Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международные природоохранные экологические организации




Организация Объединенных Наций (ООН) по во­просам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Сфера деятельности: 1) руководство межправительст­венными программами; 2) учет и организация охраны природных объектов, отнесенных к Всемирному на­следию; 3) оказание помощи в развитии экологическо­го образования.

Международный союз охраны природы и природ­ных ресурсов (МСОП). Сфера деятельности: 1) сохра­нение естественных экосистем; 2) сохранение редких и исчезающих видов растений и животных, памятни­ков природы; 3) организация заповедников, резерва­тов, национальных природных парков; 4) экологичес­кое просвещение.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Сфера деятельности: 1) охрана здоровья человека в ас­пекте его взаимодействия с окружающей средой; 2) организация санитарно-эпидемиологического мо­ниторинга окружающей среды; 3) проведение сани­тарно-гигиенической экспертизы и оценка качества окружающей среды.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Сфера деятельности: 1) разработка Правил строительства и эксплуатации АЭС; 2) проведение экспер­тизы проектируемых и действующих АЭС; 3) оценка воз­действия радиоактивных материалов на окружающую среду; 4) установка норм радиационной безопасности.

Продовольственная и сельскохозяйственная орга­низация ООН (ФАО). Сфера деятельности: 1) решение экологических проблем в сельском хозяйстве; 2) охрана и использование земель, водных ресурсов, лесов, живот­ного мира, биологических ресурсов Мирового океана.

Всемирная метеорологическая организация (ВМО). Сфера деятельности: 1) изучение и обобщение воздей­ствия человека на погоду и климат планеты в целом и по отдельным регионам; 2) глобальный мониторинг.

Международная организация труда (МОТ). Сфера деятельности: 1) повышение уровня образования руко­водителей, специалистов и трудящихся в области безо­пасности и охраны труда; 2) создание условий для безо­пасного труда; 3) предупреждение профессиональных заболеваний; 4) уменьшение загрязнения среды и лик­видация других факторов, отрицательно сказываю­щихся на здоровье и благополучии работающих.

Гринпис (Зеленый мир) — международная непра­вительственная организация, созданная в 1971 году с целью сохранения природной среды Земли от разру­шения. Основные цели: привлечение широкой обще­ственности к вопросам охраны окружающей среды.

 

 

ВОЗДЕЙСТВИЕ ТРАНСПОРТА

 

Введение

На рубеже XXI в. человечество оказалось перед парадоксальным фактом: с одной стороны - научно-технический прогресс в сочетании с экологической неграмотностью послужили причиной деградации окружающей среды; с другой стороны - только человек должен стать гарантом охраны природы. Сейчас, когда человек, по определению В.И. Вернадского, превратился в «огромную геологическую силу», мы должны охранять окружающую среду от человека и для человека, что является только частью проблем, решаемых экологией. Экология является перекрестком для специалистов всех направлений, для которых, как и для всех людей планеты, экологические знания являются насущной необходимостью сегодняшнего дня, и учебным классом становится весь мир. Более глубокое освоение каждым человеком экологических знаний будет способствовать бережному отношению к природе и сохранению ее богатств.

В настоящее время проблемы экологии природопользования очень остро стоят перед человечеством. Растет население планеты, промышленное производство, количество транспортных средств, добыча полезных ископаемых и как следствие негативное антропогенное воздействие на окружающую среду. В истории большое количество экологических просчетов, неприятия экологических норм и как следствие последствий, как в локальном, так и глобальном масштабе. Примерами служит авария на Чернобыльской АЭС, варварская добыча золота на Аляске в период освоения, проект «Поворот рек» в СССР и т.д.

На современном этапе в зарубежных странах серьезно занимаются вопросами проблем экологии и антропогенного воздействия на природу. Создано множество организаций и движений по защите природы - это и ЮНЕСКО, и Green peace и многие другие.

Но как бы они не старались, мы все равно сталкиваемся с различными катастрофами и проблемами, главными из которых по-прежнему остаются халатное отношение человека и растущее потребление.

