Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация женского образования

 

В организационном плане внутри той или иной образователь­ной структуры могут создаваться группы для женщин. Возможно также создание отдельных институтов, специализирующихся на женском образовании. Эта традиция имеет в России и Украине трехсотлетнюю историю, восходящую к деятельности Смоль­ного института благородных девиц, опыту Бес­тужевских курсов и сегодня продолжающуюся в работе организаций типа Международного института «Женщина в науке». (Осо­бый контингент в системе непрерывного образования женщин в будущем составят выпускницы учебных заведений с раздельным обучением, снова появившихся в Украине в последние годы.)

С каждым годом в Украине увеличивается количество организа­ций, обучающих женским профессиям, в том числе и «новым» (гувернантки, сиделки, няни, социальные работники). Значительно возросло количество объединений, занимающихся народными художественными промыслами, где обучение происходит непо­средственно в процессе деятельности. В рамках неформального об­разования возникает все больше женских объединений, с помо­щью которых формируются новые каналы и виды обучения. К та­ким формам могут быть отнесены объединения «Женский дело­вой мир» (сообщество женщин-предпринимателей), «Женщины для женщин» (организация, занимающаяся производством про­дукции для женщин), женские клубы по интересам и др. Все но­вые формы объединения женщин создаются по месту жительства для совместного обсуждения и решения женских вопросов, ока­занию друг другу психологической взаимопомощи.

Принципы организации таких объединений достаточно разно­образны. Например, объединения на пересечении сфер «место жительства + интересы + работа», «досуг + самозанятость + ма­лый бизнес», «женская занятость + сферы малого бизнеса + се­мейный бизнес». Такое сочетание позволяет максимально учиты­вать особенности социального положения и личностного опыта женщин, что способствует более продуктивному усвоению ими новых ролей, нахождению своего места в изменившейся структу­ре общества.

Реализация равных прав на образование и повышение квали­фикации женщин и мужчин сегодня воплощается в конкретные государственные программы профессионального обучения и пе­реподготовки с учетом исходного образовательного уровня жен­щин. Социальная политика выравнивания стартовых условий для женщин в ситуации рынка находит отражение также в организа­ции условий для учебы, учитывающих функциональные роли жен­щины в семье. Это предусматривает использование в женском об­разовании гибких модульных программ; вариативность сроков и форм обучения; возможность организации присмотра за детьми во время занятий; обеспечение на всех этапах обучения поддерж­ки в организации собственного дела. Вот несколько примеров со­временной организации женского образования.

Судя по опыту России, одним из важных шагов в этом направлении стала разработка пер­вым и пока единственным в России Международным институтом «Жен­щина и образование» новых обучающих программ для безработных жен­щин. Специалисты и преподаватели института создали программы, учи­тывающие как особенности рынка Санкт-Петербурга, так и уровень об­разования и подготовки женщин. В г. Тосно Ленинградской области него­сударственная некоммерческая благотворительная организация «Центр женских инициатив» при финансовом и моральном содействии Инсти­тута международного сотрудничества Немецкой ассоциации народных университетов создала «Школу прикладных ремесел». Основная цель дан­ной организации — помочь женщине адаптироваться к новым условиям жизни: получить специальность, которая, с одной стороны, поможет хотя бы частично решить материальные проблемы, а с другой — создать необходимые условия для творческой самореализации. По мысли созда­телей центра, это поможет женщинам расширить свои возможности на профессиональном рынке труда, будет в широком смысле способство­вать их мобильности в профессиональном самоопределении.

Проведенный опрос показал, что для слушателей в школе созданы психологический комфорт, благожелательная атмосфера, располагаю­щая к позитивному восприятию других людей. У 80 % слушательниц в процессе обучения сложились приятельские отношения со своими со­курсницами, 60 % надеются, что эти контакты сохранятся и после окон­чания курсов. Обучение помогло «почувствовать себя уверенней» (48 %), «получить какую-то надежду в жизни» (34 %), а также «обрести внутрен­ний комфорт» (50 %), «разбудить душевные силы» (65 %). Больше поло­вины опрошенных признались, что они пошли учиться в надежде хотя бы на время избежать домашней рутины, а в результате обучения 52 % женщин увидели свой дом, жилище «в новом свете».

В структуру современного женского образования вводятся ком­поненты, обеспечивающие знакомство с социальными аспектами (вопросы права, трудоустройства, проблематика деловых отно­шений), проблемами здоровья (образ жизни, секс), способству­ющие развитию психологической культуры (снятие стереотипов, связанных с реализацией тендерной позиции, владение эмоция­ми, преодоление стрессовых ситуаций), знакомящие с новыми предметами: феминологией (наука об особенностях женщин), имиджелогией (наука о формировании профессионально-личност­ного образа).

Таким образом, понятие «женское образование» можно вос­принять как метафору, несущую скорее социальную, нежели об­разовательную, нагрузку и призванную привлечь внимание обще­ства к значимости включения всех категорий женщин в систему непрерывного образования. За этим сочетанием кроется очень ши­рокий диапазон реального опыта организации обучения женской половины населения, нуждающегося в серьезном изучении.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...