Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семантика, синтактика, прагматика. (По «Основаниям теории знаков» Ч.У. Морриса)

Общая семиотика предлагает следующие аспекты изучения знаков (применимые также и к знакам в художественном произведении): синтактику (т.е. соотношение знака с другими знаками), семантику (т.е. соотношение знака с объектами), и прагматику (т.е. соотношение знака с личностью).

Синтактика – аспект семиотики, изучающий отношения между знаками (в т.ч. сочетаемость знаков, правила построения знаковых выражений) в рамках знаковой системы. Синтактика – наиболее разработанная отрасль семиотики, т.к. её систематическое изучение началось ранее остальных.

Два основных направления изучения синтактики – логическая синтактика (теория которой была наиболее глубоко разработана Карнапом) и синтактика естественного языка в рамках лингвистики.

Логический синтаксис отвлечён от семантического и прагматического аспектов и сосредотачивает внимание на логическо-грамматической структуре языка. Язык при таком подходе – совокупность объектов, связанных между собой синтактическими правилами. Существуют 2 класса синтактических правил – правила образования, которые определяют допустимые самостоятельные сочетания членов данной совокупности (т.е. предложения) и правила преобразования, которые определяют, какие предложения могут быть получены из других предложений. Синтактика в этом случае – «изучение знаков и их сочетаний, организованных согласно синтактическим правилам. Ее не интересуют ни индивидуальные свойства знаковых средств, ни какие-либо их отношения, кроме синтактических, то есть определенных синтактическими правилами.». Данный подход «дал возможность дать точные определения исходных, аналитических, противоречащих (контрадикторных) и синтетических предложений, разграничить логические и описательные (дескриптивные) знаки, определить синонимические знаки, характеризовать содержание предложения, разрешать логические парадоксы, классифицировать некоторые типы выражений, внести ясность в модальные выражения необходимости, возможности и невозможности» и много другой непонятной херни.

Однако при всей важности логического синтаксиса с синтактикой в целом его отождествить нельзя. Логический синтаксис ограничивает свой круг исследований синтаксической структуры лишь таким типом знаковых сочетаний, которые преобладают в науке, то есть сочетаниями, которые с семантической точки зрения называются утверждениями, включая также сочетания, которые используются при их преобразовании. Например, исходя из Карнапа, приказания не являются предложениями, как и многие стихотворные строки. «Таким образом, остается ряд синтактических проблем в области знаков восприятия, эстетических знаков, в сфере повседневного использования знаков и общего языкознания, которые не рассматривались в рамках того, что в настоящее время понимается под логическим синтаксисом, но которые тем не менее образуют часть синтактики.» Моррис предлагает исследовать структуру языка более подробно, прибегая к помощи семантики и прагматики. Он рассматривает знаковые сообщения как стимулы, вызывающие определенную реакцию слушающего. «Синтаксическая структура языка — это взаимосвязанность знаков, обусловленная взаимосвязанностью реакций, результатом или частью которых являются знаковые средства»

Семантика – раздел семиотики, исследующий отношение языковых выражений к обозначаемым объектам и выражаемому содержанию. Моррис проводит различие между чистой и дескриптивной семантикой.
Чистая семантика предлагает терминологию и теорию, необходимые для семантического измерения семиозиса, а дескриптивная изучает реальные проявления этого измерения.

Дескриптивная семантика исторически предшествует чистой: на протяжении многих веков лингвисты изучали условия употребления разных слов; представители философской грамматики пытались найти в природе соответствия языковым структурам и дифференциации частей речи; представители философского эмпиризма изучали в более общем виде условия, при которых у знака есть денотат.

Несмотря на попытки (например, Карнапа и Рейхенбаха, Тарского) более строго сформулировать, систематически упорядочить и определить некоторые термины, имеющие для семантики ключевое значение, семантика не достигла еще той четкости и упорядоченности, которые присущи определенным разделам синтактики. Зависимость семантики от синтактики объясняется Моррисом так: «Для того чтобы можно было говорить об отношении знаков к объектам, которые они обозначают, нужно иметь возможность как-то указать и на знаки, и на объекты, то есть необходимо иметь язык синтактики и так называемый «вещный язык» (язык семантики). Эта зависимость семантики от синтактики особенно очевидна, когда речь идет о языках, потому что в этой области невозможно обойтись без теории формальной структуры языка. Например, постоянно возникающий вопрос о том, отражает ли структура языка структуру естественного мира, не может быть решен до тех пор, пока не будут выяснены термины «структура» и «структура языка»».

Как в синтактике есть синтактические правила, в семантике есть правило семантическое. (Внезапно). Семантическое правило – «правило, определяющее при каких условиях знак применим к объекту или ситуации. такие правила устанавливают соответствие между знаками и ситуациями, которые данные знаки способны обозначать (иметь своим денотатом, денотировать)»

Можно вывести следующую общую формулу: знаковое средство х означает (имеет своим десигнатом) условия а, в, с..., при которых оно применимо. Констатация этих условий дает семантическое правило для х. Когда какой-либо объект или ситуация отвечают требуемым условиям, они могут быть обозначены (денотированы) х. Например, семантическое правило для такого индексального знака, как указание жестом, формулируется так: в каждый момент знак означает то, на что указывается.

