Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Г.Г.Маркес. Сто лет одиночества.

Габриэль Гарсия Маркес рассказывает о себе // ИЛ. 1988. № 3.

Критическая литература

 

· Андерсон Дж.Л. Почему замолчал Габриэль Гарсиа Маркес? // Лит.газ. 2000. № 10.

· Андреев В Власть одиночества и одиночество власти // Гарсия Маркес Г. Сто лет одиночества. – СПб., 2000.

· Андреев В. "Постигнет правду обреченный" (О ранних рассказах Габриэля Гарсии Маркеса) // Лат Америка. 1996. № 1.

· Андреев В. Послесловие // Г.Маркес. Сто лет одиночества. – Л., 1988.

· Андреев В. По реке Магдалене к Карибскому морю // Звезда. СПб. 1996. № 1.

· Аннинский Л.А. Феномен Гарсия Маркес: соблазн и опыт // Лат.Америка. 1987. № 8.

· Гачев Г. Национальные образы мира. – М., 1988.

· Груздева Н., Злобина Е. Феномен Гарсия Маркес: парадоксы прочтения // ИЛ. 1988. № 3.

· Доведено дело до конца // Огонек. 1987. № 34.

· Земсков В. Гарсия Маркес: Очерк творчества. – М., 1986.

· Земсков В. Латиноамериканский вариант: (К дискуссии о закономерностях развития литературы в ХХ веке в журн. «Лит. обозр.») // Лит. обозрение, 1984, № 5.

· Земсков В. Предисловие // Г.Маркес. Избранные произведения. – М., 1989.

· Земсков В. Предисловие // Г.Маркес. Осень патриарха: Роман. – М., 1978.

· История литератур Латинской Америки. Кн.1. – М., 1985.

· Кобо Х. Самоизгнания Габриэля Гарсиа Маркеса // Новое время. М. 1997. № 10.

· Кобо Х. Чего стоит слово Гарсии Маркеса в схватке с насилием // Лит.газ. 1997. № 45.

· Кофман А.Ф. Латиноамериканский художественный образ мира. – М., 1997.

· Кутейщиков В., Осповат Л. Новый латиноамериканский роман: 50 – 60-е годы. – М., 1976.

· Мамонтов С.П. Испаноязычная литература стран Латинской Америки ХХ века. – М., 1976.

· Осповат Л. Обаяние мифа, бесстрашие смеха: Заметки о новом латиноамериканском романе 70-х годов.// Литер.обозр., 1981, № 12.

· Осповат Л. Предисловие // Г.Маркес. Сто лет одиночества. – Кишинев, 1981.

· Писатели Латинской Америки о литературе. – М., 1982.

· Писатели Латинской Америки о своем творчестве.// Вопр.лит., 1982, № 10.

· Проблемы латиноамериканского романа: Статьи.// Вопросы литературы, 1984, № 7.

· Светлакова О.А. Новое богословие Габриэля Гарсиа Маркеса. К 70-летию со дня рождения // Лат.Америка. 1998. № 9.

· Столбов В Послесловие // Г.Г.Маркес. Сто лет одиночества. – Йошкар-Ола, 1988.

· Столбов В. Послесловие // Г.Г.Маркес. Полковнику никто не пишет. – М., 1992.

· Тертерян И. Человек мифотворящий. – М., 1988.

· Художественное своеобразие литератур Латинской Америки. – М., 1976.

· Чигарева Е. Послесловие // Г.Маркес. Палая листва: Повести, роман. – Кемерово, 1989.

· Шемякин Я.Г. Латиноамериканская литература и христианство. // Латинская Америка. – 1998. - № 9 – с.51 – 58.

· Эпштейн М. Парадоксы новизны. – М., 1988.

· Ялтов В. Предисловие // Г.Маркес. Недобрый час: Роман и рассказы. – М., 1975.

 

Занятие 6. ПОСТМОДЕРНИЗМ И ПРОЗА Х. Л. БОРХЕСА

План

 

1. Основные положения постмодернистской парадигмы.

2. Творческая биография Х.Л.Борхеса. Фомирование мировоззрения, религиозно-философских и эстетических взглядов Борхеса. Специфика влияния западноевропейской культуры.

3. Концепция философии и истории культуры в творчестве Борхеса.

4. Проблема интертекстуальности; Образы ризомы, лабиринта, библиотеки, зеркала.

"Сад расходящихся тропок", "Вавилонская библиотека"

4. Текст в тексте и особенности взаимодействия текстов:

"Вавилонская библиотека" (Вольтер),

"Три версии предательства Иуды" (Достоевский),

"Сообщение Броуди" (Свифт)

5. Культурологические парадоксы и интеллектуальная метафоричность в рассказах

"Вавилонская библиотека" – метафора Космоса и культуры,

"Пьер Менар, автор "Дон Кихота" – метафора художественного сознания,

"Тлен, Укбар, Orbis Tertius" – метафора мировой культуры.

