Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Война и насилие в романе «Софи делает выбор»

Содержание

Введение........................................................................................................ 3

Жизнь и творчество Уильяма Стайрона...................................................... 5

Война и насилие в романе «Софи делает выбор»....................................... 6

Заключение.................................................................................................. 11

Список литературы..................................................................................... 13

 

Введение

В XX веке, с его необычайным динамизмом событий, период после второй мировой войны, тем не менее, отличается убыстрением темпов общественного и научного развития. Характер движения современной истории значительно расширил круг предлагаемых литературе тем - изменились и формы художественного отражения, раздвинулись рамки привычных литературных жанров. От современной литературы потребовались новые пути философского осмысления извечных проблем бытия и человека.

Западную литературу послевоенных десятилетий пронизывает недоверие к активно-деятельному началу человека. Советский переводчик Л.Гинзбург дал замечательную оценку этой смене настроений послевоенных поколений: «Каждый человек вдруг с особой остротой осознал ту истину, что он не свободен, что все зависит не от него самого, а от воли других людей: любой шаг, любой, самый незначительный поступок. Не я определяю, что мне сейчас делать, куда идти, что есть». В атмосфере растерянности перед столь быстро и неуловимо изменившимся бытием стали популярны среди писателей проникнутые духом пессимизма философские системы.

Уильям Стайрон, американский писатель-южанин, преодолевший в своем творчестве тесные границы региональной литературы и поставивший в своих романах не только острые злободневные проблемы современности, но и общие глобальные вопросы жизни и смерти.
Уже в первом романе "Уйди во мрак" (1951) он проявил себя незаурядным психологом, в нем ощутима близость к "южной школе" У. Фолкнера.
Повесть "Долгий марш" (1956) отражает его собственный опыт службы в частях морской пехоты во время второй мировой войны и отличается антимилитаристской направленностью.

В романе "И поджег этот дом" (1960) показаны поиски своего "Я" в послевоенном мире, проблема ответственности человека.
Роман "Исповедь Ната Тернера" (1967) автор назвал "размышления над историей". В нем расовые проблемы поставлены через сопоставление восстания рабов 1831 с борьбой за гражданские права негров в 1960-е. Роман был удостоен Пулитцеровской премии.

Антифашистский пафос и четкость идейной концепции присущи его самому известному роману "Софи делает выбор" (1979), в центре которого - история женщины-польки, пережившей Освенцим и не нашедшей своего места в послевоенной Америке.

 

Жизнь и творчество Уильяма Стайрона

Уильям Стайрон, американский писатель, чье творчество всегда вызвало бурные эмоции у желающих разъяснить, что же он имел в виду.

Писатель родился 11 июня 1925 года в штате Вирджиния. Он окончил колледж Дэвидсона в Северной Каролине, а уже к окончанию Второй Мировой войны попал на службу в армию. Во время Второй мировой войны он служил в морской пехоте. По окончании войны он учился в Университете Дьюка, который окончил в 1947 году, получив степень бакалавра по английскому языку. После университета он начал работать в издании McGraw-Hill.

Самый первый роман Уильяма Стайрона «Ложимся во мрак» был опубликован в 1951 году, и рассказывал о причинах самоубийства молодой дамы, о которых размышляет ее родной отец. Критики очень хорошо отзывались об этом произведении.

В начале 50-х годов писатель переезжает жить в Европу, где и становится одним из основателей популярного издания Paris Review.

Действие следующего романа Стайрона - «И поджог этот дом»(1960) - происходит сразу же после Второй мировой войны в маленьком итальянском городке Самбуко, где случайно одновременно оказываются бывшие одноклассники, американцы с Юга, прошедшие Вторую мировую войну, - художник-бедняк Касс Кинсолвинг и миллионер Мейсон Флагг. У каждого из них - собственная система ценностей, собственный кодекс чести, собственный взгляд на окружающую действительность. Роман построен на контрасте двух образов. Мейсон не может ничего создать, он ничего не оставляет после своей смерти, он способен только разрушать. Касс, хоть он и пьяница, опустошенный войной и лишениями, находится в поиске истины, великой правды, стабильной почвы для творческой жизни. Несмотря на то, что цель поиска романтичная, Касс находит сопротивление, столкнувшись с жизнью итальянских крестьян, пройдя Вторую мировую войну и с этих новых позиций осознав американский образ жизни. Свою большую правду Касс находит в жизни простого народа, в его моральных нормах. Это дает вдохновение для творчества, возвращает к семейной жизни.

