Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О возможности и оправданности применения технологий инженерии знаний для построения систем основанных на знаниях




Основы методологии разработки экспертных систем

 

Процесс разработки экспертных систем имеет существенные отличия от разработки обычного программного продукта. Опыт создания ЭС показал, что использование при их разработке методологии, принятой в традиционном программировании, либо чрезмерно затягивает процесс создания ЭС, либо приводит к отрицательному результату. Это обуславливается неформализованностью задач, решаемых ЭС, отсутствием завершенной теории ЭС и методологии их разработки.

Сказанное приводит к необходимости модифицировать принципы и способы построения ЭС в ходе процесса разработки по мере того, как увеличивается знание разработчиков о проблемной области.

При разработке ЭС используется концепция прототипирования. Суть этой концепции состоит в том, что разработчики не пытаются сразу построить конечный продукт; они создают в общем случае несколько прототипов ЭС. Например, первый прототип должен продемонстрировать пригодность методов инженерии знаний для данного приложения. В случае успеха эксперт с помощью инженера по знаниям расширяет знания прототипа о проблемной области. При неудаче может потребоваться разработка нового прототипа. Преобразование прототипа ЭС в конечный продукт связано с достижением такого состояния, когда прототип успешно и эффективно решает все задачи данного приложения. Концепция прототипирования, зародившись в технологии разработки ЭС, используется в настоящее время и для разработки сложных программных систем как методология быстрой разработки приложений (RAD).

В ходе научно-практической работы по созданию экспертных систем сложилась определенная технология их разработки, включающая шесть основных этапов: идентификация, концептуализация, формализация, выполнение, отладка и тестирование, опытная эксплуатация и внедрение.


1.1 Соответствия между основными этапами проекта RAD и стадиями технологии быстрого прототипирования

 

Методология быстрой разработки приложений (RAD)- это промышленная технология разработки программных систем на основе использования CASE (CALS)- средств и методов быстрого прототипирования к верификации прототипов пользователем при жестком ограничении времени, отведенного на разработку.

CASE (Computer Aided Software Engineering)- система автоматизированной разработки программ.- технология- автоматизированное проектирование систем с использованием специальных пакетов инструментальных средств, так называемых CASE- средств. CALS (Computer Aided Acquisition and Logistics Support)- стандарт CALS, автоматизированная поддержка принятия решений по приобретению (изделий) и материально- технического обеспечения.

Развитие технологии RAD с акцентом на групповую разработку приложений привело к появлению JAD- (Joint Application Development) в условиях ограниченных сроков. Технология JAD была разработана фирмой IBM в начале 80-х годов для быстрой разработки спецификаций и требований к программным системам.

 

№ п/п Наименование этапа RAD   Наименование итерации жизненного цикла ЭС
1 Начало проектирование   Идентификация
2

Формирование коллектива разработчиков и распределение обязанностей

3 Построение бизнес- модели Построение модели данных   Получение знаний Концептуализация Структурирование
4 Построение функциональной модели   Формализация
5

Генерация кода (реализация), выполнение, стыковка

6

Опытная эксплуатация, внедрение, отладка

7

Тестирование, верификация на адекватность


Основными рабочими продуктами RAD в порядке их формирования являются бизнес-модель, модель данных и функциональная модель.

Бизнес-модель - это графическое (визуальное) и текстологическое (вербальное) описание формационных потоков между элементами автоматизируемой системы, включая элементы, внешние по отношению к системе. Модель данных - графическое и текстологическое описание структуры и семантики информации, используемой в системе.

Функциональная модель - графическое и текстуальное описание функций системы, операций, задач, решаемых в ходе выполнения этих функций, и взаимосвязей между функциями в терминах входов и выходов. Все описания формируются в терминах CASE-системы, что дает возможность проводить непосредственно на их основе генерацию результирующего кода прикладкой программы (оболочка G2 фирмы Gensym): документирование процесса разработки, визуальное конструирование диаграмм потоков данных, репозиторий проектных решений.

