Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Производственные (или технологические).




Вопросы для подготовки к экзамену

 

1. Понятие, принципы, сущность и задачи развития коммерческой деятельности.

Коммерческая деятельность — это:

-комплекс операций, обеспечивающих куплю-продажу товаров и вместе с торговыми процессами представляющих собой торговлю в широком смысле слова;

 

-особый вид деятельности, связанный с реализацией товаров, от которой зависят конечные результаты работы торгового предприятия;

 

Коммерческая деятельность предприятия должна базироваться на следующих принципах:

• ориентация на покупателя: любое торговое предприятие существует благодаря наличию покупателей и служит удовлетворению их потребностей, поэтому изучать спрос, учитывать покупательские предпочтения и обеспечивать высокий уровень обслуживания;

• гибкость: в коммерческой деятельности должна осуществляться адекватная реакция на изменение рыночных условий, что позволяет обеспечивать успешность торговых сделок и устойчивые позиции предприятия;

• оптимальность: при осуществлении коммерческой деятельности необходимо стремиться к принятию оптимальных коммерческих решений (при выборе поставщиков, формировании ассортимента, создании товарного запаса и т. д.);

• прибыльность, доходность: в результате коммерческой деятельности должен обеспечиваться желаемый уровень прибыли;

• соблюдение действующего законодательства, договорной дисциплины, требований деловой этики: цивилизованный торговый бизнес предполагает деятельность в рамках закона.


• внедрение новых технологий: для совершенствования коммерческой деятельности необходимо использовать современные методы продажи товаров, стремиться к компьютеризации коммерческих операций.

 

(Сущность)

Следовательно, коммерческая работа в торговле представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленной на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли. Акт купли-продажи товаров базируется на основной формуле товарного обращения — смене формы стоимости: Д — Т и Т′ — Д′. Из этого вытекает, что коммерческая работа в торговле — понятие более широкое, чем простая купля-продажа товара, т. е. чтобы акт купли-продажи состоялся, торговому предпринимателю необходимо совершить некоторые оперативно-организационные и хозяйственные операции, в том числе изучение спроса населения и рынка сбыта товаров, нахождение поставщиков и покупателей товаров, налаживание с ними рациональных хозяйственных связей, транспортировку товаров, рекламно-информационную работу по сбыту товаров, организацию торгового обслуживания и т. д. Простая перепродажа товаров с целью получения прибыли, или иначе “делание” денег из ничего, является по существу спекулятивной сделкой, не представляющей собой полезной коммерческой деятельности (благородного бизнеса).

Основными задачами коммерческой деятельности в торговле являются:

 

- вовлечение в товарооборот продукции предприятий различных форм собственности, в первую очередь отечественных производителей.

Поэтому коммерческие работники должны хорошо знать не только свой экономический район, но и другие районы, географию размещения производства, природных ресурсов и т.д. Они также должны знать ассортимент изделий, выпускаемых предприятиями региона, по возможности посещать производственные предприятия, принимать участие в работе бирж, выставок, ярмарок, оптовых рынков, следить за рекламными объявлениями в СМИ. каталогами, проспектами;

-изучение и прогнозирование емкости региональных товарных рынков.

Для этого необходимо использовать маркетинг, который помогает организовать коммерческую деятельность в условиях рынка;

- развитие и совершенствование рекламно-информационной деятельности;

-создание условий для формирования рынка покупателя.

Рынок может характеризоваться как рынок продавца и рынок покупателя. В первом случае спрос на товар превышает предложение, во втором — предложение товаров превышает спрос на них, что определяет приоритетное положение потребителя, так как у него есть варианты выбора товара;

- поиск заинтересованных партнеров и превращение их в своих клиентов на длительное время;

профессиональное консультирование заинтересованных лиц и клиентов относительно потребительских свойств товара, гарантийного и послегарантийного обслуживания;

- удовлетворение потребностей покупателей предложением не только основного, но и сопутствующего, дополняющего ассортимента товаров;

-укрепление деловых отношений с клиентами;

-стремление назначать такие цены, которые приносят не только прибыль, но и дают возможность предоставлять льготу покупателям в виде скидки с цены.