6. Жанровой своеобразие прозы Борхеса. Детектив, авантюрность, культурологическая перспектива, мистификация.

 

Задание по новелле "Вавилонская библиотека"

1. Рассмотрите поэтику заглавия "Вавилонская библиотека", характер аллюзий. Какие ассоциации включаются в сопряжение словесно-образного сочетания "вавилонская библиотека"?

2. Какая тема вводится в новеллу использованием эпиграфа из "Анатомии меланхолии" (1621) Р.Бертона: "Это искусство позволит вам продумать различные комбинации из 23 букв"?

3. В чем смысл метафоры "Вселенная - библиотека"?

4. В чем заключается метафорическое значение "игры", "классификации", "лабиринта", "зеркала" и принципы их взаимодействия.

5. Мотив "книги" и его вариации.

Художественные тексты

 

Х.Л.Борхес. Вавилонская библиотека. Сад расходящихся тропок. Три версии предательства Иуды. Сообщение Броуди. Алеф. Вымыслы. Хитросплетения. Всеобщая история бесчестья. Пьер Менар, автор «Дон Кихота».Тлен, Укбар, Orbis Tertius.

Критическая литература

 

· Амусин М. О несходстве сходного // Октябрь. 20000. № 2.

· Багно Вс. Хорхе Луис Борхес, или тысяча и одно зеркало культуры // Борхес Х.Л. Коллекция; Рассказы, Эссе, Стихотворения, - СПб, 1992.

· Богомолова Н. Приближение к герою // ИЛ. 1988. № 8.

· Дубин Б. Борхес: предыстория // Борхес Х.Л. Собр.соч.: В 4-х т. СПб., 2000. Т.1.

· Дубин Б. Зрелость, слепота, поэзия // Борхес Х.Л. Собр.соч.: В 4-х т. СПб., 2000. Т.2.

· Дуьин Б. Символы и повторения // Борхес Х.Л. Собр.соч.: В 4-х т. СПб., 2001. Т.3

· Дубин Б. Вступительная статья.// Х.Л.Борхес. Сочинения: В 3-х т. - М., 1997.

· Дубин Б. Хорхе Луис Борхес. Писатель, написанный книгой // Новое время. 1999. № 48.

· Зарубежная литература ХХ века: Практикум / Сост и ред. Н.П.Михальской и Л.В.Дудовой. М.: Флинта: Наука, 1999. С.401 – 413.

· Земсков В Незрячий провидец // ИЛ. 1988. № 10.

· Кантор В. Люди, книги и лабиринты Хорхе Луиса Борхеса // Новый мир. 1985. № 12.

· Картер А. Борхес – классификатор // Борхес Х.Л. Книга вымышленных существ. – М., 2000.

· Левин Ю.И. Повествовательная структура как генератор смысла. Текст в тексте у Х.Л.Борхеса. // Текст в тексте: Труды по знаковым системам. – Тарту, 1981.

· Петровский И.М. Бесконечность, бог и Борхес // Наука и религия. 1987. № 9.

· Петровский И.М. Феномен Борхеса // Борхес Х.Л. Письмена бога. – М., 1994. С.5 – 24.

· Степанов Г.В. Поучительный эксперимент у Х.Л.Борхеса. // Степанов Г.В. Язык. Литература. Поэтика. – М., 1980.

· Тертерян И. Предисловие.// Х.Л.Борхес. Проза разных лет. – М., 1989.

· Тертерян И. Предисловие.// Х.Л.Борхес. Юг: Рассказы. – М., 1984.

· Тертерян И. Человек, миф, культура в творчестве Борхеса // Тертерян И. Человек мифотворящий. – М., 1988.

· Фейен Дж. Неоднозначности в поисках симметрии: Борхес и другие. // Узоры симметрии – М., 1980.

· Художественное своеобразие литератур Латинской Америки. – М., 1976.

· Ямпольский М.Б. Метафора Борхеса. // Латинская Америка.1989. № 6.

· Статьи М.Бланшо, Пола де Мэна, Дж.Стайнера, Л.Шаши, Э.Сабаты, Дж.Апдайка в цикле «Портрет в зеркалах: Борхес»// Иностранная литература, 1995, № 1.

 

 

Занятие 7. ЯПОНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ТВОРЧЕСТВО ЯСУНАРИ КАВАБАТА. РОМАНЫ "ТЫСЯЧЕКРЫЛЫЙ ЖУРАВЛЬ" И "СТОН ГОРЫ".

План

1. Основные философские и эстетические концепции в японской литературе ХХ века.

2. Особенности национального менталитета и его отражение в литературе.

3. Проблема традиций и новаторства.

4. Творческая биография Ясунари Кавабата и его место в японской литературе ХХ века.

5. Роман "Тысячекрылый журавль". Идейно-художественный анализ.

6. Роман "Стон горы".

Задание 1:

· История создания и смысл названия романа "Тысячекрылый журавль".

· Сюжетно-композиционные особенности романа. Повествовательная манера писателя. Автор. Рассказчик. Система персонажей.

