Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инструмент №10: Платные услуги и предпринимательская деятельность.




Споры вокруг этого инструмента будут продолжаться еще долгие годы. Слишком много еще не прописано в российском законодательстве, бухучете и налогообложении. Хотя в законе "О некоммерческих организациях" содержится положение, что предпринимательской деятельностью, служащей достижению целей, ради которой создана некоммерческая организация, и соответствующей этим целям, признается:

· приносящее прибыль производство товаров и услуг, торговля покупными товарами и оборудованием, посредническая деятельность, отвечающих целям создания организации.

К разрешенной предпринимательской деятельности отнесено также (внереализационная деятельность):

· приобретение и реализация долей, паев, ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав,

· участие в хозяйственных обществах, если доходы от них используются в порядке, не противоречащем требованиям данного закона»[3].

3. Основные источники финансирования.

Наиболее традиционными источниками финансирования фандрайзинга являются:

1. Органы государственной власти и местного самоуправления;

2. Российские и иностранные благотворительные фонды;

3. Российские и иностранные коммерческие компании;

4. Частные жертвователи;

5. Членские взносы (только для членских организаций);

6. Другие некоммерческие организации;

7. Реализация товаров, услуг;

8. Доходы от сбора членских взносов.

Согласно данным социологического исследования «Правовые инициативы некоммерческих организаций России»[4] усредненный бюджет НКО России состоит из следующих источников финансирования: членские взносы - 18%; индивидуальные пожертвования - 12%, спонсорские взносы - 12,6%; средства российских фондов - 2,8%; средства иностранных фондов - 22,7%; государственные источники - 8,9%; средства политических организаций - 5,1%; собственные доходы от услуг - 0,6%; прочие источники - 9,3%.

Далее остановимся подробней на основных моментах, которые играют важную роль при работе с любым донором, будь то фонд, организация или физическое лицо.

1. Независимо от выбранного источника фандрайзер должен четко представлять, какими мотивами руководствуются спонсоры/благотворители, вкладывая деньги в социальный проект. Распознав и постаравшись удовлетворить тот или иной интерес, фандайзер намного повышает вероятность того, что его организация получит финансовую помощь.

2. Вы получили помощь/поддержку. Что дальше делать с теми, кто вам помог?

· как минимум, пригласите представителей спонсоров на Ваше мероприятие (на концерт, если просили поддержку для организации концерта) и публично поблагодарите их;

· не забывайте и в дальнейшем упоминать об их помощи как в интервью для СМИ, так и в документах, рассказывающих о Вашей организации;

· приглашайте бывших спонсоров/помощников на другие ваши мероприятия;

· следите за успехами Ваших бывших спонсоров/помощников и поздравляйте их с ними;

· предлагайте поддержать/принять участие в Ваших новых программах проектах или акциях.

3. Благодарственные письма. Для укрепления дружественных и взаимовыгодных отношений с донорами не забывайте выражать благодарность. Благодарственные письма для этого - наиболее демократичная форма.

Работа со спонсорами:

1. При выборе спонсора нужно очертить реальный круг претендентов. Здесь важно понять, чем можно «зацепить» спонсора, то есть ответить на вопрос, как ваша акция будет способствовать решению его задач.

2. Нужно сформулировать миссию вашей организации, подтверждающую ее уникальность, показывающую принципиальные отличия от других подобных ей. Для спонсоров всегда важно поддерживать именно инновационные формы работы.

3. Разумеется, чем в менее популярной для пожертвований сфере действует организация, тем более тщательно придется готовить аргументацию для убеждения спонсоров и выбирать метод сбора средств, который подходит наилучшим образом.

4. Очень важен первоначальный контакт с представителем спонсора. Спонсорские предложения следует высылать по уже наработанному контакту, когда фандрайзер хотя бы один раз беседовал с представителем компании-спонсора, и обе стороны имеют какое-то представление друг о друге.

5. Второй контакт – встреча, на которую можно взять с собой спонсорское предложение и заранее подготовленные ответы на вопросы, которые могут возникнуть в процессе обсуждения.

6. Итак, после продуктивных переговоров, вам удалось убедить компанию-спонсора в необходимости данного проекта и подписать контракт. Теперь фандрайзер должен встретиться с PR-отделом компании-спонсора и обсудить участие последнего в этом мероприятии.

7. На этапе реализации фандрайзер обязан строго контролировать исполнение всех пунктов, оговоренных в контракте, спонсорских пакетах, чтобы по ходу дела и не было никаких нарушений, а при его завершении не возникало взаимных обвинений. Ведь спонсор должен захотеть продолжить сотрудничество и в дальнейшем.

