Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обязательной составной частью научного текста являются библиографические списки и библиографические ссылки.




Библиографический список включает библиографическое описание использованных в тексте и (или) рекомендуемых документов (книг, монографий, статей и т.п.). Составляя библиографический список, полезно на каждый источник завести отдельную библиографическую карточку с указанием автора, названия, выходных данных (правила библиографического описания источников см. ниже) и с размещенной на ней аннотацией.

Статья – составная часть основного текста сборника, которая представляет собой законченное произведение, освещающее какую-либо тему. Что касается научного стиля, то можно выделить несколько видов статей: научная статья, научно-популярная статья, публицистическая статья о научной проблеме. Научная статья, как правило, посвящена отдельной научной проблеме с намеченными путями ее решения.

Жанр научно-популярной статьи является способом и формой переработки, хранения и передачи научной информации для широкого круга читателей, как правило, неспециалистов в данной научной сфере. Научно-популярная статья ориентирована на такие коммуникативные цели, как анализ и объяснение научных проблем языком, доступным неспециалисту. Следовательно, основными качествами жанра научно-популярной статьи являются информационность, аналитичность, реферативность, доступность.

Разновидностью научной статьи являются тезисы статьи или доклада, предназначенные для массовой аудитории. Организаторы многих научных конференций до начала работы конференции публикуют сборники тезисов докладов. Тезисы – краткая запись содержания научного сочинения в виде основных, сжато сформулированных положений, в которых что-то доказывается или опровергается.

Такие тезисы состоят из трех частей:

-преамбулы (содержащей ввод в проблему, обоснование актуальности, описание предмета исследования),

-основных тезисов (3–6 тезисов, объединенных общей идеей, отраженной в заглавии),

- заключительного тезиса (содержащего основной вывод из изложенного).

По стилю изложения различают два типа тезисов: глагольного строя (с преобладанием глагольных сказуемых) и именного строя (с преобладанием имен существительных).

Резюме (франц. résumé от résumer – излагать вкратце) – краткое изложение сути написанного, сказанного или прочитанного; краткий вывод, заключительный итог чего-либо. Резюме отличается от тезисов объемом («это обычно одно – три четких, кратких, выразительных предложения, раскрывающих, по мнению автора, самую суть описываемого объекта») и содержанием (как правило, это основной вывод или результат исследования).

Конспект (лат. conspektus – обзор) – краткое письменное изложение или краткая запись содержания чего-либо (лекции, доклада, книги, статьи и т.д.). Существуют два разных способа конспектирования – непосредственное и опосредованное (опосредствованное).

Непосредственное конспектирование – это запись в сокращенном виде сути информации по мере ее изложения. Опосредованное конспектирование: ему должно предшествовать знакомство с текстом. Прежде чем приступить к конспектированию, необходимо уяснить смысл прочитанного, определить внутренние содержательно-логические взаимосвязи частей текста.

Аннотация (лат. annotatio – примечание, пометка) – краткая характеристика какого-либо издания или рукописи, излагающая их содержание (обычно в виде перечня основных тем), указывающая их назначение, адресата, научную и художественную ценность. Прежде чем составить аннотацию, рекомендуется прочитать текст и разбить его на смысловые части, выделить в каждой части основную мысль и сформулировать ее своими словами. В аннотации, как правило, перечисляются основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения.

Реферат (от лат. rеfеrre – "докладывать, сообщать") – краткое изложение в письменном виде содержания научной работы, книги и т.п.; доклад, основанный на обзоре литературных и других источников.

Рецензия (от лат. recensio – рассмотрение, осмотр) – критический отзыв, анализ и оценка какого-либо художественного, научного или научно-популярного произведения, предполагающий: 1) комментирование основных положений (толкование авторской мысли; собственное дополнение к мысли, высказанной автором; выражение своего отношения к постановке проблемы и т. п.); 2) обобщенную аргументированную оценку; 3) выводы о значимости работы.

Отзыв дает самую общую характеристику работы без подробного анализа, но содержит практические рекомендации: анализируемый текст может быть принят к публикации, на соискание ученой степени и т. д.