· Чайная церемония "тядо" как отражение духовного и эстетического чувства японцев и как способ слияния с природой.

· Основные принципы "тядо" – гармония, почтительность, чистота и спокойствие.

· "Тядо" как средство просветления и постижения законов природы.

· Особенности пространственно-временной организации романа.

· Искусство детали. Вещь, интерьер как самостоятельные композиционные и смысловые узлы.

· Образы Кикудзи и Юкико и способы создания характера (внутренний монолог и его роль в раскрытии образов).

· Роль жеста, движения, запаха, цвета в романе.

Задание 2:

 

· История создания и смысл названия романа "Стон горы".

· Проблематика романа. Жизнь и искусство.

· Живопись как отражение души человека. Роль картины Вотанабо Кадзана в раскрытии основной идеи романа.

· Сюжетно-композиционные особенности романа. Повествовательная манера автора. Образ автора, рассказчика.

· "Очарование" вещей, их самостоятельное композиционное и смысловое значение. Многоплановость осмысления вещи.

· Образ природы как символ человеческих отношений. Образы подсолнуха, дерева гинго, образ сосны. Природа как проявление совершенной красоты. Поэтика пейзажей.

· Специфика организации художественного времени. Романное время. Сезонные приметы. Дискретность времени. Миг и вечность. Тишина и звук в романе.

· Метод "ассоциативной" структуры и предметная связь. Система ассоциаций в создании ассоциативного подтекста.

· Поэтика романа, система изобразительных средств. Символы, аллюзии, реминисценции и их роль в создании эмоционального тона. Способы цитации в романе, функции и роль цитат.

· "Красота печали". Ее роль в мироощущении японцев.

 

Художественные тексты:

 

Я.Кавабата. Тысячекрылый журавль. Стон горы.

Критическая литература:

 

· Герасимова М.П. Бытие красоты. Традиции и современность в творчестве Ясунари Кавабата. – М., 1990.

· Григорьева Т.П. Читая Кавабата Ясунари. – Зарубежные литературы и современность. – М., 1973.

· Зарубежная литература ХХ века: Практикум / Сост и ред. Н.П.Михальской и Л.В.Дудовой. – М.: Флинта: Наука, 1999. – С.375 – 393.

· Кавабата Ясунари. Библиографический указатель. – М., 1973.

· Кибальчич Л. Кавабата Ясунари // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь. – М., 1997. – С.341 – 432.

· Федоренко Н.Т. Ясунари Кавабата. – М., 1978.

· Федоренко Н.Т. Ясунари Кавабата. Краски времени. Очерки. – М., 1982.

 

Занятие 8. "ТЕАТР ПАРАДОКСА" Э.ИОНЕСКО И С.БЭККЕТА И ПОСТМОДЕРНИЗМ.

План:

1. Проблематика абсурда в литературе ХIХ века (Гоголь, Достоевский) и в "театре парадокса". Театр абсурда в контексте истории авангарда и общественно-политического движения во Франции. Смеховой мир и трагическое в театре абсурда (С. Беккет, С. Мрожек).

2. Э.Ионеско "Лысая певица"

· Творческий путь Э.Ионеско и место пьесы "Лысая певица" в нем.

· Традиции дадаистско-сюрреалистического театра в творчестве Ионеско.

· История создания драмы "Лысая певица" и авторский замысел.

· Способы воплощения абсурда. Выхолащивание жанрового содержания (проблема конфликта, развития действия, характеров, композиционных элементов).

· Человек и вещи в драме абсурда. Герои-марионетки, их аутентичность и "овеществление".

· Нарушение постулатов нормальной коммуникации.

· Принцип индетерминизма.

· Отсутствие общей памяти.

· Отсутствие информативности; употребление избитых фраз, тавтологии.

· Нарушение семантической связности, распад речи на звуки.

 

3. С.Бэккет "В ожидании Годо"

· Творческий путь С.Бэккета и место драмы в нем.

· Постэкзистенциализм и Бэккет. Эволюция категории абсурда, его неизбывность, превращение человека в часть абсурдного мира.

· История создания и авторский замысел драмы "В ожидании Годо".

· Сюжетно-композиционные особенности пьесы.

· Сценические способы изображения небытия и абсурда.

· Система персонажей.

· Потеря памяти, паралич мысли, паралич воли. Замена движений механическим повторением одних и тех же действий. Нарушение коммуникации. Неподвижность субъекта как смерть.

· Распад языка и распад смысла.

Художественные тексты:

 

Э.Ионеско. Лысая певица. Носороги. Стулья.

С.Бэккет. В ожидании Годо.

 

Критическая литература:

 

· Андреев Л.Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы. - М, 1987.

· Бреннер Ж. Моя история современной французской литературы. – М., 1994. – С.228 – 237.

· Доценко Е.Г. В ожидании Ничто: Динамика условности в драматургии С.Бэккета // Вестник МГУ. Сер.9. Филология. 2004. № 5. С. 78 – 96.

