Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика изучения слухоречевой памяти.

Исследование познавательной сферы школьников

 

Методики изучения распределения внимания.

Цель: изучение распределения внимания при выполнении различных видов деятельности.

I. Ход выполнения. Двум ученикам, различающимся по подвижности и силе нервных процессов, предлагается записывать на доске последовательность чисел от 1 до 20, произнося вслух ее в обратном порядке.

П. Ход выполнения: Двум, различным по степени обучаемости, ученикам предлагается сосчитать числа от 1 до 30, но вместо чисел, содержащих в себе цифру 3, и чисел, кратных 3, произносить «не собьюсь».

Обработка данных: Подсчитать количество допущенных ошибок в счете. Распределение внимания можно считать хорошим, если сделано до 4 ошибок, средним — от 4 до 7, ниже среднего от 7 до 10, плохим - от 10 до 13.

Методика изучения устойчивости внимания.

Цель: изучение устойчивости внимания и работоспособности по корректурной таблице.

Инструкция испытуемому: «На листе бумаги даны ряды букв. Тебе нужно просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева направо, подчеркивать букву «К» и вычеркивать букву «И». Старайся работать как можно быстрее, но самое главное в этом задании - работать без ошибок, внимательно. По истечении каждой минуты по моей команде тебе следует отметить то место, где ты остановился, а затем продолжить работу дальше. Экспериментатор дает команду начать работу и включает секундомер. По истечении каждой минуты он дает команду поставить черту в том месте, где испытуемый в это время держит карандаш. Время работы - 8 мин.

Оценка внимания, переключаемости внимания, работоспособности производится в баллах производительности по десятибалльной системе. Для этого:

- подсчитывается общее число просмотренных знаков (букв). Допустим, обследуемый просмотрел 1475 знаков;

- сосчитывается число ошибок (пропущенных, или неправильно вычеркнутых, или неправильно подчеркнутых букв). Каждая такая ошибка составляет 20 очков. Каждая пропущенная строка – 60 очков. Допустим – сделано 20 ошибок, т.е. 20Х20 = 400);

- определяем число правильно отмеченных букв. Для этого из 1475 (общее число просмотренных знаков) вычитаем 400 (20 ошибок);

- теперь переводим в баллы производительность:

 

Производительность Количество правильно отмеченных букв Баллы
Низкая 1 000 – 1 200  
1 201 – 1 350  
Удовлетворительная 1 351 – 1 500  
1 501 – 1 700  
1 701 – 1 850  
Высокая 1 851 – 2 000  
2 001 – 2 050  
Более 2 150  

 

Корректурная таблица

арпоенвтиотмосгвьалкгпоатмрсивпынимбпрна

опрнтрвклогтанвджзвкогтровкмиыоргтмфждщо

ждщлтоьнгтпраионвтдыкогтмрвпинипсмаенрвж

смиродлшыкнрогарджвпктогранпвимьаолшвгнр

бльошарнгвджздшлыипрнтогфуцирпантождзэык

 

(и т.д. В каждой строке – 40 знаков, всего в бланке должно быть 60 строк)

 

 

Методика изучения особенностей регуляции познавательных процессов (устойчивости внимания, понимания, запоминания и воспроизведения).

Цель: изучение особенностей регуляции познавательных процессов учащегося, устойчивости внимания при прослушивании текстов, особенностей понимания, запоминания и трудностей письменного и устного изложения.

Инструкция испытуемому: «Внимательно прочитай рассказ и напиши изложение».

Исследователю можно читать рассказ вслух, а затем испытуемый воспроизводит его устно. Пересказ можно постепенно перевести в обсуждение в виде вопросно-ответной формы, что позволит судить о понимании переносного смысла и подтекста рассказов учащимся.

О недостатках мыслительных процессов может свидетельствовать, например, правильное, почти дословное изложение деталей начала рассказа при непонимании переносного смысла и подтекста.

Рассказы для подростков

Плохой сторож

У одной хозяйки мыши поели в погребе сало. Тогда она заперла в погребе кошку. А кошка поела в погребе и сало, и мясо, и молоко.

Галка и голуби

Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби её приняли как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби её прогнали. Она вернулась было к галкам, но те её тоже не приняли.

