Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие о частицах. Разновидности частиц.




Частицы – это служебные слова, которые придают различные смысловые оттенки как предложениям, так и словам.

Посредством частиц говорящий: 1) выделяет слово, наиболее важное в данной речи: Обещал же он это сделать. Даже ребёнок это понимает! И кто бы мог подумать! Работа должна быть только отличной; 2) выражает вопрос: Верно ли это? Разве мне не жаль тебя?; 3) выражает восклицание, вызванное каким-нибудь чувством: Что за уха! Да как жирна! (Кр.) Как хорошо ты, о море ночное! (Тютч.); 4) выражает отрицание: Брат не приехал. Меня не ждали. Домик оказался вовсе не плох.

По значению частицы можно разделить на следующие группы:

1) усилительные: же, даже, то, и, ни, ведь, уж и др.;

2) о г р а н и ч и т е л ь н ы е: лишь, только и др.;

3) указательные: вот, вон, это;

4) вопросительные: ли, разве, неужели, ужели, а;

5) восклицательные: что за, как и др.;

6) отрицательные: не, вовсе не, далеко не, отнюдь не.

Особую группу составляют частицы, служащие для образования форм слов и новых слов. Они занимают промежуточное положение между служебными словами, с одной стороны, и приставками и суффиксами – с другой.

Сюдаотносятся, например, следующие частицы:

1) частицы бы, пусть, пускай, да, -ка, было, служащие для выражения наклонений или оттенков наклонений в глаголах;

2) неопределённые частицы: -то, -либо, -нибудь, кое-;

3) отрицательная частица не служит не только для выражения отрицания, но и для образования слов с противоположным значением. В этом случае она выступает в функции приставки: друг – недруг, весёлый – невесёлый, умно -– неумно.

Стилистические свойства и особенности употребления частиц.

По самим своим значениям большинство частиц служит для экспрессивного подчеркивания передаваемых мыслей и чувств. Поэтому естественно, что частицы таких групп, как усилительные (ведь, даже, уж и др.), ограничительные (лишь, только и др.), вопросительные (разве, неужели и др.), восклицательные (как, что за и под.) чаще всего употребляются в тех стилях и жанрах речи, где не только сообщается нечто, но и выражается отношение говорящего к сообщаемому.

Сравните такие примеры: Даже Петя пришёл – частица даже передаёт следующий смысл: «говорящий не ожидал, что Петя придёт»; Почему ты принёс только эту книгу? – говорящий ожидал, что собеседник принесёт и другие книги; Неужели нельзя было сделать это заранее? – говорящий выражает с помощью частицы неужели недоумение; Чтоза прелесть эти сказки! (П.) – частица чтоза передаёт восторг и т. п.

В обиходно-бытовом стиле особую роль играют указательные частицы: с их помощью говорящий может просто указать на предмет, не называя его, так как собеседнику известно, о чём идёт речь, или же предмет находится перед глазами обоих участников разговора. Сравните диалог покупателя и продавца (речь идёт о туфлях): – Дайте, пожалуйста, вон те чёрные.– Эти? – Нет, вот те, рядом. Обычно такое употребление частиц сопровождается указательными жестами.

Некоторые частицы образуют синонимические пары; один из членов пары отличается от другого своей стилистической окраской или сферой употребления. Сравните стилистически нейтральное пусть и разговорное пускай; нейтральное неужели, устаревшее ужели, и просторечное неужто; нейтральное как будто и просторечное никак (А мне, никак, опять есть хочется.– Т.); нейтральное наверное, сниженное небось и просторечно-диалектное чай (Чай, заждался? Небось бранил дядю за то, что не едет? – Т.) и т. п.

Модальные слова.

 

К частицам близки слова, показывающие отношение содержания речи к действительности и о ц е н-к у, которую даёт говорящий сообщаемым фактам: конечно, действительно, безусловно, якобы, по-видимому, кажется, вероятно, очевидно, говорят и под. Такие слова называются модальными (от латинского modus – наклонение).