 

 

Билет №6. Общая характеристика газетно-публицистического стиля. Подстили. Жанровое своеобразие газетно-публицистического стиля. Композиция и языковые особенности текстов отдельных публицистических жанров.

Признаки публицистического стиля

(сфера употребления, функции, основные стилеобразующие черты)

Публицистический стиль - это функциональный стиль, который обслуживает широкую область общественных отношений:

  • политических,
  • экономических,
  • культурных,
  • спортивных и др.

Он используется в средствах массовой информации (СМИ) - журналах, газетах, на радио и телевидении, в ораторских выступлениях на митингах и собраниях.


Одной из важных особенностей публицистического стиля является сочетание в его рамках двух функций языка:

· функции сообщения (информативной)

· функции воздействия (воздействующей, или экспрессивной).

 

Говорящий использует этот стиль тогда, когда ему необходимо не только передать какую-то информацию (сообщение), но и произвести на адресата (часто массового) определенное воздействие. Причем автор, передавая факты, выражает свое отношение к ним. Этим и обусловлена яркая эмоционально-экспрессивная окраска публицистического стиля, не характерная ни для научной, ни для официально-деловой речи.

Этот стиль воздействует на слушателей и читателей и в то же время передаёт определённую информацию. Применяя этот стиль, автор стремится призвать к поступку, к переоценке какого либо явления, побудить чувства, решить проблему. Для него характерна эмоциональность, оценочность, образность, логичность. Форма словесного выражения – рассуждение. Используются глаголы в повелительном наклонении, антитезы, повторы слов и синтаксических конструкций, использование риторических вопросов, много восклицательных предложений и использование тропов.

Лексика эмоционально-экспрессивная, возвышенная (книжный стиль): воззвать, отчизна, восторжествовать. Публицистический стиль характеризуется устойчивыми словосочетаниями, имеющими смысловой оттенок общественно-значимый: широкая известность, большая любовь и почитания, внушает уважение, подчёркивает величие. Преобладают слова с переносным значением (болели за леса, зелёный океан), синонимы и антонимы.

 

Заголовок и его роль в публицистическом тексте.

Заголовок в публицистическом стиле раскрывает идею текста. Он заставляет читателя задуматься над той проблемой, о которой будет говорится в данном тексте. Например: «Леса – украшение земли», «Не быть смешным», «В жизни всегда есть место подвигу». В заголовке публицистического стиля часто употребляется тире, употребляются слова в переносном значении: «Экология культуры».

 

Стилеобразующие черты

· Доступность

· Информативность

· Экспрессивность

· Документальность

· Стандартность

· Оценочность

 

Языковые черты

Лексические признаки

1. Готовые стандартные формулы (или речевые клише), которые носят социальный характер: горячая поддержка, живой отклик, резкая критика, наведение элементарного порядка и др. В результате многократных повторений эти клише нередко превращаются в надоевшие (стертые) штампы: коренные преобразования, радикальные реформы.

1. Многочисленные примеры речевых клише вошли в состав так называемой публицистической фразеологии, позволяющей быстро и точно давать информацию: мирное наступление, сила диктата, пути прогресса, вопрос безопасности, пакет предложений.

2. "Театральная" лексика: политическое шоу, на политической арене, закулисная борьба, роль лидера, драматические события, известный в политике трюк, кошмарный сценарий и др.

3. Эмоционально-оценочная лексика. Эта оценка носит не индивидуальный, а социальный характер. Например, слова с положительной оценкой: актив, милосердие, помыслы, дерзать, процветание; слова с отрицательной оценкой: насаждать, обывательский, саботаж, расизм, обезличка.

4. Лексика, имеющая торжественную, гражданско-патети­ческую, риторичес­кую окраску: дерзать, воздвигать, самопожертвование, воинство, отчизна. Патетическую тональность придает тексту также использование старославянизмов: свершения, держава, страж и т.д.

5. Военная терминология: гвардия, штурм высоты, перед­ний край, линия огня, прямая наводка, стратегия, мобилизация резервов. Но она употребляется, естественно, не в своем прямом значении, а образно (речь в текстах с этими словами может идти, например, об уборке урожая, введении в строй новых объектов производства и т.д.).