8. Заключительный этап - отчетность. Отчет для спонсора – необходимый элемент спонсоринга, демонстрирующий компании-спонсору успешность проводимых мероприятий. По результату этого отчета акционеры компании-спонсора видят эффективность отдачи от вложений.

Приведем примеры наиболее эффективных способов обратиться с просьбой к компании-спонсору:

· Адресная рассылка - переписка с уже существующими спонсорами, с организациями, о которых вы знаете что-либо конкретное, либо с людьми, которым предварительно представлена ваша организация.

· Благотворительная акция - специально организованное мероприятие, в ходе которого идет сбор пожертвований (концерт, ярмарка, аукцион, презентация какой-то вашей программы или какого-то события в жизни вашей организации).

· Безадресное обращение - это обычно обращение через СМИ, когда есть возможность попросить помощь у большого числа людей и организаций.

Разумеется, возможны самые различные комбинации и цепочки, использующие эти способы. Тут все зависит от того, как развивается ваша компания по сбору средств, что у вас получается лучше, какова экономическая и социальная ситуация в вашем городе.

Работа с фондами:

Главным и необходимым условием работы с фондами является поиск того фонда, который может оказать помощь именно вам, т.к. у каждого фонда есть приоритетные направления или программы. Для реализации этих программ фонды на конкурсной основе отбирают проекты, наиболее полно отвечающие их требованиям.

Поиск фонда можно вести по нескольким направлениям.

1. Сначала необходимо исследовать свой город или регион. В России практически в каждом регионе можно встретить некоторое количество фондов.

2. После исследования ситуации с потенциальными грантодателями в регионе целесообразно расширить свои знания о них. Информация о фондах должна иметься в министерствах и ведомствах. Фонды, действующие в России, обязательно должны зарегистрироваться в этих организациях. Эта информация не является конфиденциальной и доступна.

3. В представительствах, консульствах и посольствах иностранных государств в России также имеется обширная и достаточно полная информация о фондах и различных донорах, их приоритетах, проектах, программах и грантах.

4. Другим полезным источником информации о фондах и программах финансирования могут стать международные правительственные организации: ООН, Европейский Союз (ЕС), Совет Европы (СЕ), ЮНЕСКО и др., ряд из которых имеют представительства в России.

5. Большую услугу по сбору информации о фондах может оказать Internet. Практически каждый уважающий себя фонд имеет web-страницу, где о Фонде можно узнать практически все от истории создания и учредителей до новейших программ и форме заявки конкретного типа проекта.

В документах конкретного фонда обычно указывается наиболее приемлемая форма обращения. Некоторые фонды требуют предоставления полной заявки, соответствующей заданной форме. Многие фонды предпочитают встретиться или побеседовать по телефону с потенциальными заявителями. Значительная часть предпочитает сначала получить письмо-запрос с кратким изложением проекта и описанием заявителя.

При работе с фондами необходимо учитывать ряд особенностей:

1. Высокая степень конкуренции. Грантовые программы известных донорских организаций собирают 400 и более проектов, из которых отбирается для финансирования обычно не более 10%.

2. Заявка на финансирование подается в виде проекта.

3. Отбор проектов для финансирования происходит на конкурсной основе.

4. Особые правила подачи проектов. Форму проекта каждый фонд определяет самостоятельно.

5. Определенные правила рассмотрения проектов. Процедура рассмотрения проектов обычно происходит в несколько этапов.

6. Значительные сроки рассмотрения проектов. Как правило, процедура рассмотрения проектов (с момента подачи заявки до начала финансирования) занимает от трех до 12 месяцев. Реальные сроки рассмотрения необходимо учитывать во время подготовки проекта, поскольку он может «морально устареть» еще до начала финансирования.

7. Специфические правила отчетности по проекту – каждый фонд определяет самостоятельно.

Частные пожертвования:

Согласно данным исследований, частные пожертвования населения составляют всего 2-5% доходов российских НКО. В среднем, российская НКО, работающая, например, в социальной сфере, получает в год не более 10-20 тысяч рублей частных пожертвований, что, конечно, ничтожно мало. В других же странах частные пожертвования составляют до 60% дохода социальных НКО.

Почему так происходит? В отсутствии частных пожертвований виноваты, прежде всего, сами НКО. Большинство из них не могут и не умеют работать с частными пожертвованиями, не обращают внимания на этот крайне важный финансовый ресурс. Российские НКО не публикуют отчетов, не рассказывают о своей работе простым доступным языком, не предоставляют результаты своего труда через конкретные истории успеха. В 2006 г. впервые в Москве состоялся Всероссийский конкурс годовых отчетов благотворительных организаций за 2006 год. Из тысяч благотворительных организаций страны в конкурсе годовых отчетов участвовали всего 42[5].

