Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессионально-важные качества руководителя




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный юридический университет

Имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»

 

Абдулаева Карина Рамазановна

 

Руководитель как субъект организаторской деятельности

 

Эссе

 

 

Cтудентка 1 курса заочной формы обучения

Института магистратуры

 

 

 

Доцент кафедры философских

и социально-экономических дисциплин,

Березкина Татьяна Евгеньевна

 

Москва 2015

 

 

Введение

 

Адаптация российских предприятий к новым условиям рынка и их эффективное функционирование в решающей степени зависят от деятельности и уровня профессионализма их руководителей. Если раньше фигура руководителя, а также компетентный подход к делу явно недооценивались, то теперь результаты работы организации в большей степени связываются с деятельностью руководителя. Управление руководителей предприятиями, а также их стратегическое планирование во многом предопределяют состояние российской экономики. В связи с развитием экономики и ростом конкуренции, месту и роли руководителя в организации, уделяется большое внимание. Именно от него в большей степени зависит успех того или иного предприятия. В этом и заключается актуальность выбранной темы исследования.

Главной целью эссе является раскрытие и уяснение роли руководителя в деятельности организации. Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:

1) раскрыть основные понятия, относящиеся к данной тематике, а именно основополагающего понятия организации, организаторской деятельности, субъекта организаторской деятельности и, наконец, руководителя как субъекта организаторской деятельности;

2) определить место и роль, иерархическую структуру руководителя в организационной системе, его цели и функции, а также полномочия, объем и направления деятельности;

3) дать характеристику личности руководителя, выделить основные черты, необходимые для осуществления управления на высшем уровне;

4) изучить особенности, характерные для современных руководителей, провести сравнение между ролью менеджера (управленца) и лидера. Найти общее и особенное, а также определить возможность существования одного без другого.

В процессе исследования и написания изучаемой темы использовались следующие методы: анализ, синтез, дедукция, сравнение, повторение.

 

Основные понятия темы эссе.

Иерархия руководителей в организации.

 

Для раскрытия выбранной темы эссе необходимо дать определения следующих основополагающих понятий: «организация» «организаторская деятельность», «субъект организаторской деятельности», «руководитель».

Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Под словами «сознательно координируемое» понимается управление, под «социальным образованием» - то, что организация состоит из людей и групп, взаимодействующих между собой. [1]

Организация предполагает планомерные и продуманные действия (со стороны субъекта) по безусловному исполнению намеченных мероприятий. Совокупность методов, принципов, правил, приёмов, используемых субъектом для выполнения организационных задач, называется организаторской деятельностью. Она предполагает создание и усовершенствование механизма организации в соответствии с целями и задачами организационных систем.

В качестве субъекта может выступать коллективный орган и работник, наделённый соответствующими полномочиями, правами и ответственностью и оказывающий активное влияние на деятельность организации.

Руководитель как один из субъектов организаторской деятельности - это лицо, которое в силу закона, иных нормативных правовых актов или учредительных документов осуществляет управление организацией, выполняет ее функции; это работник организации, принявший на себя ответственность за качественное исполнение порученных ему производственных процессов и с этой целью управляющий подчиненными ему работниками, непосредственно занятыми в этих процессах.

Существует некая иерархия, выделяющая три типа руководителей. На первом уровне находятся руководителя высшего звена. Эта группа малочисленна, составляет всего 3-7% в общей доле управляющих. Основная их задача состоит в определении целей организации, ее политики, стратегии, системы и структуры управления, а также в представительстве во внешних связях.

Второй уровень руководителей представляют среднее звено. Их доля 40-60%. Они несут ответственность перед руководителями первого уровня. Частично выполняют функции руководителя высшего звена, решают задачи своего подразделения, ставят проблемные вопросы и выносят их на обсуждение, разрабатывают график работы, распределяют задания для персонала и координируют деятельность подчиненных.

К руководителям низшего звена относятся младшие менеджеры. Их функции – это распределение задач между сотрудниками, контроль за их выполнением, распоряжение сырьем и оборудованием.

Содержание и характер деятельности руководителя

Содержание труда руководителя определяется тем, что он, опираясь в той или иной мере на свой персонал, осуществляет руководство, планирует и организует деятельность организации на достижение поставленных целей. Он несёт личную ответственность за своевременное принятие и реализацию управленческих решений.

Достижение целей организации - главная обязанность руководителя. Он должен стремиться к постоянной адаптации организации к требованиям внешней среды.