 

2. Факторы, влияющие на развитие коммерческой деятельности.

 

Для формирования и развития коммерческой деятельности необходимы определенные условия и конкретизация воздействующих факторов. От объективности изучения исходных факторов зависит целевой подход к решению коммерческих задач.

 

В качестве первоочередных факторов, влияющих на деятельность торгового предприятия, выступают субъекты и объекты. Субъектами являются лица, выполняющие предпринимательские функции и принимающие коммерческие решения. Свои действия они реализуют через объекты торгового предприятия: основные производственные фонды (пассивные - здания, активные - оборудование) и товарно-материальные ценности.

 

Торговое предприятие, имея дело с потребительским рынком, поставляет на него товары и обеспечивает покупателей необходимой информацией: характеристикой товара, его ценами, условиями продажи, гарантийными сроками и т.д.

От рынка торговое предприятие получает обратную информацию: потребности в этом товаре, наличие конкурентов, объемы и темпы продаж, величина спроса. В результате возникает замкнутая система связи, которая работает как единое целое.

Поэтому коммерческие успехи торгового предприятия будут зависеть от ряда факторов, которые подразделяются на:

§ факторы внутреннего воздействия;

§ факторы внешнего воздействия.

Внутренние факторы (или внутренняя среда) торгового предприятия — это его ресурсы: производственные (материальные), технические, экономические, финансовые, информационные, трудовые, инвестиционные.

К материальным ресурсам относятся основные фонды предприятия (здания, сооружения, оборудование), товарные запасы (товарно-материальные ценности), а также часть оборотных средств, вложенных в малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

К финансовым ресурсам относятся денежные средства предприятия. Они могут быть вложены в материальные ресурсы либо находиться на расчетном счете или в кассе предприятия.

Информационные ресурсы представляют собой всю информацию, которая содержится в документах предприятия, а также опыт и знания сотрудников.

Трудовые ресурсы - это персонал предприятия, соответствующий структуре управления, его квалификация.

Кроме того, к факторам внутреннего порядка относят функциональные службы, торгово-технологические процессы, складское хозяйство, информационно-компьютерное обеспечение.

Факторы внешней среды

§ факторы прямого воздействия:

§ факторы косвенного воздействия.

Факторы прямого воздействия (рис. 2.1) непосредственно влияют на деятельность торгового предприятия.

Рис. 2.1. Факторы прямого воздействия

 

Покупатель — это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести товары (услуги, работы) исключительно для личных, семейных, домашних и других нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Покупатели создают спрос на определенные товары, а торговые предприятия должны удовлетворять требования покупателей по ассортименту, по ценам и по качеству товаров.

С другой стороны, предприятие, предлагая рынку новые товары, более широкого ассортимента и улучшенного качества, формирует у покупателей спрос, удовлетворяет более разнообразные потребности.

 

На развитие коммерческой деятельности оказывают влияние и поставщики, с каждым из которых торговое предприятие строит свои взаимоотношения в зависимости от вида товара, его ассортимента, качества, торговое предприятие выбирает наиболее рациональных поставщиков.

Конкуренты - это фирмы, соперничающие друг с другом за лучшие, экономически более выгодные условия деятельности. Конкуренция проявляется во всех сферах деятельности — при закупке товаров, при найме работников, при сбыте продукции, при предоставлении информационных и других услуг.

 

Все коммерческие операции завершаются куплей-продажей товаров, а значит и определенными отношениями с банками. Именно банки предоставляют торговым предприятиям кредиты, осуществляют безналичные расчеты с поставщиками, с организациями, представляющими инфраструктуру рынка (рекламными агентствами, транспортными фирмами).

 

Если предприятие функционирует на рынке в качестве АО (акционерных обществ), то очень большое влияние на результаты коммерческой деятельности оказывают акционеры, поскольку высшим органом управления является собрание акционеров, на котором принимают решения по очень многим вопросам деятельности: изменение устава, распределение прибыли, принятие стратегии развития и т.д.

 

Источником информации о товарах, о поставщиках, о ценах и условиях продажи, а также местом заключения сделок выступают биржи, ярмарки и выставки, с помощью которых выбирают поставщиков и заключают сделки.