Особенно остро данная проблема стоит в России. РФ является развивающейся страной, где проблемам экологии уделяется крайне мало внимания. Мы повсюду сталкиваемся с варварским отношением к природе и попиранием всяческих норм и правил. С ростом добычи полезных ископаемых и биоресурсов нам требуется плановый подход к рациональному природопользованию и сохранению популяций, чему в настоящее время уделяется очень мало внимания. Поэту в данной работе мы попытаемся показать, как важно бережно относится к нашей природе, чтобы избежать глобальных последствий в будущем. Поэтому актуальность данной работы не оставляет сомнений.

Цель данной работы изучить влияние транспорта на различные экосистемы.

Задачи:

- определить понятие экологии

- понятие экосистемы и ее виды

- провести классификацию существующих видов транспорта

- определить воздействие различных видов транспорта на окружающую среду и снижение выбросов.


1. Теоретическая часть

1.1 Понятие экологии

Термин «экология» и его производные активно вошли в лексикон нашей повседневной жизни. Экология стала одной из сторон гуманизма, включающей в себя духовность, понимание единства человека с природой, высокую культуру, интеллект. Заслуга введения термина «экология» в науку принадлежит немецкому биологу Эрнсту Геккелю (1866), который использовал его в капитальном труде «Общая морфология организмов». Под экологией Э. Геккель понимал «науку о месте обитания видов» и определил ее как биологическую науку, изучающую взаимоотношения организмов с окружающей средой.

Это слово (греч.) в буквальном смысле означает «экос» - дом, жилище; «логос» - наука. Современные экологи рассматривают экологию как науку о закономерностях взаимосвязей и взаимодействии организмов и их систем друг с другом, а также со средой обитания и изменением этих закономерностей под влиянием природных и антропогенных воздействий.

Возникнув в недрах биологии, экология получила развитие в различных областях знаний человека. Сегодня экология понимается как: Часть биологии (биоэкология), изучающая отношение организмов (особей, популяций, биоценозов и т.п.) между собой и окружающей средой.

Дисциплина, изучающая общие законы функционирования экосистем различного иерархического уровня; Комплексная наука, исследующая среду обитания живых существ (включая человека); Область знаний, рассматривающая некую совокупность предметов и явлений с точки зрения субъекта или объекта (как правило, живого или с участием живого), принимаемого за центральный в этой совокупности (это может быть и промышленное предприятие); Исследования положения человека как вида, его связи с экологическими системами и мерой воздействия на них.

В целом современная, всеобщая или «большая» экология (глобальная) - научное направление, рассматривающее некую значимую для центрального члена анализа (субъекта, живого объекта) совокупность природных и отчасти социальных (для человека) явлений и предметов с точки зрения интересов этого центрального субъекта или живого объекта. В настоящее время экология включает ряд научных отраслей и дисциплин, подчас далеких от первоначального понимания экологии как биологической науки (биоэкологии), хотя в основе всех современных направлений экологии лежат фундаментальные идеи биоэкологии.

В связи с многозначностью термина «экология» высказываются опасения полного стирания первоначального смысла экологии как биологической науки. Однако такие опасения не имеют достаточного под собой основания. Из приведенных определений четвертое имеет наиболее общефилософский смысл и ближе всего соответствует современному широкому пониманию экологии.

Взаимоотношения общества и окружающей среды тесно связаны с развитием социальной экологии, которая как научная дисциплина рассматривает взаимоотношения в системе «общество-природа», изучает взаимодействие и взаимосвязи человеческого общества и природы среды и разрабатывает научные основы рационального природопользования, направленные на охрану природы, оптимизации среды обитания человека. Социальная экология выявляет закономерности взаимодействия человеческого общества и его отдельных территориальных групп с природой и проектирование на этой основе новой гармонической среды. Она рассматривает соотношения общества с географической, социальной и культурной средами.

Социальная экология исследует поступки людей, взаимодействия этих поступков на других людей через их восприятие, социально-психологическую оценку человеческих взаимоотношений на фоне объективных свойств среды обитания и реальность человеческого организма.

