Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психолого-педагогические доминанты развития




Изменение социального статуса: превращение дошкольника в школьника.

Психологическая перестройка в деятельности: если раньше гла­венствующая роль принадлежала игре, то теперь она переходит к учению, изменяющему мотивы поведения, дающему толчок к раз­витию познавательных интересов и нравственных представлений ребенка. Эта перестройка имеет несколько этапов:

- первоначальное вхождение в новые условия школьной жизни;

- вхождение в учебный процесс и новую систему отношений детского и взрослого коллектива;

- появление начальных форм отношения к нормам и правилам школьной жизни.

Успешное прохождение этих стадий дает возможность преду­предить многие отклонения в нравственном развитии младших школьников. В психологической адаптации младшие школьники могут испытывать определенные трудности.

1. Сложность усвоения нового режима жизни, деятельности (вовремя проснуться, собрать необходимые принадлежности, дис­циплинированно вести себя на уроках, четко выполнять все требо­вания учителя, добросовестно выполнять домашние задания, обще­ственные поручения).

2. Сложность усвоения специфики взаимоотношений с учителем, одноклассниками. Учитель - самая авторитетная личность для младших школьников, особенно в первые два года обучения. Его оценки, суждения воспринимаются как истинные, не подлежащие проверке, контролю. С одной стороны, ребенок тянется к учите­лю, в котором видит (точнее, хотел бы видеть!) прежде всего, справедливого, доброго, внимательного человека. С другой - он чувствует и даже понимает, что учитель - это человек, который много знает, должен быть требовательным, уметь поощрять и на­казывать, создавать общую атмосферу жизни и деятельности кол­лектива. Поэтому одна часть детей видят в своем учителе прежде всего человеческое начало, а другая (гораздо более значительная) - именно педагогическое, «учительское» начало. Здесь многое опре­деляется тем опытом, который накопил ребенок в детском саду.

Непросто складываются отношения первоклассников и в кол­лективе. Здесь также очень важна роль учителя. Дети смотрят друг на друга его глазами. Оценивают поступки, проступки одно­классников теми мерками, которые предложил учитель.

 

Виды педагогической запущенности:

Нравственно-педагогическая - искажение нравственных пред­ставлений, невоспитанность нравственных чувств, несформиро­ванность навыков нравственного поведения.

Интеллектуально-педагогическая - слабость развития познава­тельных процессов, нежелание, неумение учиться.

Нравственно-эстетическая - искажение, невоспитанность пред­ставлений о прекрасном и безобразном, нежелание, неумение со­зидать прекрасное в поведении, деятельности, в отношениях с ок­ружающими.

Медико-педагогическая - отклонения в состоянии здоровья, низкий уровень знаний о гигиене быта, поведении, возникнове­нии отрицательных привычек, патологических влечений и пр.

Нравственно-трудовая - искажение представлений о труде, о |„ его роли в жизни общества, нежелание, неумение трудиться в соответствии со своими возможностями и требованиями обще­ства.

Таким образом, успех преодоления психологических труд­ностей вхождения младшего школьника в систему отношений «учитель - коллектив - личность» имеет прямую связь с преду­преждением социально-педагогической запущенности, с пре­одолением отрицательных тенденций, возникающих еще в до­школьный период. Роль учителя в этом деле трудно переоце­нить.

3. Изменение отношений ребенка с семьей. С поступлением в школу ребенок меняет свой статус. Он уже не дитя, а ответственный человек, т. е. он вступает в систему «ответственных отношений» (А. С. Макаренко), которая теперь будет его сопровождать всю оставшуюся жизнь. При этом могут возникнуть разные си­туации.

Ситуация 1. В семье с пониманием отнеслись к новой социаль­ной роли ребенка. Создали все необходимые условия для работы, обеспечили контроль и помощь. Однако ребенок не привык к та­кому режиму, он тяготит его. Начинаются протесты, стремление уйти от трудностей. Нажим взрослых вызывает негативное отно­шение к учебе, к школе. Требуются выдержка и такт родителей, чтобы это преодолеть.