Среди модальных словпреобладают слова наречного происхождения, совпадающие по форме с качественными наречиями на - о; буквально, действительно, решительно, бесспорно, подлинно и др. Другие модальные слова и обороты образовались из глагольных форм: значит, кажется, признаюсь, видишь ли, знаете ли, как говорится и др.– и из форм имени существительного (без предлога и с предлогом): словом, кстати, в частности и др.

В предложении модальные слова часто играют роль вводных и выделяются запятыми, например: Кажется, я опоздал; Он, бесспорно, один из самых способных учеников. (См. часть II, «Синтаксис».)

Упражнение 365. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Найдите и подчеркните модальные слова.

1) Он, видно, замуч...нный пирушкой или делом, сидел на свёрнутой постел... и дремал. (Л. Т.) 2) Я, кажется, человек и честный, и (не) то чтобы совсем глупый. (С.-Щ.) 3) Мне, призна...ся, совестно допытыва...ся чужой тайны. (Т.). 4) Он начал, по-видимому, утомля...ся и любимой своей деятельностью. (Гонч.). 5) Но зачем он это делал, и сам хорошенько н... знал, да вряд ли и хозяева (то) ведали. (Писем.) 6) Говорят, что ты, дескать, и вор, а молодец. (П.) 7) (Не) бось у тебя семейка (не) малая? (Герц.) 8) Знать, у бойкого народа ты могла голько роди...ся. (Г.) 9) Я, признаюсь, рад, что вы одного мнения со мною. (Г.)

Связка

 

