Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Почему в хлебе столько дырочек?

Тайна дрожжей.

 

Бакулин Павел,

ученик 3 класса МОКУ СОШ

поселка Торфяной

 

Руководители:

Даровских Ольга Николаевна,

педагог дополнительного образования объединения «Юный натуралист»

МОКУ ДОД Оричевский районный Дом детского творчества,

Мокрушина Марина Николаевна,

учитель начальных классов

Научный консультант:

Ляпунов Андрей Николаевич,

кандидат биологических наук,

методист КОГОБУ ДОД – Дворца творчества детей и молодежи

Торфяной, 2016


 

Содержание

 

  Введение…………………………..………………………….............  
1. Глава 1.Обзор литературы…………………………………….........  
1.1 Что такое дрожжи.........................…………………………  
1.2 Виды дрожжей……………..…………………….  
1.3 Изготовление дрожжей…………………………………………  
2. Глава 2. Материалы и методы исследования..……………………  
3. Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение........................  
3.1 Проведение опытов с дрожжами………………………………….  
3.2 Опрос одноклассников…………………………………………..  
  Выводы.…………………………………………….............................  
  Список литературы……......................................................................  
  Приложение 1 – Анкета ……………..………………………………  

 


 

Введение

Каждый день мы едим хлеб, хлебобулочные изделия. Мне всегда было интересно, почему изделия из дрожжевого теста такие пышные, мягкие? Что придает им такое свойство? А самый главный вопрос: Почему в хлебе столько дырочек? Я обратился с этим вопросом к маме, и узнал, что дырочки в хлебе это «работа» дрожжей – вещества из микроскопических грибков, вызывающих брожение. Благодаря им тесто поднимается в два раза. Мне стало интересно узнать, что собой представляют дрожжи, какие имеют виды, свойства, какая польза от них, применение.

Я поставил перед собой цель: Узнать, что собой представляют дрожжи.

Я поставил перед собой задачи:

1. Найти информацию по теме работы;

2. Провести опыты с дрожжами;

3. Провести опрос среди моих одноклассников;

4. Изготовить буклет для учащихся;

5. Подготовить выступление.

Объект исследования: дрожжи.

Предмет исследования: брожение дрожжей.

Гипотеза: я предполагаю, что дрожжи имеют определенные свойства, которые используются в хлебопечении.

 


 

Глава 1. Обзор литературы

 

1.1 Что такое дрожжи?

Человек сумел «приручить» дрожжи с глубокой древности, еще и не подозревая об их существовании. Например, напиток, похожий на современное пиво, был известен в Древнем Египте во II тысячелетии до нашей эры. Там же возник способ приготовления хлеба из кислого дрожжевого теста. В Китае 3 тысячи лет назад отгоняли спирт из дрожжевой бражки, получая крепкие спиртные напитки. Все это время люди думали, что брожение возникает само собой или по волшебству. Лишь в 1680 г. нидерландский натуралист Антони ван Левенгук (рисунок 1), рассматривая под микроскопом каплю бродящего пива, впервые увидел клетки дрожжей.

Рисунок 1 - Нидерландский натуралист Антони ван Левенгук

Он описал их в письме, адресованном в Королевское общество, и дал рисунок, на котором были видны почкующиеся круглые клетки, образующие скопления. И только в 1857 году великий французский микробиолог Луи Пастер доказал: что дрожжи и процесс брожения очень тесно связаны между собой. Характерной особенностью дрожжей является их способность производить спиртовое брожение сахара, при котором происходит разложение сахара на этиловый спирт и углекислый газ. Так начиналось изучение дрожжей, и люди постепенно узнали о микроорганизмах [4].

Дрожжи — это похожие на бактерии простейшие одноклеточные растения. Они принадлежат семейству грибов. Их клетки больше и сложнее, чем у бактерий. Дрожжи размножаются почкованием. Размножение почкованием происходит следующим образом (рисунок 2). Вначале на клетке появляется выпуклость, которая увеличивается. Ядро материнской клетки делится, и одно из дочерних ядер переходит в растущий бугорок. Возникает новая клетка, которая отделяется от материнской или остаётся соединённой с нею [1], [3], [9].

