Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема информационного повода




 

Проблема, на какую тему можно сделать событийный репортаж, совсем не так проста, как кажется. Современный мир переполнен информацией. Каждую минуту происходит множество событий, о которых можно рассказать в репортаже. Как определить, какое событие достойно того, чтобы попасть в выпуск новостей, а какое - нет. Проблема отбора самых важных и самых интересных – тех, о которых расскажут в теленовостях, - и есть проблема информационного повода. Иначе ее называют проблемой отбора новостей. Дэвид Рэндалл дает такое определение новости: “Это свежая и необычная информация на тему, представляющую всеобщий интерес, и ранее неизвестная”. А значит и материал для событийного репортажа должен быть свеж, необычен и должен представлять интерес для зрителя. Выбрать такой информационный повод для будущего репортажа из сотен и тысяч других - самое важное. В книге Эверетта Дэнниса «Беседы о масс-медиа» приведен список информационных поводов, наиболее интересных телезрителю:

 

1. Конфликт, столкновение интересов людей, стран, организаций (здесь же теракты, митинги, военные действия)

 

2. Катастрофа, авария, стихийное бедствие, другие чрезвычайные происшествия

 

3. Последствия какого-то значимого события, новые факты какого-то громкого происшествия

 

4. Новости политики и экономики (о принятии новых законов, встречах на высшем уровне, заключении политических договоров, итогах выборов)

 

5. Новости культуры, спорта (открытие выставки, кинофестиваля, чемпоината)

 

6. Значимые события из жизни известных людей (юбилей какого-либо артиста)

 

На все эти темы часто создаются событийные репортажи, потому что все они, независимо от своей важности привязаны к какому-то конкретному событию, информационные поводы другого характера чаще служат для создания тематического репортажа. Поэтому журналисту, выбирающему тему для событийного репортажа, необходимо обращать свое внимание только на конкретные события, произошедшие в последнее время. Конечно же приведенный список не исчерпывает все возможные информационные поводы. Событийные репортажи могут быть и на другие темы, главное -чтобы они были непосредственно о событии, представляющем большой интерес для зрителя.

 

Это другой важный принцип выбора информационного повода: новость должна представлять всеобщий интерес. Другими словами новость - это не только то, что людям необходимо знать, но и то, что им интересно знать.

 

Поэтому выбирая информационный повод для репортажа, нужно прежде всего учитывать эти критерии. Для примера такой информационный повод, как забастовка сантехников, недовольных заработной платой. Да, этот повод отвечает первому критерию - новость привязана к событию. Но интересна ли она зрителю? Должны ли зрители знать об этом? Необходимо ли им это знать, испытывают ли они в этом потребность? Многие из них и так никогда сантехников в своем доме не видели. Хотят ли люди об этом знать? Большинству зрителей (если они не сантехники) эта тема просто интересна. А некоторые сюжеты, наоборот, могут попадать сразу в несколько категорий: они и интересны, и необходимы. Например, репортаж о принятии нового закона, повышающего зарплату бюджетникам, привлечет намного больше зрителей.

 

В зависимости от информационного повода событийный репортаж может быть:

 

Ситуативным (незапланированным). Обычно такие репортажи готовят о неожиданных событиях. Это, например, ограбление банка, террористический акт или отставка президента накануне Нового года.

 

Твердым (запланированным). О том, что такой репортаж будет подготовлен, известно заранее, т. к. заранее известно о самом событии, оно уже запланировано. Этим событием может быть, например, какая-либо выставка, судебное заседание, пресс-конференция президента.

 

Такие репортажи содержат рассказ не только о самом событии, но и о его причинах, о событиях, ему предшествующих. Репортаж должен содержать несколько точек зрения, чтобы не потерять объективности. Если же посвятить репортаж только разбору причин какого-либо события, уже всем известного и не нового, то событийный репортаж перерастет в тематический.

 

Комплект – репортаж. Такие репортажи каким – то образом дополняют материал, идущий в выпуске до них. Такого типа репортажи позволяют зрителю лучше понять и оценить весь комплекс обстоятельств, связанных с конфликтом, взглянуть на него с разных сторон. Например, если ситуативный репортаж о предпринятых сейчас военных действиях против Ясира Арафата в Рамалле раскроет некоторые их подробности, то идущий следом репортаж-предыстория укажет также на причины (противостояние Палестины и Израиля и т.д.).

 

Независимо от информационного повода работа репортера, ведущего закадровый комментарий, сложна и ответственна. Его задача - прежде всего точно и достаточно подробно проинформировать о событии. При этом подготовка к репортажу сводится всего лишь к предварительному сбору данных о предстоящем событии и написанию каких-то заготовок, а выуживать всю информацию приходится уже на месте. Это в том случае, когда событие запланировано. Но чаще всего репортеру приходится делать репортаж о событиях случайных, экстренных. Иногда делать это нужно в прямом эфире, и тогда телерепортер не имеет возможности, как газетчик, размышлять над каждым словом, каждой фразой, а потом перечитать свой материал, отредактировать его, исправить. Ведя репортаж, он часто сталкивается с неожиданными ситуациями и нередко находится при этом в том же положении, что и зритель, который впервые видит материал. Такие репортажи являются одними из сложнейших жанров новостей и называются экстренными новостями. В выпуске новостей они, как правило, идут первыми.

