Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир» к концу третьего года обучения.
Гайфуллиной Разины Надиповны,
учителя первой квалификационной категории
Принято на заседании педагогического совета
протокол № от «» августа 2014 г.
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по «окружающему миру» для 3 класса разработана на основе:
Закона РФ «Об образовании»;
Закона РТ «Об образовании»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом минобрнауки России от 6 октября 2009г.№373, зарегистрирован 22 декабря 2009года, регистрационный номер 17785);
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Ново-Кырлайская СОШ»
Учебного плана МБОУ «Ново-Кырлайская СОШ» Арского муниципального района Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2014-2015 учебный год.
программы О.Н.Федотовой, Г.В.Трафимовой «Окружающий мир», утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями ФГОС.
Цель курса «Окружающий мир» — формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Основные задачи:
• дальнейшее общее развитие личности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
• последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
• формирование специальных умений - работать с научно-популярной, справочной литературой и проводить фенологические наблюдения, физические опыты, пользоваться простейшими методами измерений;
• изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных и обществоведческих дисциплин;
• воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в быту и обществе.
Количество часов, отводимое на изучение предмета «Окружающий мир », составляет 68 часов в год (2 часа в неделю)
Количество часов в 1-й четверти - 18.
Количество часов во 2-й четверти - 14.
Количество часов в 3-й четверти - 20.
Количество часов в 4-й четверти - 16.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество».
Содержание программы
№ п/п
| Наименование раздела и тем
| Содержание по стандарту
| Кол-во часов
|
I
1.
| «Человек и природа»
Наша страна на карте и глобусе.
1.Изображение Земли на глобусе.
2.О чём рассказала карта?
| Глобус — модель Земли. Экватор. Параллели и меридианы.
Географическая карта как еще один источник получения информации об окружающем мире.
Карта полушарий. Северное и Южное полушария. Западное и Восточное полушария. Физическая карта России. Условные обозначения на физической карте. Знакомство с важнейшей географической номенклатурой своей страны, района.
Материки и океаны (названия, расположение на карте и глобусе).
План местности. Масштаб. Стороны горизонта. Линия горизонта.
Ориентирование на местности: горизонт, линия горизонта, стороны горизонта. Компас.
Общие представления об основных формах поверхности: горы, равнины, холмы, овраги. Их особенности, сходство и различие. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений)
| 60ч
|
2.
| Природа неживая и живая.
3.Из чего всё на свете
4.Вода и её свойства
5.Чудесные превращения воды
6.Воздух и его свойства
7.Движение воздуха
| Первоначальные представления о веществе. Примеры твердых, жидких, газообразных веществ Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы.
Вода. Свойства воды в жидком состоянии (ранее изученные и новые): текучесть, не имеет формы, запаха, цвета, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается и др. Вода — растворитель. Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда). Свойства воды в газообразном состоянии.
Три состояния воды. Вода в природе. Туман, облака, осадки.
Кругооборот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Охрана водоемов, бережное отношение к воде.
Воздух — смесь газообразных веществ (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха (ранее изученные и новые).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха (не виден, не имеет запаха; летуч; занимает форму любого сосуда; легко сжимается; при расширении нагревается, при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло является условием горения, благодаря наличию в нем кислорода). Значение воздуха на Земле для растений, животных и человека. Охрана воздуха от загрязнений.
Движение воздуха (ветер), температура воздуха. Первые представления о погоде: облачность, ветер, осадки, температура воздуха. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Твердые вещества. Свойства твердых тел (на примере полезных ископаемых). Горные породы. Полезные ископаемые. Использование и охрана полезных ископаемых.
|
|
3.
| Единство неживого и живого
8.Тайны недр земли
9.Почва.
|
Разрушение твердых пород под воздействием воды, ветра, растений, колебаний температуры воздуха. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера), их значение в хозяйстве, бережное отношение к полезным ископаемым.
Почва — единство живого и неживого, ее состав, значение для живой природы, хозяйства человека; плодородие как главное свойство почвы. Разнообразие живых организмов почвы: растения, грибы, животные, микроорганизмы. Почвы родного края.
Разрушение почв под действием потоков воды, ветра, непродуманной хозяйственной деятельности. Охрана почв.