Позже в 1967 году выходит его роман «Признания Ната Тернера», о котором долго и остро дискутировали, но роман все же смог принести писателю Пулитцеровскую премию. Его много раз переиздавали, а также перевели почти на 20 языков. В основе сюжета - история восстания чернокожих рабов под предводительством католического священника Ната Тернера в 1831 году. Тернер сказал свою предсмертную речь о своем выступлении, в результате которого погибли 50 белых мужчин, а также детей и женщин. Речь записывает его адвокат. Нат Тернер показан в романе настоящим фанатиком, которым мечтает изнасиловать 18-летнюю невинную девушку. А убив ее, он начинает сомневаться в правоте своих действий. После того, как появилась эта книга, писателя обвинили в расизме (как это и любят делать на Западе), а также в искажении фактов из истории США. В Советском Союзе роман долго не хотели издавать, обвиняя автора, в том, что он исказил образ народного героя. По этому поводу долго выходили статьи критиков.

Также неоднозначные реакции в еврейской общине вызвал роман Стайрона «Выбор Софи» 1979 года, где рассказывалась история одной полячки, которая пережила все ужасы лагеря Освенцим. Но после того как ей удалось выжить, ее любовник еврей обвиняет ее в том, что она не умерла.

Автор написал свой последний роман «Путь воина» в 2001 году. Стайрон работал над романом почти десять лет. Ненадолго делая перерывы.

Писатель умер 1 ноября 2006 года от воспаления легких. Ему был 81 год.

Война и насилие в романе «Софи делает выбор»

Идея написания романа «Выбор Софи» возникла у Стайрона в 1953 – 1960 годах. Эти годы он провел в Европе, ибо был вынужден покинуть США из-за своей приверженности левым взглядам, спасаясь от преследований комиссии Маккарти, обвинявшей его, как и некоторых других представителей американской культуры, в антиамериканской деятельности.

К моменту выхода в свет романа «Выбор Софи», входящего в Гарвардский список «Ста лучших романов ХХ века», У. Стайрон уже известный писатель и лауреат премии Пулитцера за роман «Признание Ната Тернера» (1967). Однако, с его творчеством российский читатель смог познакомиться лишь в начале 1990-х годов. До этого знакомство было опосредованным – через фильм (1982) режиссера Алана Пакулы, который был представлен на 14-м Московском международном кинофестивале в 1985 году. Впервые роман был переведен в России и опубликован лишь в 1993 году. [Шершнева С. В., 2015, с. 170]

Роман «Выбор Софи» сделан в жанре философского размышления над историей. Действие романа разворачивается в нескольких временных пластах – 1947 (США), предвоенная и военная Польша, Юг США времен Гражданской войны. Для американского читателя – главная линия в романе – это история молодого писателя-южанина Стинго, пытающегося разобраться в истории собственной страны, прежде всего в истории Юга. В то время, как для европейского читателя, это, прежде всего, история польки Софи Завистовской, оказавшейся после освобождения из Освенцима, в США в 1947 году. Линия Софи видится автору в качестве одной из главных линий романа, именно ее писатель считает важным представить американскому читателю, считавшему тогда, что в Освенциме пострадали только евреи.

О важности линии Софи говорит и название романа. Хотя в действительности выбора у Софи на платформе Освенцима, где нацисты предлагают ей оставить в живых одного из детей, нет. Это – мнимый, обреченный выбор – какое бы решение не было ею принято, исход один. Это в сущности, выбор без выбора. Выбор Софи заключается не только в том, что она сама должна определить, кого из двоих своих детей отправить в газовую печь: десятилетнего сына или семилетнюю дочь. Готовность сдаться перед насилием и страхом, отказаться от борьбы - в этом также состоит выбор героини в более широком смысле. Софи - жертва, она отказывается от позиции борца. Именно это и приводит в конце концов ее личность к разрушению.