· Зонина Л. Тропы времени. Заметки об исканиях французских романистов (60-70 гг.). - М., 1984.

· Ионеско Э. Вокруг пьес // Между жизнью и сновидением. Спб., 1999.

· Как всегда об авангарде. - М., 1992..

· Коренева М.М. Художественный мир С.Бэккета // Драматурги – лауреаты Нобелевской премии. М., 1998.

· Красильникова Е.Г. Театр абсурда // Известия АН. Сер. Литература и яз. 2001. Т.60. № 2. С.56 – 62.

· Кубарева Н.П. Зарубежная литература второй половины ХХ века. – М.: Московский оицей, 2002.

· Проскурникова Т.Б. Французская антидрама. – М., 1968.

· Дюшен И. Театр парадокса // Театр парадокса. М.: Искусство, 1991. С.5 – 21.

· Швейбельман Н.Ф. "Эстетика возможноно" в пьесах Р.Денсона и Э.Ионеско // Вестник МГУ. Сер.9. Филология. 2003. № 4. С.59 – 69.

· Штейн А., Черневич М., Яхонтова М. История французской литературы. - М., 1988.

 

 

Занятие 9. ЖАНРОВО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА "ФЭНТЕЗИ". ЦИКЛ ДЖ. Р.Р.ТОЛКИНА "ПОВЕЛИТЕЛЬ КОЛЕЦ".

План:

· Понятие "фэнтези" и соотношение его с понятием "научная фантастика".

· Неомифологизм как особенность прозы второй половины ХХ века.

· Творческая биография Дж.Р.Р.Толкина и его место в английском литературном процессе.

· Философско-эстетические взгляды Толкина. Литературно-критические и философские эссе "О волшебных историях", "Лист работы Мелкина".

· История создания цикла "Повелитель колец" и примыкающих к нему произведений ("Хоббит", "Сильмариллион" и др.).

· Художественный мир и формы его организации. Образ повествователя. Композиция цикла в целом и романов в частности.

· Проблема жанра "Повелителя колец".

· Художественное пространство цикла, его характеристики и особенности его организации:

· Образ Среднеземья. Его функциональная нагруженность. Способы создания образа:

· география, климат, история, государство, создание карты;

· символическая семантика географии; морально-этический критерий пространственных оппозиций (Восток – Зло, Запад - Добро);

· Пространственное многообразие Среднеземья и его символическое значение;

· Рохан и Гондор – локализация эпического пространства;

· Образ дороги, мотив испытаний как философская аллегория жизненного пути, способа самопознания и мифологический архетип инициации героя.

· Художественное время, его характеристики:

· Контраст авторского времени в "прологе" и реального времени;

· Объективное и субъективное время;

· "Стоячее время";

· Цикличность и фольклорное время;

· Структурное и концептуальное время;

· Линеарное время и циклическое.

· Пространственно-временная организация повествования и художественного мира романа как отражение нравственной и исторической концепции Толкина; Моральный антагонизм Добра и Зла и способы его реализации на всех повествовательных уровнях романа.

 

Задание:

1. Найти по энциклопедиям, словарям, интернет-ресурсам и дать определение "фэнтези" (ЛЭТиП, с.516, 622, 636, 1120 – 1124, 1161 - 1164).

2. Сделать конспект словарных статей "время", "миф", "неомифологическое сознание", "принципы прозы ХХ века", "пространство", "семантика возможных миров" из "Энциклопедического словаря культуры ХХ века".

3. Подготовиться к теоретическому разбору понятий "художественное время" и "художественное пространство" на основе учебных пособий по Теории литературы и Введения в литературоведение (Есин, Хализев, Медриш и др.).

4. Составить хронологический конспект основных биографических вех Толкина.

5. Собрать библиографию (за исключением данной ниже) научных исследований творчества Толкина, имеющихся в Областной библиотеке.

6. Прочитать 4 романа Толкина (включая "Хоббит") и указанную критическую литературу и быть готовым к анализу цикла согласно Плану.

Художественные тексты:

 

Толкин Дж.Р.Р. Трилогия "Повелитель колец".

Хоббит.

Сильмариллион.

Сб..Дерево и лист.

 

Критическая литература:

 

· Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.

· Дорошевич А. Миф в литературе ХХ века. // Вопр. лит. – 1970. - № 2.

· Зарубежные исследования по семиотике фольклора. – М., 1985.

· Ивашева В.В. Литература Великобритании ХХ века. – М., 1984.

· Кагарлицкий Ю. Что такое фантастика?. – М., 1974.

· Кошелев С.Л. Жанровая природа "Повелителя колец" Дж.Р.Р.Толкина // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. – Вып. 6. - М., 1981.

· Литературная энциклопедия терминов и понятий. Под ред. А.Н.Николюкина – М., 2001.

· Медриш Д. Н. Литература и фольклорная традиция. Вопросы поэтики. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1980.

· Мелетинский Е. М. От мифа к литературе. – М., 2000.

· Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. – М., 1994.

· Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М., 1976.

· Мифологизм в литературе ХХ века // Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

· Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-х т. – М., 1980 – 1982.

· Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. – Л., 1974.

· Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. - М., 2001.

· Телегин С.М. Философия мифа. Введение в метод мифореставрации. – М., 1994.

· Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. – М., 1997.

· Тураева З.Я. Категория времени. Время грамматическое и время художественное.

· Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. – М., 1978.

· Фарино Е. Введение в литературоведение. – Варшава, 1991.

· Художественное время и пространство. – Даугавпилс, 1987.

· Чернышева Т.А. Природа фантастики. – Иркутск, 1984.

 

 

Занятие 10. ПОСТМОДЕРНИСТСКИЙ ХАРАКТЕР ПРОЗЫ ДЖОНА ФАУЛЗА. РОМАНЫ "ЖЕНЩИНА ФРАНЦУЗСКОГО ЛЕЙТЕНАНТА", "КОЛЛЕКЦИОНЕР", "ВОЛХВ".

План 1. Викторианский роман и современность. Дж.Фаулз "Женщина французского лейтенанта":

1. Творческая биография Джона Фаулза и его место в литература Великобритании второй половины ХХ века.

2. Особенности постмодернистской художественной парадигмы в творчестве Фаулза (Мир как текст, мир как хаос, принцип игры, интертекстуальность, авторская маска).

3. История создания романа и замысел автора.

4. Сюжетно-композиционное своеобразие, система персонажей. Образ автора, повествователя, рассказчика.

5. Роль эпиграфов.

6. Интертекстуальность романа.

7. Викторианская эпоха как "текст", культурная модель. Стилизация и способы подчеркивания исторической дистанции.

8. Поливариантность решения конфликта. "Открытое" повествование. Варианты концовок.

9. Принцип читательского сотворчества.

 

План 2. Особенности поэтики романа Дж.Фаулза "Коллекционер":

 

1. Особенности постмодернистской художественной парадигмы в творчестве Фаулза (Мир как текст, мир как хаос, принцип игры, интертекстуальность, авторская маска).

2. Место романа в творческой биографии писателя. История создания и авторский замысел.

3. Семантика названия и основная проблематика романа. Проблема искусства, свободы и духовной тирании.

4. Сюжетно-композиционные особенности романа, особенности повествовательной манеры. Образы автора, повествователя, рассказчика.

5. Интертекстуальность; шекспировские аллюзии и их роль в раскрытии конфликта. Роль парафраза из "Бури" Шекспира.

6. Система выразительных средств, авторская стилистика. Роль контраста.

 

План 3.Аллюзивный код Дж.Фаулза в романе "Волхв":

 

1. Место романа в творческой биографии писателя. История создания и авторский замысел.

2. Особенности постмодернистской художественной парадигмы в творчестве Фаулза (Мир как текст, мир как хаос, принцип игры, интертекстуальность, авторская маска).

3. "The Aristos" как эстетическая программа писателя.

4. Семантика названия романа "Волхв" и ее реализация в тексте.

5. Сюжетно-композицонные особенности и повествовательная манера, Образы автора, повествователя, рассказчика.

6. Специфика образной системы. Основные персонажи романа и средства создания характера. Организация смыслового содержания при помощи доминантных аллюзий (Морис Кончис – Маг, Николас Эрф – Тезей, Лилия – Ариадна, Госпожа де Сейтас – Деметра, Астарта).

7. Художественное пространство романа.

· Аллюзивное название Фраксос, семантика образа острова. Тип аллюзии.

· Система аллюзивных сравнений. Фраксос – Эдем – Рай – Тартар. Соотнесенность с эволюцией мирвоззрения главного героя Николаса.

· Аллюзии локального действия (ситуативные аллюзии) и их роль в раскрытии образов (Николас – Тантал, Сизиф, Лилия - Персефона).

8. Художественное время в романе.

· Время мифологическое и время реальное.

· Роль аллюзий во временной организации текста.

· Идея связи времен (настоящего, прошлого, будущего). Образ Посейдона как сквозная аллюзия-лейтмотив.

9. Аллюзивная ирония в романе и способы ее создания. Аллюзия как тип интеллектуальной игры.

 

Художественные тексты:

 

Дж.Фаулз. Женщина французского лейтенанта. Коллекционер. Волхв. Аристос.

 

Критическая литература:

 

1. Английская литература. 1945 – 1980. – М., 1987.

2. Арнольд И.В., Дьяконова Н.Я. Авторский комментарий в романе Джона Фаулза "Женщина французского лейтенанта" // Изв.АН СССР. – 1985. – Т.44. - № 5. – Сер.Лит и яз.

3. Бочкарева Н.С. Искусство и художник в романе "Коллекционер" и повести "Бюашня из черного дерева" Дж.Фаулза // Проблемы метода и поэтики в зарубежной литературе XIX – XX веков. – Пермь, 1997.