6. Архаизмы. Например: Доллар и его лекари. Военные барыши растут.

 

Морфологические признаки

К морфологическим признакам публицистического стиля мы относим частотное употребление тех или иных грамматических форм частей речи. Это:

1) единственное число имени существительного в значении множественного: Русский человек всегда отличался выносливостью; Преподаватель всегда знает студента;

2) родительный падеж имени существительного: время перемен, пакет предложений, реформа цен, выход из кризиса и др.;

3) императивные формы глагола (повелительное наклонение): Оставайтесь с нами на первом канале!

4) настоящее время глагола: в Москве открывается, 3 апреля начинается;

5) причастия на -омый: ведомый, невесомый, влекомый;

6) производные предлоги: в области, на пути, на базе, во имя, в свете, в интересах, с учетом.

 

Синтаксические признаки

Публицистический стиль характеризуется готовыми речевыми формулами, которые позволяют легко и оперативно оформить любое высказывание, а поскольку публицистический текст направлен широкому кругу читателей или слушателей, то эти речевые формулы делают его доступным.

К синтаксическим признакам публицистического стиля следует отнести часто повторяющиеся, а также специфические по характеру типы предложений (синтаксических конструкций). В их числе:

1) риторические вопросы: Выдержит ли русский человек? Хотят ли русские войны?

2) восклицательные предложения: Все на выборы!

3) предложения с измененным обратным порядком: Воюет армия с природой (ср.: Армия воюет с природой). Исключение составляли предприятия добывающей промышленности (сравни: Предприятия составляли исключение);

4) заголовки статей, очерков, выполняющие рекламную функцию: Малые беды большого флота. Зима – сезон горячий.

 

В заголовках часто используется специфический языковой прием – "соединение несоединимого". Он дает возможность минимальными языковыми средствами вскрыть внутреннюю противоречивость предмета или явления: трудящийся тунеядец, повторяемое неповторимое, мрачное веселье, красноречивое молчание.

Ведение в текст открытого авторского «Я» находит своё выражение в различных восклицательных и вопросительных предложениях, риторических вопросах, оценочных словах. Так, риторический вопрос – предложение, вопросительное по структуре, передающее, подобно повествовательному предложению, сообщение о чём-либо. Имеющееся в риторическом вопросе противоречие между формой (повествовательная структура) и содержанием (значение сообщения) придаёт особую эмоциональную окраску всему тексту. Повторяясь в тексте повествовательного стиля, риторический вопрос передаёт стремление автора создать впечатление непосредственного контакта с читателем или слушателем.

 

Вопросительные предложения выполняют различные функции:

  1. служат собственно вопросам
  2. служат вопросам-размышлениям
  3. подчёркивают нужную мысль
  4. выражают предположения
  5. являются эмоциональным откликом на ситуацию

 

Восклицательные предложения могут выражать:

  1. оценку (призрение, ирония, сожаление, вера, восхищение)
  2. побуждение к действию
  3. непосредственный эмоциональный отклик

 

Для публицистической речи характерно использование разговорных средств, которые придают ей простой убедительный тон и ритм, что приводит к облегчению синтаксических конструкций.

Использование прямой речи. Тоже подчёркивает авторское «Я».

 

В публицистическом стиле речи можно выделить два подстиля: официальный подстиль (доминирует информативная функция) и неофициальный подстиль (информативная и воздействующая функции одинаково существенны).

Основные жанры публицистического стиля и их характеристика.

 

Общая характеристика. В публицистических произведениях затрагиваются актуальные проблемы современности, представляющие интерес для общества (политические, экономические, философские, нравственные, вопросы культуры и искусства). Оказывая своё воздействие на читателя или слушателя, публицистика не только ориентирует людей в этих событиях, но стремится влиять и на поведение людей.

В подходе к жизненным фактам, в их отборе и оценке всегда обнаруживается нравственная позиция автора, чётко-выраженная, открыто-сформулированная и однозначная. Именно нравственная позиция автора привносит в публицистические жанры эмоционально-образный элемент. Взаимодействие автора публицистических жанров и адресата обуславливает и такой фактор, свойственный публицистическому стилю, как способ коммуникации (газеты, журналы, радио, телевидение), то есть опосредованное общение. Чаще жанры публицистического стиля имеют письменную форму.