Предметом социальной экологии являются законы развития биосферы как целого в связи с использованием ее людьми для обеспечения природных условий развития общества. Отсюда ярко выраженный комплексный характер социальной экологии, формирующийся на стыке практики для современных наук. Она возникла в ответ на потребность в сокращении опасного воздействия людей на природу для сохранения естественных условий жизни. Ее основное назначение обеспечить качественно новый способ развития общества во взаимодействии с природой.

Прикладная экология разрабатывает нормы использования природных ресурсов и среды жизни, устанавливает допустимые нагрузки на них, а также формы управления экосистемами различного иерархического уровня и способы экологизации хозяйства. В этих рамках осуществляются изучение механизмов разрушения биосферы человеком, разработка способов предотвращения этого процесса и принципов рационального использования природных ресурсов без деградации среды обитания человека. Прикладная экология базируется на системе законов, правил и принципов экологии и природопользования.

В 1986 г. оформилась как самостоятельная научная дисциплина экологическая медицина, которая рассматривает все аспекты воздействия окружающей среды на здоровье человека, в центре ее - факторы, непосредственно ведущие к «средовым» заболеваниям.

Она включает в себя разделы биологии человека, медицины (гигиены, токсикологии, эпидемиологии), химии, физики, социологии, технологии различных производств, изучение клеточных и молекулярных механизмов их действия на практику санитарного контроля за чистотой среды жизни человека.

Популяционная экология рассматривает прямые и обратные связи популяций со средой и внутрипопуляционные процессы.

Какие основные особенности экологии как науки можно выделить?

1. Объектом изучения экологии является система.

2. Одним из субъектов системы является живое существо (человек), активно преобразующий систему в процессе жизнедеятельности.

3. Множество связей, существующих между элементами системы, но мало изученных человеком.

Цель экологии как науки - обеспечение общества суммой знаний, достаточных для производства биологического разнообразия и создания условий для сохранения жизни на планете. Экология как наука вполне самостоятельна. Ей свойственны свои методы исследования объектов и систем, она базируется на своих законах, имеет и решает свои проблемы. Ю. Одум утверждал, что экологию нужно рассматривать как науку о структуре и функциях природы. Вместе с тем экология использует методы и законы других наук - биологии, физики, химии, математики и т.п.

Не следует ее путать с экологистикой - научным течением прикладного характера, также рассматривающим систему «общество-природа». Главной действующей фигурой экологистики является экологист - эколог-неспециалист, обычно представитель социальной экологии.

Либо это эколог-специалист, выдвигающий на первый план природоохранные аспекты своей науки, либо участник экологического движения (члены партии «зеленых» и т.д.). Поскольку экология имеет прямое отношение к проблемам сохранения жизни на Земле, необходимо разобраться в понятиях - охрана природы и охрана природной среды, окружающей человека. Существует также тенденция ставить знак равенства между охраной природы и рациональным природопользованием. Между тем охрана природы лишь составная часть природопользования.

1.2 Экосистема. Понятие

Экосистема (от греческого oikos - жилище, местопребывание и система), единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания (атмосфера, почва, водоем и т.п.), в котором они связаны между собой обменом вещества и энергии. Понятие экосистема применяется к природным объектам различной сложности и размеров: океан или небольшой пруд, тайга или участок березовой рощи.

Реальная экосистема характеризуется следующими особенностями строения и функционирования:

Система и её элементы открыты для внешних воздействий

Экосистема - динамичная структура, развивается.

Структура системы соподчинена, и реакция на внешние воздействия происходит на разных уровнях организации.

Система реагирует на воздействия по принципу обратной связи (саморегуляция).

Все элементы экосистемы находится в разной степени связи между собой. В данном случае выбрана экосистема в масштабе биогеоценоза. На этом уровне можно подчеркнуть ещё особенность в строении и функционировании системы:

Элементы системы (популяции) постоянно возобновляются и развиваются.

Экологическая система (экосистема) - пространственно определенная совокупность живых организмов и среды их обитания, объединенных вещественно-энергетическими и информационными взаимодействиями.

Термин “Экосистема” был введен в экологию английским ботаником А. Тенсли.