 

Немаловажным фактором, влияющим на результаты коммерческой деятельности, являются государственные органы власти и законы, которые принимает государство. Эти законы касаются налоговой политики, регулирования цен, установления правил продажи отдельных групп товаров, регистрации предприятий, найма работников, определения минимального размера заработной платы, защиты прав потребителей и др.

К факторам косвенного воздействия (рис. 2.2) относятся все те факторы, которые влияют на коммерческую деятельность торгового предприятия через факторы прямого воздействия.

Рис. 2.2. Факторы косвенного воздействия

Научно-технический прогресс приводит к появлению новых товаров, новых средств механизации и автоматизации, нового оборудования, новых упаковочных материалов, повышает стоимость рабочей силы.

Влияние экономических факторов проявляется во взаимоотношениях с поставщиками, с покупателями, с конкурентами.

На формирование спроса населения оказывают влияние социальные и культурные традиции.

 

 

3. Содержание коммерческой деятельности и виды коммерческих процессов в торговле.

В современной экономической литературе авторы выделяют целый ряд функций, реализуемых коммерцией.

Так выделяются следующие функции: функция обмена (смена форм стоимости, смена форм собственности), информационная функция, функции, связанные с организацией процесса купли-продажи, с организацией сбытовой деятельности, организацией обслуживания покупателей и т.д.

Причём одни функции называются основными, другие – не основными.

Для того, чтобы купля-продажа товара или услуги совершилась, необходимо провести определенные взаимосвязанные действия (реализовать следующие функции):

― исследовать и проанализировать рынок товаров или услуг;

― определить потребности в товарах или услугах;

― найти продавца или покупателя товаров или услуг;

― провести с ним переговоры по предстоящей сделке;

― заключить с ним сделку-договор, в котором оговорить все условия: товар (услуга), его количество, качество, цену, срок поставки и др.;

― исполнить договор: организовать оптовую закупку товаров, оптовую или розничную продажу товаров, произвести расчеты за поставленный товар;

― организовать продажу услуг.

Эти операции составляют содержание коммерческой деятельности.

 

Таким образом, содержанием коммерческой деятельности является совокупность процессов и операций, направленных на совершение купли - продажи товаров, услуг, денег, новых технологий, продуктов интеллектуального труда и т.д. с целью получения прибыли.

 

По характеру выполняемых функций процессы, совершаемые в торговле, можно разделить на два

основных вида:

коммерческие (или чисто торговые);

производственные (или технологические).

Коммерческие процессы – процессы, связанные с куплей и продажей товаров. К ним относятся и

организационно-хозяйственные процессы, непосредственно не связанные с актами купли-продажи, но

обеспечивающие беспрерывность их осуществления (изучение потребностей, заключение договоров

купли-продажи, реклама и др.).

Основные коммерческие процессы в торговле можно подразделить на следующие виды:

- изучение и прогнозирование покупательского спроса, изучение и выявление потребностей насе-

ления в товарах и услугах;

- выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров;

- организация рациональных хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая заключение

договоров (контрактов) на поставку товаров, разработку и представление заявок и заказов на товары,

-организацию учета и контроля за выполнением договорных обязательств, различные формы коммерче-

ских расчетов и др.;

- организация и технология проведения оптовых закупок товаров у различных поставщиков (на

оптовых ярмарках, оптовых продовольственных рынках, товарных биржах, аукционах, у изготовителей

продукции, торговых посредников и т.д.);

- организация и технология оптовой и розничной продажи товаров, включая формы и методы

продажи товаров, условия их применения, качество обслуживания и т.д.;

- рекламно-информационная деятельность по сбыту товаров;

- формирование торгового ассортимента на складах и в магазинах, управление товарными запа-

сами.

Коммерческие процессы являются объектом коммерческой деятельности в торговле.

Технологические процессы – процессы, связанные с движением товара в сфере обращения (транс-

портирование, хранение, фасовка, подсортировка и т.д.).

 

Помимо коммерческих и производственных процессов, в торговле выполняются так называемые до-

полнительные торговые услуги, поскольку осуществление купли-продажи товаров обрастает разнооб-

разными операциями по обслуживанию покупателей. В цивилизованной торговле дополнительные ус-

луги становятся все более доминирующими (доставка товаров на дом, установка купленных технически

сложных товаров на дому у покупателей, прием заказов у покупателей и др.).