Связка - служебное слово, функцией к-рого является дополнительное указание на синтаксические отношения между главными членами двусоставного предложения. К С. относятся слова (или слово в одном из своих значений) это (застывшая форма местоименного слова), есть и суть (застывшие формы 3-го лица ед. и мн. ч. наст, времени глагола быть), а также спрягаемые формы глаголов являться, явиться, значить, означать, называться.
Традиционно в рус. грамматике С. считается также служебный глагол быть в разных формах, отсутствие к-рого в предложении в формах иаст. нремени объясняется особенностью рус. языка -опущением С. или наличием т. н. нулевой С. (эта точка зрения критикуется в работах В. В. Виноградова). Однако спрягаемая форма служебного глагола быть не выполняет связующей функции, она вводится в предложение для выражения синтаксического времени (прошедшего, будущего), а также сослагательного наклонения во всех его синтаксических значениях.
С. в предложении лишена временного значения, и чистыми С. являются только есть (в собственно отождествляющем значении), суть (в значении 'есть'), это (в значении 'есть')- Употребление С. есть и суть стилистически окрашено. С. есть обычно употребляется в книжной, научно-деловой
и публицистической речи {Квадрат есть равносторонний прямоугольник; Прямая есть крат чайшее расстояние между двумя точками). С. суть в совр. языке встречается редко и используется как средство стилизации архаической речи; она может употребляться при подлежащем, выраженном именем во мн. или ед. ч., и в обоих случаях свободно заменяется С. есть или это: «Грамматика и арифметика суть науки» (Буслаев) = есть науки, =это науки. С. это стилистически нейтральна и употребляется очень широко {Виктор - это мой брат; Самое дорогое у человека - это жизнь; Чтение - это лучшее учение; Понимать друг друга - это счастье; Учиться -это никогда не поздно).
Нек-рые С. способны сочетать в себе собственно связующее значение с указанием на время. К ним относятся сочетание это есть {это было, это будет, это было бы) и названные выше глагольные С. значить {значит, значило, будет значить, значило бы), означать, являться, явиться, называться: Этот молодой человек является {являлся) образцом честности; Любить человека означает {означало, будет означать, означало бы) понимать его; У неё кричать называется {называлось, будет называться, называлось бы) воспитывать.
Несколько С. сохраняют местоименное или ме-стоимеино-наречное значение: таков {такова, таково, таковы), вот {Летать - такова его мечта; Чтение — вот лучшее учение). Есть С, совмещающие связующее значение со значением союза: как, будто, словно, ровно, точно {Каждая встреча будто праздник; Эта новость словно гром среди ясного неба; Платье точно новое)
Наряду со С, выполняющими служебную функцию, широко используются связочные образования со значением идентификации или отождествления {это и есть, то же самое что, это то же самое что, не что иное как, не кто иной как, это и значит, это и означает, это и называется), толкования {это значит, это означает, эгпо называется), указательности {вот это, вот таков), сопоставления {это как, всё равно как, это всё равно как, всё равно что, это всё равно что). Большинство из этих С. в предложении могут сочетаться друг с другом: Чтение есть (это, это есть, еот, вот это, это и есть, вот это и есть) лучшее учение, а также (кроме чистых Ос показателями синтаксического временнбго значения (Москва - таков был мой любимый город; Чтение - это и будет лучшее учение; Платье было есё равно как новое).
Все С. и связочные образования распределены между равными типами предложении, будучи обязательными или характерными для одних и необязательными для других. Так, С есть, это обязательны в простом нераспространённом предложении со значением тождества, когда подлежащее и сказуемое выражены словоформами с одним и тем же лексическим значением: Дети есть (это есть, и есть, это и есть) дети. Мать - это (это есть, и есть, это и есть) мать. В разг. речи в таких предложениях со С. есть или и есть часто употребляются личные местоимения (Дети они и есть дети; Мать она есть мать). Бессвязочная реализация таких предложений возможна только при введении в них распространяющих слов (Дети везде дети; Мать она всегда мать). С- обязательный компонент почти всех предложений, где подлежащее и сказуемое выражены инфинитивом (Любить человека значит его понимать; Написать - это всё равно что рассказать). Бессвязоч-пые реализации возможны только для предложений нек-рых семантических структур (обычно с отрицанием: Жизнь прожить - не поле перейти; Ломать - не строить).
В функции и позиции С часто используются полузнаменательные глаголы бывать, стать, становиться, делаться, сделаться, считаться, казаться, оказаться и т. п. (Вечера становятся холодными; Проблема оказалась сложной; Летать стало его мечтой). Полусвязочные глаголы коррелируют со С, но они сохраняют элементы своего лексического значения и обладают значением синтаксического времени. Иногда к полузнаменательным или полусвязочным глаголам относят также глаголы с узкой закрытой сочетаемостью, образующие вместе с именем устойчивые сочетания (вести разговор, нести ответственность, иметь значение, оказывать влияние и т. п.), однако их роль в предложении отличается от роли С, т. к. онн вместе со следующим далее именем обрадуют лексикализованное единство.
Т.о., С— это собственно служебный формант, обслуживающий определённый круг двусоставных предложений; изъятие С. не меняет синтаксической структуры предложения. Грамматисты логического направления, отождествляющие строение грамматического предложения со строением суждения, усматривают в двусоставных именных предложениях с отсутствующей С. нулевую С. (опущенную,-но как бы присутствующую «тайно»). Однако значимое отсутствие С. в предложениях типа Москва - столица не равно незримому присутствию С. есть (ср. существование нулевого суффикса в системе рус. именного словообразования, к-рое не предполагает незримого присутствия какого-то конкретного суффикса, готового занять своё «законное» место вместо суффиксально значимого нуля).

 

21. Междометие. Значение и функции междометий. Разряды по значению. Звукоподражательные слова.

 

Междометия - это слова, которые непосредственно выражают наши чувства, переживания и волеизъявления, не называя их.