Различают водные и наземные экосистемы. При этом в одной природной зоне встречается множество сходных экосистем - или слитых в однородные комплексы или разделенных другими экосистемами.

В каждой наземной экосистеме есть абиотический компонент - биотоп, или экотоп - участок с одинаковыми ландшафтными, климатическими, почвенными условиями; и биотический компонент - сообщество, или биоценоз - совокупность всех живых организмов, населяющих данный биотоп. Биотоп является общим местообитанием для всех членов сообщества. Биоценозы состоят из представителей многих видов растений, животных и микроорганизмов. Практически каждый вид в биоценозе представлен многими особями разного пола и возраста. Они образуют популяцию (или часть популяции) данного вида в экосистеме. Биоценоз очень трудно рассматривать отдельно от биотопа, поэтому вводят такое понятие, как биогеоценоз (биотоп+биоценоз). Биогеоценоз - элементарная наземная экосистема, главная форма существования природных экосистем. Этот термин ввел В.Н. Сукачев.

Каждая экосистема имеет определенную функциональную структуру.

В каждую экосистему входят группы организмов разных видов, различимые по способу питания:

- автотрофы (“самопитающиеся”)

- гетеротрофы (“питающиеся другими”).

Консументы - потребители органического вещества живых организмов.

Дитритофаги, или сапрофаги, - организмы, питающиеся мертвым органическим веществом - остатками растений и животных.

Редуценты - бактерии и низшие грибы - завершают деструктивную работу консументов и сапрофагов, доводя разложение органики до ее полной минерализации и возвращая в среду экосистемы последние порции двуокиси углерода, воды и минеральных элементов.

Все названные группы организмов в любой экосистеме тесно взаимодействуют между собой, согласуя потоки вещества и энергии.

Их совместное функционирование не только поддерживает структуру и целостность биоценоза, но и оказывает существенное влияние на абиотические компоненты биотопа, обусловливая самоочищение экосистемы, ее среды.

В подавляющем большинстве экосистем осуществляется фундаментальный обратимый химический процесс.

Принципиальное различие между потоками вещества и энергии в экосистеме заключается в том, что биогенные элементы, составляющие органическое вещество, могут многократно участвовать в круговороте веществ, тогда как поток энергии однонаправлен и необратим. Каждая порция энергии используется только однократно. В соответствии со вторым законом термодинамики на каждом этапе трансформации энергии значительная ее часть неизбежно теряется, рассеивается в виде теплоты.

Прослеживая пищевые взаимоотношения между членами биоценоза, можно построить пищевые цепи и пищевые сети питания различных организмов. Различают несколько типов пищевых систем:

- Пастбищные пищевые цепи (цепи эксплуататоров).

- Цепи паразитов.

- Детритные цепи.

Благодаря определенной последовательности пищевых отношений различаются отдельные трофические уровни переноса веществ и энергии в экосистеме, связанные с питанием определенной группы организмов. Так, первый трофический уровень во всех экосистемах образуют продуценты - растения, второй - первичные консументы - фитофаги, третий - вторичные консументы - зоофаги и т.д. Совокупность трофических уровней различных экосистем моделируется с помощью трофических пирамид численностей, биомасс и энергий.

Экосистему можно представить в виде диаграммы потока энергии. Она существенно зависит от типа экосистемы, исходной биомассы продуцентов и числа трофических уровней. Для реальных систем характерно ветвление потоков энергии.

Вход системы - поток солнечной энергии. Большая ее часть рассеивается в виде теплоты. Часть энергии, эффективно поглощенная растениями, преобразуется фотосинтезом в энергию химических связей углеводов и других органических веществ. Это валовая первичная продукция (ВПП, брутто-продукция) экосистемы. Часть ее веществ окисляется в процессе дыхания растений и освобождает энергию. Эта энергия используется в других биохимических процессах в растении и в конечном счете также рассеивается в виде тепла. Оставшаяся часть новообразованных органических веществ обусловливает прирост биомассы растений - чистую первичную продукцию (ЧПП, нетто-продукцию) экосистемы.

Отношение чистой продукции к валовой, т.е. коэффициент эффективности фотосинтеза, зависит от типа растительности.