Торговые услуги в зависимости от того звена сферы товарного обращения, где они оказываются по-

купателям, можно подразделить на два вида:

- услуги, оказываемые оптовыми организациями и предприятиями своим клиентам (оптовые тор-

говые услуги);

- услуги, оказываемые покупателям в магазинах.

 

Первый вид услуг связан с процессом оптовой продажи товаров. Состав и виды оптовых торговых ус-

луг могут быть самыми разнообразными (хранение товаров, подсортировка, фасовка, упаковка, транспорти-

ровка и др.).

 

Услуги, оказываемые покупателям в магазине, можно подразделить на три вида:

- связанные с покупкой товара (прием предварительных заказов на товары, доставка крупногаба-

ритных товаров на дом покупателя и др.);

- связанные с оказанием помощи покупателям при использовании приобретенных товаров (рас-

крой купленных в магазине тканей, мелкая переделка и подгонка готового платья и др.);

- связанные с созданием благоприятной обстановки для посещения магазина (организация кафе-

терия, стоянки для автомашин и др.).

 

 

4. Субъекты коммерческой деятельности их характеристика.

Коммерческая деятельность представляет собой совокупность ряда последовательно или параллельно (одновременно) выполняемых операций, а также отношений между всеми ее участниками.

Под субъектами коммерческой деятельности понимают стороны, находящиеся в деловых отношениях по производству продукции, купле-продаже их и оказанию консультативных услуг (в международной торговле эти стороны называются контрагентами).

В число участников коммерческой деятельности входят:

§ Предприятия и предприниматели — фирмы, компании, организации, предприятия разных форм собственности, юридические и физические лица, поставляющие, продающие и закупающие самые разнообразные товары и оказывающие услуги.

§ Индивидуальные и коллективные потребители товара (домашние хозяйства) - граждане, продающие собственные товары и оказывающие услуги, а также покупающие необходимые для жизни товары и услуги.

§ государственные и муниципальные органы, учреждения и организации, производящие и продающие товары, ценные бумаги, товары, услуги и выступающие непосредственными участниками сделок.

§ работники, осуществляющие трудовую деятельность по найму на контрактной или иной основе.

На рынке товаров и услуг коммерческую деятельность осуществляют организации и предприятия различных организационно- правовых форм (юридические лица), а также физические лица (индивидуальные предприниматели).

Собственность их может оставаться в государственном и муниципальном управлении, находиться в коллективном, смешанном и совместном, а также частном владении. Основанные наличной и коллективной собственности возникли индивидуальные, партнерские и корпоративные формы торговых предприятий, действующие на коммерческой основе.

Коммерческая деятельность осуществляется предприятиями.

Предприятие- это особый объект гражданских прав, имущественный комплекс, созданный для производства, реализации, организации потребления продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения потребностей рынка, получения прибыли или осуществления специальных социально значимых функций (ГК РФ).

Фирма — это общее название, которое используется по отношению к любому хозяйствующему предприятию. Оно указывает лишь на то, что предприятие обладает правами юридического лица, т.е. является самостоятельным и независимым.

 

Физическое лицо — это гражданин, который обладает правоспособностью и дееспособностью.

Физические лица (граждане) отвечают по взятым на себя обязательствам всем принадлежащим им имуществом, за исключением того имущества, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с законом.

 

Юридическое лицо -это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Юридическое лицо может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическим лицом является предприятие, имеющее устав, расчетный счет в банке, печать и прошедшее процедуру государственной регистрации. При регистрации указывается его фирменное наименование, которое не дает представление о характере деятельности предприятия, а лишь удостоверяет и охраняет его независимость. Фирменное обозначение указывается в товарном знаке, вывеске, контрактах, бланках писем, что определяет отличительный признак торгового предприятия.

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации, для чего необходимы учредительные документы. Такими документами являются: устав (утверждается учредителями) или договор (заключается с учредителем), либо то и другое.