Экскурсия по родному краю: «Почвы родного края».
|
|
| 10.Природные сообщества
| Лес, луг, водоем, поле, болото- единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Развитие животных (на примере появления из яйца и развитие бабочки- капустницы).
Растения и животные природных сообществ родного края. Роль и значение природных сообществ в жизни человека. Влияние человека на природные сообщества. Взаимосвязи в природном сообществе (на примере своей местности): растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Охрана природных сообществ родного края. Безопасное поведение человека в природе (у водоема, в лесу, вблизи болот). Человек — защитник природы.
Наблюдения за животными в ближайшем природном окружении.
Экскурсиипо родному краю (лес, луг, водоем)
|
|
|
4.
| 11.Человек и природные сообщества
Правила безопасной жизнедеятельности
|
|
II
4.
5.
6.
| Человек и общество
Страницы истории Отечества
Наша Родина –Россия.
12.Путешествие в прошлое
Практические работы и опыты на пришкольном участке.
| Лента времени. Города России — Золотое кольцо России. Названия городов Золотого кольца, расположение на карте, достопримечательности — памятники зодчества и живописи (межпредметные связи с уроками литературного чтения).
Санкт-Петербург. Расположение на карте. Основание Санкт-Петербурга. План-карта Санкт-Петербурга XVIII века. Достопримечательности Санкт-Петербурга (Памятник Петру I — Медный всадник, Петропавловская крепость, Летний сад, Адмиралтейство, Домик Петра, Зимний дворец, Эрмитаж). Экскурсия в краеведческий, художественный музей.
Практические работы и опыты на пришкольном участке.
| 8
2
|
|
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир» к концу третьего года обучения.
Учащиеся должны знать/понимать:
• устройство и назначение термометра, фильтров, флюгера, компаса;
• понятия «тела» и «вещества», неживые и живые тела (на уровне первичных представлений);
• три состояния веществ в природе;
• основные свойства воды и воздуха;
• источники загрязнения и простейшие способы очистки воды;
• некоторые свойства твердых веществ на примере твердых полезных ископаемых (мрамор, песок, глина);
• полезные ископаемые родного края;
• значение почв в жизни человека, называть мероприятия по охране почв;
• положение России и своего края (города, примерное положение своего села, поселка) на карте;
• особенности своего природного края: поверхность, водоемы, природные сообщества, использование и охранные меры родного края;
• города Золотого кольца России (названия трех-четырех городов) и их достопримечательности;
• достопримечательности Санкт-Петербурга.
Уметь:
• соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
• пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и приборами (лупа, термометр, компас, флюгер, часы и др.);
• ориентироваться на местности по Солнцу, местным признакам и по компасу;
• проводить простейшие опыты при изучении свойств воды, воздуха, почвы;
• измерять температуру воды и воздуха;
• письменно фиксировать результаты наблюдений за погодой, другими природными явлениями;
• узнавать в окружающем их мире изученные растения и животных;
• показывать на карте, глобусе материки, океаны, моря, горы, равнины, реки (без названий); некоторые города России (город Санкт-Петербург, города Золотого кольца России, родной город, примерное положение своего поселка, села);
• описывать историю возникновения и строительства Санкт-Петербурга;
• делать небольшие сообщения (доклады) для учащихся вторых-третьих классов;
• написать письмо в детский научный клуб «Мы и окружающий мир».
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
• ориентироваться на местности по компасу;
• принимать посильное участие в охране и защите природы;
• использовать термометр для измерения температуры воздуха;
• оценивать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное);
• выполнять правила поведения в природе;
• рассказывать о родном крае, родной стране, Красной книге, правилах поведения в природе;
• удовлетворять познавательные интересы с помощью поиска дополнительной информации в словарях, справочниках, литературных источниках.
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»
3 класс
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 – м классе является формирование следующих умений:
· Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
· Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
· Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
· В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
· Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
· Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
· Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
· Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
· В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
· Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
· Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
· Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Ис льзовать готовых моделей (условных знаков глобуса, плана, плана-карты) для наблюдений, объяснений явлений природы, явления признаков и свойств объектов.
· Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
· Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
· Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
· Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
· Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
· Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
· Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
· Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
· Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
· Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений:
· приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;
· приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
· объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
· приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
· перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
· животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
· доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
· узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
· отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
· объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
· по году определять век, место события в прошлом;
· отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
· учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
Учебно-методическое обеспечение:
1.О. Н. Федотова, Г. В. Трофимова, С. А. Трофимов, Л. А. Царева. Окружающий мир. 3 класс. Учебник в двух частях - Москва. Академкнига / Учебник, 2013.
2.О. Н. Федотова, Г. В. Трофимова, С. А. Трофимов. Окружающий мир. Тетрадь для самостоятельной работы. 3 класс. №1,2. Москва. Академкнига / Учебник, 2013.
Календарно- тематическое планирование
№
| Тема урока
| Кол-во часов
| УУД
| Дата
| Примечание
|
|
План
| Факт
|
|
1четверть-18ч.
| |
I
| «Человек и природа»
«Кеше һәм табигать»
| |
| Глава1. Изображение Земли на глобусе-3ч.
Җирнең глобустагы сурәте-3әг
|
|
| Глобус — модель Земного шара.
Глобус- Җир шарының моделе.
|
| Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу;
регулятивные: осуществлять учебные действия, сверяясь с образцом;
познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;
коммуникативные: работать с соседом в паре, подчиняясь правилам сотрудничества
|
|
|
|
|
| Материки и океаны на глобусе.
Материк һәм океаннар глобуста
|
|
|
|
|
|
| Формы поверхности Земли.
Җир өслегенең формалары
|
|
|
|
| |
| Глава 2. О чём рассказала карта? 8ч.
Карта нәрсә турында сөйләде?-8сәг
|
|
| Географическая карта. Карта России.
Географик карта. Россия картасы
|
| Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу, стремиться познавать новое;
Регулятивные:самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
· Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные: работать в паре, подчиняясь правилам сотрудничества
|
|
|
|
|
| Учимся читать карту.
Знакомство с важнейшей географической номенклатурой своей страны, района.
Картаны укырга өйрәнәбез.Үзеңнең илеңнең, районның мөһим географик номенклатурасы
| 1
|
|
|
|
|
| План местности.
Урынның планы
|
|
|
|
|
|
| Холмы и овраги.
Калкулыклар һәм ерымнар
|
| Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу, стремиться познавать новое;
Регулятивные:самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
· Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные: работать в паре, подчиняясь правилам сотрудничества
|
|
|
|
|
| Стороны горизонта.
Горизонт яклары
|
|
|
|
|
|
| Ориентирование на местности. Компас.
Способы познания окружающего мира с помощью простейших приборов.
Урында ориентлашу.Компас.Гади приборлар ярдәмендә әйләнә -тирәне тану.
| 1
|
|
|
|
|
| Урок-экскурсия. Ориентирование на местности. «Особенности поверхности земли родного края»
Урында ориентлашу.Туган якның җир өстенең үзенчәлекләре.
|
|
|
|
|
|
| Обобщение по теме: «Изображение Земли на карте и глобус».
“Җирнең сурәте карта һәм глобуста” темасын йомгаклау.
|
|
|
|
| |
Глава3. Из чего всё на свете-4ч.
Дөньяда бөтенесе нәрсәдән-4сәг
|
|
| Тела; вещества; частицы.
Җисемнәр, матдәләр, кисәкчекләр.
|
| Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу, стремиться познавать новое;
Регулятивные:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные: проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.
- Коммуникативные:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
|
|
| :
|
|
| Твердые вещества; жидкости и газы.
Каты матдәләр,сыеклыклар һәм газлар.
|
|
|
|
|
|
| Вода – необыкновенное вещество.
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд, болото); использование человеком
Су – гадәти булмаган матдә. Сулыклар. Аларның төрләре (океан, диңгез, елга, күл, буа, сазлык.); кеше тарафыннан кулланылышы.
| 1
|
|
|
| |
| Обобщение по теме «Из чего всё на свете»
“Дөньяда бөтенесе нәрсәдән“ темасын йомгаклау.
|
|
|
|
| |
Глава4. Вода и её свойства.-5ч.
Су һәм аның үзлекләре-5сәг
|
|
| Свойства воды в жидком состоянии
Сыек хәлдә суның үзлекләре.
|
| Личностные: формирование личного (эмоционального) отношения к окружающему миру.
Регулятивные: Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Познавательныеизвлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний
Коммуникативные:аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
|
|
|
|
|
| Термометр и его устройство.