Семантически междометия отличаются от всех знаменательных частей речи тем, что они не обладают функцией называния, т.е. номинативной функцией, так как являются своего рода речевыми знаками, сигналами, употребляемыми для кратчайшего выражения реакции человека на различные события реальной действительности или для выражения требования, желания человека. Выражая (но не называя) чувства и волю, междометия тем не менее осознаются всеми говорящими на данном языке и всем понятны, так как за междометием закреплено определенное смысловое содержание. Но значение междометий обычно может быть понято лишь из контекста, потому что одни и те же междометия могут служить для выражения различных чувств. Многозначными являются, например, междометия ай, ах и другие. Ср.: Ай, ай, как изба настудилась! (Н.) - выражение сожаления, неудовольствия; А неблагодарность... ай! какой гнусный порок! (Т.) - выражение порицания; Ай, Моська! Знать она сильна что лает на слона! (Кр.) - выражение одобрения, но с оттенком иронии; Ай! ай! ай!Какой голосок! Канарейка, право, канарейка! (Г.) - выражение восхищения; Я отвечал, что она [Маша] осталась в крепости на руках у попадьи. - Ай! ай, ай! - заметил генерал (П.) - выражение сожаления и т.д.

Морфологически междометия неизменяемы, т.е. у них отсутствуют категории рода, числа, падежа, лица, времени и т.д. Они почти лишены и форм словообразования.

Роль междометий в языке

Синтаксически междометия также отличаются от знаменательных частей речи, ибо они, как правило, не являются членами предложения, хотя интонационно обычно связаны с предложениями, к которым примыкают или в составе которых находятся.

В предложении междометия чаще всего бывают синтаксически независимы, т.е. не связаны с другими членами предложения. Однако некоторые междометия (из числа выражающих волеизъявление) могут подчинять себе другие члены предложения. Например: - Вон отсюда! Немедленно! - прокричал он ясным металлическим голосом (Пауст.); ...Ну его совсем! (М.-С.).

Для выяснения семантических и морфологических признаков междометия немаловажную роль играет его место в речи: в собственно междометном значении обычно выступают лишь междометия, стоящие впереди или позади предложения (т.е. те, которые пре- или постпозитивны). Являясь своего рода эмоционально-волевым знаком, междометия, находящиеся впереди предложения, как бы сигнализируют о содержании последующего предложения. Например: Ух, я не люблю этого попа! (М. Г.).

Роль поясняющего предложения может выполнять замечание автора. Например: - Ах, мать честная! - выговорил он, сладко расправляя плечи и руки (Фед.). Или: - А! - опять одобрительно тряхнул головой Павел (Фед.); - А... - почти сочувственно протянул Парабукин (Фед.).

Находясь после предложения, междометие может и не иметь пояснения после себя, так как в этом случае смысл междометия ясен из предыдущего предложения. Например: Ну и было мне за это дело от бабушки, ой-ой (Бианки). Или: Сам я сегодня был у покойницы - то есть не у покойницы, а... тьфу! (Ч.).

Междометия могут выступать в роли отдельных членов предложения или выполнять функции усилительных частиц.

Междометия, выражающие волеизъявления и чувства, в разговорном стиле речи выступают иногда в роли сказуемых. Например: Вы все фу-фу-фу, суши весла! - скомандовал Андрей (Т. Березко). Или: Татьяна - ах! а он реветь (П.).

Примечание. Л.В. Щерба слово ах в условиях данного контекста относит не к междометиям, а к глаголам (см. его статью «О частях речи в русском языке» // «Избранные работы по русскому языку». М., 1957, С. 67).

Иногда междометие-сказуемое выполняет функции придаточного предложения: В ту пору был начальником губернии такой зверь, что у!!! (С.-Щ.).

В роли подлежащего и дополнения выступают лишь субстантивированные междометия: Далече грянуло «ура» (П.).

Междометия в роли обстоятельств и определений приобретают соответствующее лексическое содержание: Вон та, средняя, ух, прытка в работе (Вс. Ив.) - в значении «очень».

Междометия, стоящие внутри предложений, выполняют иногда роль усилительных частиц, сочетаясь со словами как, какой. Например: Самонадеянности мореох как не любит! (Соб.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...