Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Жанры фотожурналистики, принципы выделения жанровых конструкций.




Иллюстрацией (или изобразительным рядом) в фотожурналистике называется фотоизображение, т.е. снимок или несколько снимков, сопровождающих статью. Фотографии обладают рядом уникальных функций, которые текст не может предложить читателю. Эти функции вытекают из свойств фотографии:

4) легкая декодируемость, т.е. понятность каждому, кто умеет создавать зрительные ассоциации;

5) достоверность, правдивость (ввиду своей «естественности» даже в случае искажения фото не может расцениваться как фальсификация!)

6) образность (образ способен вызывать более открытые и искренние чувства у читателя, вырабатывать отношение к статье, создавать впечатление о материале и об издании в целом, вызывать определенные ассоциации, пояснять материал).

В соответствии с этими свойствами в фотожурналистике выделяют информационные и публицистически е жанры. Это деление является общепринятым и основным, поэтому имеет смысл рассказать о каждом жанре в отдельности.

* Кстати, фотожанр нужно понимать как единство изображения и слова. Сама по себе фотография может жанра не иметь или менять жанровую форму в зависимости от текста.

 

Информационные жанры ставят задачу выхватить момент события, кратко пояснить основные проблемы, выделить эти проблемы, обратить внимание на определенные вещи. Эти жанры удачны для новостных изданий, информационных газет и журналов, дающих анализ различных волнующих общество тем. К таким жанрам относятся: в первую очередь фоторепортаж, фотоинформация и фотоиллюстрация.

Фоторепортаж является основной формой подачи изобразительного ряда в современной периодике. К нему близок публицистический жанр фотозарисовки. Важно, что фоторепортаж может выражаться как в серии фотографий, так и одной единственной работой.

Таким образом, для фоторепортажа и фотозарисовки характерны следующие условия материала: 1) обязательно актуальный новостной характер, 2) представление события в действии и динамике, 3) развитие события, 4) речевая организация текста с акцентами, доступный и доходчивый слог, поясняющий снимки.

Фоторепортаж, в отличие от других информационных жанров требует либо соединения со статьей, либо полного отсутствия текста, т.е. один зрительный ряд (возможна подпись или краткий комментарий). Третий вариант начал использоваться совсем недавно, но еще только проходит свое становление. В данном случае, очень важна верстка полосы (расположение фотографий в статье).

Фотоинформация показывает единичный факт, обращает внимание на оперативность информации в статье. По смыслу фотоинформация близка фоторепортажу, но имеет совершенно отличные от него функции. Чаще всего фотоинформация показывает одну фотографию, отображающую характерный момент. Если фоторепортаж волен запечатлеть любую из фаз события, то фотоинформация должна сплотить в себе как бы все фазы сразу, показать нечто цельное и структурно организованное. Важно: информация не может существовать без текста или какого-либо комментария, иначе она теряется визуально, усложняет процесс восприятия, она не самодостаточна, как фоторепортаж.

Фотоиллюстрация также не мыслится без текста. Обычно она отображает вторичный к тексту визуальный ряд, дающий зримый образ на момент осуществления вербального действия. Т.е. смысл фотоиллюстрации не может быть понятен без пояснения текстом. В отличие от фотоинформации, здесь важна тематика статьи, ее смысловой стержень. Говорит это о том, что комментария сама фотография не требует, изображенное дополняет статью, причем не всегда событийным материалом, как в репортаже и некоторых формах фотоинформации.

 

Существование публицистических жанров фотожурналистики обусловлено проникновением «глаза» объектива фотокамеры в жизнь, воздействием на эту жизнь и выбором удачной формы подачи социального материала статьи. Сюда относятся фотоочерк, фотозарисовка, фотоколлаж, фотомонтаж.

Фотоочерк призван показать человека, социальную действительность во всей полноте ее бытия и развития. Отсюда и важная функция фотоочерка – рассказ о людях и ситуациях, которые их окружают. Этот жанр фотопублицистики сегодня охватывает все слои социума. В советские годы фотоочерк «не снисходил» до маргинальных и бедных слоев общества – это было делом пропагандистского фоторепортажа. В современной России фотоочерк был переосмыслен и немного видоизменен. Теперь он больше походит на западную модель, с ее бесчисленными: эпатажем, насилием, эротическими темами и обращением к частной жизни (политиков, артистов и т.д.) В фотожурналистике очерк конкретизуется, выделяются аспекты рассматриваемых вопросов: портретный фотоочерк, проблемный фотоочерк и «путевой» фотоочерк. С портретным фотоочерком читатель встречается, пожалуй, чаще всего. И, тем не менее, например, проблемный фотоочерк свойственен муниципальной прессе, зависимой от организации, города или региона. Путевой фотоочерк базируется на предмете совершаемых путешествий. Чаще всего здесь мы имеем дело с фотографиями научно-популярного жанра, реже с так называемым «репортажем в дороге».