Суммарная биомасса стабильной экосистемы относительно постоянна. При переходе от одного трофического уровня к другому часть доступной энергии не воспринимается, а часть расходуется на дыхание. В среднем при переходе с одного трофического уровня на другой общая энергия уменьшается приблизительно в 10 раз (“правило 10%”). Чем длиннее пищевая цепь, тем меньше остается к ее концу доступной энергии. Поэтому число трофических уровней никогда не бывает слишком большим. Диаграммы потоков энергии существенно зависят от типа экосистемы, исходной биомассы продуцентов и числа трофических уровней.

В природных экосистемах происходят постоянные изменения состояния популяций организмов. Они вызываются разными причинами.

Кратковременные - погодными условиями и биотическими воздействиями, сезонные - большим годовым ходом температуры. От года к году - различными случайными сочетаниями абиотических и биотических факторов. Однако все эти колебания, как правило, более или менее регулярны и не выходят за границы устойчивости экосистемы. Такое состояние экосистемы носит название климаксного.

Климаксные сообщества характеризуются устойчивым динамическим равновесием между биотическими потенциалами входящих в сообщество популяций и сопротивлением среды.

Выделяют 4 типа эволюции экосистем, частично перекрывающихся и совмещающихся во времени и пространстве:

Первый тип (дивергенционный) начинается со специализации видов-эдификаторов в одной части экосистемы при неизменности их в остальных. Это сразу же высвобождает значительное число лицензий. При этом малозначимые виды могут использовать прежние лицензии.

В результате из одной системы получаются две разные, разделенные в пространстве.

Второй тип (анагенетический) очень сходен с первым, но специализация тут усиливается не в разных пространственных участках, а в ходе изменения общих условий во времени. Результат - смена одной экосистемы другой.

Третий тип (интродукционный) обусловлен успешным вселением какого-то ранее не существовавшего в ней вида и его обособления от предкового. В этом случае также формируются новые ниши и происходит перераспределение лицензий. Важно подчеркнуть, что скорость процессов, идущих при этом типе (в отличие от двух предыдущих), заметно больше и в то же время экосистема, эволюционирующая по такому пути, в силу гораздо меньшего числа связей заметно менее устойчива.

Наконец, четвертый тип (диверсификационный) предусматривает формирование экосистемы за счет "внутренних ресурсов". Этот путь эволюции характерен для экосистем изолятов, например, островов и гигантских долгоживущих озер (Байкал, Каспий, Танганьика и др.), резко изолированных или внешними преградами или режимом. При этом какой-то вид или какие-то немногие виды вселяются в незаселенный и изолированный биотоп. Далее, в результате освоения каких-то ниш, уже существовавших или возникших при взаимодействии видовых популяций, формируются новые лицензии, которые тут же используются с образованием новых реализованных (а затем и фундаментальных) ниш и так далее. Важно подчеркнуть две главные особенности этого типа. Во-первых, эволюция при этом типе идет крайне быстро, так как формирование свободных лицензий до какого-то момента идет лавинообразно.

Во-вторых, в силу адаптаций к конкретным условиям острова или озера, невозможности появления хищников и конкурентов извне; экосистемы, эволюционирующие по этому типу, крайне чувствительны к внешним воздействиям.

Геомеостаз экосистемы - постоянство важнейших экологических параметров.

Стремясь поддержать постоянство экосистемы, тем не менее, способны к изменениям, к развитию, к переходу от более простых к более сложным формам. Масштабные изменения географической обстановки или типа ландшафта под влиянием природных катастроф или деятельности человека приводят к определенным последовательным изменениям состояния биогеоценозов местности - сукцессиям. (Различают первичную и вторичную сукцессии).

Первичная сукцессия - постепенное заселение организмами появившейся девственной суши, оголенной материнской породы.

Вторичные сукцессии имеют характер постепенного восстановления свойственного данной местности сообщества после нанесенных повреждений. Сукцессии происходят путем замещения одних видов другими.