4. Бушманова Н. Дерево и чайка в открытом окне. Беседа с Джоном Фаулзом. // Вопр.лит., 1994. - № 1.

5. Гребенникова Н.С. Зарубежная литература. ХХ век. – М., 1999. – С.83 – 86.

6. Долинин А. Паломничество Чарльза Смитсона: (О романе Дж.Фаулза "Подруга французского лейтенанта") // Фаулз Дж. Подруга французского лейтенанта. Л., 1985. С. 3 – 18. То же: Изв.АН СССР. Сер. Лит и яз. 1985. Т 44. № 5.

7. Дружинина А.А. Современный английский постмодернистский роман. // Дружинина А.А. Английский роман 1980 – 90 гг. ХХ в.: Уч.пос.. – М., 1997.

8. Затонский Д.В. Интермедия: Кому понадобились викторианцы? Или Магия открытых финалов // Затонский Д.В. Модернизм и постмодернизм: Мысли об извечном коловращении изящных и неизящных искусств. Харьков; М., 2000.

9. Зюзина Е.В. К проблеме взаимодействия литературы и живописи в художественной системе романа Дж.Фаулза "Маг" // Вопросы взаимовлияния литературы Западной Европы и Америки. – Н.Новгород, 1998.

10. Ивашева В.В. Литература Великобритании ХХ века. – М., 1984.

11. Каннингем В Английская литература в конце тысячелетия // ИЛ. – 1995. - № 10.

12. Киреева Н.В. Постмодернизм в зарубежной литературе: Уч. комплекс. – М.: Флинта: Наука, 2004.

13. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М., 2003. – С.406 – 408.

14. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. – М., 1994.

15. Михальская Н.П. Джон Фаулз // Зарубежные писатели: Биобилиографический словарь. В. 2 ч. Ч.2.бМ., 1997.

16. Павлычко В. Игра в действительность. Философское содержание магического театра в творчестве Д.Фаулза. // Литература и общественное сознание Запада. – Киев, 1990.

17. Пальцев Н.М..Суть творчества, суть чудотворства… // Дж.Фаулз. Башня из черного дерева. Загадка (на англ.яз.). – М., 1980.

18. Соловьева Н.А. Вызов романтизму в современном постмодернистском британском романе // Вестник МГУ. – 2000. - № 1. – Сер.9. Филология.

19. Тимофеев В.Г. Авторская позиция и "воображаемы читатель" в романе Дж.Фаулза "Женщина французского лейтенанта" // Формы раскрытия авторского сознания. Воронеж, 1986.

20. Фаулз Дж. The Aristos. // Писатели Англии о литературе. – М., 1981.

21. Фаулз Дж. Заметки о неоконченном романе // Фаулз Д. кротовые норы: Фрагменты книги // ИЛ. 2002. № 1.

22. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. – М., 1996.

23. Хьюитт К. Новая английская историческая беллетристика спрашивает: "Почему?" // ИЛ. – 1995. - № 10.

 

Занятие 11. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РОМАН А.МЕРДОК "ЧЕРНЫЙ ПРИНЦ" И ПОЭТИКА ПОСТМОДЕРНИЗМА.

План:

Творческая биография А.Мердок, ее место в литературе Великобритании второй половины ХХ века

Философско-эстетические взгляды А.Мердок (экзистенциализм, идеи Витгештейна, неоплатонизм).

Сочетание интеллектуально-психологического и философского начал в прозе.

История создания романа "Черный принц", его место в наследии А.Мердок, авторский замысел.

Тематика (духовность и духовные ценности, искусство, любовь и др.) и сюжетно-композиционные особенности ("текст в тексте", несколько послесловий).

Образы автора, повествователя, рассказчика. Образ издателя Ф.Локсия и символический смысл его имени (Локсий = Аполлон, Аполлон – Дионис, Локсий – "темный", Ф/Феб – "чистый, светлый").

Антитеза двух художественных позиций. Образы Баффина и Б.Пирсона. Проблема самопознания художника. Проблема "свободы выбора".

Культурологическая насыщенность, интертекстуальность романа. Шекспировские аллюзии. Образ Гамлета и его роль в раскрытии авторского замысла.

Платоновская идея эротического восхождения и способы ее художественноговыражения.

Концепция любви, проблема взаимоотношений мужчины и женщины. Любовь как Черный Эрос и как возвышающее начало. Образы Джулиан Баффин, Рэчел, Присциллы, Кристиан, Марло..

Метафорический смысл романа. Аллегоричность фабулы и реалистичность изображения.

Жанровая многоуровневость романа (детектив, "готика", философский, психологический).

Особенности стиля автора. Система художественных средств (система зеркальных отражений и двойников). Многообразие символических образов (стул-Лира, Образ Лебедя, бронзовая фигурка женщины на буйволе и пр.)

 

 

Художественные тексты:

 

А.Мердок. Под сетью. Черный принц.

Критическая литература:

 

1. Мердок А. К России я отношусь почти с религиозным чувством // Лит.газ. 1992. № 49. С. 7.