Коль скоро существуют семантические правила, определяющие применимость знака к ситуациям и условиям, знак имеет семантическое измерение. Таким образом, в добавление к синтактическим правилам, характеристика языка требует констатации семантических правил, управляющих как отдельными знаковыми средствами, так и их сочетаниями.

Прагматика - дисциплина, изучающая отношения знаков к их интерпретаторам. «Прагматику», таким образом, следует отличать от «прагматизма». Поскольку интерпретаторами большинства (а может быть, и всех) знаков являются живые организмы, достаточной характеристикой прагматики было бы указание на то, что она имеет дело со всеми психологическими, биологическими и социологическими явлениями, которые наблюдаются при функционировании знаков.

Как и семантика, прагматика имеет чистый и дескриптивный аспекты: чистый разрабатывает язык, на котором можно говорить о прагматическом измерении семиозиса, а дескриптивный занимается применением этого языка к анализу конкретных случаев.

В качестве ранней формы прагматики Моррис предлагает рассматривать риторику. «Аристотель в сочинении «Об истолковании» говорит о словах как условных знаках мыслей, которые общи для всех людей. В его рассуждении содержится основа теории, которая стала традиционной: интерпретатор знака — это разум; интерпретанта — мысль или понятие; эти мысли или понятия общи всем людям и возникают из постижения разумом объектов и их свойств; произнесенные слова разум наделяет функцией прямого представления этих понятий и опосредованного представления соответствующих вещей; звучания, выбранные для этой цели, являются произвольными и варьируются от одной социальной группы к другой; однако отношения между звучаниями не являются произвольными, а соответствуют отношениям понятий и тем самым вещей».

На протяжении очень долгого времени семиотика была тесно связана с теорией мышления и сознания, «причем настолько тесно, что логику, которая всегда испытывала влияние бытующих в ту или иную эпоху теорий знаков, часто трактовали как изучающую понятия». Впоследствии, в результате воздействия теории Дарвина на психологию большинство положений этой традиционной разновидности прагматики были поставлены под сомнение.

То, что в прагматизме представляет особый интерес для прагматики, сформулировано Моррисом так: «Интерпретатор знака — организм; Интерпретанта — это навык организма реагировать под влиянием знакового средства на отсутствующие объекты, существенные для непосредственной проблемной ситуации, как если бы они были налицо.»

Исходя из этого, Моррис соотносит прагматику с семантикой и синтактикой: семантическому правилу соответствует навык интерпретатора использовать знаки при определенных обстоятельствах/ожидать чего-то при использовании данного знака; правилам преобразования и образования соответствуют реальные сочетания знаков и ограничения на использование знаков, которые интерпретатор налагает сам на себя.

С точки зрения прагматики, структура языка — это система поведения. «Аналитическим предложениям соответствуют отношения между знаковыми реакциями и более обобщенными знаковыми реакциями, сегментами которых они являются; синтетическим предложениям соответствуют те отношения между знаковыми реакциями, которые не есть отношения части к целому.»

В систематическом изложении семиотики прагматика предполагает как синтактику, так и семантику, так же как семантика в свою очередь предполагает синтактику: чтобы адекватным образом обсуждать отношение знаков к их интерпретаторам, нужно знать отношения знаков друг к другу и к тем вещам, на которые они указывают своим интерпретаторам.

Внезапно, существует прагматические правила, которые констатируют условия, при которых знаковое средство является для интерперетаторов знаком. «Междометия, подобные Oui, приказания типа Иди сюда!, модальные слова — такие, как к счастью, выражения, подобные Доброе утро!, различные риторические и поэтические приемы встречаются только при некоторых определенных условиях у тех, кто пользуется языком; можно сказать, что они выражают такие условия, но они их не означают на том уровне семиозиса, на котором они фактически употребляются в повседневном дискурсе. Поскольку условия, при которых употребляются подобные слова, невозможно сформулировать в терминах синтактических и семантических правил, мы устанавливаем для данных слов прагматические правила.»

С точки зрения прагматики, языковой знак употребляется в сочетании с другими знаками — членами некоторой социальной группы; язык — это социальная система знаков, опосредующая реакции членов коллектива по отношению друг к другу и к их окружению. Понимать язык — значит употреблять только те сочетания и преобразования знаков, которые не запрещаются употреблением, приняты в данной социальной группе, обозначать объекты и ситуации так, как это делают члены этой группы, иметь, когда используются определенные знаковые средства, те же ожидания, что и у других членов, и выражать свои собственные состояния так, как это делают другие, — короче говоря, понимать язык или правильно его использовать — значит следовать правилам употребления (синтактическим, семантическим и прагматическим), принятым в данной социальной общности людей.

Только теперь Моррис считает возможным дать полное определение языка: Язык в полном семиотическом смысле этого термина есть любая, межсубъектная совокупность знаковых средств, употребление которых определено синтактическими, семантическими и прагматическими правилами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...