Развитие экосистем не сводится к сукцессиям. В отсутствие нарушений среды незначительные, но стойкие отклонения от единицы приводят к изменению соотношения между автотрофами и гетеротрофами, постепенно увеличивают биологическое разнообразие и относительное значение детритных цепей в круговороте веществ, так что вся продукция используется полностью. Человеку удается снимать высокие урожаи биомассы только на начальных фазах сукцессий или развития искусственных экосистем с преобладанием монокультуры, когда нетто-продукция велика.

“Правило 10%” (правило пирамиды энергий Р. Линдемана): с одного трофического уровня экологической пирамиды переходит на другой, более высокий ее уровень (по “лестнице” продуцент - консументы), в среднем около 10% поступившей на предыдущий уровень энергии.

“Правило 1%”: для биосферы в целом доля возможного потребления чистой первичной продукции (на уровне консументов высших порядков) не превышает 1%.


2. Аналитическая часть

2.1 Виды транспорта

Основными видами транспорта в РФ являются: железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и речной. Каждый из данных видов транспорта выполняет в рамках транспортной системы России определенную функцию в соответствии со своими технико-экономическими особенностями, провозной способностью, географическими и историческими особенностями развития.

В условиях России железнодорожный транспорт наиболее эффективен для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков, а также для перевозки пассажиров на средние расстояния и в пригородном сообщении.

Автомобильный транспорт не может составить конкуренции железнодорожному в массовых межрайонных грузовых перевозках, прежде всего из-за его высокой удельной энергоемкости и себестоимости перевозок, большой дальности перевозок и отсутствия современной сети автодорог высокого технического уровня.

Сфера применения автомобильного транспорта в России -- внутригородские, пригородные и внутрирайонные грузовые и пассажирские перевозки, в также перевозки на средние и дальние расстояния малотоннажных ценных и скоропортящихся грузов.

Морской транспорт выполняет в основном внешние, экспортно-импортные перевозки (в том числе все грузовые перевозки в межконтинентальном сообщении). Велика его роль в каботажных (внутренних) перевозках для северных и восточных прибрежных регионов страны.

Внутренний водный (речной) транспорт предназначен для перевозок отдельных массовых видов грузов на средние и дальние расстояния, а также для пассажирского сообщения (особенно пригородного). Однако в последние десятилетия он не выдерживает конкуренции с другими видами транспорта и практически превратился в специфический вид технологического транспорта, предназначенного для перевозки минерально-строительных материалов.

Трубопроводный транспорт, в отличие от выше описанных универсальных видов транспорта, пока остается узкоспециализированным, предназначенным для перекачки на дальние расстояния жидких и газообразных продуктов ограниченной номенклатуры.

По своим функциям воздушный транспорт также относится к узкоспециализированным: он осуществляет в основном пассажирские перевозки на дальние и средние расстояния, хотя и имеют большое значение в транспортировке ряда ценных, скоропортящихся и срочных грузов.

2.2 Влияние автомобильного транспорта на экологию города

Основная причина загрязнения воздуха заключается в неполном и неравномерном сгорании топлива. Всего 15% его расходуется на движение автомобиля, а 85% «летит на ветер». К тому же камеры сгорания автомобильного двигателя - это своеобразный химический реактор, синтезирующий ядовитые вещества и выбрасывающий их в атмосферу.

Двигаясь со скоростью 80-90 км/ч в среднем автомобиль превращает в углекислоту столько же кислорода, сколько 300-350 человек. Но дело не только в углекислоте. Годовой выхлоп одного автомобиля - это 800 кг окиси углерода, 40 кг окислов азота и более 200 кг различных углеводородов. В этом наборе весьма коварна окись углерода.

Из-за высокой токсичности её допустимая концентрация в атмосферном воздухе не должна превышать 1 мг/м3. Известны случаи трагической гибели людей, запускавших двигатели автомобилей при закрытых воротах гаража. В одноместном гараже смертельная концентрация окиси углерода возникает уже через 2-3 минуты после включения стартера. В холодное время года, остановившись для ночлега на обочине дороги, неопытные водители иногда включают двигатель для обогрева машины. Из-за проникновения окиси углерода в кабину такой ночлег может оказаться последним.