Основной чертой жанров публицистического стиля является сочетание экспрессии и стандарта. Готовые речевые формулы позволяют легко и оперативно оформить любое публицистическое высказывание и делают доступным текст для широкого круга читателей или слушателей. Эмоционально-экспрессивные средства выполняют функцию убеждения.

В жанрах публицистического стиля вводится в текст открытое авторское «Я». Оно находит своё выражение в различных восклицательных и вопросительных предложениях, в риторических вопросах, в оценочных словах.

Для жанров публицистики характерно использование разговорных средств, которые предают простой убедительный тон.

 

1. Очерк. Центральное место среди этих жанров занимает очерк. Очерк сочетает в себе репортажное, исследовательское и писательское начала. Он не просто сообщает факты и выводы, но и художественное обобщение и осмысление действительности. В отличие от аналитических статей, в очерках вполне уместны метафоры и другие художественные приемы.

Выделяют такие разновидности очерка, как портретный очерк и проблемный очерк.

2. Фельетон является сатирическим жанром. Его цель - осмеяние всевозможных пороков. Успех фельетона зависит от четкости изложения фактов и языкового вкуса фельетониста.

3. Памфлет. К фельетону близок памфлет. Если фельетон высмеивает отрицательное явление, то памфлет - героя, который представляется автору носителем опасного общественного зла.

4. Пародия представляет собой сатирическое изображение чужой речи: литературного произведения, политического выступления, научного или философского сочинения.

5. Малым жанром является сатирический комментарий, который отличается от аналитического установкой на использование художественных средств (иронии, гиперболизации). Пример такого комментария - рубрика "Филантропия" в "Независимой газете".

6. Заметка – краткое сообщение о каком-то важном и новом факте или событии, интересном для читателя. Автор сообщает что произошло, где, когда, с кем, как и почему, выделяя основную мысль. Главные черты заметки: достоверность факта, его новизна, броский заголовок, краткость и точность изложения. В основе заметки лежит описание.

7. Отзыв – выражение мнения и оценка книги, спектакля, фильма и так далее. По типу речи отзыв – это рассуждение, но он включает и описание и повествование. В отзыве три части: тезис, доказательства, выводы.

 

Для заметки и отзыва характерно не только эмоциональное отношение автора к содержанию высказывания, но и волевое, что объясняется необходимостью открытой авторской позиции по решаемым вопросам, призывностью этих жанров. Эмоциональные отношения (уверенность, неуверенность, согласие, несогласие), волевые отношения (предупреждение, призыв, совет) требуют:

а) вопросно-ответной формы изложения

б) модальных слов (конечно, вероятно, возможно)

в) отрицательных частиц

г) риторических вопросов

д) специальных синтаксических конструкций (я думаю, я считаю, мне кажется и так далее)

е) побудительных предложений

ж) обращений

 

8. Репортаж – это живой рассказ очевидца (участника какого-либо интересного события). Его признаки: точность указания события, его места, времени. Изложение авторского отношения к описываемому, изложение хода событий. В основе репортажа – повествование, то есть существует завязка, ход события, кульминация и развязка.

Для репортажа характерна эмоциональная передача материала, выражение личного отношения к описываемому. Личное отношение может выражать досаду, гордость, торжественность. В репортаже преобладают:

а) глаголы настоящего времени

б) прямая речь

в) диалог

г) элементы описания

д) характеристики

е) оценки

ж) использование простых синтаксических конструкций

з) использование элементов простой разговорной речи

и) употребление восклицательных, указательных и усилительных частиц (что за, как, вон, вот, даже, ведь, всё-таки и так далее)

к) междометий

л) распространённых обращений

9. Статья – сообщение о каком-то событии, факте и его анализ с ярко-выраженной авторской оценкой. Основные черты: номинативность, точность (цифровые данные). В основе статьи – рассуждение (тезис, основная мысль, - доказательства, аргументы, - вывод). Сила статьи не в фактах, а в сообщениях, опирающихся на развёрнутую аргументацию. Развитие мысли подчинено раскрытию проблемы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...