Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие о динамической устойчивости.




То обстоятельство, что система сохраняет статическую устойчивость в уста­новившемся режиме работы, еще не позволяет утверждать, что она окажется устойчивой и при резких внезапных нарушениях режима ее работы, подоб­ных короткому замыканию (кз), отключению генераторов или линий и т. д. Эта сторона проблемы должна быть исследована самостоятельно и затра­гивает круг вопросов, относящихся к так называемой динамической устой­чивости электрических систем.

Таким образом, если при исследовании статической устойчивости приходится иметь дело с бесконечно малыми возмущениями рабочего режима работы системы (перерастающими в выпадение из синхронизма при неустойчивости системы), то предметом исследования динамической устойчивости являются значительные возмущения, причем существенное значение приобретают характер и размеры возмущения.

Для выяснения принципиальных положений динамической устойчивости мы рассмотрим явления, возникающие при внезапном отключении одной из двух параллельных цепей линии электропередачи (рис.2.4), связывающей удаленную станцию с шинами неизменного напряжения. Схема замещения электропередачи в нормальном режиме (до отключения цепи) представлена на рис.2.5. Индуктивное сопротивление системы, равное

хс = х Г + хТ1 + + 0,5хл + хТ2,

определяет амплитуду характеристики мощности в этих усло­виях:

Pm = EU/xc.

Опуская пока влияние переходных электромагнитных процессов в генераторах, можно установить, что при отключении одной из цепей линии электро­передачи индуктивное сопротивление системы получает новое значение (рис.2.11):

хС = х Г + хТ1 + хл + хТ2

большее, чем в нормальном режиме, поскольку индуктивное сопротивление линии при отключении цепи возрастает 0,5хЛ до хЛ.

Рис. 2.11 Схема замещения электропередачи при отключении линии.

 

Амплитуда характеристики мощности при отключенной цепи соответственно уменьшается до EU/xcl. Характеристики мощности в условиях нормального режима и при отключенной цепи показаны на рис.2.12. Если режим работы, предшествовавший отключению цепи, определялся точкой а на характеристике мощности () нормального режима при передаваемой мощности Ро и угле 0, то после отключения этому режиму должна соот­ветствовать новая характеристика мощности (), причем нетрудно устано­вить, какая именно точка этой характеристики будет определять режим в момент отключения цепи. Этой точкой является точка при том же зна­чении угла , что и в нормальном режиме.

Рис. 2.12 Колебание угловой мощности и относительной угловой скорости генератора при отключении линии.

Угол сохраняет свое зна­чение в момент отключения, поскольку вектор эдс генератора может перемещаться относительно вектора напряжения приемной системы U только при изменениях частоты вращения ротора генератора. Частота же вращения ротора не может иметь скачкообразных изменений из-за существования механической инерции у ротора генератора.

Таким образом, в момент отключения цепи режим работы изменяется и характеризуется не точкой а, а точкой на новой характеристике, что обусловливает внезапное уменьшение мощности генератора. Мощность тур­бины остается при этом неизменной и равной Ро, так как регуляторы турбин реагируют на изменение частоты вращения агрегата, которая в мо­мент отключения цепи сохраняет свое нормальное значение, как это только что было отмечено.

В дальнейшем скорость машины будет изменяться, однако и в этой стадии процесса можно в первом приближении считать, что регуляторы не успевают сколько-нибудь заметно повлиять на мощность, развиваемую турбиной.

Неравенство мощностей, а, следовательно, и моментов на валу турбины и генератора вызывает появление избыточного момента, под влиянием которого агрегат турбина-генератор начинает ускоряться. Связанный с рото­ром генератора вектор эдс начинает вращаться быстрее, чем вращаю­щийся с неизменной синхронной угловой скоростью вектор напряжения шин приемной системы U. Изменения скорости перемещения вектора эдс генератора относительно напряжения шин приемной системы U, представ­ляющей разность угловых скоростей вращения векторов и , показаны на рис. 2.12.

Возникновение относительной скорости вращения v приводит к увеличе­нию угла , и на характеристике мощности генератора при отклю­ченной цепи рабочая точка перемещается из точки по направлению к точке с. При этом мощность генератора начинает возрастать. Однако вплоть до точки с мощность турбины все еще превышает мощность генератора и избыточный момент, хотя и уменьшается, но сохраняет свой знак, благодаря чему относительная скорость вращения непрерывно возрас­тает. В точке с мощности турбины и генератора вновь уравновешивают друг друга и избыточный момент равен нулю. Однако процесс не оста­навливается в этой точке, так как относительная скорость вращения ротора достигает здесь наибольшего значения и ротор проходит точку с по инерции.

При дальнейшем росте угла мощность генератора уже превышает мощ­ность турбины и избыточный момент изменяет свой знак. Он начинает тормозить агрегат. Относительная скорость вращения v теперь уменьшается и в некоторой точке d становится равной нулю. Это означает, что в точке d вектор эдс и в некоторой точке d становится равной нулю. Это означает, что в точке d вектор эдс вращается с той же угловой скоростью, что и вектор напряжения , и, следовательно, угол между ними больше не возрастает. Угол в этой точке достигает своего максимального значения . Однако и теперь процесс не останавливается, так как вследствие неравенства мощ­ностей турбины и генератора на валу агрегата существует избыточный момент тормозящего характера, под влиянием которого частота вращения продолжает уменьшаться и относительная скорость v становится отрица­тельной. Угол начинает уменьшаться, и рабочая точка, характеризующая процесс на характеристике мощности, перемещается в обратном направлении к точке с. Эту точку ротор вновь проходит по инерции, и около точки угол достигает своего нового минимального значения, после чего вновь начинает возрастать. После ряда постепенно затухающих колебаний в точке с устанавливается новый установившийся режим с прежним значением пере­даваемой мощности Ро и новым значением угла уст. Картина колебаний угла во времени показана на рис.2.13. Постепенное уменьшение ампли­туды обусловливается потерями энергии при колебаниях частоты вращения генератора.

Такой характер перехода к новому режиму не влечет за собой каких-либо осложнений. Во всяком случае, в нарисованной картине нарушение устойчи­вости не имело места. Можно отметить лишь, что в переходном электро­механическом процессе угол достигал значений (), превышающих значе­ние уст нового установившегося режима.

Рис.2.13 Колебания угла при отключении одной линии.

 

Возможен и другой исход процесса (рис.2.14). Торможение ротора, начиная с точки с, уменьшает относительную скорость вращения v. Однако угол в этой фазе процесса все еще возрастает, и если он успеет достигнуть критической величины кр в точке с на пересечении падающей ветви сину­соиды мощности генератора с горизонталью мощности турбины Ро прежде, чем относительная скорость v упадет до нуля, в дальнейшем избыточный момент на валу машины становится вновь ускоряющим, скорость v начнет быстро возрастать и генератор выпадает из синхронизма (рис.2.15).

Таким образом, если в процессе качаний будет пройдена точка с', то возврат к установившемуся режиму уже невозможен.

Итак, можно констатировать, что, несмотря на теоретическую возмож­ность существования нового установившегося (и статически устойчивого) режима в точке с, процесс качания машины при переходе к этому режиму может привести к выпадению машины из синхронизма. Такой характер нарушения устойчивости может быть назван динамическим.

Основной причиной нарушений динамической устойчивости электрических систем являются обычно короткие замыкания, резко уменьшающие ампли­туду характеристики мощности.

Рис.2.14 Нарушение динамической устойчивости при отключении одной линии.

 

Рис.2.15 Нарастание угла при нарушении устойчивости.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...