Фотозарисовка (см. выше) – форма изображения одной или нескольких примет современного мира; штрих к картине, а не сама картина. Фотозарисовка только обозначает тему. Отличается краткостью формы, лаконичностью отображения. Главное – фиксировать приметы современной жизни. Виды: информационно-познавательная, лирическая.

Фотоколлаж и фотомонтаж чаще всего рассматриваются вместе и являются основными жанрами фотопублицистики. Фотоколлаж – способ создания изображения путем совмещения графики и фотографической информации. Фотомонтаж пользуется только фотографиями и не прибегает к «искусственно» созданным образам. Оба этих жанра в настоящий момент приобретают особое значение. Важную роль в фотомонтаже играет вербальная структура (текст). Именно четкий и ясный материал статьи способен правильно ссылаться на фотомонтаж. В советское время фотоколлаж и фотомонтаж были основными жанрами подачи изобразительной информации пропагандистского толка. Так получил развитие фотоплакат -ныне возрождающееся явление.

Фотоколлаж сегодня используется в основном в журнальных издания и притом почти исключительно на обложках. Такой вид подачи фотоматериала заставляет читателя приобретать издание. Без интересного и, что важно, понятного фотоколлажа издание потеряет потенциальных читателей.

Границы между жанрами необыкновенно текучи: подборка фотозаметок может восприниматься как репортаж; порой трудноразличимы фотоинформация и фотопортрет... И хотя жанровая структура - явление устойчивое, ее видовые формы способны эволюционировать, меняться. Поэтому любая жанровая классификация не способна учесть все подвидовые деления, но должна предполагать взаимодействие, взаимопроникновение жанровых разновидностей и их подвидов.

 

Подготовка фотопроекта

Фотопроекты - это тематические фотосессии, которые проводятся в фотостудии или на свежем воздухе - на плэнере. В их подготовке принимают участие профессиональные дизайнеры, стилисты и визажисты. Это хорошая возможность для начинающих моделей и фотографов попробовать свои силы, получить яркие впечатления и новые фотографии для своего портфолио. И не только. С помощью фотопроектов новыми, необычными фотографиями могут пополниться и семейные альбомы, так как теемы некоторых фотопроектов как нельзя лучше подходят именно "для дома, для семьи".

Разработка долгосрочного фотопроекта

Персональные фотопроекты заключают в себе всю соль жизни в промежутке между суровыми буднями и фотосъемкой.

Есть объекты, которые я, будучи профессионалом, снимаю, потому что мне за это платят (портреты, свадьбы, продукты и т.д.). А есть объекты, которые интересны лично мне (горы, дурацкие дорожные знаки, кувшины для молока и т.д.). Я научился их совмещать.

И пусть оплата за рабочие задания покрывает и мои персональные проекты, нужно лишь иметь при себе список того, что я хотел бы снять во время путешествий, как международных, так и в окрестностях моего города.

Большинство из нас не задумываются о старте долгосрочного проекта, потому что наши фотографические интересы меняются с течением времени. И происходит это быстрее, чем мы начинаем баловаться фотографией и осваивать новые техники.

Всем нам знаком Проект 365, суть которого заключается в том, чтобы делать «фотографию дня» каждый день в течение года. Думайте об этом, как о Проекте 365, только растянутом на 5, 10, 40 лет. Ваша цель состоит не в том, чтобы снимать регулярно, но в том, чтобы фотографировать заданный объект снова и снова, и снова, а затем скомпилировать изображения так, чтобы они рассказывали историю.

Выберите объект(ы)

Начните с составления в уме списка объектов, которые вам интересны, и особенно тех, которые вы можете найти в разных местах. Как и в случае с большинством персональных фотографических проектов, суть состоит в том, чтобы сделать его интересным для вас, так, чтобы он всегда был записан у вас на подкорке.

Долгосрочный проект на основе пожеланий ваших друзей, по-моему опыту, не эффективен, поскольку заинтересованность в объекте со временем гаснет. Этот проект должен быть только вашим. Если другим тоже нравится ваш объект, тем лучше.

Вы можете выбрать объект в одном определенном месте и фотографировать его при разном свете в разное время. Этот метод хорошо подходит для снимков сооружений и пейзажей. Если выбрать местность вблизи городской черты, это покажет ход изменений с течением времени. Вы также можете снимать в разные времена года или при различных погодных условиях. Этот способ подойдет, если ваш объект находится близко к месту вашего проживания, так что у вас будет возможность часто посещать его, если в заданный день появится определенный свет.

Вы можете выбрать схожие объекты, которые присутствуют в разных местах. Путешествуя с континента на континент, я начал замечать, что яйца упакованы практически в идентичные контейнеры, куда бы я ни приехал (за исключением США, пока). Перу, Непал, Австралия, Марокко… Разные яйца, одинаковые контейнеры и количество. Некоторые снимки были сделаны на ходу. Некоторые были более продуманными. Вот еще несколько объектов, которые вы можете использовать в творческом процессе:

· Машины

· Мосты

· Часы

· Деньги

· Собаки и кошки

· Знаки

· Рынки

· Религиозные сооружения

· Числа

· Ваше увлечение (помимо фотографии)

Список этим не ограничивается. Тем более, я уверен, что вы сможете составить свой собственный список. Идея состоит в том, чтобы найти что-то, что вам нравится и разыскивать это во время путешествий по местным дорогам или по всему миру. Помните, суть в том, что проект должен быть долгосрочным. Вы будете коллекционировать эти изображения десятилетиями, так что вам нет нужды в срочном порядке искать все интересующие вас объекты на следующей неделе.

Составьте карту

Если вам нравится планировать, отметьте на карте места, где вы можете найти ваш(и) объект(ы), и держите ее при себе. Если вы выбрали соборы, то поищите местные соборы, если таковые имеются, и потом создайте карту, отметив на ней местоположение нескольких особенно интересных сооружений, которые вам действительно хотелось бы увидеть. Я считаю, что и план, и случай играют свою роль. Карта позволит вам понять, куда бы вы хотели отправиться, но вы также должны быть готовы к тому, что можете проехать мимо собора, о существовании которого вы даже не догадывались.

Ищите ваши объекты, и со временем вы сможете составить план съемки желанных кадров. Это также хорошее визуальное напоминание на случай, если вам придется неожиданно отправиться, скажем, в Нью-Йорк в командировку или на свадьбу друзей, а всего в 30 минутах от вашего отеля вас будут ждать фотографии, которые вы сможете добавить в коллекцию.

Запишите

Исследования показывают, насколько более эффективно люди достигают своих целей, просто записывая их. Используйте компьютер, клочок бумаги или салфетку. Используйте то, что вам подходит, и запишите ваши объекты. Просматривайте список часто: ожидая самолета, сидя на приеме у стоматолога или улучив минутку, пока полицейский выписывает вам штраф за превышение скорости. Чтобы просматривать список регулярно, вам нужно…

Носить список с собой

В данном случае бумага подходит лучше, чем компьютеры, хотя вы, конечно, можете носить и то, и другое. Клочок бумаги поместится в любой бумажник, и будет путешествовать с вами. Когда вы теряете направление и не уверены, что снимать, этот список, если он при вас, может задать ускорение вашему творчеству. Может быть, объект и не окажется прямо под рукой, но, изучив список, вы начнете мыслить в верном направлении. Сделайте несколько копий вашего списка, и положите по экземпляру в вашу фотосумку, в верхний ящик стола на работе и прикрепите к зеркалу в ванной дома.

Просто начните

«Путь в тысячу фотографий начинается с одного клика» - вероятно, Не Конфуций.

Создайте папку на вашем компьютере. Прямо сейчас. Это не сложно, я подожду, пока вы это делаете.

Погодите…Вы на работе? Тогда, пожалуй, стоит подождать, пока вы попадете домой и создадите папку. Думаю, вы знаете, что с ней сделать; назовите ее, как ваш объект. Создайте папку для каждого объекта, и когда на вашем жизненном пути вам доведется снять кадр, помещайте его в соответствующую папку. Присваивайте файлам осмысленные названия, например, обозначающие местоположение объекта. Вы также можете работать с IPTC данными изображения, прописывая туда иную информацию, например, как вы нашли объект, какие были погодные условия или что-то другое, что вы захотите добавить.

Даже если у вас пока нет снимков вашего объекта, достойных добавления в папку, создайте папку и оставьте ее на виду. Поместите ее в «Избранное» на вашем компьютере, пусть она будет у вас перед глазами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...