 

Основные признаки предприятия:

 

§ имущественная и неимущественная обособленность основных и оборотных средств (от собственности учредителей предприятия);

§ имущественная ответственность предприятия за свои действия и обязательства;

§ организационное единство

§ юридический статус

§ собственное имя и его организационно-правовую форму, что позволяет судить о форме ответственности и об объемах.

Предприятие — это субъект, имеющий свой устав, счет в банке, прошедший процедуру регистрации, внесенный в государственный реестр и имеющий право ведения договорных отношений.

Для своей деятельности предприятие формирует имущество, источниками которого являются:

§ денежные и материальные взносы учредителей;

§ доходы от продажи продукции, работ, услуг;

§ капитальные вложения и т.д.

Важнейшей характеристикой предприятия является степень его экономической свободы. Все предприятия в процессе функционирования действуют в рамках определенных законов, правовых норм, т.е. в системе правовых отношений. Поэтому предприятие является не только хозяйствующим субъектом экономики, но одновременно выступает юридическим лицом — субъектом и объектом права.

 

Субъектами коммерческой деятельности в сфере товарного обращения являются и некоммерческие организации, которые могут заниматься предпринимательством. К ним относятся потребительский кооператив, ассоциации и союзы.

Потребительский кооператив - добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения собственных потребностей в товарах и услугах, первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов.

Ассоциация - одна из организационно-правовых форм некоммерческих организаций, являющаяся добровольным объединением юридических лиц.

 

5. Объект коммерческой деятельности на потребительском рынке.

 

Товар — продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи или обмена.

 

Объект сделки (товар) должен, прежде всего, благодаря своим свойствам вызвать интерес покупателя и в конечном счете удовлетворить определенные потребности, т.е. обладать потребительной стоимостью.

Кроме того, большинство товаров (за некоторым исключением, например, земельный участок, водоем и др.) — это продукты труда, их продавцами выступают либо сами производители, либо посредники, которые в результате сделки превращают свой потенциальный доход в реальный.

Причем не каждый продукт труда выступает в качестве товара, а только тот, который предназначен для обмена, продажи, передачи кому-либо с условием возмещения усилий и затрат на его производство (например, изготовленный хозяином для своей кухни стул не является товаром, но он станет таковым, если будет передан соседу на каких-либо условиях компенсации).

Объектом коммерческой деятельности является все, что можно продать или купить. Купле-продаже подлежат товары и услуги, деньги, ценные бумаги, различное имущество, информация, результаты интеллектуальной деятельности (патенты и лицензии, компьютерные программы, произведения искусства, науки, литературы). Исключение составляют те товары, свободная продажа которых запрещена законом: оружие, яды, наркотики.

Под товаром в широком смысле понимается материальная или нематериальная собственность, реализуемая на рынке.

 

Товаром могут быть продукт как физического, так и умственного труда, результат услуги, сама способность к труду, земля и ее недра — все, что имеет потребительную стоимость и стоимость и может быть обменено на другой товар (деньги) собственником этой потребительной стоимости.

В узком смысле подтоваром понимают продукт труда, произведенный для продажи в целях обмена на другие продукты труда или деньги на рынке.

Товар - это все то, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку в целях приобретения, использования или потребления.

 

 

 

Товар как объект коммерческой деятельности имеет четыре основополагающие характеристики:

§ ассортиментную;

§ качественную;

§ количественную;

§ стоимостную.

Первые три характеристики удовлетворяют реальные потребности человека (физиологические, социальные, психологические и др.). Благодаря этим характеристикам продукция приобретает полезность для определенных групп потребителей и становится товаром.

Основными составляющими товара являются:

§ набор физических и потребительских свойств;

§ сопутствующие товары (шнурки, дискеты);

§ марочное название (торговая марка);

§ качественная упаковка;

§ сопутствующие услуги;

§ гарантии.

 

 

6. Процесс товародвижение, как основа организации коммерческой деятельности. Факторы, влияющие на процесс товародвижения.

 

Процесс доведения товаров от предприятий - изготовителей через предприятия оптовой и розничной торговли до потребителей называется товародвижением. Он включает не только физическое перемещение товаров из мест производства в места потребления, но и операции, связанные с их хранением, подсортировкой и подготовкой к продаже на торговых предприятиях.