Существует несколько основных методов сбора частных пожертвований:

· Сбор средств через ящики – копилки;

· Организация благотворительных мероприятий и акций (аукционов, балов, выставок, лотерей и т.п.);

· Сбор средств на улице, «один на один» или «от двери к двери»;

· Перечисление средств через банковские учреждения;

· Адресная и веерная почтовые рассылки;

· Отчисления от заработной платы сотрудников предприятий;

· Завещательные дарения;

· Сбор средств через Интернет;

· Акции по сбору вещей, продуктов питания и других нефинансовых средств;

· Реализация благотворительной продукции (сувениры, открытки, плакаты и т.п.).

Работа с государственными структурами:

Сотрудничество с органами государственной власти, получение средств на реализацию своих проектов и программ из бюджета разных уровней требует от сотрудников НКО большой планомерной подготовки. Изучение местного законодательства, составление банка ключевых «лиц во власти», отвечающих или имеющих непосредственное влияние на распределение бюджетных средств – первый и самый важный шаг на пути к получению поддержки.

Для успеха фандрайзинговых мероприятий фандрайзеру необходимо четко определить: кто вправе принять необходимое вам решение, чем вы или предлагаемый вами проект может помочь этому человеку в выполнении своих должностных обязанностей, каков объем и уровень ресурсов, на которые может рассчитывать ваша организация, каким образом вы можете встроиться в существующую систему распределения средств и получить необходимое финансирование.

Эта работа потребует немало усилий и терпения. Однако помните, чем лучше вы подготовитесь к общению – тем выше шансы на успех.

В получении положительной оценки органами власти вашей деятельности поможет своевременное составление отчетов. Можно приложить к отчету фотографии, газетные заметки, отклики остальных участников. Правильно составленный отчет и конкретные результаты увеличивают шансы как дальнейшего сотрудничества с органами власти, так и получения дополнительного финансирования.

 

 

4. Фандрайзинг в России

 

В России первые разговоры о поиске грантов появились около 15 лет назад. Сначала про слово «фандрайзинг» вообще никто ничего не знал. Узнали, когда появились первые некоммерческие организации и первые доноры: фонд Сороса, TAСIS, другие крупные зарубежные фонды. Никаких местных доноров в принципе не было. Многие общественные организации появились благодаря тому, что их основали эти фонды. Тогда был переизбыток фондов, давали огромные гранты и организациям, и индивидуалам.

Сегодня ситуация изменилась. Многие крупные зарубежные фонды ушли из России, зато активизировался отечественный бизнес - 80% компаний занимаются благотворительностью, появились частные российские фонды и меценаты. Но, к сожалению, из более чем 40 000 зарегистрированных российских фондов, всего около 40 - соответствуют принятому в мире понятию фонда: имеют собственные финансовые ресурсы, выделяют гранты и стипендии, управляются попечительскими советами. Остальные были и остаются фондами лишь на бумаге.

В настоящее время широкое распространение получили государственные грантовые программы, как федеральные, так и региональные.

Среди 40 настоящих российских фондов, 20 - фонды местного сообщества[6]. Это отдельный вид грантодающих фондов, создаваемых усилиями местного бизнеса, жителями конкретного города или региона и финансирующих проекты только на территории этого сообщества. Несмотря на то, что фонды местного сообщества уже стали надежным и постоянным источником средств для местных НКО в своих городах, количество их пока еще очень мало, и, главное, НКО из других территорий не могут надеяться на финансирование из фондов местных сообществ.

Исследование «Фандрайзинг-2006 в России», проведенное Центром развития некоммерческих организаций показало, что более трети всего объема финансирования направлено на поддержку науки и образования, 24% - на развитие гражданского общества. Лишь 9% всех средств уходит в сферу культуры и искусства, хотя за последние 4-5 лет эта цифра заметно увеличилась. Крупнейшим донором стало государство (43% всех грантов), за ним следуют частные капиталы и НКО (30 и 27 % соответственно). Основными конкурентами российских грантополучателей все чаще становятся их коллеги из стран СНГ и Восточной Европы.

 

Заключение

 

В заключении работы можно подвести некоторые итоги.