Способы познания окружающего мира с помощью простейших приборов.
Термометр һәм аның төзелеше
| 1
|
|
|
|
|
| Свойства воды в твердом состоянии Практическая работа
Каты хәлдә суның үзлекләре.
|
|
|
|
| |
2четверть-14ч.
| |
| Свойства воды в газообразном состоянии.
Газ халәтендәге суның үзлекләре
|
| Личностные: формирование личного отношения к окружающему миру.
Регулятивные: Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Познавательныеизвлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний
Коммуникативные:аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
|
|
|
| |
| Обобщение по теме:«Вода и её свойства»
“Су һәм аның үзлекләре” темасын йомгаклау.
|
|
|
|
| |
Глава5. Чудесные превращения воды в природе-5ч.
Табигатьтә суның гаҗәеп әверелеше-5сәг
|
|
| Круговорот воды в природе.
Табигатьтә су әйләнеше.
|
| Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу, проявлять умение оценивать ответы одноклассников;
регулятивные: выполнять учебные действия, согласно алгоритму;
познавательные: работать с информацией, представленной в табличной форме;
коммуникативные:работать в паре, подчиняясь правилам сотрудничества
|
|
|
|
|
| Туман и облака. Осадки.
Томан һәм болытлар.Явым-төшемнәр
|
|
|
|
|
|
| Вода – растворитель.
Су-эреткеч.
|
|
|
|
| |
| Растворы в природе.
Табигатьтә эремәләр.
|
|
|
|
| |
| Почему воду надо беречь? Значение воды для живых организмов, человека.
Ни өчен суны сакларга кирәк? Тере организмнарга, кешегә суның әһәмияте
|
|
|
|
| |
| Обобщение по теме «Чудесные превращения воды в природе» Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений.)
“Табигатьтә суның гаҗәеп әверелеше” темасын йомгаклауТуган якның сулыклары (исемнәре,күзәтүләр нәтиҗәсендә характеристика)
|
|
|
|
| |
Глава6. «Воздух и его свойства» -4ч.
“Һава һәм аның үзлекләре.”-4сәг
| |
2 четверть-14 ч
| |
| Океан, которого нет на карте и глобусе.
Карта һәм глобуста булмаган океан.
|
| Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу,
регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
познавательные: работать с информацией, представленной в табличной форме; применять информацию, подвести под правило;коммуникативные: работать в группе, подчиняясь правилам сотрудничества
|
|
|
|
|
| Воздух – это смесь газов.
Һава- газлар катнашмасы.
|
|
|
|
|
|
| Свойства воздуха. Практическая работа.
Һаваның үзлекләре.
|
|
|
|
| |
| Обобщение по теме: «Воздух и его свойства» Значение воздуха для растений, животных, человека.
“Һава һәм аның үзлекләре” темасын йомгаклау.Үсемлекләр, хайваннар, кешеләр өчен һаваның әһәмияте.
|
|
|
|
| |
Глава7. “Движение воздуха” –4ч
“ Һава хәрәкәте”-4сәг
|
|
| |
| Температура воздуха
Һава температурасы
|
| Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу,
регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
познавательные: работать с информацией, представленной в табличной форме; применять информацию, подвести под правило;коммуникативные: работать в группе, подчиняясь правилам сотрудничества
|
|
| |
| |
| Ветер.
Җил
|
|
|
|
| |
|
|
| |
3 четверть-20ч.
| |
| Что такое погода?
Нәрсә ул һава торышы
|
| Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу,
регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
познавательные: работать с информацией, представленной в табличной форме; применять информацию, подвести под правило;коммуникативные: работать в группе, подчиняясь правилам сотрудничества
|
|
|
| |
| Обобщение по теме:”Движение воздуха”
Конкурс “Хорошо ли ты знаешь окружающий мир”
“Һава хәрәкәте” темасын йомгаклау.”Әйләнә-тирә дөньяны әйбәт беләсеңме?”
|
|
|
|
| |
Глава8. Тайны недр Земли-7ч
Җир асты серләре-7сәг
| |
| Разрушение горных пород.
Тау токымнарының җимерелүе
|
| Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу,
регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
познавательные: работать с информацией, представленной в табличной форме; применять информацию, подвести под правило;
коммуникативные: работать в группе, подчиняясь правилам сотрудничества
|
|
|
|
|
| Что такое минералы?