Рисунок 2 – Размножение дрожжей

В идеальных условиях почкование происходит настолько быстро, что новые почки формируются на материнской и дочерних клетках прежде, чем они отделяются. Так образуются дрожжевые пучки. Немногие знают, что приготовляя и тесто, и вино, и пиво, и квас, используют только один вид дрожжей – сахарный гриб, или сахаромицеты. В природе эти дрожжи чаще всего можно встретить на сладких плодах и ягодах. Почти все дрожжи – настоящие «сладкоежки». Фрукты и ягоды, цветочный нектар, сладкий березовый сок, сочные части растений излюбленные места их обитания. А вот в почве или в разлагающейся древесине их мало. Есть среди дрожжей и опасные для человека виды, вызывающие серьезные заболевания. Если из спелого винограда отжать сок, то попавшие в него клетки дрожжей (сахаромицетов) начинают активно размножаться и бродить, перерабатывая виноградный сахар в спирт. Именно так готовили вино в течение многих столетий [1], [6].

Лечебные и пищевые достоинства дрожжей, как пекарских, так и пивных, не нуждаются в рекомендации.

Они содержат:

1. Витамины группы B;

2. Эстергол (провитамин D);

3. Углеводы;

4. Белки;

5. Некоторое количество жиров;

6. Кроме того, огромное количество минеральных связей, очень нужных нам микроэлементов, например, хром и селен.

Белки дрожжей по качеству близки к белкам мяса, рыбы, молока и других продуктов животного происхождения. Особое значение приобретают дрожжи как ценнейший источник витаминов, прежде всего группы В. В дрожжах содержится эргостерол, который под воздействием ультрафиолетовых лучей переходит в витамин D, являющийся профилактическим и лечебным средством при рахите [7].

1.2 Виды дрожжей

Дрожжи используются в хлебопечении, виноделии, пивоварении, квасоварении, в сельском хозяйстве, медицине и других производствах.

Виды дрожжей:

 Хлебопекарные

 Пивные

 Винные

 Кормовые

 Чайный гриб

 Патогенные

В хлебопечении используют хлебопекарные дрожжи (рисунок 3). Они проводят спиртовое брожение с образованием множества пузырьков углекислого газа, которые заставляют «подниматься» тесто и после выпечки придают хлебу мягкость.

Рисунок 3 - Хлебопекарные дрожжи

Для пивоварения используют зерно (ячмень). Ячмень измельчают и смешивают с водой и варят, а потом сбраживают дрожжами. Для квасоварения используют рожь. Высушенные пивные дрожжи используют для производства лекарственных препаратов. Пивные дрожжи используют при гиповитаминозе витаминов группы В, нарушениях обмена веществ, фурункулезе и т. д. Из винограда нельзя было бы приготовить вино, если бы на кожице ягод не жили дрожжи, сбраживающие сок.

В последнее время эти грибы стали применять и во многих других производствах. Дрожжи выращивают на различных отходах и кормят ими сельскохозяйственных животных. Из дрожжей получают витамины и различные вещества для химической и медицинской промышленности. С помощью дрожжей из различного растительного сырья делают спирт. А это горючее, которым можно при необходимости заменять бензин в двигателях внутреннего сгорания. Чайный гриб является ассоциацией дрожжей и уксуснокислых бактерий. Применяется для приготовления вкусного напитка.

Дрожжи приносят не только пользу, но и вред. Они могут стать причиной порчи пищевых продуктов, когда на поверхности продуктов образуется налет (например, на сыре или на мясе), перебродить соки, варенье. Патогенные дрожжи могут вызывать заболевания (кандидоз) у людей со слабым здоровьем [2], [10], [13].

1.3 Изготовление дрожжей

Производство хлебопекарных дрожжей основано на размножении дрожжей в жидких питательных средах. Сырьем для дрожжевого производства является кормовая патока (меласса – отход свекло-сахарного производства). Для приготовления питательной среды сусло-патока разбавляется водой (в соотношении 1:4) (1кг мелассы на 4 кг воды). Подвергается специальной обработке в целях удаления коллоидов и некоторых других веществ, вредных для жизнедеятельности дрожжей. Это достигается обработкой сусла хлорной известью, серной кислотой, кипячением и другими способами, в зависимости от качества патоки, и последующим удалением осадков, отстаиванием или фильтрацией. Для осветления сусла вводят питательные соли, содержащие азот и фосфор [4].

 

Глава 2. Материалы и методы исследования

 

 

Чтобы доказать свою гипотезу я провел исследование, состоящее из нескольких этапов. На первом этапе работы была поставлена цель и определены задачи.

На втором этапе работы я провел поиск литературных источников и их анализ. Я обратился к книгам и журналам, а также к различным источникам в сети Интернет. После изучения литературных источников я подготовил раздел «Обзор литературы».

Третий этап работы включал собственно исследование, где я делал опыты, а также проводил анкетирование. Опрос учащихся школы п. Торфяной позволил раскрыть мою тему более подробно, так как я узнал мнение ребят.

Четвёртый этап заключался в оформлении работы и подготовке выступления.

 

В своей работе я использовал следующие методы:

а) Изучение литературных источников;

б) Проведение опытов;

в) Фотографирование;

г) Анкетирование.

 

 


 

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение

 

3.1 Проведение опытов с дрожжами

 

Чтобы изучить свойства дрожжей, я провел два опыта.

Опыт 1:

Цель: Выяснить, влияет ли температура окружающей среды на процессброжения.

Продукты для опыта: дрожжи, мука, вода, сахар, соль (рисунок 4).

Рисунок 4 - Продукты для опыта № 1

 

Мы с мамой замесили тесто, разложили его в два горшочка. Один горшочек поставили в теплое место, поближе к батарее. Другой горшочек в холодное место. Через час тесто, которое стояло около батареи значительно увеличилось в объеме, поднялось. Тесто, стоявшее в холодном месте, тоже поднялось, но значительно меньше (рисунок 5).

 

Рисунок 5 - Результаты опыта № 1

 

Вывод: Дрожжи чувствительны к температуре окружающей среды. Скорость их размножения уменьшается в ответ на понижение температуры.

Опыт 2:

Цель: Влияет ли сахар на процесс брожения?

Продукты для опыта: вода, дрожжи, сахар.

Я налил в два стакана теплой воды. В каждый стакан положил по кусочку дрожжей (рисунок 6). Все хорошенько перемешал. В один стакан добавил сахару. В другой стакан сахар не добавлял и стал наблюдать за процессом брожения.

Рисунок 6 - Опыт № 2 - Влияет ли сахар на процесс брожения?

 

Через полчаса после смешивания в стакане с сахаром начался процесс брожения. Появились маленькие пузырьки углекислого газа. На следующее утро в стакане с сахаром процесс брожения активно продолжался, на поверхности появилась пена маленьких пузырьков углекислого газа. Жидкость в стакане имела кислый, винный запах. В стакане, где не было сахара, брожения не наблюдалось, вода стала прозрачной, дрожжи в виде осадка лежали на дне.

Вывод: Для процесса брожения необходим сахар. Дрожжи превращают сахар в спирт и углекислый газ. Таким способом они получают энергию, необходимую им для жизни.

 

3.2 Опрос одноклассников

 

Для получения информации о том, что знают ребята о свойствах дрожжей, был проведен опрос среди одноклассников (анкета – приложение 1). Были получены следующие данные.