Товародвижение - деятельность по планированию, претворению в жизнь и контролю за физическим перемещением материалов и готовых изделий от мест их происхождения к местам использования с целью удовлетворения путей потребителя и с выгодой для себя

Кругооборота средств, вложенных в производство товара, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Поэтому рациональная организация процесса товародвижения - одна из важных функций торговли. Для достижения этой цели нужны более экономичные виды транспорта для перевозки товаров из мест производства в места потребления, создание сети складов и баз. От того, насколько рационально организован процесс товародвижения, в значительной степени зависят уровень торгового обслуживания населения, а также время оборота товарно-материальных ценностей. Поэтому товародвижение предполагает создание технологической цепи, способной своевременно и бесперебойно доводить товары от производства до потребителей в необходимом количестве, широком ассортименте, высокого качества, при минимальных затратах труда, материальных средств и времени.

Основными звеньями технологической цепи товародвижения являются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, производящие товары народного потребления, оптовые базы, магазины и другие пункты розничной продажи товаров.

Следуя из сферы производства в сферу потребления, товары могут проходить через одно или более складских звеньев. Рациональная организация процесса товародвижения предусматривает прохождение товара через минимальное число звеньев.

На организацию процесса товародвижения оказывает влияние, ряд факторов, которые можно объединить в следующие группы: производственные, транспортные, социальные и торговые.

К числу производственных факторов относятся: размещение производства, специализация производственных предприятий, сезонность производства отдельных товаров.

Существенное влияние на процесс товародвижения оказывает размещение производства товаров. Приближение производственных предприятий к источникам сырья часто приводит к неравномерному распределению их на территории страны, удалению от районов потребления, а это, в свою очередь, усложняет процесс товародвижения, так как вызывает необходимость перевозки товаров на большие расстояния, замедляет доведение их от производства до потребителей.

Специализация производственных предприятий, что касается товаров сложного ассортимента, так как мелкие магазины не в состоянии получать их без предварительной подсортировки на предприятиях оптовой торговли. Это приводит к тому, что большинство товаров, прежде чем поступить на розничное торговое предприятие, проходит предварительно через одно или более звеньев оптовой торговли.

Производство некоторых товаров ярко выраженный сезонный характер, что, в свою очередь, связано с сезонностью производства сырья для их изготовления, а также сезонностью приобретения и потребления отдельных товаров. В связи с этим ассортимент товаров, участвующих в процессе товародвижения, существенно изменяется на протяжении года, что вызывает необходимость внесения соответствующих коррективов в организацию технологического процесса товародвижения.

К транспортным факторам относятся: состояние транспортных путей сообщения, виды транспорта, используемые для перевозки товаров, и т. д.

В настоящее время еще не все регионы имеют хорошо развитую транспортную сеть, следовательно, доставка товаров в некоторые из них сопряжена с определенными трудностями (носит сезонный характер, вынуждает использовать нерациональные виды транспорта и т. д.).

Важное влияние на процесс товародвижения оказывают социальные факторы, основными из которых являются: расселение населения, уровень денежных доходов и т. д. Так, при невысокой плотности населения организовать доставку товаров потребителям сложнее, чем в районах с высокой плотностью населения: перевозить их приходится на большие расстояния и, как правило, они проходят через большее количество звеньев. На интенсивность процесса товародвижения оказывает влияние и уровень денежных доходов населения.

На процесс товародвижения влияют следующие торговые факторы: размеры, специализация и размещение предприятий торговли, степень сложности ассортимента товаров и их свойства, уровень организации товароснабжения розничной торговой сети.

В значительной степени процесс товародвижения зависит от ассортимента и свойств товаров. Так, товары сложного ассортимента, прежде чем поступить в розничную торговую сеть, проходят подсортировку в оптовом звене. Создания особых условий в процессе товародвижения требуют скоропортящиеся продукты.

По-разному будет протекать процесс товародвижения в зависимости от применяемой формы снабжения розничной торговой сети товарами.

На характер процесса товародвижения большое влияние оказывают его форма и звенность.

 

7. Коммерческие службы, состав и задачи.

