Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование пространственных представлений




Пространственные представления – важнейшая характеристика окружающего мира и необходимая составляющая сенсорного воспитания в детском возрасте. В силу двигательных и оптико-пространственных нарушений пространственные представления формируются у детей с ДЦП с большим трудом. Поэтому родители должны особое внимание уделять именно этому направлению работы с ребенком. Родители должны помнить, что положительный эффект приносят практи­ке упражнения, когда с целью формирования пространственных представлений ребенок осуществляет перемещение своего тела в помещении самостоя­тельно. В том случае, если ребенок не передвигается, его обязательно нужно перемещать в заданном направлении. При этом осуществляемое перемещение взрослые должны комментировать соответствующими названиями: «Мы идем с тобой прямо. А теперь поворачиваем налево... и т.д.».

Первый этап - расположение предме­тов в пространстве, ориентация в пред­метно-пространственном окружении «от себя».

На этом этапе важно, чтобы у ребенка сформировалось представление о сторо­нах и частях тела человека, а также его лица. Здесь так же, как и при формирова­нии представлений о величине, необходи­мо давать сразу же словесное обозначение формируемого представления. При заучи­вании названий правой и левой рук ребенку следует сказать, что каждая из рук имеет свое название. Они отличаются только этим. Ни в коем случае родители не должны связывать название рук с их деятельно­стью, например, нельзя говорить: «Правая рука - та, которой ты держишь ложку или рисуешь». Правильно сделать следующее: маркировать ведущую руку (например: при­вязать бантик, надеть на запястье резинку для косичек) и назвать ее соответствующим словом (правая или левая рука).

Чтобы сформировать понятия «впереди», «сзади», «вверху», «внизу», «справа», «слева», следует связать их с конкретными частями тела, например: впереди (лицо) - сзади (спина), вверху (голова) - внизу (ноги), правая рука (справа) - левая рука (слева). Важно также научить ребенка раз­личать парные части тела. С этой целью могут быть использованы различные дет­ские стихотворения и игры.

Второй этап - ориентация в предмет­но-пространственном окружении «от другого человека».

Чтобы сформировать предметно-пространственные представления в позиции «от другого человека», нужно использо­вать куклу. Ручку куклы нужно маркиро­вать тем же способом, что и у ребенка. Затем игрушку посадить напротив ребен­ка. Взрослый должен обратить внимание ребенка на то, маркированная рука нахо­дится наискосок от руки самого ребенка. Чтобы расширить количество упражне­ний, можно маркировать щечки, ушки, плечики, ножки, коленки, пальчики, ладошки у сидящей напротив куклы и т.д. Важно также научить ребенка определять, где находится предмет по отношению к кукле или другому человеку. Простран­ственную ориентировку на любых предметах следует тренировать с ребенком постоянно.

Третий этап - ориентировка по основ­ным пространственным направлениям. На этом этапе отрабатывается ориен­тировка по основным пространственным направлениям: вперед - назад, направо - налево, вверх - вниз. Определение свое­го местоположения относительно другого предмета (впереди - позади, справа - слева, сзади, позади). Вводятся понятия: «близко - далеко», «ближе - дальше». Важно стремиться к тому, чтобы ребенок с ДЦП опробовал на собственном опыте передвижение в указанных направлениях. Если он не может это сделать самостоя­тельно, взрослый должен показать ему это с помощью перемещения коляски ребенка. Одновременно он должен ком­ментировать свои действия правильными терминами.

Четвертый этап - ориентировка на листе бумаги.

Ориентировка на листе бумаги - важ­ный этап в подготовке ребенка к школе. Здесь вводятся понятия: посредине, в центре, верхняя и нижняя стороны, пра­вая и левая стороны, верхний правый угол, верхний левый угол, нижний левый угол, нижний правый угол. Трудности формирования пространственных поня­тий можно облегчить с помощью игры. Нужно взять чистый лист плотной белой бумаги и нарисовать на нем следующее, сопровождая действия речью: «Сейчас мы рисуем дом. Он большой и находится в центре. Скажи, где находится дом? Пра­вильно, он находится в центре. Вверху над домом плывут облака. Где находятся облака? Правильно, вверху». Далее таким же образом ребенка знакомят и с другими понятиями. «Внизу находится озеро... Справа от дома стоит ель..., а слева береза... В левом верхнем углу мы нарисуем солнышко..., а в правом верхнем птичек... В левом нижнем углу мы посадим цветоч­ки..., а в правом нижнем у нас появились грибочки...» Затем у ребенка можно спро­сить, где находится тот или иной предмет, изображенный на рисунке. Закрепить усвоенные представления можно с помо­щью различных заданий. Например: ребенка просят расположить в центре листа круг, вверху квадрат, внизу овал, справа треугольник, слева прямоуголь­ник. Родители не должны забывать о речевом оформлении задания.

Далее следует обучить детей строчно­му размещению на листе знаков, геоме­трических фигур, элементов рисунка. Для этого также берется чистый лист белой бумаги, лучше альбомной. На листе мар­кируется левый верхний угол. Это точка отсчета. Там может быть нарисовано сол­нышко или любой другой предмет. Важно, чтобы ребенок запомнил, где находится точка отсчета, откуда нужно начинать раскладывать элементы узоров, орнамен­тов, геометрических фигур (а затем и букв или цифр).

Ребенка следует учить размещать узор относительно исходной точки отсчета в гра­ницах «малого пространства», листа бума­ги. Можно предложить обвести по трафаре­там геометрические фигурки. Так же вво­дятся понятия: вокруг, выше, ниже, правее, левее.

Пятый этап - коррекция оптико-про­странственного восприятия. Коррекция нарушений оптико-про­странственного восприятия может дости­гаться с помощью заданий на воссозда­ние по образцу или представлению про­странственного размещения геометри­ческих фигур или узоров; фиксации и воспроизведения поворотов на плоско­сти отдельных элементов узора или гра­фических знаков. Родителям полезно зарисовывать с детьми схемы располо­жения предметов в помещении; геоме­трических фигур на листе бумаги, отра­женном в зеркале. Организовывать с детьми игры типа поиска предметов в пространстве по заданной схеме, напри­мер: «Найди по схеме спрятанную в ком­нате игрушку», «Кто скорее найдет свой домик» и другие.

Важным этапом в этом направлении работы является формирование у ребенка навыка составления разрезных картинок. В начале ребенку можно предложить разрез­ные картинки без фона, т.е. вырезанные по контуру. Например: составление картинки, изображающей предмет без фона, из 2, 4 частей. При этом части картинки могут быть разделены горизонтально, вертикально, наискосок.

Затем предлагаются к составлению кар­тинки, изображающие предмет с фоном, из 2, 3, 4, 6, 9 частей. Важно, чтобы родители сопровождали собственные действия пра­вильными терминами, определяющими местоположение каждой из частей. Затем, когда у ребенка этот навык сформируется, можно ему предлагать задания на соста­вление сюжетных картин по контурному изображению из 9, 12 частей.

Закрепить сформировавшиеся навыки можно с помощью составления сюжетных картинок из 4, 6, 9, 12 предметных кубиков или кубиков Никитина (кубиков Кооса). Хороший результат дает также конструиро­вание из геометрических форм и палочек предметных изображений. С этой целью родители могут использовать дидактиче­ские пособия «Геометрическое лото», мозаики из геометрических форм. С детьми можно изготавливать также предметные аппликации из готовых геометрических фигур.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...