 

 

Итак, специальный репортаж – документальная передача, снятая там, где происходили события, в разные временные промежутки, до события, во время события, после события. Специальный репортаж целиком посвящен исследованию одной проблемы, одного события. В ходе работы над специальным репортажем журналисты осуществляют анализ события, его предыстории, последствий, дают возможность высказаться участникам события, экспертам, уделяют внимание оценкам и урокам данного события.

В специальном репортаже на первый план выходит личное восприятие события, явления. Именно поэтому в репортаже многое, если не все зависит от личности автора. Автор сам выбирает факты, явления, которые взволновали его, вызвали интерес.

Репортер, работающий над специальным репортажем, не просто комментирует событие, он истолковывает его, согласуясь с собственными взглядами, со взглядами участников, экспертов, стремясь к созданию объективной (либо необъективной, в зависимости от целей) картине. Если телерепортер располагает доверием зрителей, если его фигура вызывает интерес и уважение, то его точка зрения на определенные актуальные проблемы воспринимается как достоверная и привлекает внимание многих людей. Таким образом, специальный репортаж, не смотря на его объективность или необъективность, является авторским произведением, где личность автора является одним из факторов оценки качества и содержания репортажа. Благодаря специальному репортажу, телезритель становится не только очевидцем события, но и человеком посвященным, причастным к данному событию. Таким образом, на первое место репортер выдвигает описание интересной жизненной ситуации: это может быть рассказ о буднях рабочего коллектива, научной лаборатории и т. д. Такие материалы планируются заранее, они не столь оперативны, как событийные. Автор в выстраивает материал по своему усмотрению. Поэтому главное здесь не оперативный повод, а раскрытие и познание новых и неизвестных сторон жизни социума.

 

Специальный репортаж готовится в тех случаях, когда та или иная ситуация или проблема требует от репортера тщательного и всестороннего изучения. Как правило, специальные репортажи пишутся на самые актуальные и общественно значимые темы. Чтобы выделить из числа многочисленных событий самое интересное, необходимо особое репортерское чутье. При этом, как отмечают, теоретики, специальный репортаж должен оправдывать свое название. Поэтому стоит задуматься: можно ли именно из того события сделать репортаж с ремаркой «специальный»: не всякое событие достойно освещения в репортаже. Критерий выбора события – его актуальность, общественная значимость. Рассказ репортера должен раскрыть читателю какую-то новую сторону действительности, процесса ее изменения.

Итак, в основе специального репортажа всегда должна лежать актуальная тема. Важнее не оперативная подача фактов, а, скорее, их актуальность и значимость для общественности.

 

Фразой "специальный репортаж" чаще всего начинается самый большой и самый обстоятельный материал в выпуске Новостей. Чаще всего он приурочен к событию, часто – к определенной дате, а зачастую никакого "оперативного повода" нет: просто журналист увидел в жизни нечто интересное и решил всем показать то, что он увидел. Автор в

специальном репортаже создает и исполняет роль – разведчика,

заинтересованного наблюдателя. Специальный репортаж часто бывает

разнотиповым. С одной стороны – это намного более глубоко разработанная тема оперативного репортажа, целью

которого является придать материалу больше глубины и перспективы. С другой стороны, это может быть сюжет, который посвящен какому-нибудь человеку или проекту, которые не связанный временными рамками.

Данный вид репортажа можно включить в эфир когда угодно, по мере

необходимости. Поэтому такие репортажи в редакциях информации сегодня называют "консервами". Но "чтобы события представляли

общественный интерес, и было неизвестно конкурентам, нужна немалая

журналистская изобретательность и обширные связи". За этим названием суть жанра: подразумевается, что репортер при разработке такого сюжета "обязан иметь собственную точку зрения, которая будет выражена в определенном отборе мнений и лиц". Но все же очень важно не преступать ту грань, за которой информация превращается в агитацию. Как в

положительном, так и отрицательном направлении.

В отличие от оперативного репортажа, когда репортер вынужден следовать за событиями, при разработке "своего" сюжета он может планировать заранее, что он хочет сказать и каким образом можно свести воедино в материале информацию и картинку.

"Свой" сюжет может быть разнотипным. С одной стороны — это несколько более глубоко разработанная тема оперативного репортажа, с целью придания материалу глубины и перспективы. С другой стороны, это может быть сюжет, посвященный какому-либо человеку или проекту, не связанный временными рамками, который можно включить в программу по мере необходимости, для придания ей некоторой фундаментальности.

При разработке "своего" сюжета вопросы подготовки имеют большее значение, чем при работе над оперативным сюжетом. Здесь нет необходимости спонтанно реагировать на события или оперативно искать ключевой момент. Можно спокойно планировать поиски информации и разрабатывать план съемок, чтобы подать материал наилучшим образом.

