Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть III «Социокультурные угрозы: репрезентации в языке как средство воздействия на общество»




Буторина Е. П. написала главу «Речевые маркеры угрозы и прогнозная аналитика». Человеческие настроения и состояния – трудноуловимая и изменчивая составляющая текстов на естественном языке. Эти компоненты смысла не всегда осознаются самими авторами, нередко искажаются, часто их стремятся скрыть или выдать за другие. Тем не менее при выявлении и исследовании восприятия и оценки социокультурных угроз обществом нельзя обойтись без изучения соответствующих элементов речевых произведений, и тем, насколько полно и точно удастся выявить их в больших массивах текстов, описать, классифицировать и подсчитать, определяется результат подобных исследований. В опросах люди нередко выдают желаемое за действительное, кроме того, проблемой может оказаться недостаточное количество опрошенных. Большие данные позволяют взглянуть на методы исследования текстовых описаний и прогнозов социокультурных угроз под другим углом. Наедине с компьютером человек способен на достаточно спонтанное и откровенное выражение чувств и состояний, соответствующие фрагменты текста могут быть агрегированы и проанализированы при помощи количественных методов. Принципы описания массовых настроений на основе анализа текстов на английском языке уже предложены, некоторые из них проходят апробацию. К сожалению, исследования этой области на материале русского языка проводятся не столь активно. В разделе «Речевые маркеры угрозы и прогнозная аналитика» рассматривается один из возможных подходов к выявлению массовых эмоциональных состояний. Восприятие угрозы определяется в первую очередь тем, как авторы текстов оценивают ключевые, по их мнению, компоненты рассматриваемой ситуации. Эта оценка (и рациональная, и эмоциональная) может быть выявлена путем автоматизированной (а впоследствии автоматической) обработки текстов. Анализ производится на основе подготовленных списков слов и количественного значения мер неслучайности их совместной встречаемости. Полученные данные могут применяться для последующего машинного обучения. Используемые для такого обучения признаки имеют характер как декларативного (определённые слова и сочетания из предварительно составленных пополняемых списков), так и процедурного знания (вычисление мер совместной встречаемости слов и оценка величины этих мер по тем или иным критериям). Принципиальное решение подобной задачи позволит в перспективе перейти к анализу и оценке больших массивов текстов. В дальнейшем возможно дополнение и совершенствование алгоритмов распознавания и обучения.

Глава Л. И. Богдановой «Обеднение русского ценностно-смыслового универсума как социокультурная угроза». В ней говорится, чтовыявление социокультурных угроз имеет непосредственную связь с общественной практикой, обнаруживая языковой аспект опасных для общества и человека тенденций, процессов и явлений. В данной работе основным предметом изучения становятся лексические «потери» и «приобретения» последних десятилетий, тесно связанные со смысловыми сдвигами, семантическим опустошением ряда слов, колебанием и изменением оценочной характеристики. Когнитивный подход к изучению общественно значимых феноменов помогает объяснить, как человек воспринимает и интерпретирует происходящие изменения в обществе, какую оценку им даёт.

За последние десятилетия проблема осмысления ценностно-оценочного потенциала и смыслового наполнения лексических единиц ещё более обострилась. Не последнюю роль сыграл в этом Интернет, который постепенно стал важной и неотъемлемой частью жизни современного человека, необходимым элементом культуры повседневности. Продукт этой культуры, который одновременно является и её субъектом, представляет собой новый социокультурный феномен, характерный для информационной эпохи.

Автор рассматривает проблему «угасания» важных для нравственной жизни общества смыслов. Забвение слов может восприниматься болезненно, так как их исчезновение, уход из употребления нередко приравнивается к деактуализации значений, к утрате важных смыслов. Динамические процессы в экономической, общественной и культурной жизни могут приводить к деформации ценностно-смыслового универсума.

Среди уходящих слов и «ускользающих» смыслов деятели культуры и искусства давно уже называют порядочность, совесть, честь, благородство, достоинство.

Именно поэтому изучение динамики изменений, происходящих в ценностно- смысловом слое лексики, представляется важной задачей современной лингвистики. Результаты, полученные в исследованиях такого рода, могут быть отражены в толковых словарях, роль которых, на наш взгляд, должна повышаться именно в плане общекультурного образования молодых людей. Как показывает практика, словари далеко не всегда помогают понять, какие закреплённые обществом ценности зафиксированы в значении того или иного слова, какие признаки включены в его содержательный объём и где проходит граница со смежными понятиями.

Автор подчеркивает, что необходимо дальнейшее изучение способов представления оценок и ценностей, что создаст предпосылки для подготовки фундаментального словаря русских ценностей, построенного с учётом когнитивных процессов формирования значения слова.

 

Тема техногенной угрозы развивается в главе, написанной Э. А. Левицким. Она называется «Техногенная угроза и ее отражение в языке и обществе».

Научно-техническая революция, сопровождаемая бурным развитием науки и технологий наряду с позитивными последствиями, заставила человечество учитывать техногенные угрозы для своего существования. Современное общество хорошо осведомлено о целом ряде аварий на производствах, повлекших за собой значительное число жертв среди людей, разрушивших целый ряд населенных пунктов. Человек, имея информацию о таких трагедиях, просчитывает в своем сознании вероятную угрозу техногенного плана. Моделирование такого рода позволяет нам выстроить некую квазиреальность, где четко прослеживаются причины, последствия угрозы, способы её устроения. В процессе порождения высказывания именованию подлежат не сами объекты, явления или события, а фрагменты внеязыковой действительности, выделенные индивидуальным сознанием и в ходе его классифицирующей деятельности соотнесенные с имеющейся когнитивной базой этноса, вербализованной определенными языковыми средствами.