После войны Софи попадает во власть психически неуравновешенного Натана. Она становится не только жертвой изощренных карнавальных игр Натана, но и добровольной их участницей. Вместе с Натаном они кончают жизнь самоубийством, отравившись цианистым калием.

Роман написан от имени молодого начинающего американского писателя-южанина стинго, в котором угадываются черты самого автора. Главный герой приезжает в Нью-Йорк и поступает на службу в издательство, чтобы осуществить свою мечту - стать писателем. Он знакомится с обитателями меблированных комнат, в которых живет сам, - польской красавицей Софи, прошедшей ад Освенцима и ее любовником – американским евреем Натаном, который неоднократно обвиняет Софи в том, что все поляки-антисемиты, и в том, что она выжила в Освенциме, в то время, как почти все евреи из Польши погибли в газовых камерах. Через образ Софи и коменданта Освенцима Рудольфа Хесса автор раскрывает отношения жертвы и палача.

Роман был весьма неоднозначно воспринят в США. История Софи, рассказанная Стайроном, оказалась более понятной европейскому читателю, нежели американскому. Это столь неодинаковое восприятие романа было связано с тем, что значительной частью американцев Вторая мировая война тогда, в 1947 году, воспринималась, прежде всего, как война с Японией, в то время, как писатель в романе говорил о войне в Европе. Американцы не хотели воспринимать Вторую мировую войну как войну в Европе.

Говоря о трагедии польки Софи, Стайрон стремился показать своим согражданам американцам целостную картину Второй мировой войны. Судьба Софи напоминает американцу Стинго, что ни он, ни его соотечественники тогда в 1947 году толком ничего не знали о нацизме, не слышали о массовых уничтожениях евреев, цыган, славян. «Для меня, говорит Стинго, врагом в этой всемирной бойне, были японцы и я абсолютно ничего не знал о горе, гибельным серым туманом застилавшем места с такими названиями как Аушвиц, Треблинка…».

Важное свойство прозы американского писателя состоит в том, что нравственные категории утрачивают постоянство и делаются живым содержанием душевных и физических состояний человека и его меняющихся отношений с другими. Стайрон вкладывает в уста главной героини Софи, слушателем которой становится начинающий писатель-южанин Стинго, стремившийся разобраться, как и сам писатель, что такое была эта драма, драма войны, рассказ о том, что существовало два Освенцима – Аушвиц-Биркенау и Бжезинка-Биркенау. Между этими лагерями была разница. Освенцим был для рабочих, а Бжезинка – только для одного – для уничтожения. «…Меня отобрали не в Бжезинку, не в газовые камеры», – говорит Софи. [Стайрон, 1993, с. 196 – 198]

Важнейшим источником для автора были воспоминания непосредственных участников событий. Прежде всего, это воспоминания узницы Освенцима Ольги Ленгуэль, уроженки Трансильвании (1908 – 2001) «Пять труб. Правдивая история об Аушвице», впервые опубликованные в Париже в 1947 году. Писатель использовал также и другие воспоминания, хроники военных лет, материалы радиопередач о Нюрнбергском процессе, а также труды исследователей, прежде всего, труды Ханны Арендт.

Писатель подробно останавливается на фигуре бывшего коменданта лагеря Хесса, чтобы рассказать, прежде всего, американскому читателю, какая среда его породила. Писатель познакомился с его «Воспоминаниями», которые Хесс написал в ожидании смертного приговора в польской тюрьме. Как считает писатель, эти воспоминания показали, насколько человеческий ум может быть полон идей расовой нетерпимости. Стайрон стремится понять природу зла и психологию человека, ставшего оружием этого зла.

Хесс предстает перед читателем не как злой человек, а как слепое орудие, хорошо смазанный механизм по массовому уничтожению людей. Дети Хесса сожалеют, что отца переводят из Дахау в Освенцим, ведь в Дахау было значительно лучше, потому что там был плавательный бассейн. А дым от крематориев для них так же привычен, как свет, как воздух. Стайрон рассматривает концентрационные лагеря как систему, прообраз возможной структуры организации человеческого сообщества, а фашизм - как причину смещения нравственных понятий в психике человека.