Уровень загазованности магистралей и примагистральных территорий зависит от интенсивности движения автомобилей, ширины и рельефа улицы, скорости ветра, доли грузового транспорта и автобусов в общем потоке и других факторов. При интенсивности движения 500 транспортных единиц в час концентрация окиси углерода на открытой территории на расстоянии 30-40 м от автомагистрали снижается в 3 раза и достигает нормы. Затруднено рассеивание выбросов автомобилей на тесных улицах. В итоге практически все жители города испытывают на себе вредное влияние загрязнённого воздуха.

На скорость распространения загрязнения и концентрацию его в отдельных зонах города значительно влияют температурные инверсии. В основном, они характерны для севера европейской части России, Сибири, Дальнего Востока и возникают, как правило, при штилевой погоде (75% случаев) или при слабых ветрах (от 1 до 4 м/с). Инверсионный слой выполняет роль экрана, от которого на землю отражается факел вредных веществ, в результате чего их приземные концентрации возрастают в несколько раз.

Из соединений металлов, входящих в состав твёрдых выбросов автомобилей, наиболее изученными являются соединения свинца.

Это обусловлено тем, что соединения свинца, поступая в организм человека и теплокровных животных с водой, воздухом и пищей, оказывают на него наиболее вредное действие. До 50% дневного поступления свинца в организм приходится на воздух, в котором значительную долю составляют отработавшие газы автомобилей.

Поступления углеводородов в атмосферный воздух происходит не только при работе автомобилей, но и при разливе бензина. По данным американских исследователей в Лос-Анджелесе за сутки испаряется в воздух около 350 тонн бензина. И повинен в этом не столько автомобиль, сколько сам человек. Чуть-чуть пролили при заливке бензина в цистерну, забыли плотно закрыть крышку при перевозке, плеснули на землю при заправке на автозаправочной станции, и в воздух потянулись различные углеводороды.

В условиях сильного городского шума происходит постоянное напряжение слухового анализатора. Это вызывает увеличение порога слышимости (10 дБ для большинства людей с нормальным слухом) на 10-25 дБ.

Шум в больших городах сокращает продолжительность жизни человека. По данным австрийских исследователей, это сокращение колеблется в пределах 8-12 лет. Чрезмерный шум может стать причиной нервного истощения, психической угнетённости, вегетативного невроза, язвенной болезни, расстройства эндокринной и сердечно-сосудистой систем. Шум мешает людям работать и отдыхать, снижает производительность труда.

Массовые физиолого-гигиенические обследования населения, подвергающегося воздействию транспортного шума в условиях проживания и трудовой деятельности, выявили определённые изменения в состоянии здоровья людей.

При этом изменения функционального состояния центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, слуховой чувствительности зависели от уровня воздействующей звуковой энергии, от пола и возраста обследованных. Наиболее выраженные изменения выявлены у лиц, испытывающих шумовое воздействие в условиях, как труда, так и быта, по сравнению с лицами, проживающими и работающими в условиях отсутствия шума.

Высокие уровни шума в городской среде, являющиеся одним из агрессивных раздражителей центральной нервной системы, способны вызвать её перенапряжение. Городской шум оказывает неблагоприятное влияние и на сердечно-сосудистую систему. Ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, повышенное содержание холестерина в крови встречаются чаще у лиц, проживающих в шумных районах.

Шум в значительной мере нарушает сон. Крайне неблагоприятно действуют прерывистые, внезапно возникающие шумы, особенно в вечерние и ночные часы, на только что заснувшего человека. Внезапно возникающий во время сна шум (например, грохот грузовика) нередко вызывает сильный испуг, особенно у больных людей и у детей. Шум уменьшает продолжительность и глубину сна. Под влиянием шума уровнем 50 дБ срок засыпания увеличивается на час и более, сон становится поверхностным, после пробуждения люди чувствуют усталость, головную боль, а нередко и сердцебиение.

Отсутствие нормального отдыха после трудового дня приводит к тому, что естественно развивающееся в процессе работы утомление не исчезает, а постепенно переходит в хроническое переутомление, которое способствует развитию ряда заболеваний, таких как расстройство центральной нервной системы, гипертоническая болезнь.