Логика

Студент приехал на каникулы домой. Он нашел отца в кухне, где старик собирался приготовить себе яичницу из 3 яиц. Отец спросил сына: «Расскажи, чему ты обучался в городе». Сын ответил, что он изучал логику. Отец не знал, что такое «логика», и попросил объяснить ему, в чем заключается эта наука.

Сын ответил: «Я тебе сейчас объясню, что это такое, и логически докажу, что у тебя в миске не 3, а 5 яиц. Слушай только меня внимательно. Вот у тебя в миске 3 яйца. Ты же знаешь: число 3 содержит в себе число 2. А 2 яйца да 3 яйца составляют вместе 5 яиц».

 

«Ну, сынок, - ответил отец, - вижу, что тебя обучили делу. Я сейчас себе сделаю яичницу из 3 яиц, а ты готовь себе яичницу их остальных 2 яиц, которые ты отыскал в моей миске по своей логике».

Умная галка

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, но воды в кувшине было только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить.

Самые красивые

Летела сова. Навстречу ей летели другие птицы. Сова спросила:

- Не видели ли вы моих птенцов?

- А какие они?

- Самые красивые!

 

 

Муравей и голубка

Муравей захотел напиться и спустился вниз к ручью. Волна захлестнула его и он начал тонуть. Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.

На следующий день муравей увидел, что охотник хочет поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его за ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил, сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

 

Методика изучения объёма и точности кратковременной зрительной памяти.

Цель: изучения объёма и точности зрительной кратковременной памяти с помощью методики «Память на числа».

Инструкция испытуемому: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек запомнить как можно больше чисел. Через 20 сек. таблицу уберут, и вы должны будете записать те числа, которые вы запомнили».

       
       
       

Оценка кратковременной зрительной памяти производится по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека – 7 и больше. Норма подростка – 5 и больше.

Методика изучения слухоречевой памяти.

Цель: изучение особенностей уровня развития слухоречевой памяти с помощью методики «Запомни слова».

Инструкция испытуемому: «Запомни на слух и воспроизведи потом письменно 4 набора слов по 10 в каждом. Время на запись каждого набора 45 сек».

1) Торт, время, ягода, лампочка, мысль, стол, земля, крыло, галстук, картошка;

2) Слон, роза, слух, чашка, луна, мел, воздух, обои, снег, футболка;

3) Слово, плащ, тормоз, дом, журнал, самолет, вишня, число, часы, мясо;

4) Чай, ночь, ветка, парта, космос, полка, малина, колесо, шапка, музыка.

Уровень развития слухоречевой памяти оценивается по общему количеству правильно воспроизведённых слов.

Шкала оценок: 1 балл – 16 слов, 2 балла – 17 – 19 слов, 3 балла – 22 – 24 слова, 5 баллов – 25 слов, 6 баллов - 26 – 28, 7 баллов – 29 – 30, 8 баллов – 31 – 32, 9 баллов – 33 – 34, 10 баллов – 35 слов и больше.

1 – 2 балла - низкий уровень;

3 – 4 балла - уровень ниже среднего;

5 – 6 баллов – средний уровень;

7 – 8 баллов – уровень выше среднего;

9 – 10 баллов – высокий уровень.

 

Тест «Прием информации» /для старшеклассников/

Экспериментатор зачитывает в быстром темпе слова, а испытуемые (один или вся группа) должны эти слова классифицировать и записать сокращенно в нужную колонку. Выделяют 5 колонок в таблице (записывается заранее): химические элементы, человеческие чувства, мебель, деревья, животный мир. Зачитываются 32 слова (повторять их нельзя): натрий, кошка, диван, верба, тревога, водород, хорек, кресло, восторг, черемуха, ель, серебро, сервант, рысь, любовь, гелий, медведь, лев, стол, тополь, усталость, дуб, каштан, аргон, воробей, железо, клен, медь, сазан, береза, соболь, радий.

 

 

Испытуемые считают количество слов, которые успели записать. Если количество записанных слов равно 32 – прием информации эффективен, если 31 – 29 – посредственный прием, если ниже 28 – прием информации затруднен, человек не успевает за средним темпом подачи информации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...