Чем глубже задумывается о причинах фашизма американец, южанин Стинго, изучая через судьбу Софи историю Второй мировой войны, тем чаще вспоминает о проблемах Юга. В произведении прослеживается недвусмысленная связь между злом фашизма и южным рабством негров. Рабство негров на Юге и ужас концентрационных лагерей становятся для Стайрона явлениями одного порядка.

Главное достижение Стайрона в этом произведении - всесторонняя, намеренно контрастная разработка темы страдания, очищающего совесть и возвеличивающего душу. Именно эта тема и образует центральную нервную систему произведения.

В романе «Выбор Софи» Стайрон перешагнул через национальные и мировоззренческие границы. Благодаря интересу к личности из далекого славянского мира он проникает в бездны страданий польской девушки, показывает, как в душе героя-рассказчика Стинго созревает сострадание к ней и другим жертвам несправедливости и насилия.

Заключение

Обращение У. Стайрона к теме Второй мировой войны не было случайным. Он сам участвовал в ней (писатель был призван в 1944) и война оказала влияние на его становление как писателя.ему еще не было и двадцати лет, когда он, студент Университета Дюка (Дарем, Северная Каролина) был призван как лейтенант и принимал участие в войне с Японией, служил в военно-морском флоте. И хотя У. Стайрон не был непосредственным свидетелем описываемых в романе событий в Польше, мы скорее можем говорить о его представлениях об этих событиях, но представлениях, построенных с привлечением документальных источников. По сути, Стайрон являлся передаточным звеном исторической памяти главной героини романа Софи, ибо через Софи он знакомит американцев с тем, что происходило в Европе во время войны. Здесь, думается, уместно привести слова американского писателя Т. Вулфа в предисловии к его во многом автобиографическому роману «Взгляни на дом свой, ангел. История погребенной жизни» (1929): «Художественный вымысел это не факт, но художественный вымысел – это факты, отобранные и понятые, художественный вымысел – это факты, переработанные и заряженные целью». Думается, что роман «Софи делает выбор» отвечает этим критериям. Ибо действительно в основе этой линии романа – польской линии – писателю в наибольшей степени присуще обращение к историческим фактам и документам.

Ценность романа Стайрона «Софи делает выбор» - прежде всего, не в содержащихся в нем конкретных данных, ибо все же, несмотря на использование ряда источников, прежде всего воспоминаний, роман не отвечает источниковедческим критериям достоверности. Однако, роман важен как источник, отражающий ментальность своего времени. Роман У. Стайрона, это, прежде всего, источник по формированию культурной памяти широких кругов населения, прежде всего его страны – США – о событиях Второй мировой войны, предпринятый первым послевоенным поколением, представителем которого и являлся известный писатель.

Нужно отметить, что в современной зарубежной историографии, прежде всего, французской и немецкой, сложились влиятельные школы исследователей культурной памяти. Для представителей этих школ главным предметом истории становятся не события прошлого, а память о них, тот образ, который сохранился у переживших это событие участников и современников, затем транслировался непосредственным потомкам, реконструировался в последующих поколениях, подвергаясь проверке с помощью исторической критики.

Список литературы

1. Арендт Х. Истоки тоталитаризма /пер. с англ. Борисовой И. В. – М., 1996

2. Луков В. А. Большая серия знаний. Мировая литература. – М.: Мир книги, 2004

3. Стайрон У. Выбор Софи. Пер. с англ. Т. Кудрявцевой. – М., 1993

4. Шершнева С. В. Тема войны и насилия в романе У. Стайрона «Выбор Софи», 2015

5. Электронный ресурс. BiblioMan. Уильям Стайрон. http://biblioman.org/authors/stairon/

6. Электронный ресурс. NEWSru.com. Культура. Умер американский писатель Уильям Стайрон, 2006 http://www.newsru.com/cinema/02nov2006/styron.html

7. Электронный ресурс. Энциклопедия Кольера. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/4501/СТАЙРОН

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...