Наибольшие уровни шума 90-95 дБ отмечаются на магистральных улицах городов со средней интенсивностью движения 2-3 тыс. и более транспортных единиц в час.

Уровень уличных шумов обуславливается интенсивностью, скоростью и характером (составом) транспортного потока. Кроме того, он зависит от планировочных решений (продольный и поперечный профиль улиц, высота и плотность застройки) и таких элементов благоустройства, как покрытие проезжей части и наличие зелёных насаждений. Каждый из этих факторов способен изменить уровень транспортного шума в пределах до 10 дБ.

В промышленном городе обычно высок процент грузового транспорта на магистралях. Увеличение в общем потоке автотранспорта грузовых автомобилей, особенно большегрузных с дизельными двигателями, приводит к повышению уровней шума. В целом грузовые и легковые автомобили создают на территории городов тяжёлый шумовой режим.

Шум, возникающий на проезжей части магистрали, распространяется не только на примагистральную территорию, но и вглубь жилой застройки. Так, в зоне наиболее сильного воздействия шума находятся части кварталов и микрорайонов, расположенных вдоль магистралей общегородского значения (эквивалентные уровни шума от 67,4 до 76,8 дБ). Уровни шума, замеренные в жилых комнатах при открытых окнах, ориентированных на указанные магистрали, всего на 10-15 дБ ниже.

Акустическая характеристика транспортного потока определяется показателями шумности автомобильности. Шум, производимый отдельными транспортными экипажами, зависит от многих факторов: мощности и режима работы двигателя, технического состояния экипажа, качества дорожного покрытия, скорости движения. Кроме того, уровень шума, как и экономичность эксплуатации автомобиля, зависит от квалификации водителя.

Шум от двигателя резко возрастает в момент его запуска и прогревания (до 10 дБ). Движение автомобиля на первой скорости (до 40 км/ч) вызывает излишний расход топлива, при этом шум двигателя в 2 раза превышает шум, создаваемый им на второй скорости. Значительный шум вызывает резкое торможение автомобиля при движении на большой скорости. Шум заметно снижается, если скорость движения гасится за счёт торможения двигателем до момента включения ножного тормоза.

За последнее время средний уровень шума, производимый транспортом, увеличился на 12-14 дБ. Вот почему проблема борьбы с шумом в городе приобретает всё большую остроту.


2.3 Влияние авиатранспорта на атмосферу

Хотя суммарный выброс загрязняющих веществ двигателями самолетов сравнительно невелик (для города, страны), в районе аэропорта эти выбросы вносят определяющий вклад в загрязнение среды. К тому же турбореактивные двигатели (так же как дизельные) при посадке и взлете выбрасывают хорошо заметный на глаз шлейф дыма. Значительное количество примесей в аэропорту выбрасывают и наземные передвижные средства, подъезжающие и отъезжающие автомобили.

В аэропорту Лос-Анджелеса в 1970 г эмиссия от самолетов и наземных средств составила:

- Вещество СО Hn Cm Noх

- Аэрозоль

- Эмиссия

- Самолеты 10250 18000 2500 3820

- наземные средства 8980 1235 750 80

Согласно полученным оценкам, в среднем около 42% общего расхода топлива тратится на выруливание самолета к взлетно-посадочной полосе (ВПП) перед взлетом и на заруливание с ВПП после посадки (по времени в среднем около 22 мин.). При этом доля несгоревшего и выброшенного в атмосферу топлива при рулении намного больше, чем в полете. Помимо улучшения работы двигателей (распыление топлива, обогащение смеси в зоне горения, использование присадок к топливу, впрыск воды и др.), существенного уменьшения выбросов можно добиться путем сокращения времени работы двигателей на земле и числа работающих двигателей при рулении (только за счет последнего достигается снижение выбросов в 3-8 раз).

В последние 10 - 15 лет большое внимание уделяется исследованию тех эффектов, которые могут возникнуть в связи с полетами сверхзвуковых самоле

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...