На первый вопрос «Знаете ли Вы, что такое дрожжи?» все ребята ответили положительно, но объяснили по-своему: «Это средство, которое помогает поднимать тесто», «Это продукт, который добавляют в выпечку», «это пищевой компонент, который нужен, чтобы сделать выпечку», «Это масса для того, чтобы тесто поднялось», «это микроскопические грибы». Второй вопрос был - «Где их используют?» Все ребята также знают, где используют дрожжи – для приготовления выпечки. Третий мой вопрос был: «Используют ли Ваши мамы, бабушки дрожжи при изготовлении выпечки?» Оказалось, что у всех моих одноклассников мамы и бабушки используют дрожжи при изготовлении выпечки, для блинов и оладий, причем двое учеников указали, что их мамы используют сухие дрожжи. По результатам опроса выяснилось, что все ребята знают, что такое дрожжи и в каких отраслях промышленности они используются. Знают, какую вкусную и разную выпечку можно испечь с помощью дрожжей.

 

Результаты исследования

Изучив литературу, проделав практический опыт, я пришел к выводу, что дрожжи – это одноклеточные грибы. Они используются в виноделии, пивоварении, хлебопечении, сельском хозяйстве, медицине. Дрожжи чувствительны к температуре окружающей среды. Скорость их размножения уменьшается в ответ на понижение температуры. Для процесса брожения необходим сахар. Дрожжи превращают сахар в спирт и углекислый газ. Таким способом они получают энергию, необходимую им для жизни. В ходе практического опыта я ответил на поставленный вопрос: «Откуда в хлебе так много дырочек?»:

 Дрожжи попадают в тесто;

 Грибки сразу принимаются за дело;

 Они вырабатывают углекислый газ, от этого тесто вспухает, поднимается, подходит;

 В жаркой печи пузырьки лопаются, газ уходит, а дырочки в душистом хлебе остаются [5].

 

Выводы

 

Изучив литературу, проделав практический опыт, я пришёл к выводу, что дрожжи – это одноклеточные грибы.

В ходе работымоя цель - Узнать, что собой представляют дрожжи - была достигнута.

Поставленные задачи выполнены:

1. Найдена информация по теме работы;

2. Проведены опыты с дрожжами;

3. Проведен опрос среди моих одноклассников;

4. Изготовлен буклет для учащихся;

5. Подготовлено выступление.

Гипотеза: я предполагаю, что дрожжи имеют определенные свойства, которые используются в хлебопечении – подтвердились.

Для меня данная работа представила большой интерес – я узнал много нового о дрожжах и способах их применения.

Материалы моей работы можно использовать для доклада на уроке «Окружающего мира», а также для участия в различных конкурсах.

На следующий год я планирую узнать пользу или вред приносит выпечка для организма человека.

Благодарю за помощь в работе моих руководителей – Даровских Ольгу Николаевну, Мокрушину Марину Николаевну, научного консультанта – Ляпунова Андрея Николаевича, а также мою маму Елену Владимировну и бабушку Нину Николаевну.

 


 

список литературы

 

1. Биология (сост. З.А.Власова). – М.: Филолог. «Слово», компания ТКО АСТ, Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, 1996 – 576 с.

2. Большая энциклопедия открытий и изобретений. М. РОСМЭН, 2007.

3. Введенский Б.А. «Большая советская энциклопедия». Второе издание, 1952.

4. Детская энциклопедия «Для ленивых». Альманах серии «Скажи мне, почему?». MASS MEDIA, 1993.

5. Детская энциклопедия «Почему и потому». Сост. О.Н. Корчагина, М., РОСМЭН-ПРЕСС, 2005.

6. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?». М. «Педагогика Пресс», 1995.

7. Ликум А. Всё обо всем. Популярная энциклопедия для детей. М. Компания «Ключ – С», 1994.

8. Почемучка. Энциклопедия для любознательных. М. Премьера. Астрель. АСТ, 2007.

9. Прохоров А.М. «Советский энциклопедический словарь». Издание четвертое, 1987.

10. www.eda-server.ru

11. www.o-xlebe.com

12. ru.wikipedia.org.

13. www.prohleb.ru

 

 

Приложение 1

 

Анкета для детей

 

1. «Знаете ли Вы, что такое дрожжи?»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. «Где их используют?»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

3. «Используют ли Ваши мамы, бабушки дрожжи при изготовлении выпечки?»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...