Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

страдающим церебральным параличом, методом кондуктивной педагогики в Венгрии

Об опыте оказания помощи российским детям,

Лобачева Е.К.

МПГУ, Москва

Большинство исследований в области современной коррекционной педагогики обосновывают актуальность изучения избранной проблемы тем, что «число детей с ограниченными возможностями здоровья неуклонно возрастает». В противовес этому, ставшему штампом, выражению, хочется заметить, что даже если бы вдруг совместными титаническими усилиями педагогов и врачей количество детей с церебральным параличом сократилось в масштабах земного шара до одного-единственного случая, то и тогда проблему помощи этому ребенку мы не рискнули бы назвать «неактуальной». Ибо любой, кому приходилось хоть раз в жизни (даже в бытовой ситуации) столкнуться с этим тяжелым инвалидизирующим заболеванием, долго находится под гнетущим впечатлением после общения с таким ребенком или его семьей. Что же говорить о сам о м маленьком страдальце и его близких? Они нуждаются в том, чтобы поиск наилучших реабилитационных мероприятий не прекращался ни на секунду, и усилия дефектологов, медиков, техников и других заинтересованных лиц были слиты воедино, помогая пройти нелегкий путь к выздоровлению. Тем более интересным в этой связи представляется опыт международного сотрудничества специалистов, который становится все более возможным в условиях глобализации третьего тысячелетия.

В 2007 году, в рамках Года ребенка, при содействии правительства Москвы и благотворительного фонда «Глобус XXI века» стартовал проект, продолжающийся и по сей день, благодаря которому сотни российских детей с диагнозом ДЦП получили уникальный шанс пройти курс реабилитации в Институте Кондуктивной Педагогики и Восстановительной Терапии имени Андраша Пете в Будапеште, а отечественные дефектологи – наблюдать за ходом коррекционного процесса.

Кондуктивная педагогика как метод коррекции ДЦП уже давно получила мировое признание, и институт оказывает помощь детям не только своей страны, но и имеет многолетний опыт создания международных групп (преподавание в них ведется на английском языке), что было отмечено высокой правительственной наградой Венгрии – орденом за вклад в укрепление международных отношений. В рамках новой программы были открыты русскоязычные группы, что не изменило основные принципы работы, коснувшись лишь адаптации речевого материала.

Андраш Пете, основоположник кондуктивной педагогики, предложил рассматривать нарушения опорно-двигательного аппарата при ДЦП не как «болезнь или увечье», а как «неопытность или незнание». Следовательно, ребенку надо помочь не просто преодолеть имеющиеся у него двигательные нарушения, но и научить новой организации жизни. Надо, отмечал А.Пете, задать «кондукцию» (то есть «направление»), при котором одновременное стимулирование двигательной и интеллектуальной активности ребенка позволит интегрировать его в общество: не приспосабливая слепо среду под особые потребности ребенка, а научив ребенка приспосабливаться к среде.

Исходя из этих постулатов, программа работы включает целостное гармоничное развитие моторных функций + познавательных способностей + эмоциональной сферы + социальных навыков на бытовом и интеллектуальном уровне, основным результатом чего является разностороннее развитие личности на основе «активных знаний».

Понятие об активных знаниях перекликается с основным принципом отечественной дидактики «сознательности и активности», однако в практической деятельности венгерских кондуктологов выступает гораздо ярче. Например, в Венгрии педагог никогда не дает инструкцию: «Надо сидеть ровно!» А вместе с детьми неоднократно в течение занятия проговаривает: «Я сижу ровно… ровно… ровно… ровно». После чего фраза «Я сижу ровно» еще четырежды повторяется нараспев, что дает время каждому ребенку (даже с трудностями концентрации внимания) возможность сверить свою позу с эталоном (педагогом), и изменить при необходимости положение своего тела. Это единственный приведенный нами пример, но подобный подход ежедневно пронизывает любую деятельность, и инструкции к выполнению различных упражнений дети постоянно проговаривают или пропевают именно с использованием «Я-модели».

Обязательным условием метода является работа в группе. Невозможно не отметить высокий профессионализм венгерских кондуктологов при проведении диагностики и комплектования групп. Первичная оценка и отбор детей из России проводились заочно, по присланным видеозаписям длительностью не более пяти минут, на которых были запечатлены лишь некоторые двигательные умения ребенка и уровень сформированности навыков самообслуживания. Повторное обследование проводилось в день прибытия в институт и длилось не более 20-30 минут, в основном оно включало двигательные пробы, оценку изобразительных навыков и выполнение многоступенчатых инструкций типа: «Возьми со стола в каждую руку по карандашу и принеси их мне». После чего составляются неравные по количеству детей и разновозрастные группы. Так, например, из одновременно прибывающих 30 детей может быть скомплектовано три группы: по 6, 10 и 14 человек, возраст которых отличается на 3-4 года. Сначала, порой, это вызывает недоумение некоторых родителей. Однако уже в первый день занятий отчетливо видно, что дети каждой группы, несмотря на внешнюю разницу в возрасте, росте оказались способны к выполнению заданий примерно одного уровня сложности.