Ситуация 2. Ребенок проникся чувством значительности сво­ей новой роли. Однако родители, другие взрослые члены семьи не оценили этого, не привели свои действия в соответствие с новой ситуацией. Ребенок чувствует равнодушие, не имеет поддержки. Постепенно и у него гаснет желание войти в новую роль. Начинаются конфликты с учителем, обстановка в семье делается напряженной (со всеми вытекающими последствиями).

Ситуация 3. Возможен вариант типа «узурпатор». Взрослые в полной мере прониклись осознанием важности школьной жизни. Создают ребенку самые благоприятные условия, окружают по­стоянной заботой, теряя при этом чувство меры. Ребенок превращается в центр семейного притяжения до такой степени, что на­чинает диктовать взрослым свои условия. Этот эгоцентризм по­рождает ученический эгоизм.

4. Затруднения в отношении к учебной деятельности, к выполне­нию домашних заданий. Этот вид трудностей можно считать одним из важнейших.

Стадии отношения к домашнему заданию:

1. Первую можно назвать романтической. Она свойственна пер­воклассникам. Работа выполняется с интересом, что обусловлено новизной деятельности. Новое, ранее неизвестное состояние, в котором ребенок как бы подтверждает свой новый статус школь­ника, ученика, положительно влияет на отношение к выполнению домашнего задания, «Мне задали домашнее задание; я буду его выполнять, потому что я тоже стал школьником, я стал другим, я вырос, я не просто ребенок, я - школьник!», - так можно условно выразить это состояние.

Дальше жизнь постепенно втягивает ребенка в ритм школьной жизни, он начинает ощущать (пока только ощущать) ее непри­вычность, несхожесть с прежней безоблачной, беззаботной... Пер­воначальные романтические представления начинают постепенно тускнеть, стираться и превращаться в нечто другое.

2. Большинство первоклассников, второклассников (у разных де­тей это происходит по-разному) втягиваются в ритм этой жизни, привыкают к нему, у них вырабатывается стереотип деятельности. И выполнение домашних заданий становится вполне привычным ритуалом. Вот почему эту стадию мы условно обозначим как риту­альную.

3. Если все идет благополучно, то на втором-третьем году обуче­ния по воле естественных процессов развития может начаться за­метная дифференциация отношения ребенка к домашним задани­ям. Одним они даются легко, доставляют удовольствие, другим - не совсем, ну а третьим просто портят настроение. Соответствен­но меняется и качество работы.

4. Если же родители с помощью учителей сумели преодолеть по­добное состояние, начинается стадия осмысления,

Ребенок (это происходит на рубеже четвертых-пятых классов) не только начинает осознавать необходимость выполнения до­машних заданий, но и пытается понять причину своего разного отношения к предметам, как-то связывает его с отношением к учителям. Такой перенос в системе «учитель-предметник-ученик» - всем хорошо известный феномен. В общих чертах о нем знают и учителя, и родители. Но лишь на уровне интуитивных догадок. Школьники же такую отдельно взятую связь не выделяют, но пы­таются в своем сознании ее как-то оформить.

5. Затем по мере развития младшего школьника стадия осмысле­ния постепенно переходит в стадию выбора. Теперь ему наиболее близки предметы, которые связаны не столько с личностью педа­гога, с его умением увлечь (хотя это остается серьезным факто­ром), сколько с собственными интересами. И все-таки это пока пассивный выбор, слабо осознаваемый. Здесь все еще господству­ет формула «нравится - не нравится».

6. Лишь на самой развитой стадии отношений к домашним зада­ниям формируется выбор действий, когда на первый план высту­пает «надо».

Итак, отношение школьника к домашним заданиям развивает­ся по стадиям познавательного интереса, определяется особенно­стями возраста, условиями жизни и деятельности.

Ведущая педагогическая идея в работе с младшими школьника­ми - формирование первоначальных детских убеждений, по­строенных на главных постулатах общечеловеческих ценностей, создание ситуации успеха в учебной деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...