Когнитивные, психологические и социокультурные характеристики раскрывают взаимосвязь концептов СТРАХ, УГРОЗА и РЕАКЦИЯ, являясь главным фактором формирования смысловой сущности рассмотренных концептов в рамках картины мира. Более того, специфика реакции человека на угрозу и возникновение страха определяется уровнем его социализации в рамках определённого этноса. Для определения места концепта УГРОЗА в картине мира носителей русского языка был проведен психолингвистических эксперимент, суть которого сводилась к выявлению языковых единиц, функционирующих в качестве маркеров концепта ЧЕРНОБЫЛЬ как одного из репрезентантов концепта УГРОЗА в русском языковом сознании. 59 студентам разных курсов (от 1 курса бакалавриата до 1 курса магистратуры), обучающимися по направлению «Лингвистика» в возрасте от 17 до 26 лет на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ имени М. В. Ломоносова, был задан вопрос: Какие ассоциации возникают в Вашем сознании в связи с Чернобылем? Эксперимент был проведен в феврале 2018 года. Итак, концепт ЧЕРНОБЫЛЬ, согласно анализа данных Национального корпуса русского языка и Ассоциативного словаря русского языка, а также опроса информантов представляет собой кластерное образование, состоящее из ряда концептосфер, взаимодействующих между собой и отражающих разные ипостаси фокусировки внимания россиян. Информанты показали единство в плане негативной оценки произошедшей техногенной катастрофы на ЧАЭС в апреле 1986 году. Вместе с тем, отмечаем интерес к произошедшей 32 года назад аварии, её причинам и последствиям для человечества, а также флоры и фауны. Таким образом, наличие техногенной угрозой характеризует наше общество в начале XXI века, что вселяет надежду в преодоление возможных вызовов в сфере новых технологий.

В главе политолога В. В. Батуры «Понятие об элитах: определение, система, практика использования» речь идет о роли элит в современном обществе, их конструктивной и деструктивной роли в его развитии. Понятие элит незримо присутствует в жизни обществ на протяжении всей их сознательной жизни. Так сложилось, что элиты определяют направление и характер развития социума. По элитам судят о представляющих их социальных субъектах. При всем при этом само это понятие имеет достаточно размытые определение и границы смысла. Ввиду особой важности для развития общества самого института элит, на поверхности лежит принципиальная необходимость определить, осмыслить, структурировать - суть, механизм и цели использования этого понятия, а также выделить образ действующей и перспективной элит.

 

Е. Е. Голубкова, С. В. Канашина написали главу «Репрезентация концепта УГРОЗА в мультимодальных единицах коммуникации – интернет-мемах». Анализ репрезентации концепта УГРОЗА в компьютерно-опосредованной коммуникации являются актуальной темой для лингвокогнитивного исследования, что обусловлено, с одной стороны, многочисленными рисками современного общества, которые находят яркое отражение в виртуальном пространстве, а, с другой, новыми, оригинальными средствами выражения данного концепта. Особый интерес представляют способные к репликации семиотически осложненные единицы интернет-коммуникации – мемы или демотиваторы, которые в мультимодальной форме транслируют концепт «угроза». Интернет-мемы не только репрезентируют современные социокультурные угрозы (террористические угрозы, угрозы различных стихийных бедствий, угрозы международной безопасности, и т. д. ) в оригинальной, нетривиальной форме, переводя заведомо не конструируемое как смешное и забавное понятие угроза/threat в парадигму комического. Они также становятся эффективным способом противостояния социокультурным угрозам, потому что мемы апеллируют к способности читателя критически оценить самую серьезную ситуацию и представляют ее в юмористическом или парадоксальном свете. Таким образом, интернет- мемы как поликодовые единицы интернет дискурса позволяют особым образом трактовать концепт угроза в медийной среде. Это означает, что высокая прагматическая направленность интернет-мемов может использоваться как средство предупреждения различных угроз, а их свойство «прагматикализации» обеспечивает им определенную «выживаемость» и популярность среди соперничающих с ними способов трансляции смешного.

Среди уходящих слов и «ускользающих» смыслов деятели культуры и искусства давно уже называют порядочность, совесть, честь, благородство, достоинство.

Именно поэтому изучение динамики изменений, происходящих в ценностно- смысловом слое лексики, представляется важной задачей современной лингвистики. Результаты, полученные в исследованиях такого рода, могут быть отражены в толковых словарях, роль которых, на наш взгляд, должна повышаться именно в плане общекультурного образования молодых людей. Как показывает практика, словари далеко не всегда помогают понять, какие закреплённые обществом ценности зафиксированы в значении того или иного слова, какие признаки включены в его содержательный объём и где проходит граница со смежными понятиями.

Автор подчеркивает, что необходимо дальнейшее изучение способов представления оценок и ценностей, что создаст предпосылки для подготовки фундаментального словаря русских ценностей, построенного с учётом когнитивных процессов формирования значения слова.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...