Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация видов экономического анализа




 

Классификация анализа хозяйственной деятельности имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач. В экономической литературе анализ хозяйственной деятель­ности классифицируется по разным признакам (рисунок 2).

По отраслевому признаку, который основывается на общественном разделении труда, анализ делится на отраслевой, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики, и межотраслевой, который является теоретической и методологической основой АХД во всех отраслях национальной экономики, или, другими словами, теорией анализа хозяйственной деятельности.

По признаку времени экономический анализ подразделяется на предварительный (перспективный) и последующий.

Предварительный (прогнозный) анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обо­снования управленческих решений и плановых заданий, а так­же для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выпол­нения плана, предупреждения нежелательных результатов.

Последующий (ретроспективный) анализ проводится после совершения хозяйственных актов. Он используется для кон­троля за выполнением плана, выявления неиспользованных резер­вов, объективной оценки результатов деятельности предприятий.

Ретроспективный анализ в свою очередь делится на оперативный и итоговый (результативный). Оперативный (ситуационный) анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Цель его – оперативно выявлять не­достатки и воздействовать на хозяйственные процессы.

Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей.

По пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный. Внутрихозяйственный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межхозяйственном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.

Важное значение имеет классификация экономического анализа по объектам управления. Хозяйственная деятельность (управляемая система) состоит из отдельных подсистем: экономики, техники, технологии, организации производства, социальных условий труда, природоохранной деятельности и др. Аспект анализа по желанию управляющего органа может быть смещен в сторону каких-либо подсистем хозяйственной деятельности. В связи с этим выделяют следующие виды.

 


Рисунок 2. Классификация видов экономического анализа

 

Технико-экономический анализ, которым занимаются технические службы предприятия (главного инженера, главного тех­нолога и др.). Его содержанием является изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их вли­яния на экономические результаты деятельности предприятия.

Финансово-экономический анализ (финансовая служба предприятия, финансовые и кредитные органы) основное вни­мание уделяет финансовым результатам деятельности предпри­ятия: выполнению финансового плана, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия.

Аудиторский (бухгалтерский) анализ – это экспертная диагностика финансового состояния предприятия. Проводится аудиторами или аудиторскими фирмами с целью оценки и прогнозирования финансового состояния и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования.

Управленческий анализ проводят все службы предприя­тия с далью предоставления руководству информации, необхо­димой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники и технологии и организации производства, носит оперативный характер, результаты его являются коммерческой тайной.

Социально-экономический анализ (экономические служ­бы управления, социологические лаборатории, статистические органы) изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические резуль­таты хозяйственной деятельности.

Экономико-статистический анализ (статистические орга­ны) применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли и региона.

Экономико-экологический анализ (органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия) ис­следует взаимодействие экологических и экономических про­цессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.

Маркетинговый анализ (служба маркетинга предприятия или объединения) применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разра­ботки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

По методике изучения объектов анализ хозяйственной деятельности может быть сопоставительным, диагностическим, факторным, маржинальным, экономико-математическим, детерминированным, эконо­мико-статистическим, функционально-стоимостным и т.д.

При сопоставительном анализе обычно ограничивают­ся сравнением отчетных показателей о результатах хозяйствен­ной деятельности с показателями плана текущего года, данны­ми прошлых лет, передовых предприятий.

Факторный анализ направлен на выявление величины влия­ния факторов на прирост и уровень результативных показателей.

Диагностический (экспресс) анализ представляет собой способ ус­тановления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения. Знание признака позволяет быстро и довольно точно установить характер нарушений, не производя непосредственных измерений, т.е. без действий, которые требуют дополнительного времени и средств.

Маржинальный анализ – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

С помощью экономико-математического анализа выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономи­ческой задачи, выявляются резервы повышения эффективнос­ти производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов.

Детерминированный анализ применяется для исследова­ния функциональных взаимосвязей между факторными и резуль­тативными показателями.

Стохастический анализ (дисперсионный, корреляционный, компонентный и др.) используется для изучения стохастичес­ких зависимостей между исследуемыми явлениями и процес­сами хозяйственной деятельности предприятий.

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) представ­ляет собой метод выявления резервов. Он базируется на функ­циях, которые выполняет объект, и сориентирован на оптималь­ные методы их реализации на всех стадиях жизненного цикла изделия (научно-исследовательские работы, конструирование, производство, эксплуатация и утилизация). Его основное назна­чение в том, чтобы выявить и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощений конст­рукции изделия, замены материалов и т.д.

По субъектам (пользователям анализа) различают внутренний и внешний анализ. Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, крат­косрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистический отчетности органами хозяйственного управления, банками, финан­совыми органами, акционерами, инвесторами.

По охвату изучаемых объектов анализ делится на сплошной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном – по результатам обследования только части объектов.

По содержанию программы анализ может быть комплексным и тематическим. При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом – только отдельные ее стороны, представляющие в определенный момент наибольший интерес.

Каждая из названных форм экономического анализа своеобразна по содержанию организации и методике его проведения.

Вопросы для самопроверки:

1. По каким признакам классифицируется экономический анализ?

2. Какие виды экономического анализа можно выделить по методике изучения объектов?

3. В чем заключается разница между маржинальным и факторным анализом?

4. Какой из видов анализа наиболее подходит для экспресс диагностики финансового состояния предприятия?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...