Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лабораторная работа «Локализация вкусовых рецепторов человека»

Лабораторная работа «Наложение желудочной фистулы»

 

Фистула – это искусственное сообщение полого органа с внешней средой.

Цель работы. Научиться накладывать фистулу на желудок лягушки.

Оборудование, материалы и объект исследования. Препаровальный набор, фистульная трубка, иглодержатель, иглы, хирургический шелк, лягушка.

Ход работы.

Обездвиживают лягушку разрушением ЦНС и прикалывают ее к препаровальной дощечке брюшком кверху. Вскрывают брюшную полость.

Извлекают из раны желудок и кладут его на салфетку рядом с лягушкой. По большой кривизне желудка на серозно-мышечный слой накладывают кисетный шов в виде эллипса, при этом хирургическая игла не должна прокалывать стенку желудка насквозь. Больший диаметр эллипса должен быть чуть больше диаметра основания фистульной трубки. В центре эллипса делают сквозной разрез, через который вставляют фистульную трубку и затягивают кисетный шов.

Оформление работы. Делают зарисовки основных этапов операции по наложению фистулы желудка.

 

 

Лабораторная работа «Гуморальная регуляция работы мерцательного эпителия пищевода лягушки»

 

Работа мерцательного эпителия пищевода лягушки является частным проявлением автоматической моторной деятельности пищеварительного тракта. Движение ресничек мерцательного эпителия находится под контролем вегетативной нервной системы. У человека в пищеводе мерцательного эпителия нет.

Цель работы. Наблюдение за передвижением частиц, попавших на мерцательный эпителий, и влиянием на этот процесс биологически активных веществ.

Оборудование, материалы и объект исследования. Препаровальный набор, секундомер, растворы адреналина и ацетилхолина в разведении 1:1000, физиологический раствор, лягушка.

Ход работы.

Обездвиживают лягушку путем разрушения спинного мозга. Введя браншу ножниц в полость рта, рассекают вместе со всеми слоями тканей нижнюю челюсть и пищевод до входа в желудок. Лягушку фиксируют брюшком вверх на препаровальной дощечке. Раскрывают и слегка растягивают пищевод, закрепляя его края булавками.

Поверхность слизистой пищевода смачивают физиологическим раствором и ближе к его переднему концу кладут маленький кусочек цветной бумаги. Измеряют время продвижения бумаги на отрезке пищевода в 1 см и вычисляют скорость ее продвижения по поверхности эпителия в сторону желудка.

Наносят каплю ацетилхолина на поверхность пищевода и через 15-20 с измеряют время и рассчитывают скорость продвижения кусочка бумаги. После этого опыта промывают слизистую пищевода физиологическим раствором.

Измеряют время и рассчитывают скорость продвижения кусочка бумаги мерцательным эпителием пищевода при воздействии адреналина.

Оформление работы. Результаты измерений и вычислений заносят в таблицу. Делают вывод о влиянии ацетилхолина и адреналина на работу мерцательного эпителия пищевода лягушки.

 

 

  Исходное состояние После воздействия ацетилхолина После воздействия адреналина
Скорость движения мм/мин      

 

Лабораторная работа «Автоматия кишечника»

 

Кишечная мускулатура всегда находится в состоянии некоторого тонуса. На фоне этого тонуса совершаются перистальтические и ма­ятникообразные сокращения, стимулирующиеся механическими и хими­ческими агентами из полости пищеварительного канала. Даже выре­занный из организма кишечник сохраняет способность к этим движе­ниям, что доказывает его способность к автоматии.

Цель работы. Исследовать самопроизвольную двигательную активность кишечника и влияние ацетилхолина и адреналина на его движения и тонус.

Оборудование, материалы и объект исследования. АРМ студента-физиолога, препаровальный набор, растворы адреналина и ацетилхолина в разведении 1:1000, раст­вор Рингера, лягушка.

Ход работы.

Обездвиживают лягушку и прикалывают ее к дощечке брюшком квер­ху. Вскрывают брюшную полость, находят желудок, кишечник, прямую кишку и клоаку. Наносят механическое раздражение пинцетом или булавкой в одном из верхних отделов пищеварительной трубки, наблюдают перистальтические движения.

Находят прямую кишку. Препарируют участок прямой кишки в области клоаки, отделяя кишку от брыжейки на участке 5-6 см.