Нәрсә ул минераллар?
|
|
|
|
|
|
| Полезные ископаемые.
Файдалы казылмалар
|
|
|
|
| |
| Свойства полезных ископаемых.
Файдалы казылмаларның үзлекләре
|
|
|
|
|
|
| Свойства полезных ископаемых.Изучение своиств полезных ископаемых. Практическая работа.
Файдалы казылмаларның үзлекләре. Файдалы казылмаларның үзлекләрен өйрәнү.
|
|
|
|
|
|
| Почему надо беречь полезные ископаемые.
Ни өчен файдалы казылмаларны сакларга кирәк?
|
|
|
|
|
|
| Обобщение по теме: «Тайны недр земли»
“Җир асты серләре”темасын йомгаклау.
|
|
|
|
|
|
Глава9. Почва -4ч.
Туфрак-4сәг
|
|
| Как образуется почва.
Туфрак ничек барлыкка килә
|
| - Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу.
регулятивные: осуществлять учебные действия, следуя алгоритму;
познавательные: классифицировать, работать с разными видами информации;
коммуникативные: работать в группе, подчиняясь правилам сотрудничества
|
|
|
|
|
| Почва и её состав. Практическая работа
Туфрак һәм аның төзелеше.Практик эш.
|
|
|
|
|
|
| Зачем и как люди заботятся о почве.
Кешеләр ни өчен һәм ничек туфрак турында кайгырталар.
|
|
|
|
|
|
| Обобщение по теме: «Почва»
“Туфрак” темасын йомгаклау
|
|
|
|
| |
Глава 10. Природные сообщества-6ч.
Табигый бергәлек-6сәг
|
|
| Лес и его обитатели.
Урман һәм анда яшәүчеләр
|
|
- Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу.
регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные: осознать ценности природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение.
коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
|
|
|
|
|
| Луг и его обитатели.
Болын һәм анда яшәүчеләр
|
|
|
|
|
|
| Поле и его обитатели.
Басу һәм анда яшәүчеләр
|
|
|
|
|
|
| Пресный водоем и его обитатели.
Төче сулык һәм анда яшәүчеләр
|
|
|
|
|
|
| Болото и его обитатели.
Сазлык һәм анда яшәүчеләр
|
|
|
|
|
|
| Обобщение по теме: « Природные сообщества»
Экскурсия по родному краю (лес, луг, водоем).
“Табигый бергәлек”темасын йомгаклау.Туган як буйлап сәяхәт(урман, болын, сулык)
|
|
|
|
|
|
Глава11.Человек и природные сообщества-9ч.
Кеше һәм табигый бергәлек.-9сәг.
|
|
| Значение лесов.
Урманның әһәмияте
|
|
|
|
|
| |
4четверть-16ч.
| |
| Безопасное поведение в лесу
Урманда куркынычсызлык кагыйдәләре.
|
| - Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу.
регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Познавательные: осознать ценности природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение.
коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию
|
|
|
|
|
| Луг и человек
Болын һәм кеше
|
|
|
|
|
|
| Надо ли охранять болота?
Сазлыкны сакларга кирәкме?
|
|
|
|
|
|
| Дары рек и озёр.
Елга һәм күл бүләкләре.
|
|
|
|
|
|
| Безопасное поведение у водоемов
Сулыклар янында куркынычсызлык кагыйдәләре.
|
|
|
|
| |
| Человек-защитник природы.
Кеше-табигать сакчысы
|
|
|
|
|
|
| Природа будет жить.
Табигать яшәячәк
|
|
|
|
|
|
| Обобщение по теме: « Человек и природные сообщества ».
“Кеше һәм табигый бергәлек”темасын йомгаклау
|
|
|
|
|
|
II Человек и общество
“Кеше һәм җәмгыять”
|
|
Глава12.Путешествие в прошлое-8ч.
Үткәнгә сәяхәт-8 сәг.
|
|
| Лента времени.
Вакыт тасмасы
|
| Личностные: понимать важность изучения темы;
Познавательные:добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
регулятивные: Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника
коммуникативные:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
|
|
|
|
|
| Золотое кольцо России.
Россиянең алтын боҗрасы
|
|
|
|
|
|
|
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: