Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тамаш Гергей. Моделирование социокультурных аспектов познания и языкопользования




Тамаш Гергей

Моделирование социокультурных аспектов познания и языкопользования

1. Введение

Социокультура играет важную роль в современных обществах. Но что мы подразумеваем под социокультурой? В [Kroeber and Kluckhohn (1952)] показано, что существует более 150 различных концепций культуры, и очевидно, что с середины прошлого века это число должно было увеличиться. Подробный обзор истории и типологии различных концепций культуры дан в [Reckwitz (2002)].

Согласно широко распространенному обыденному взгляду, социокультура - это привычный образ жизни. Однако мы предпочитаем использовать более сложное толкование понятия социокультуры. Далее мы покажем, как четыре известных ученых-гуманитария трактуют определение социокультуры. Первый – это А. Реквиц, который концептуализирует культуру не как общий образ жизни, идеи или тексты, а в соответствии с „теорией практики” как социальные практики, ориентированные на знания [Reckwitz (2002)]. Второй - А. Купер, который рекомендует избегать обобщающего слова [культура] в целом и говорить точнее о знании, или вере, или искусстве, или технологии, или традициях, или даже об идеологии” [Kuper (1999)]. Третий ученый, М. Фишер, предлагает концепцию культуры как „экспериментального инструмента”, который делает „видимыми различия интересов, права доступа, путей обретения власти, потребностей, желаний и философских взглядов” [Fischer (2007)]. Наконец, Хофстеде и его коллеги определяют социокультурную среду как „коллективное программирование разума, отличающее членов одной группы или категории людей от других” [Hofstede et al. (2010)]. Они моделируют национальную культуру, вводя шесть следующих параметров: индекс дистанции власти, индивидуализм vs коллективизм, мужественность vs женственности, индекс избегания неопределенности, долгосрочная ориентация vs краткосрочная нормативная ориентация, терпимость vs принуждение. Культурные аспекты представляют собой независимые предпочтения одного из элементов дихотомии другому, что отличает страны (а не отдельных лиц) друг от друга.

Мы будем использовать понятие социокультуры как очень сложное понятие, ориентированное на смысл и знания, которое относится к нормам, ценностям, убеждениям, традициям, идеологиям, религиям, отношениям, технологиям, нормам поведения и стилям языка, усваеваемым, конструируемым и разделяемым посредством процесса социального обучения. Более того, мы предполагаем, что социокультурная система - это многослойная система, что можно проиллюстрировать так, как это показано на рисунке 1 (см. [Sociocultural system (2018)]). В обществе существует несколько социокультур, которые могут различаться на базовых уровнях, и гораздо больше таких, которые различаются на более высоких уровнях. Однако национальную культуру общества можно охарактеризовать шестью указанными выше измерениями. Эта характеристика ортогональна многоуровневой модели.

 

Рис. 1: Концептуальная многоуровневая модель социокультуры

Различные социокультуры могут взаимодействовать друг с другом, и в результате мы можем учитывать кросс-культурные эффекты в данной социальной среде. Риск социокультурных взаимодействий будет зависеть от характера и степени их различий.

Наша основная цель – предложить модель комплексного подхода к анализу социокультурных факторов, которые оказывают значительное влияние на развитие людей и их повседневную жизнь. Предлагаемый подход предоставляет как набор когнитивных инструментов так и использование когнитивного моделирования для лучшего понимания и анализа социокультур. Подход позволяет проанализировать и охарактеризовать социокультурные факторы (i) когнитивного и поведенческого развития индивидов, (ii) когнитивные процессы (например, принятие решений и рассуждение), (iii) процессы, связанные с использованием и развитием языка (который мы называем «языкопользованием») и (iv) процессы, которые порождают поведение.

Из-за сложности области концептуальная основа предлагаемого интегрального подхода основана на результатах текущих социальных и когнитивно-психологических исследований. В частности, принимая во внимание эти результаты, мы предлагаем четкое психологическое обоснование, которое служит концептуальной основой для рассматриваемого подхода.

Концептуально-психологическая основа может быть представлена как:

• социокультурное влияние на развитие когнитивных функций, которое показывает, как развиваются опыт, знания и модели поведения,

• социокультурная теория познания, которая рассматривает сознание как социокультурный продукт,  возникший на физиологической основе и развивающийся с помощью орудий труда, социального взаимодействия и телесной воплощенности.

• социокультурная теория когнитивной лингвистики, которая характеризует социокультурные факторы языкопользования и смыслопорождения,

• теория обучения, которая показывает, как согласованность может быть достигнута путем сочетания естественного[1] и дискурсивного обучения[2] и как можно добиться изменения поведения.

Чтобы максимально изучить и понять влияние социокультурных факторов на людей, мы разрабатываем комплексный, многогранный подход и методологию моделирования. Такой подход моделирования поддерживает исследование: (i) опыта и знаний людей, их развития и происходящих с ними изменений; (ii) восприятия и языкового управления влияниям и воздействиям окружающей среды; (iii) когнитивных навыков и способностей, которые реализуют когнитивные процессы, процессы решения проблем и принятия решений, а также (iv) зависимость реализации поведения, действий и деятельности от когнитивных способностей. Этот многогранный подход к моделированию помогает учитывать различные аспекты социокультурных воздействий.

При разработке предлагаемого подхода к моделированию мы принимаем во внимание соответствующие результаты психологических исследований, касающихся социокультурных проблем. Таким образом, мы придаем большое значение результатам нейропсихологии, когнитивной психологии и социокультурной психологии. Кроме того, мы выделяем новое направление нейропсихологии, социальную когнитивную нейробиологию, которая фокусируется на роли социокультурных воздействий, влияющих на человеческое развитие.

В Разделе 2 мы обсуждаем нейропсихологические и когнитивно-психологические модели, которые служат основой для разрабатываемого подхода к моделированию. Мы обсуждаем теорию ментальных моделей и теории дуальных моделей мышления и рассуждения. В разделе 3 мы рассматриваем развитие разума в соответствии с социокультурной детерминацией и обсуждаем формирование предубеждений, эвристику и развитие убеждений. Раздел 4 посвящен формулировке основных требований к многостороннему подходу в моделировании. В разделе 5 обсуждаются основные методологические компоненты предлагаемого подхода к моделированию: (i) методология основанная на капсулах, которая подходит для обработки знаний, опыта и формирования семантического пространства для языков, (ii) дуальная когнитивная теория, которая предоставляет набор инструментов для моделирования когнитивных процессов. В Разделе 6 мы предлагаем два метода, метод основанный на капсуле и метод основанный на логике, способствующие репрезентации и вербализации концептов. Раздел 7 посвящен моделированию когнитивных процессов в их языковой объективации. В разделе 8 мы обсуждаем основные методы моделирования, предоставляемые Каркасом Когнитивного Рассуждения (ККР) для исследования когнитивных процессов, реализующих познание.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...