В эфире "свой" сюжет должен быть таким же захватывающим, как и оперативный репортаж, с уделением того же внимания последовательности кадров, но благодаря планированию и разработке материала он может поднимать более сложные и социально значимые вопросы.

 

Разработка истории сюжета может потребовать несколько минут — или несколько месяцев. Все зависит от степени сложности сюжета и от крайнего срока выхода в эфир. (По-настоящему творческий репортер всегда имеет в запасе несколько долгосрочных проектов, отложенных впрок до наступления периода простоя.)

Хорошим тоном для телерепортера считается быстрое восприятие сложного материала и оперативная подготовка сюжета, но процесс в целом, вне зависимости оттого, сколько времени он занимает, как правило, достаточно единообразен.

Идея "своего" сюжета может возникнуть у самого репортера, или может быть предложена оператором, продюсером, режиссером, другими работниками студии, или подсказана самой жизнью.

Сюжет местного масштаба может быть отзвуком истории национального масштаба. Отголоски оперативного репортажа могут привести к размышлениям об ответственности общества или о судьбе национальных институтов. Иногда толчком к сюжету может быть материал, опубликованный в других средствах массовой информации.

При разработке "своего" сюжета репортер должен произвести максимальную изыскательскую работу, чтобы минимизировать время работы оператора.

 

 

Что нужно помнить корреспонденту (репортеру) при создании репортажа, в том числе и специального:

 

· Для любого актуального репортажа необходимо как минимум три снятых интервью.

· Подбор кадров должен быть продиктован двумя принципами: иллюстрация того, что сказано в тексте, и изобразительный ряд более общего характера. Не стоит предпринимать попытки проиллюстрировать все сказанное в тексте досконально – это невозможно.

· Имена нужно приводить в полной форме; имена и фамилии следует упоминать дважды, если это важная деталь.

· Должности или профессиональная принадлежность персонажей приводятся в краткой (но принятой) форме; иногда в интересах краткости и ясности пространные наименования официальных должностей подлежат сокращению.

· Числительные округляются в тех случаях, когда точные данные не требуются.

· Текст должен быть простым. Рекомендуется реже использовать прилагательные. Не стоит злоупотреблять эмоциональными и драматическими словами.

· Стоит также избегать использования профессионального жаргона и профессиональных журналистских клише, на которые так падки печатные СМИ.

 

 

Прежде всего, необходимо привлечь внимание зрителя.

Сюжет должен иметь четкое, живое, яркое начало, чтобы привлечь их внимание.

Далее, сюжет должен быть построен на основе квалифицированно снятых и логически смонтированных кадров.

Классическая последовательность съемки — дальний план, средний план, крупный план, и ее соблюдение облегчает построение сюжета.

В заключение нужен кадр, который мог бы завершить сюжет. Некоторые сюжеты не имеют однозначного толкования, и их лучше завершать общим планом. Но выразительный крупный план обычно производит более

сильное впечатление.

Классический (теперь уже ставший клише) заключительный кадр для сюжета о пожаре — закопченная, обгоревшая кукла на истоптанной земле. В принципе именно такого типа значащий заключительный кадр следует найти оператору.

 

"Изображение, как и слово, в конце концов, всего лишь символ реальности. Важно не то, что тележурналист показывает нам факты, а то, насколько правдиво он их отражает ".

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Существует наивное мнение, будто телекамера сама отражает действительность. Опытные репортеры и операторы знают цену такому мнению.

Непрофессиональный, неподготовленный телерепортер или оператор имеет не больше шансов отразить действительность с помощью камеры, чем непрофессиональный.

Камера не обязательно говорит правду. Камера снимает то, что хочет снять оператор, который держит ее в руках. При подготовке сюжета репортер использует только те факты, которые он собрал.

При подготовке каждого сюжета репортер использует свои суждения, свой профессиональный опыт, свои навыки. Он должен собрать все факты. Затем нужно честно использовать собранный материал для подготовки правдивого и сбалансированного рассказа о происшедшем. Рассказ делается репортером и оператором. Не камера работает за корреспондента, она является лишь инструментом.

 

«Визитная карточка любого канала – информация. Это первый укол, который делает канал человеку просыпающемуся. Это то, чем канал провожает человека, который отходит ко сну; это та энергетика, которая заряжает зрителей инициативой или гасит эту инициативу. И найти свои повороты в подче информации принципиально важно». Специальный репортаж –это детальное освещение самых важных и интересных тем.

 

Список литературы:

 

1) В.В. Ворошилов. Журналистика.

2) Пол Стенли. Телевизионный репортаж: Практическое пособие для профессионалов.

3) В.Л. Цвик, Я.В. Назарова. Телевизионные новости России.

4) С.Г. Корконосенко. Основы творческой деятельности журналиста.

5) Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А.Я. Юровский. Телевизионная журналистика.

6) И. Фэнг. Теленовости: секреты журналистского мастерства.

7) Эверетт Дэннис. «Беседы о масс-медиа».

8) http://ua-referat.com/Телерепортаж

9) http://www.tvc.ru/specrep.aspx

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...