 

2. Воропанова М.И. Под знаком Аполлона // Мердок А. Черный принц. – М.: Правда, 1990.

3. Гражданская З. Серный принц. Кто он? // Лит.Обозр. 1975. № 3. С.87 – 89.

4. Гребенникова Н.С. Зарубежная литература. ХХ век. – М., 1999. – С.35.

5. Демурова Н. Метафоры "Черного принца" // Мердок А. Черный принц. М., 1977. С. 431 – 444.

6. Дружинина А.А. Английский роман 1980 – 90 гг. ХХ в.: Уч.пос.. – М., 1997.

7. Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. – М., 1997.

8. Зарубежная литература ХХ века: Практикум. Под ред. Н.П.Михальской и Л.В.Дудовой. – М.: Флинта: Наука, 1999. – С.314 – 332.

9. Затонский Д. Искусство романа и ХХ век. – М., 1973.

10. Затонский Д.В. Модернизм и постмодернизм: Мысли об извечном коловращении изящных и неизящных искусств. Харьков; М., 2000.

11. Ивашева В.В. Литература Великобритании ХХ века. – М., 1984.

12. Ивашева В.В. Судьбы английских писателей: Диалоги вчера и сегодня. – М., 1989.

13. Каннингем В Английская литература в конце тысячелетия // ИЛ. – 1995. - № 10.

14. Киреева Н.В. Постмодернизм в зарубежной литературе: Уч. комплекс. – М.: Флинта: Наука, 2004.

15. Кубарева Н.П. Зарубежная литература второй половины ХХ века. – М.: Московский лицей, 2002. С.120 – 126.

16. Левидова И. Послесловие // Мердок А. Дитя славы. – М., 1981.

17. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М., 2003. – С.406 – 408, 487.

18. Михальская Н., Аникин Г. Английский роман ХХ века. - М., 1982.

19. Саруханян А. Английская литература. 1945 – 1980. – М., 1987. С. 302 – 317.

20. Скороденко В. Айрис Мердок и ее роман "Алое и зеленое" // Мердок А. Алое и зеленое. – М., 1968.

21. Скороденко В. Семь обликов "скрытого жанра" // Современная английская повесть. – М., 1984.

22. Соловьева Н.А. Вызов романтизму в современном постмодернистском британском романе // Вестник МГУ. – 2000. - № 1. – Сер.9. Филология.

23. Урнов М.В. Послесловие к роману "Черный принц" // ИЛ. 1974. № 11. С.196 – 198.

24. Шестаков Д. Послесловие // Мердок А. Дикая роза. – М., 1971.

Занятие 12. ПОСТМОДЕРНИЗМ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУЛИО КОРТАСАРА ("ИГРА В КЛАССИКИ")

План

· Формирование философско-эстетических и мировоззренческих позиций в творческом пути Х Кортасара.

· Категория "игры" и вариативность ее трактовки в эстетике и поэтике Кортасара.

· "Игра" как метод художественного преобразования реальности.

· "Игра"- сущностная деятельность человеческой личности" (Кортасар)

· История создания романа "Игра в классики" и место романа в творчестве Кортасара.

· Художественно-эстетическое и социальное наполнение понятия "игра" в романе "Игра в классики".

· "Игра" как основной композиционный принцип организации художественной действительности романа. "Классики" как правила игры. Игра на текстуальном уровне.

· "Текст в тексте" – как композиционный прием и особенность пространственно-временной организации текста:

· "Мореллиана" и другие второстепенные сюжетные линии (главы) и их функция в постижении "абриса бытия" (Главы 2, 62, 116).

· Система персонажей и смысл крестного пути Оливейры в раскрытии главного конфликта:

· Нонконформизм как идейный стержень;

· Лицо и маска;

· Теория "карнавализации" жизни.

· Концепция языка в романе. Языковые и стилистические "игры": игра со словарем, интертекстуальность: цитация, аллюзии, реминесценции (Китс, Кольридж, По, Нерваль).

· "Игра в классики" Х.Кортасара и "Игра в бисер" Г.Гессе, "Алиса в Зазеркалье" Льюиса Кэрролла и другие примеры организации художественного текста по принципу игры.

 

Художественные тексты:

 

Кортарас Х. Игра в классики. Выигрыши

Критическая литература:

 

· Багно Вс. Исповедальная фантастика Хулио Кортасара // Кортасар Х. История хронопов и фамов: Рассказы. – СПб., 1999.

· Багно Вс. Круиз на дрейфующем потопе // Кортасар Х. Выигрыши. – СПб., 1999.

· Багно Вс. Кукла с сюрпризом, или Искусство разбирать модели // Кортасар Х. Модель для сборки; Только сумерки. – СПб., 1999.

· Гуарниери К. Фантазия и действительность в рассказах Хулио Кортасара // Лит Латинской Америки: история и современные процессы. – М., 1986.

· Дубин Б. "След забытого царства" // ИЛ. 2001. № 4.