Специально для русских детей метод кондуктивной педагогики был адаптирован таким образом, чтобы было возможным проведение интенсив-курса, при этом ключевая роль в этом случае отводится взаимодействию матери (или другого родителя, родственника, который осуществляет ежедневный уход) и ребенка. Занятия призваны мотивировать не только ребенка, но и мать: вызвать ее желание работать вместе с ребенком, помочь выйти ему из критического состояния. Основной принцип, который должны были усвоить родители – это активно участвовать в развитии своего ребенка, а не поддерживать его пассивность. Так, на наших глазах, кондуктолог, заметив, что мама переместила девочку с тяжелой формой спастической диплегии из игровой зоны за обеденный стол на руках, вопросом: «Даша, ты научилась летать?» заставила ее вернуться обратно и преодолеть это расстояние самостоятельно, опираясь на два стула. Подобным образом все кондуктологи действовали постоянно – тактично, но твердо пресекая любые попытки гиперопеки со стороны родителей, привыкших выполнять большинство действий за детей, порой из жалости, порой «для ускорения процесса».

В течение курса с каждым из родителей неоднократно (минимум трижды) проводились индивидуальные консультации, на которых объяснялись индивидуальные задачи работы, давались практические рекомендации в зависимости от особенностей конкретного ребенка, рассматривались перспективы развития.

Нагрузка в течение дня распределяется приблизительно следующим образом: утром родители после инструкции кондуктолога самостоятельно делают детям массаж, далее в течение часа выполняется первый комплекс упражнений, который приблизительно можно сравнить с отечественными занятиями ЛФК. Он всегда из исходного положения лежа. Причем в группах, где моторные нарушения у детей более выражены, упражнения выполняются на «притчах» – специальных высоких лавках-лежаках, где возможна более эффективная коррекция патологической позы, а дети, чьи двигательные нарушения не столь сильны, располагаются на ковре, на полу.

После завтрака работа во всех группах ведется уже дифференцированно. Часть детей остается в помещении группы и выполняет индивидуальные задания кондуктологов, вторая подгруппа – с лучшим состоянием моторной сферы – работает в коридоре, где специалистами заранее бывают подготовлены различные «дорожки» для развития координации движений и равновесия (например, лавка – пройти, кегли – пробежать между ними змейкой, кольца – перепрыгнуть через каждое и т.п.)

Перерыв после обеда ребенок может использовать по своему усмотрению – либо на сон, либо на свободную игру. После часового перерыва начинается выполнение второго комплекса упражнений – из положения сидя, которое продолжается в течение полутора часов. После двигательных упражнений следует одно занятие по изобразительной деятельности, либо развитию речи, либо выполнение логического задания-теста, полдник и прощальная песенка.

Несмотря на огромную продолжительность занятий (в несколько раз превышающую возрастные нормы, рекомендованные в отечественной педагогике) большинство детей справляются с нагрузкой за счет грамотно предлагаемых кондуктологами стимулов, повышающих мотивацию, и игровых приемов, которыми насыщены занятия. Как утверждают венгерские специалисты, такая высокая интенсивность нагрузки – единственный способ добиться видимых улучшений при детском церебральном параличе. На медикаментозный подход в Венгрии упор не делают. Оценивая эффективность работы в наблюдаемых нами группах, отметим, что часто после трех недель интенсивной работы дети делают свои первые шаги (приблизительно четверть от общего количества приехавших детей, не владеющих навыком ходьбы). У остальных детей, которые самостоятельно передвигались и до приезда в Венгрию, также отмечаются зримые улучшения в плане координации, навыков самообслуживания, социальной адаптации.

В заключение хочется отметить, что институт имени А.Пете не только оказывает помощь нуждающимся гражданам Венгерской Республики всех возрастов (с рождения и вплоть до самого преклонного возраста – в случае возникновения двигательных нарушений в силу разных заболеваний), но и занимается подготовкой кондуктологов по программе четырехлетнего обучения. (Учебные планы составлены таким образом, что практические занятия, начиная с младших курсов, занимают почти 50 % учебного времени).

Кроме учебно-методической институт ведет обширные научные исследования, проводит научные конференции, ежегодные – посвященные памяти Андраша Пете. В холле института установлен бюст педагога и размещена мемориальная доска. У входа в здание развевается флаг с эмблемой Института Кондуктивной Педагогики и Восстановительной Терапии, которая изображает надломленное растеньице, которое в лучах восходящего солнца получает символичную поддержку кондуктолога.

Нам представляется, что данный опыт корпоративной культуры было бы полезно перенять и факультетам коррекционной педагогики в России, как средство воспитания молодых специалистов в духе уважения к традициям науки и преумножения богатого наследия, оставленного нам отечественными корифеями-дефектологами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...