В сущности, фандрайзинг - это деятельность по поиску и сбору средств для организации на осуществление разнообразных проектов и программ. Часто эту деятельность ограничивают только обращением за помощью в различные фонды и негосударственные организации, но это не совсем верно.
У фандрайзинга есть несколько базовых направлений:
1. Гранты международных благотворительных организаций и фондов.
2. Средства из местного бюджета.
3. Средства из иных фондов.
4. Участие в государственных (или региональных) целевых программах.
5. Обращения в коммерческие компании, банки.
6. Сбор пожертвований.
Как видно, путей и способов найти необходимые ресурсы немало. Основное - это знать методику поиска источников дополнительного финансирования и уметь применять эти знания в конкретной жизненной ситуации. Процесс поиска внебюджетных средств из благотворительных или других источников - это новый для нас и специфический вид деятельности, который требует, безусловно, определенных знаний и своего рода профессионализма.

Также хочется отметить, что фандрайзинг очень увлекателен, как и любое познание. Вы встречаетесь с новыми перспективами, возможно они не будут пригодными для Вас или Вашего конкретного проекта, но Вы будете знать, что он полезен Вашему коллеге и будете делиться полученной Вами информацией.
Таким образом, фандрайзинг это не только путь поиска дополнительного финансирования проектов, но и возможность укрепления контактов и связей.

Несложные правила фандрайзинга:
- никогда не рассчитывайте только на один источник средств, каким бы надежным он ни казался.
- вероятность получить деньги увеличится, если Вы будете просить их не на поддержку своей организации, а на выполнение конкретного проекта, приносящего очевидную пользу обществу. И только какая-то часть полученных средств может быть направлена на развитие самой организации.
- в последнее время фонды часто практикуют финансирование совместных проектов Российских и зарубежных организаций, и в этом случае шансы повышаются у организаций, имеющих партнеров за рубежом, также есть фонды, предпочитающие частичное финансирование полному, поэтому будьте внимательны к приоритетам и условиям фонда.
- при разработке стратегии сбора средств очень важно реалистично оценить, к каким источникам финансирования обращаться в том или ином случае и как подать свой проект в наиболее адекватной для конкретного донора форме.
- чтобы процесс фандрайзинга был успешным, необходимо работать не только с самыми различными источниками средств, но и вести эту работу постоянно.

В июле 2006 г. в Санкт-Петербурге состоялась первая в России межрегиональная практическая конференция «Белые ночи фандрайзинга», собравшая 120 участников из 18 стран, на которой были презентованы успешно опробованные в России технологии фандрайзинга. Это является важным подтверждением тому, что франдайзинг в нашей стране продолжает активно развиваться.

 

Список источников:

 

1. Албегова И.Ф. Технология фандрайзинга для некоммерческих общественных организаций. Учебно-методическое пособие. Ярославль: ЯРОО «ЦПНО», 2006. - 100с.

2. Вайнер В. Л. Фонд "Стратегия" http://www.prpc.ru/met_nko/hot_ten.shtml.

3. Амбиндер Л.Зачем прозрачность благотворительности? //Коммерсантъ. 09.11.2007. № 206(3782).

4. Корнеева С. М. Музыкальный менеджмент. М.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ – ДАНА», 2006, С.184 – 203.

5. Самородов В.Ю., Никифоров С.Б., Ходорова Ю.Ю. Фонды местных сообществ: эффективная благотворительность. Опыт развития фондов местных сообществ в России, М. - Издатель: CAF-Россия, 2006 (электронный ресурс http://www.trainet.org/books/view/214).

6. Черная Дарья. Национальная конференция: ощущение единства//Вестник благотворительности. 2000. № 10, (52). С.12.

7. Шереги Ф.Э., Абросимова Е.А. Правовые инициативы некоммерческих организаций России (по материалам социологического исследования). М.: Книжный дом «Университет», 2002.

 


[1] Конференция проходила 11-14 октября 2000г. в подмосковной гостинице "Холидей Инн Виноградово".

[2] Черная Дарья. Национальная конференция: ощущение единства.//Вестник благотворительности. 2000, № 10, (52). С.12.

[3] Владимир Вайнер, фонд "Стратегия"

http://www.prpc.ru/met_nko/hot_ten.shtml

[4] Шереги Ф.Э., Абросимова Е.А. Правовые инициативы некоммерческих организаций России (по материалам социологического исследования). М.: Книжный дом «Университет», 2002.

 

[5] Газета «Коммерсантъ» № 206(3782) от 09.11.2007

[6] Самородов В.Ю., Никифоров С.Б., Ходорова Ю.Ю. Фонды местных сообществ: эффективная благотворительность. Опыт развития фондов местных сообществ в России, М. - Издатель: CAF-Россия, 2006 (электронный ресурс http://www.trainet.org/books/view/214)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...