· Кутейщиков В., Осповат Л. Новый латиноамериканский роман. 50 – 80-е годы. – М., 1976.

· Мамонтов С.П. Испаноязычная литература стран Латинской Америки, - М., 1976

· Осповат Л. Поиски и открытия Хулио Кортасара // Хулио Кортасар. Выигрыши. Повести и рассказы. – М., 1976.

· Писатели Латинской Америки о литературе. – М., 1982.

· Светлакова О.А. "Игра в классики" Хулио Кортасара как роман сервантовского типа. // Лат.Америка. М., 1996.

· Тевлина Ж.А. Хулио Кортасар в зеркальном преломлении // Лат. Америка. М. 1999. № 2 – 3.

· Тертерян И. Человек мифотворящий. – М., 1988.

· Художественное своеобразие литератур Латинской Америки. – М., 1976.

· Хулио Кортасар: краткая летопись жизни и творчества // ИЛ. 2001. № 4.

 

 

Занятие 13. СЕМАНТИЧЕСКАЯ МНОГОУРОВНЕВОСТЬ РОМАНА УМБЕРТО ЭКО "ИМЯ РОЗЫ"

 

План:

1. Итальянская литература второй половины ХХ века и постмодернизм (Итало Кальвино, Умберто Эко и др.). Место творчества У.Эко в ней.

2. Творческая биография Умберто Эко – ученого-медиевиста, семиотика, писателя.

3. Определение постмодернизма по У.Эко, современный роман и мастерство автора ("Заметки на полях "Имя розы").

4. История создания романа "Имя розы" и авторский замысел.

5. Сюжетно-композиционное своеобразие. Функции нарративных инстанций. Образ автора, повествователя, рассказчика.

6. Система персонажей.

7. Жанровая многослойность текста (детектив, хроника, диспут, игра-центон, исторический, политический роман и пр.).

8. Постмодернистские черты романа. Стилизация и интертекстуальность. Символика

9. У.Эко и Х.Л.Борхес. Метафора лабиринта. Образ "мировой библиотеки", проблема будущего культуры.

10. Стихия комического как залог развития культуры.

 

Художественные тексты:

У.Эко. Имя розы. Маятник Фуко.

И.Калвино. Если однажды зимней ночью путник… - ИЛ. 1994. № 4.

Критическая литература:

 

· Эко У. Внутренние рецензии // ИЛ. – 1997. - № 5.

· Эко У. Если бы я жил в средние века, то уже бы 20 лет, как умер: (беседа с итал. писателем) / записали А.Щуплов, Н.Оглоблин // Книжное обозр. – 1998. – 2 июня (№ 22).

· Эко У. Заметки на полях "Имени розы" // Эко У. Имя розы. – М., 1989; // ИЛ. – 1988. - № 10.

· Эко У. И великие ученые увлекались спиритуализмом: (беседа с итал.писателем: Из франц.газ. "Фигаро" /Подготовил к печатиЮ Коваленко) // Известия. – 1993. – 9 октября.

· Эко У. Компьютер не убьет тебя, книга: (беседа с итал.писателем: Из итал. газеты "Унита" / Записал Р. де Санктис) // Лит газ.. – 1994. – 7 декабря (№ 49).

· Эко У. Средние века уже начались // ИЛ. – 1994. - № 4.

· Эко У. Страх перед сюжетом как повод для письма: (беседа с итал.писателем / Записала М.Климова) // Независимая газета. – 1998. – 28 мая.

 

· Андреев Д.А. Умберто Эко: взгляд в ХХI век. // Общественные науки и современность – 1997. - № 5.

· Арсено М. Интервью с Умберто Эко // ИЛ. – 1996. - № 11.

· Затонский Д.В. Созвучность Средневековью (вместо пролога) // Затонский Д.В. Модернизм и постмодернизм: Мысли об извечном коловращении изящных и неизящных искусств. – Харьков, М., 2000.

· Зенкин С.В. В скриптории холодно // Лит. обозр. – 1991. - № 6.

· Иванов В.В. Огонь и роза. Введение к "Имени розы" // ИЛ. - 1988. - № 8.

· Киреева Н.В. Постмодернизм в зарубежной литературе: Уч. комплекс. – М.: Флинта: Наука, 2004. С.88 – 116, 206 –208.

· Козлов С.Умберто Эко в поисках границ // Новое лит.обозр. – 1996. - № 21. - С.5 – 9.

· Козлов С. Умберто Эко. Маятник Фуко (Рец.) // Совр.худ.лит. за рубежом. – 1989. - № 2.

· Костюкович Е. Маятник Фуко – маятник Эко // ИЛ. – 1989. - № 10.

· Лотман Ю. Выход из лабиринта. // Эко У. Имя розы. – М., 1989.

· Рейнгольд С. "Отравить монаха", или человеческие ценности по Умберто Эко // ИЛ. – 1994. - № 4.

· Усманова А.Р. Умберто Эко: парадоксы интерпретации. – Минск, 2000.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...