Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из истории модульного обучения

Семинар 3.

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

КАК ТЕХНОЛОГИЯ И ФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

 

Из истории модульного обучения

Модульное обучение взрослых в Украине и России.

Сущность и технологии модульного обучения

 

Из истории модульного обучения

 

В 60-х годах XX столетия в колледжах и университетах США появляется новая технология обучения, которая получает назва­ние «модульное обучение». Суть ее состояла в том, что учебный план по предмету и соответствующие дидактические материалы разбивались на определенное число частей мо­дулей, каждая из которых имела свою завер­шенность по содержанию. При этом модуль снабжался инструкци­ями для студентов по изучению входящего в него материала. По­являются названия «модульные инструкции» и «модульные учеб­ные планы». Поясним, что в США учебный план включает дидактические материалы и называется латинским словом curriculum («каррикулум»). Отметим, что первые варианты модульного обу­чения возникли в школах, где крупные части учебного дня, а то и целые дни отводились на изучение одного предмета.

Обучение на основе модулей приводит к нескольким положи­тельным эффектам. Во-первых, студент, вооруженный дидак­тическими материалами и инструкциями, приобретает большую самостоятельность в освоении учебного предмета. Во-вторых, функция преподавателя с лекционной смещается на консульта­ционную, а у студента уменьшается доля пассивного восприятия материала и появляется возможность его активного обсуждения с преподавателем. В-третьих, появляются точки промежуточного контроля освоения материала, совпадающие с окончанием каж­дого модуля. Этот контроль важен как для студента, так и для преподавателя. В-четвертых, происходит более легкое освое­ние всего предмета путем пошагового изучения завершенных по содержанию модулей.

Модульное обучение широко распространилось в американ­ских университетах и колледжах, а затем нашло своих сторонни­ков и в западноевропейских учебных заведениях. От модульных программ по отдельным предметам учебные заведения переходят к разработке интегрированных модульных учебных планов, охва­тывающих подготовку по специальностям. Более того, модульное обучение приходит в институты повышения квалификации, биз­нес-школы, а также в различные по продолжительности програм­мы послевузовского образования. Оно оказывается эффективным для работающих взрослых людей, стремящихся повысить свою ква­лификацию. Обучение идет модуль за модулем, между которыми могут быть и длительные перерывы. Но каждый модуль — это пусть небольшой, но законченный этап повышения квалификации, сконцентрированный на изучении отдельного предмета или его части. Модуль заканчивается выдачей сертификата. Накопленные сертификаты засчитываются при продолжении обучения и полу­чении диплома о завершении следующей ступени образования или о прохождении подготовки по новой специальности.

Изложенная выше модульная технология обучения оперирова­ла с содержанием учебных предметов, которое подвергала деле­нию на части — модули. Подчеркнем, что модульное обучение зародилось в вузах, где готовятся специалисты интеллектуального труда, где ставятся задачи освоения большого количества инфор­мации по различным отраслям знания. Однако помимо специаль­ностей, требующих высшего образования, существуют рабочие спе­циальности, и чтобы овладеть многими из них, тоже требуются модульная подготовка и в последующем повышение квалифика­ции. Более того, постоянное изменение техники, производства и рыночной конъюнктуры приводит к тому, что в современных условиях в развитых странах работник в среднем не менее пяти раз в течение своей трудовой жизни меняет специальность.

Отсюда встают задачи быстрой переподготовки, а значит, та­кой, которая давала бы именно те знания и умения, которые нужны для работы по данной специальности на данном оборудовании. В 1965 г. в Турине (Италия) Международная организация труда (МОТ) создает Международный учебный центр модульного обу­чения. Он базирует свою работу на основе точного анализа и опи­сания деятельности, функций (режимов деятельности) и действий работника определенной специальности. При этом описанию под­вергаются отдельные действия и операции по каждой функции. В учебных целях для овладения этими действиями и операциями разрабатываются краткие наглядные учебно-инструктивные мате­риалы, получившие название MES (Modules of Emploies Skills — модули навыков рабочих). В отечественных публикациях эта аббре­виатура раскрывается как «модули профессиональных умений» или «модули трудовых навыков». Как правило, один учебный модуль посвящен описанию сложного действия, состоящего из ряда про­стых. Он состоит из учебных элементов, описывающих эти про­стые действия. Причем описания составляются так, чтобы дей­ствием можно было легко овладеть.

На практике один учебный элемент — это один лист бумаги (или один кадр на экране компьютера), на котором содержатся краткие инструкции, как действие выполнять, и графические изоб­ражения инструментов, оборудования и иногда самих действий. Некоторые элементы и модули носят характер вводных, дающих общее инструктивное описание, другие — контрольных, направ­ленных на проверку усвоения действий. Работая с учебными мо­дулями и элементами как с инструкциями, обучающиеся само­стоятельно осваивают действия. Инструктор-преподаватель, ко­торый имеет расширенный комплект учебных модулей с реко­мендациями по обучению, осуществляет общий контроль работы группы в учебных аудиториях и мастерских и в случае необходи­мости консультирует отдельных обучающихся. За ним остается так­же итоговый контроль усвоения. При таком варианте модульной технологии обучающийся одной группы может работать с разны­ми модулями и элементами и каждый из них может осваивать действия и операции в своем индивидуальном темпе.

Специалисты, разрабатывающие вариант модульного обучения, основанный на MES, подчеркивают, что при создании учебных модулей необходимо соблюдать единый подход к анализу профес­сиональной деятельности. Именно это дает возможность расши­рять применимость учебных модулей для подготовки и повыше­ния квалификации по разным специальностям и профессиям, поскольку во многие из них входит выполнение одинаковых дей­ствий и функций. Простой пример: навыки пользования измерительным инструментом нужны и рабочему-станочнику, и слеса­рю, и наладчику автоматических линий. Это позволяет эффектив­но использовать силы разработчиков учебных модулей, создавая банки учебных модулей и тем самым быстрее охватывая подготов­ку по новым специальностям. Кроме того, оперативно и гибко происходит реакция учебных центров на изменения в профессио­нальной деятельности. Модульная технология подготовки и повы­шения квалификации рабочих оказалась настолько успешной, что в 1972 г. Всемирная конференция по просвещению, организован­ная ЮНЕСКО, рекомендовала модульную систему как наиболее успешную для непрерывного образования взрослых. В целом мо­дульная технология МОТ исходит из деятельностного подхода к определению содержанию обучения.

Позднее, в самом начале 80-х годов XX в. в рамках подхода МОТ к модульному обучению появляются первые учебные про­граммы подготовки управленцев нижнего звена, составленные из специально разработанных модулей. Таким образом, область при­менения данного варианта модульной технологии расширяется за счет перехода с рабочих специальностей на управленческие.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...