетия общественное питание в развитых странах вышло, а в России выходит, на качественно новый уровень развития. Несмотря на то, что отдельные ростки общественного питания наблюдались уже на заре человеческой цивилизации, как специфическая отрасль экономики общественное питание сформировалось после промышленной революции, привнесшей кардинальные изменения не только в технику и технологию, в том числе приготовления пищи, но в производительное и потребительное поведение человека. Промышленная революция дает дополнительный стимул к развитию систем общественного питания, порождая социальные предприятия этой системы.

В Западной Европе, а позднее и в России, появляются заводы и фабрики с тысячами работников, нуждающихся в питании по месту работы. Стремительно развивается система питания школьников, которых в этот период становится все больше. Первые школьные столовые появляются во Франции в 1849 г. Развивается уже сложившаяся к этому времени система питания студентов, которым в неком прототипе современных общежитий предоставляли жилье и питание. В XIX веке начинает складываться и система общественного питания в больницах, которая включала не только хорошее приготовление пищи из пригодных для этого продуктов, но и первые ростки системы диетического и лечебного питания.

Промышленная революция не только стимулировала развитие систем массового питания горожан, расселенческая концентрация которых стремительно возрастала, но и произвела грандиозные перемены в организации путешествий. В этот период развивается сеть придорожных заведений общественного питания, выходит из зачаточного состояния и превращается в самостоятельную индустрию организация питания на транспорте (поезда, пароходы).

Важным элементом системы общественного питания становится развлечение посетителей, поскольку урбанизация, начинающаяся в этот период, меняет и структуру использования свободного времени, и, соответственно, появляется потребность и возможность совмещать обед или ужин с приятным времяпрепровождением. Стремительные изменения условий жизни в конце XIX - начале XX вв. определяют появление разных типов предприятий: столовых, ресторанов, кафе, бистро, кабаре и т.п., ориентированных на разнообразный спрос населения, причем не только в пище, но и в отдыхе и развлечениях. Городские кафе, рестораны, закусочные начинают в большей степени ориентироваться не на приезжих, как это было на заре становления F общественного питания, а на постоянных жителей. Начинает зарождаться традиция, которая сегодня весьма распространена во многих странах - обедать вне дома не по необходимости (в течение рабочего дня), а ради удовольствия и отдыха.

В этот период все острее чувствуется необходимость в регулировании продовольственного снабжения, материально-технического оснащения, проектирования и размещения предприятий. Образно говоря, развитие общественного питания из «броуновского движения» медленно, но верно превращается в упорядоченную систему, чему способствует не только общественно - экономический характер развития стран, но и конкуренция. Этот этап продолжается в течение десятилетий. По мнению специалистов, XIX в. привнес в организацию общественного питания больше новшеств, чем вся предыдущая история его развития.

Существенный вклад в развитие индустрии питания вносит XX в., уже в начале которого был изобретен паровой, а затем и электрический холодильник, что кардинальным образом изменило подходы к приемам приготовления пищи. В шестидесятые годы XX века, в процессе научно-технической революции начинает складываться индустриализированный производственный процесс, появляются уже сети предприятий, предоставляющих услуги по приготовлению пищи и организации питания, что требует качественно новой технологии, форм обслуживания населения, организации труда и управления.

Общественное питание становится неотъемлемой частью жизни общества, влияет на него, и само получает ответные импульсы. Предприятия отрасли уже не ограничиваются реализацией двух фундаментальных функций (питания и отдыха), а распространяют свое влияние в другие сферы общества: в сферу здравоохранения (лечебное и рациональное питание), в сферу быта, культуры (кулинарное искусство), в сферу досуга (культурно - развлекательные программы), в сферу образования и просвещения, оказывает влияние на развитие рекреации и туризма. Место и роль этой отрасли народного хозяйства в настоящее время несопоставимы ни с каким иным периодом в человеческой цивилизации.

Значимость общественного питания в экономической и социальной жизни современного общества определяет важность и актуальность исследования вопросов функционирования и управления системами общественного питания и выявления места этих систем в решении задач социальной политики государства. Необходимо отметить, что к концу XX века исследователям удалось многого достичь и значительно продвинуться в научных исследованиях и разработках в экономики общественного питания как с научной, так и с практической точки зрения. Однако, к сожалению, следует констатировать, что при всем многообразии научных публикаций, посвященных экономике общественного питания, социальные аспекты функционирования отрасли освещены крайне недостаточно. Кратко остановимся на анализе публикаций, вязанных с темой нашего исследования.

В целом функционирование систем общественного питания в 1990-х гг. рассматривается авторами в нескольких направлениях. Первый спектр публикаций связан с анализом организационных форм деятельности и изучением особенностей методов управления предприятиями общественного питания, то есть сосредотачивается на внутренних характеристиках деятельности отрасли. Второе направление анализа отражает взаимоотношения систем и предприятий общественного питания с внешней средой, акцент делается на определении места предприятий общественного питания в инфраструктуре города, региона, в индустрии гостеприимства и туризма, а также на специфике взаимодействия предприятий общественного питания с другими субъектами рынка. В третьем блоке публикаций затрагиваются в основном концептуальные вопросы развития предприятий общественного питания на региональном и федеральном уровне и рассматриваются направления и перспективы этого развития.

Новые условия хозяйствования требуют новых подходов к организации работы предприятий общественного питания, использования новых методов и инструментов. На волне этих требований появился ряд работ, направленных на повышение эффективности работы предприятий общественного питания в рыночных условиях. В связи с этим следует отметить монографию О.П. Ефимовой. Автор в своей работе рассматривает вопросы планирования и управления экономической деятельности предприятий общественного питания на основе системы показателей. В исследовании подчеркивается, что с углублением финансовой самостоятельности и совершенствованием методов хозяйствования грамотно построенный анализ всех аспектов деятельности предприятий общественного питания обеспечивает им финансовую стабильность конкурентоспособность на рынке. Вопросы обеспечения конкурентоспособности предприятий общественного питания сегодня являются весьма значимыми, однако как в данной работе, так и в целом в научной литературе, рассматриваются, главным образом, с точки зрения обеспечения экономических преимуществ. Значение же социальной составляющей практически нигде не затрагивается.

Следует отметить, что большинство публикаций последнего десятилетия концентрируется в основном вокруг вопросов обеспечения коммерческой успешности деятельности предприятий общественного питания и анализирует подходы к оптимизации управления именно частными предприятиями, целью которых является обслуживание обеспеченных слоев населения, имеющих материальную возможность пользоваться услугами кафе, баров, ресторанов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...