экспертный концептуализация тестирование прототипирование

О возможности и оправданности применения технологий инженерии знаний для построения систем основанных на знаниях

 

Основные требования применимости методологии и целесообразности разработки

к задаче к возможности к оправданности
Решение потребует символьных рассуждений Имеются эксперты в предметной области, решающие задачу Решение задачи принесет значительный эффект (социальный, экономич.)
Ограничения имеют эвристическую природу Эксперты сходятся в оценке предлагаемого решения Необходимость выполнения экспертизы в нескольких местах
Не предельность сложности задачи и времени ее решения Эксперты способны вербализировать свои знания При передаче информации происходит ее недопустимая потеря
Практическая значимость задачи и ее направленность Решение требует рассуждений, а не действий Необходимость решения задачи во враждебном окружении

2. Технология быстрого прототипирования

 

 

Суть технологии состоит в том, что разработчики не пытаются сразу построить конечный продукт. На начальном этапе они создают прототип (прототипы) ЭС. Прототипы должны удовлетворять двум противоречивым требованиям: с одной стороны, они должны решать типичные задачи конкретного приложения, а с другой- время и трудоемкость их разработки должны быть весьма незначительны, чтобы можно было максимально запараллелить процесс накопления и отладки знаний (осуществляемый экспертом) с процессом выбора (разработки) программных средств (осуществляемым инженером по знаниям и программистом). Для удовлетворения указанным требованиям, как правило, при создании прототипа используются разнообразные средства, ускоряющие процесс проектирования (например,- BCB,- как RAD среда программирования).

Прототип должен продемонстрировать пригодность методов инженерии знаний для данного приложения. В случае успеха эксперт с помощью инженера по знаниям расширяет знания прототипа о проблемной области. При неудаче может потребоваться разработка нового прототипа или разработчики могут прийти к выводу о непригодности методов ЭС для данного приложения. По мере увеличения знаний прототип может достигнуть такого состояния, когда он успешно решает все задачи данного приложения. Преобразование прототипа ЭС в конечный продукт обычно приводит к перепрограммированию ЭС на языках низкого уровня, обеспечивающих как увеличение быстродействия ЭС, так и уменьшение требуемой памяти. Трудоемкость и время создания ЭС в значительной степени зависят от типа используемого инструментария.

Идентификация проблемы

 

Идентификация проблемы- ознакомление (обучение) членов коллектива разработчиков и создание предварительной (неформальной) формулировки проблемы.

 

Рисунок Идентификация проблемы

 

Уточняется задача, планируется ход разработки прототипов экспертной системы, определяются:

· необходимые ресурсы (время, люди, ЭВМ, и т.п.);

·   источники знаний (книги, эксперты);

·   имеющиеся аналогичные экспертные системы;

·   цели (распространение опыта, автоматизация рутинных действий);

·   подклассы решаемых задач…

В дальнейшем начинается разработка БЗ.

Получение знаний

 

Получение знаний - это процесс теоретически обоснованного извлечения знаний с использованием одного или группы практических методов извлечения. Теоретические основы извлечения знаний - включают совокупность стратегий получения знаний и аспектов извлечения знаний (по слоям). Практические методы: текстологические, коммуникативные (активные, пассивные).

 

 

Наибольший эффект достигается, когда методы применяются осознанно и в комбинации, например:

q Анализируется литература экспертов (текстологический метод):

§ Формируется "черновик" по предметной области;

§ Составляется вопрос- ответная структура для БЗ;

q Используется анкетирование (активный индивидуальный коммуникативный метод):

§ Формируется анкета в соответствии с БЗ;

§ Эксперт заполняет анкету;

§ Аналитиком проводится анализ ответов эксперта;

q В режиме интервью, диалога или игры (активные индивидуальные коммуникативные методы):

§ Эксперт и аналитик проводят совместный анализ материалов;

§ Исправляются ошибки в БЗ.

q Инженер по знаниям вносит исправления.

Под "черновиком" здесь понимается текст, прошедший следующий алгоритм: накопление необходимой литературы по предметной области; выбор текста для извлечения знаний; первое знакомство с текстом (ознакомление в целом) формирование предварительной гипотезы о структуре и содержании текста; выделение ключевых понятий (адекватно и наиболее полно передающих смысл текста) в процессе внимательного чтения, так называемая "компрессия текста"; определение связности в рамках текста, составление реферата ("сжатого текста"); формирование вопросно-ответной структуры для базы знаний, так называемого поля знаний. В процессе формирования базы знаний важно помнить о теоретических аспектах извлечения знаний, чтобы максимально обеспечить передачу знаний от эксперта к испытуемому.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...