 

Ведущее место в аппарате управления торговых организаций занимает коммерческая служба, которой независимо от их организационно-правового статуса отводится важная роль. Аппарат коммерческой службы (коммерческого отдела), как правило, состоит из начальника отдела (коммерческого директора), товароведов, менеджеров по закупке и сбыту товаров, коммерсантов, заведующих товарными секциями, продавцов (для магазина), транспортно-экспедиционных работников В состав коммерческих служб включаются торговые или товарные отделы, отделы по изучению спроса или конъюнктуры торговли, коммерческие павильоны оптовых баз, залы товарных образцов и другие торговые подразделения предприятий.

 

Цель коммерческой службы – планирование, организация, ведение, контроль и управление коммерческой деятельностью торговых предприятий.

На коммерческую службу, как правило, возлагаются следующие функции:

- изучение спроса населения на товары,

- организация закупки товаров

- снабжение предприятий,

- руководство коммерческой работой торговых предприятий,

- другие функции, связанные с организацией торгово-оперативного процесса.

Сейчас в крупных торговых организациях могут создаваться отделы логистики, маркетинговые отделы, которые, как правило, подчинены коммерческому директору.

 

Важными задачами коммерческой службы являются:

- изучение и прогнозирование емкости региональных и товарных рынков,

- координация закупочной работы среди поставщиков и потребителей,

- формирование ассортимента товаров и выбор форм торговли, обеспечивающих эффективную продажу,

- управление товарными ресурсами и оптимизация товарных запасов,

- развитие и совершенствование рекламно-информационной деятельности,

- расширение сферы внешнеэкономической деятельности с использованием различных форм экономико-финансовых связей и т.д.

В зарубежной практике выделяются два аспекта коммерции: один связан непосредственно с деятельностью службы коммерции, а другой — с обеспечением взаимных интересов между структурными подразделениями предприятия и коммерческой службой. В связи с этим, формирование организационной структуры коммерческих служб предприятия должно включать два аспекта:

1) определение места в структуре управления предприятием - установление соподчиненности и функций;

2) распределение функций между отдельными группами и работниками.

На построение организационной структуры коммерческих служб оказывает влияние технические и экономические факторы, а также организация торгового процесса.

 

 

8. Характер и содержание процессов, выполняемых в торговле.

 

Как уже отмечалось, истинной, чистой функцией товарного обращения является смена формы стоимости. Но помимо этого товарное обращение выполняет и дополнительные (производственные) функции, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения. Однако К. Маркс, основоположник учения о товарном обращении, эти производственные функции называл гетерогенными, т. е. чужеродными, и, как известно, абстрагировался от этих функций, исследуя торговый капитал в его чистом виде.

По характеру выполняемых функций процессы, совершаемые в торговле, также можно подразделить на два основных вида:

-коммерческие (или чисто торговые);

- производственные (или технологические).

 

Коммерческие процессы — процессы, связанные со сменой стоимости, т. е. куплей и продажей товаров. К ним относятся и организационно-хозяйственные процессы, непосредственно не связанные с актами купли-продажи, но обеспечивающие беспрерывность их осуществления и не имеющие производственного (технологического) характера (изучение потребностей, заключение договоров купли-продажи, реклама и др.).

Основные коммерческие процессы в торговле можно подразделить на следующие виды:

-изучение и прогнозирование покупательского спроса,

-изучение и выявление потребностей населения в товарах и услугах;

-выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров;

-организация рациональных хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая заключение договоров (контрактов) на поставку товаров, разработку и представление заявок и заказов на товары и др.; -организация и технология проведения оптовых закупок товаров у различных поставщиков (на оптовых ярмарках, оптовых продовольственных рынках, товарных биржах, аукционах, у изготовителей продукции, торговых посредников

- организация и технология оптовой и розничной продажи товаров, включая формы и методы продажи товаров, условия их применения, качество обслуживания и т. д.;

-рекламно-информационная деятельность по сбыту товаров;

-формирование торгового ассортимента на складах и в магазинах, управление товарными запасами. Коммерческие процессы являются объектом коммерческой деятельности в торговле.

 

Технологические процессы — процессы, св

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...