Собирают установку для регистрации сокращений мускулатуры кишечника. Одним пружинным зажимом захватывают прямую кишку как можно ближе к клоаке, другим - кишечник на расстоянии 3-5 см от клоаки и закрепляют этот зажим на датчике механограммы. Устраняют провисание провода, регулируя высоту крепления датчика.

Включают АРМ и запускают программное обеспечение. Задают развертку по времени 0,5 см/с, масштаб для канала механограммы 2 г/см. При необходимости регулируют смещение канала механограммы. Наблюдают самопроизвольные сокращения гладкой мускулатуры кишечника. Сокращения кишки не всегда начи­наются сразу после препаровки. Зачастую они появляются через 5-10 мин. Во избежание пересыхания кишки ее регулярно смачивают раствором Рингера. Автоматические движения регистрируют в режиме записи.

Капнув на поверхность кишки несколько капель ацетилхолина, регистрируют изменения в движениях и тонусе кишечника. Через некоторое время можно наблюдать увеличение тонуса кишки, сокращения усиливаются, а иногда и учащаются.

Отмывают кишку раствором Рингера и наносят на ее поверхность несколько капель раствора адренали­на. Регистрируют изменения в характере сокращений кишечника. Под влиянием адреналина тонус кишки понижается, а сокращения прекращаются.

Оформление работы. Распечатывают записи сокращений кишки в трех состояниях (покое, при действии ацетилхолина и адреналина). Делают выводы о влиянии ацетилхолина и адреналина на самопроизвольную двигательную активность кишечника.

Лабораторная работа «Локализация вкусовых рецепторов человека»

 

Преобразование химического стимула в электрический сигнал осуществляется вкусовой рецепторной клеткой, генерирующей рецепторный потенциал. Вкусовые рецепторы находятся во вкусовых луковицах. Общее количество вкусовых почек составляет около 2000. Эти мелкие образования встроены в более крупные структуры, именуемые сосочками. Основные разновидности сосочков: грибовидные, расположенные по бокам и на кончике языка, листовидные – по бокам, желобоватые – у основания языка. На поперечном разрезе вкусовая луковица напоминает рассеченный цитрусовый плод. На верхушке у нее имеется отверстие, называемое вкусовой порой, в которую должно проникнуть вещество, стимулирующее рецепторные клетки. Пройдя через пору, вкусовое вещество попадает на верхушки вкусовых клеток. Эти клетки несут на себе микроворсинки, которые омываются наполняющим пору раствором. У своего основания рецепторные клетки контактируют с сенсорными окончаниями лицевого, языкоглоточного и блуждающего нервов.

Существует четыре основных вкусовых ощущения: горькое, сладкое, кислое и соленое. Вкусовые ощущения определяются также раздражением обонятельных, тактильных, болевых и температурных рецепторов, находящихся в полости рта, которые обусловливают возникновение едкого, вяжущего, терпкого вкуса.

При точечном нанесении различных веществ на отдельные сосочки языка выяснилось, что раздражение одних вызывает ощущение только сладкого, других – только горького и т.д. Есть сосочки, раздражение которых вызывает различные вкусовые ощущения.

Вкусовые ощущения характеризуются выраженной адаптацией к определенному вкусу. При применении нескольких вкусовых раздражений одновременно или последовательно наблюдаются феномены вкусового контраста (перекрестной адаптации) и смешения вкуса. Вкусовой контраст заключается в обострении восприятия какого-либо одного вкуса под влиянием вкусового раздражения: например, обострение восприятия кислого после сладкого, и наоборот.

Цель работы. Определить локализацию различных вкусовых рецепторов.

Оборудование, материалы и объект исследования. 1%-ный раствор левомицитина, 10%-ный раствор хлорида натрия, 10%-ный раствор сахара, 2%-ный раствор лимонной кислоты, дистиллированная вода, стеклянные палочки.

Ход работы.

Кончиком стеклянной палочки наносят первый из растворов (испытуемый не знает какой) последовательно на кончик языка, его края, среднюю часть и корень. Как только испытуемый чувствует вкус раствора, он сообщает об этом.

Испытуемый ополаскивает рот дистиллированной водой и отдыхает 2-3 мин. Повторяют процедуру с остальными растворами, отмечая место появления ощущения для каждого вкуса.

Оформление работы. Оформляют результаты опыта в виде «вкусовой карты» языка, отметив зоны наибольшей чувствительности к разным веществам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...