Одним из основных инструментов, который использует современное руководство, является налаживание эффективных связей с партнерами и работниками организации. Руководитель должен чутко реагировать на настроения и мнения, возникающие в организации, обладать способностью убеждать, стремиться к поддержке своих решений и избранного курса.

Итак, содержанием деятельности руководителя являются целенаправленные действия по обеспечению взаимосвязанных функций планирования, организации, распорядительства, мотивации и контроля за процессом и результатами работы организации.

Руководитель выполняет следующие функции:

1)планирование;

2)правильная организация выполнения плана;

3)распорядительство;

4)мотивация труда;

5)учёт и контроль.

6)представительство

Все большее значение приобретает инновационная функция, тесно связанная с экспертно-консультативной. В процессе ее реализации руководитель направляет разработку и внедрение новых видов продукции и услуг, создает условия для соответствующей перестройки организации и системы управления ею, постоянно знакомится с новинками и дает необходимые консультации подчиненным. [2]

Знание этих функций и их правильное применение - залог успешного руководства.

Условно можно выделить три ключевые сферы деятельности руководителя:

- социально-психологическая - формирование коллектива фирмы, развитие социальной и трудовой активности сотрудников, развитие личности каждого члена организации, координация разнообразных социальных отношений;

- производственно-экономическая - обеспечение функционирования производства, высокого качества работ, совершенствование организации производства, труда и управления;

- организационно-управленческая - организация системы управления своей организации.

При осуществлении своей деятельности руководитель использует различные методы, которые можно распределить на 3 группы. Первую группу методов составляют организационно-распорядительные методы, основанные на дисциплине, ответственности, власти и принуждении: приказы, распоряжения, постановления, регламенты, команды. Ко второй группе относятся экономические методы, базируются на использовании материальных интересов сотрудников. Третью группу образуют социально-психологические методы. Они основаны на учете индивидуальных особенностей сотрудников и коллектива. Это такие методы как моральное поощрение, убеждение, личный пример, создание морального климата.

Конечным продуктом деятельности руководителя являются позитивные изменения в производстве, общественных отношениях, духовной жизни коллектива и настроении внутри него. Но непосредственный результат его деятельности - это принимаемые им решения, направляющие функционирование и развитие системы управления, и на этой основе развития объекта управления. Руководители тратят значительную часть времени на принятие управленческих решений. От этих решений зависят реальные возможности достижения целей организации, её эффектная деятельность.

Процесс принятия решений включает следующие стадии:

1) выявление и определение проблемы;

2) поиск информации и вариантов решения;

3) выбор среди вариантов;

Принятие решения.

Однако имеется немало ситуаций, когда решение требует много умений и опыта, которые не могут быть присущи одному человеку. В таких случаях на первый план выходит групповое принятие решений. Группы лучше всего используются, когда особенно важна точность в принятии решения. Группа часто более точна, чем индивидуум. Не менее важна сплочённость группы, обусловленная координационной ролью руководителя.

При групповом принятии решения обеспечивается участие тех, кого решение касается, и повышается их готовность осознанно выполнять решение. Облегчается координация последующей работы, улучшаются коммуникации, увеличивается разнообразие рассматриваемых альтернатив, расширяется объём используемой информации. Вместе с тем в литературе по управлению отмечаются и возможные недостатки группового принятия решений: оно может быть менее решительными и чаще идти на компромисс, нередко попадают под чьё-то влияние, отдельные индивидуумы могут использовать группу для усиления своего влияния; иногда группы вообще не могут принять решение из-за внутренних конфликтов и несогласия.

 

Профессионально-важные качества руководителя

 

Эффективность совместной деятельности напрямую зависит от выявления необходимых управленческих качеств, этим обусловлена актуальность их выявления. Конечно же, скажете вы, набор необходимых качеств руководителя зависит от многих факторов: и от направления деятельности руководителя, от его статуса и ранга, от требований времени и многих других. Однако в ходе многочисленных пси­хологических исследований установлено, что в уп­равленческой деятельности руководителей разных областей и рангов есть ряд совпадающих характеристик, позво­ляющих смоделировать основные качества руково­дителя.

Признавая многообразие научно-практических подходов к решению этой проблемы, я решила остановиться на профессиограмме ру­ководителя,предложенной В. М. Шепелем, он выделяет несколько блоков качеств, они представлены в виде таблицы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...