Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разумный выбор супруга. Осмотрительность при

заключении брака

 

Христианский брак признаётся пожизненным и нерасторжимым: «браки заключаются на небесах и один раз». Католическая церковь не допускала развод при жизни супругов, а православная церковь допускала развод как крайнюю меру, как правило, при виновном поведении одного из супругов. По мнению отцов церкви, лучшее средство предупреждения разводов заключается в том, чтобы в первую очередь убедиться, что партнеры подходят друг другу. Нет в жизни более ответственного, более значимого, более влияющего на всю жизнь шага, как решение вступить в брак и выбор супруга. Выбор супруга должен совершаться один раз и на всю жизнь. При этом нет способа, который бы гарантировал от ошибок. Брак - это всегда риск. Русские пословицы на эту тему гласят: «Идучи на войну молись, идучи на море - молись вдвое, хочешь жениться - молись втрое»; «Девица, ищи себе мужа для века, и замуж иди, рассмотря человека»; «Замуж выходи, в оба гляди», так как «замуж идти - чужой век заесть, а свой положить»; «Трижды человек дивен бывает: родится, женится и умирает».

Русский народный идеал - добрая жена и крепкая дружная семья. На эту тему существует множество русских пословиц: «Добрая жена - веселье, а худая - злое зелье»; «Добрая жена да жирные щи - другого добра не ищи!»; «Добрую жену взять - ни скуки, ни горя не знать»; «С доброй женой горе - полгоря, а радость - вдвойне»; «Не надобен и клад, коли у мужа с женой лад»; «Живут рука в руку, душа в душу». Ф. М. Достоевский отмечал: «В браке три четверти счастья человечества, а в остальном - едва ли четверть». «Дом и тепло семьи представляют собой несоизмеримо бόльшую ценность для человека, чем школа, работа, общественная и политическая деятельность». Для христианина, семья выше всего, кроме Бога. Ни богатство, ни власть, ни слава, ни крепкое здоровье не могут доставить и обеспечить человеку столько счастья, сколько доброе, мирное, счастливое супружество. И, наоборот, ни бедность, ни скромность положения в обществе, ни болезнь - ничто вообще не может быть так тягостно и невыносимо, как именно неудачное, несчастное супружество. Счастливый брак - это остаток рая на земле, а несчастный брак - это одно из отделений ада. «От пожара, от потопа и от злой жены, боже, нас сохрани»; «Жена злонравна - мужу погибель»; «Кто злую жену получит, тот всю жизнь свою погубит»; «Хорошее замужество - прянишна коврижка, а худое замужество - гробова покрышка». Талмуд говорил: «Среди тех, кто никогда не увидит лицо ада - он, у которого была плохая жена». Другими словами, человек, которому «не повезло» с супругом, проходит через испытания, искупающие его грехи. Что же необходимо для счастливого супружества? На этот судьбоносный вопрос дают ответ отцы православной церкви. В дальнейшем мы ограничимся изложением их взглядов, особенно Иоанна Златоуста.

Счастье супружества зависит, прежде всего, от разумного выбора женихом невесты и невестой жениха. При выборе спутника жизни необходимо проявить осмотрительность, благоразумие, осторожность, неторопливость (не торопиться с окончательным решением), основательное размышление о верности выбора. «Кто женится скоро, у того редко бывает в доме споро»; «Женился на скорую руку, да на долгую муку»; «Женился Данила на скорую руку, на долгое горе, терпенье, да муку». Необходимо, как можно лучше узнать будущего супруга до брака. Однако глубоко узнать будущего супруга до брака невозможно.

Дело в том, что отношения между мужчиной и женщиной проходят три основные стадии: жених и невеста, муж и жена, отец и мать. Жених и невеста - это пока ещё чужие друг для друга люди, а потому они прячут все свои недостатки. Муж и жена - это уже близкие люди, причём жена ближе, чем мать, а муж ближе, чем отец. И если мы не стесняемся своих близких родственников, то после медового месяца супруги не стесняются друг друга. В первые два-три года супруги столько узнают друг о друге ранее неизвестного, особенно недостатки, что большинство разводов совершается как раз через два-три года совместной жизни. Настоящая любовь может проявиться только тогда, когда двое научатся вместе любить третьего, то есть только когда в семье появятся новые члены семьи, и супруги становятся отцом и матерью.

Практически ни один жених не знает, какой женой будет его невеста и, тем более, какой матерью она будет. Слово «невеста» образуется от корня «ведать», «весть». «Невеста» - значит «неизведанная», «неизвестная». Практически ни одна невеста не знает, каким мужем и отцом будет её жених. Тем не менее, надо стараться как можно больше разглядеть своего избранника. Необходим достаточный срок для испытания друг друга. Поэтому от знакомства до брака пусть пройдёт не менее года. Но «много выбирать - женатым не бывать», «много невест разбирать, так женатому век не бывать».

Никто из людей не является совершенным, у каждого человека свои недостатки, поэтому выходят не за достоинства, а скорее за недостатки. «Кто ищет невесту без недостатков – останется без жены» (азербайджанская). При выборе спутника жизни оценивают, много ли их, и какие самые страшные, и можно ли вам персонально с такими недостатками ужиться. При столь ответственном выборе необходимо руководствоваться не только сердцем, но и разумом. Нужно задать себе вопрос: а хотели бы вы прожить с этим человеком всю жизнь? Быть с ним всегда: не только в радости, но и в горе? А хочу ли я, чтобы этот человек был отцом моих детей? Хочу ли я, чтобы он воспитывал моего сына? Хочу ли я, чтобы мой сын был похожим на него? Необходимо почаще бывать в семье вашего избранника и внимательно смотреть за тем, как он общается с близкими людьми, особенно с родителями, ведь он их уже не стесняется. Здесь-то и можно увидеть образ вашей будущей семьи. Если парень хамит своим родителям, не уважает отца и мать, будет ли он уважать жену? Очень маловероятно. «Кто не уважает старшего, тому неведомо уважение» (адыгская). Никакая человеческая предусмотрительность не может предугадать всего будущего. Поэтому при выборе жены должно полагаться на волю Господа, смиренно спрашивая у Него, как Его дара, доброй жены.

При выборе спутника жизни, прежде всего, необходимо руководствоваться чувством взаимного влечения, личной склонности или взаимного влечения друг к другу жениха и невесты и твёрдой уверенностью в развитии этого влечения до полной неразрывной любви в брачной жизни. Без такого влечения сердец, без такой надежды на взаимную любовь брак грозит прямым бедствием супругам. Где нет любви, там нет и супружеского счастья. «Свадьбе быть можно, когда жених с невестою любится не ложно».

Если влюблённость влюбляется за что-то (красивую внешность, ум, весёлость характера и т. п.), то любовь любит ни за что. Мать любят за то, что она мать. Своего ребёнка любят за то, что он свой. И настоящий муж любит свою жену уже только за то, что она его жена, что они единая плоть. Конечно, если у жены есть ещё какие-то прекрасные черты характера, то это просто замечательно. Но даже если их нет, такой правильный муж всё равно будет любить жену. Близких, родных мы не оцениваем по их красоте. Первый признак того, что мы полюбили человека, - это то, что мы перестали замечать его внешность, или, точнее, она уходит на очень далёкий план. Признаком любви является готовность к самопожертвованию. Самопожертвование - это когда человек отказывается от чего-то очень личного и важного, подчас даже жизни, но обязательно это делает ради другого человека. Высшим проявлением любви в христианстве считается бескорыстно пожертвовать своей жизнью ради другого. В браке должно быть желание не только получить что-то от другого, но и дать самому.

Полноценная любовь рождается только в браке и проявляется во всей своей силе только после долгих лет. До брака существует влюблённость. Влюблённость - это чувство зарождающейся любви. Влюблённость - это только чувство, весьма переменчивое, а любовь - это состояние. Полноценной любви человек добивается всю жизнь. Понимание того, что твой избранник есть единственный, другого человека рядом представить себе невозможно, и есть любовь. Правильное признание в любви предполагает сразу предложение о вступлении в брак («Я вас люблю, выходите за меня замуж»), в котором эта любовь и будет расти. Признание в любви является признанием о готовности любить, о готовности вступить в брак, нести ответственность за судьбу другого человека.

Настоящий брак должен быть не только по чувству глубокой симпатии, взаимной любви, но и по разуму. При всём существенном значении взаимного чувства любви между женихом и невестой при заключении брака нельзя упускать из вида и другие условия, необходимые для счастливой супружеской жизни. К таким условиям относятся физическое здоровье жениха и невесты, их способность к взаимной поддержке друг друга в устроении семейного благополучия, их соответствие друг другу по возрасту, по образованию, по воспитанию, образу прежней жизни, привычкам, вкусам, нравственно-религиозным представлениям, которые приобретается в домашней, родительской среде, или в своей социальной среде.

Брачная жизнь и для блага самих супругов, и для блага детей, которые могут произойти от них, требует хорошего, более или менее крепкого здоровья супругов. Конечно, болезнь супруга, возникшую во время брака, необходимо переносить с терпением, сострадательностью, с полной преданностью и любовью к больному человеку, ибо в браке супруги должны разделять не только радости, но и горести. Но, во всяком случае, страдая какой-либо постоянной и неизлечимой болезнью, особенно, наркоманией, алкоголизмом, мужчина или женщина должны решительно удерживаться от вступления в брак, чтобы не разбить жизни другого лица, не превращать его в сиделку, чтобы, как говорят, не заедать чужого века.

При намерении вступить в брак следует обращать внимание не на одну возможность счастья для себя лично от жизни с другим лицом, но и возможность счастья для другого лица от жизни с тобой. Что пользы в браке, какое счастье в супружестве, если один будет лично доволен супружеством с другим, а другой, напротив, будет считать погубившим свою жизнь от супружества с тем? А такое различие в чувствах супругов легко может случиться и, в конце концов, поведёт к расстройству жизни обоих, если один из них владеет свежими, цветущими силами, другой, наоборот, слаб, хил, вечно болезнен. У больного вкусы, желания, удовольствия, взгляды на жизнь резко отличаются от вкусов, желаний, удовольствий и воззрений здорового человека: что одному нравится, то в другом возбуждает раздражение, неудовольствие и горечь. Такой брак превращается в тяжелое ярмо для обоих супругов.

Кроме крепкого физического здоровья жениха и невесты требуется ещё взаимная подготовка их к самостоятельной семейной жизни. Мужчина до вступления своего в брак должен обдуманно и основательно решить вопрос, насколько он приобрел опытность в какой-либо работе, занятии, чтобы своим трудом мог поддержать благосостояние своей будущей семьи, так как на муже, преимущественно, лежит обязанность материального содержания жены и детей. «Кто себя не умеет содержать, тому жены и детей не пропитать»; Женщина, прежде чем вступить в брак, также должна испытать себя, достаточно ли она подготовлена к ведению домашнего хозяйства, чтобы быть истинной помощницей мужа в благоустроении семейной жизни.

Весьма важно познакомиться с семьёй, с которой хотят породниться. Каковы родители, таковы и дети. Русские пословицы по этому поводу гласят: «Яблоко от яблони не далеко падает»; «От плохого племени, не жди доброго семени»; «Дурная курица - дурное яйцо» (латинская). По учению отцов церкви, личные качества формируются в детях с помощью предков - вследствие наследственности и воспитания собственным примером. По наследству передаются способности, таланты, болезни, а характер, хорошие и дурные качества воспитываются в семье. Дети неспособны сами отличать добро от зла. Ребёнок учится тому, что видит у себя дома. Именно в семье у ребёнка развивается понимание, что такое хорошо и что такое плохо. Чтобы ребёнок мог сам оценивать, ему надо дать образец, от которого он будет всё отсчитывать, с которым он будет сравнивать. Если с детства он видит трудолюбие, доброту, дружелюбие, заботливость, скоромность, трезвость в семье, то он считает именно это нормой. А если он с детства видит лень, злобу, зависть, пьянство, разврат в семье, то он привыкает к этому, считает именно эти дурные поступки нормой, будет поступать также, всё это войдёт у него в привычку и станет частью его характера. В результате изменить его представления, сформировавшийся дурной характер уже невозможно, поздно перевоспитывать. Поэтому очень важно знать из какой семьи будущий супруг.

Брак ненормален, если вступающие в брак слишком расходятся по возрасту. Например, брак отживающего свой век богатого старика и молодой красивой девицы; брак юноши-альфонса и перезрелой старухи-банкирши. Такие браки, обычно, заключаются по корыстному расчёту. «Видимая беда, - что у старого жена молода»; «У старого мужа молодая жена - чужая корысть»; «Кто на молодой хочет жениться, тому с холостыми не надобно водиться»; «Старый муж - что гнилая колода»; «Молодица у старика: ни девка, ни баба, ни вдова». Поначалу молодая и красивая девушка, выходя замуж за старого богача, расценивает миллионное состояние как адекватную плату за своё физическое превосходство. Она готова прожить несколько лет в роскоши, надеясь на скорую смерть супруга, после которой выйдет замуж по любви. Однако оценка постепенно будет меняться с позитивной на негативную по мере того, как пожилой супруг не умрёт после предположенного срока, а каждый год его жизни будет рассматриваться в качестве жертвы с её стороны. Неравный брак в таком случае может закончиться трагически: молодая супруга провоцирует раннюю смерть супруга, отравляя его, посылая наёмных убийц или устраивая психологическую травлю уже немолодому человеку. Однако чаще их выгоняют те самые старые мужья, смерти которых они намеревались ждать: выгоняют за измены.

Жених и невеста должны принадлежать к одному поколению, которое отличается относительным единством взглядов, привычек. Это позволяет избежать ненужных конфликтов. Поколения составляют 10-15 лет. Если жених старше невесты, скажем, на 4-5 лет, это браку не вредит, но, если жена значительно старше мужа, это большой вред причиняет. Целесообразно, чтобы разница в возрасте между супругами не превышала 10-15 лет. Люди, разница в возрасте между которыми составляет несколько лет (до восьми лет), являются практически сверстниками. Русская пословица о разнице в возрасте жениха и невесты говорит: «Невеста родится, а жених на коня садится».

Браки вообще заключаются, как правило, между представителями одного и того же поколения. Это объясняется тем, что, когда девушка или юноша достигают брачного возраста, большинство представителей более старших поколений уже находятся в браке, а представители более младших поколений ещё не имеют права его заключать. Поскольку женщины созревают несколько раньше, чем мужчины, обычно считается оптимальным, чтобы при заключении первого жених был несколько старше невесты. Поэтому наиболее типичным является вступление в брак с представителями того же самого поколения и сходного возраста. При наличии заметной, но не очень большой разницы в возрасте старшим становится мужчина.

Чрезмерная разница в возрасте между супругами создаёт неудобства. Например, если муж старше жены на 20 лет (ей 20 лет, а ему 40), то это приводит к конфликтам из-за разных представлений, взглядов их как представителей разных поколений, из-за разного жизненного ритма (молодая девушка и мужчина средних лет). С течением времени муж в физическом и психологическом плане перестаёт удовлетворять молодую жену, она начинает обращать внимание на других мужчин, может завести любовников. У мужа могут быть дети от прежних браков. Человек создан так, что он не может любить чужих детей, также как и своих. А если его детям около 15 лет, то новая «мама» годится им в сёстры. Жена может стать ранней вдовой (средний возраст жизни в современной России для мужчин 59 лет, а для женщин 72 года) с детьми. «Поздняя женитьба - ранние сироты» (болгарская). Шансы её на повторный брак минимальны из-за нехватки мужчин, не говоря уже о том, что повторный брак создаёт проблемы (см. с……..). Если жена старше мужа на 20 лет (ей 40 лет, а ему 20 лет), то здесь может быть проблема: сможет ли она родить детей, и как сложатся отношения молодого мужа с её детьми от первого брака, которые могут быть почти что его сверстниками. Молодой муж вынужден брать на себя заботу о детях своей жены от предыдущего брака. Жена по возрасту обладает бόльшим жизненным опытом, и, следовательно, становится лидером семьи, а муж весьма похожим на инфантильного сына. Часто на женщинах старше себя женятся юноши, в детстве страдавшие от чрезмерной опеки матери. Их пугает самостоятельность и ответственность в принятии решений, и в жене они видят замену матери. Другая причина подобных браков: юноша выбирает более опытную, в том числе ив сексе, женщину. Но после перенятия этого опыта мужчина сам и становится инициатором развода.

Брак ненормален, если между вступающими в брак большая разница в образовании и воспитании. При недостатке сходства по образованию и воспитанию более образованный и лучше воспитанный супруг не будет находить удовлетворения в союзе с необразованным и невоспитанным лицом. Менее образованный супруг будет чувствовать себя неполноценным, особенно, если жена превосходит мужа по образованию. Значит, в этом случае между мужем и женой не будет действительного общения жизни. «Грамотницу взять - станет праздники разбирать» (т. е. не будет работать); «Умную взять - не даст слова сказать».

В браке необходимо соблюдать принцип социального равенства. К числу критериев, которые следует учитывать, относятся происхождение, положение в обществе, профессия. Недаром, в истории запрещались браки между представителями разных сословий. В современном обществе отменены сословные привилегии и различия, все граждане равны перед законом. Тем не менее, социальные различия остаются. Принято различать высший, средний и низший классы по таким критериям как доходы, уровень образования, доступ к власти, престиж профессии. К низшему классу принято относить представителей физического труда: средне- и малоквалифицированные рабочие. К среднему классу относят лиц, имеющих высшее образование и профессионально занимающихся умственным трудом (хорошо оплачиваемые государственные служащие, руководители среднего звена, представителей интеллигентных профессий - преподавателей, учителей, юристов). К высшему классу относят лиц, занимающих высшие посты в управлении в центре и на местах, финансах, промышленности, бизнесе, сфере услуг, образовании, средствах массовой информации, спорте, шоу-бизнесе.

Женщине следует вступать в брак с тем мужчиной, чей статус равнозначен её статусу или же выше, а мужчине следует вступать в брак с той женщиной, чей статус равнозначен его статусу или ниже. Это объясняется тем, что статус жены и детей во многом зависит от статуса и положения, занимаемого её мужем. «Птица крыльями сильна, жена мужем красна». А если женщина выйдет замуж за человека ниже себя по статусу, она может потом испытывать разочарование и сожалеть об утрате своего статуса, что, в свою очередь, может негативно повлиять на семейные отношения.

Отцы церкви осуждали брак, заключённый по корыстному расчету. «Кто взял богатую жену, - писал Златоуст, - тот взял себе более госпожу, нежели жену. Вошедши с деньгами в дом мужа, она делается гордою и высокомерною и своими упреками и излишними требованиями, бранью, расточительностью и грубостью не столько принесёт супругу удовольствия, сколько скорби». Чтобы пользоваться богатством жены, муж должен раболепствовать перед ней, что ещё более может усилить презрение к нему жены. К презрительному отношению богатой жены присоединяется презрительное отношение к нему других лиц. Например, родителей жены, да и всех окружающих лиц. Вообще-то современные богатые энергичные невесты, добившиеся успеха, положения, предпочитают искать женихов исключительно в своём кругу: у такого жениха всё есть и корыстные расчёты не входят в их планы. Если супруги вступают в совместную жизнь, имея примерно одинаковое финансовое положение, то корыстные интересы у обоих отсутствуют.

Для того чтобы наслаждаться миром, взаимным согласием нужно брать жену равную по богатству и статусу или даже ниже по статусу и беднейшую, но добрую. Она может быть истинной помощницей и сотрудницей мужа в жизни, так как «нужда бедности располагает её беречь своего мужа и во всем слушаться его… и устраняет повод к несогласиям, вражде, гордостью, оскорблению». Она старалась бы хорошими качествами возместить недостаток приданого. Жена благоразумная, кроткая и воздержанная, хотя бы она была бедной, в состоянии будет распоряжаться и бедностью лучше, чем другая богатством. Между тем как невоздержанная, привыкшая к лёгкому богатству, кстати, что легко достается, то и не ценится, может разорить мужа своей расточительностью. К тому же богатство не вечно, преходяще. Например, один пожар может уничтожить его моментально, а злая, сварливая жена останется. «Не с богатством жить, а с человеком»; «Богатую взять – станет попрекать»; «Жена богатая гордится и с мужем часто бранится»; «Тот, кто женится из корысти, становится слугой своей жены» (баскская).

Те же советы Златоуста актуальны и для невесты в выборе жениха. Искать надо не богатства, ни высокого происхождения и служебного положения. Если же будешь искать жениха побогаче, скорее всего, ошибешься и из свободной сделаешься рабою имущества. Если женщина вступила в брак по материальному расчёту за богатого и перспективного, то это означает, что её купили как вещь. Такая жена вряд ли будет иметь право голоса в семье. Жена - дорогая игрушка, жена - атрибут имиджа, как иномарка последней модели, красивая кукла для выставок и презентаций, никак не жена - «помощница мужу во всем» и вторая половина. А если вещь надоела, её можно выбросить. Лучше всего ищи равного, если нельзя, скорее ищи беднее себя, чем богаче, если хочешь иметь мужа, а не богатого господина. Искать надо доброго, честного, скромного, верующего, надежного защитника и хранителя. Женщине можно вступить в брак с мужчиной выше себя по статусу и богатству, но непременно доброго по характеру.

Отцы церкви осуждали также браки по страсти, в которые вступают, увлекаясь внешней, телесной красотой, мало внимания обращая на душевные достоинства избираемого лица. Они отмечали, что телесная красота вовсе не обязательна, не главное в человеке, и ни в коем случае не может служить залогом прочного счастья в брачной жизни. Истинная, всегда дорогая сердцу красота состоит в прекрасных качествах душевных, без которых телесная красота не имеет никакого достоинства. «Не ищи красоты, ищи доброты».

Красоту тела стирает время и поедает болезнь, но красота душевная выше всех перемен. Телесная красота, не соединённая с душевной добродетелью, может увлекать мужа двадцать или тридцать дней, много если год, а далее не будет иметь силы: от привычки диво это теряет свою прелесть. А то, что вследствие красоты бывает дурного, остаётся навсегда: тщеславие, высокомерие, дерзость. Обнаруженные, таким образом, вскоре дурные качества жены уничтожают всю любовь. А те жены, которые блистают душевной красотой, - чем больше проходит времени и чем больше они обнаруживают своё благородство души, тем сильнее делают привязанность в своих мужьях и более воспламеняют их любовь.

Наружность обманчива. Многие из красивых женщин, а также и мужчин в душе бывают с большим самомнением, надменны, своевольны, завистливы, пусты, легкомысленны. «Телесная красота, - говорит Златоуст, обращаясь к жене, - производит великую наглость и много неразумного, она возбуждает ревность и нередко заставляет подозревать тебя в гнусных поступках». Впрочем, «не сама по себе красота причина развращения, и не безобразная наружность причина целомудрия. Многие из женщин, блиставшие телесной красотой, ещё больше блистали целомудрием, а другие некрасивые и безобразные, были ещё более безобразны душой, осквернив себя развратом. Не природа тела, а произволение души бывает причиною того и другого». Красивый молодой человек, равно, как и девушка, избалован, как правило, вниманием противоположного пола. Поэтому велика опасность, что, когда в семье родится ребёнок и супруга всё свое внимание переключит на него, супруг из-за недостатка привычного к себе внимания невольно начнёт его искать на стороне. Красивый и верный муж - это не частое сочетание.

Итак, надо искать в будущей жене не внешней красоты, а «благоразумия, умеренности, кротости, доброты и невинного сердца, благородства души - таковы признаки истинной красоты… Сколько (в жизни мы встречаем таких мужей), которые жили с красивыми женами, но бедственно окончили свою жизнь; напротив, сколько таких, которые имели жен не очень благообразных, но в полном благополучии дожили до старости», - учит Златоуст.

При выборе спутника жизни имеет значение и этническая принадлежность (национальность). Отцы церкви отмечали это условие в связи с единством религии. Вообще, браки с иностранцами нередко запрещались, так как они нередко воспринимались как враги. К тому же браки с иностранцами могут создавать проблемы, если супруги принадлежат к этносам, весьма различным по вере, культуре, традициям, уживчивости, взаимной симпатии. Запрет на брак с иностранцами объясняется также стремлением сохранить свой этнос от растворения среди других, более многочисленных этносов, так как принадлежащий к этническому меньшинству усваивает чужой язык, веру, культуру в ущерб собственной и в результате происходит этническое растворение. Для ассимиляции обычно достаточно трёх поколений. Только благодаря запрету на вступление в брак с неевреями, еврейский народ, живя без собственной государственности в качестве этнического меньшинства среди других народов, продолжает и сегодня своё существование.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...